|
 |
ПРАВА ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ В КАЗАХСТАНЕ: АНАЛИЗ
НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ И
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
МОТ, 2008, 48 страниц
|
http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/right_migrant_kaz_ru.pdf
За последние годы Казахстан перешел из разряда
стран происхождения трудовой миграции в группу стран, в которые
идет активный приток иностранной рабочей силы. Основной причиной
стал экономический рост в Казахстане начиная с 2000-х годов
и связанное с ним увеличение количества рабочих мест, рост
уровня заработной платы и доходов населения. Имеется и ряд
других причин, вызывающих дефицит рабочей силы на внутреннем
рынке. Многие низкоквалифицированные работы становятся невостребованными
среди местного населения по причине низкого уровня оплаты
труда - например, в сельском хозяйстве, строительстве, сфере
обслуживания. В профессиях, требующих более высокой квалификации,
в 90-е годы прошлого века по причине экономического кризиса
произошел значительный отток квалифицированных кадров и молодых
людей со специальным образованием, например, в сферу торговли
и обслуживания; многие из них выехали из страны. Кроме того,
в ближайшей перспективе Казахстан столкнется с последствиями
резкого спада рождаемости, который произошел в 90-х годах
прошлого века, и который приведет к существенному снижению
численности молодых людей, выходящих на рынок труда.
Стр. 9.
Сальдо миграции в Казахстане в 2001-2006 гг. (стр.10)
Год
|
Прибывших, тыс. чел.
|
Выбывших, тыс. чел.
|
Сальдо миграции, тыс. чел.
|
2001
|
34,4
|
104,3
|
-69,9
|
2002
|
58,2
|
120,2
|
-62,0
|
2003
|
65,6
|
73,9
|
-8,3
|
2004
|
68,3
|
65,5
|
+2,8
|
2005
|
74,3
|
52,2
|
+22,1
|
2006
|
67,4
|
33,9
|
+33,5
|
Общие законодательные требования в отношении привлечения
иностранной рабочей силы устанавливаются вышеупомянутым Законом
о занятости населения. Более детально они регламентируются
правилами, утвержденными постановлением Правительства от 19
июня 2001 года № 83624. Разрешение на привлечение иностранной
рабочей силы выдается в Казахстане работодателю на следующие
категории иностранных работников:
1) первая категория - руководящий состав организации;
2) вторая категория - специалисты с высшим и средним профессиональным
образованием с подтвержденными в установленном порядке документами;
3) третья категория - квалифицированные рабочие;
4) четвертая категория - рабочие, занятые на сезонных сельскохозяйственных
работах в соответствии с соглашениями о сотрудничестве в области
трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов.
Стр. 15.
В рамках национального законодательства доступ
иностранцев, включая трудящихся-мигрантов и членов их семей,
к медицинской помощи регламентируется специальными правилами,
утвержденными постановлением Правительства от 16 октября 2006
года № 997. Они распространяют свое действие как на временных,
так и постоянно проживающих в Казахстане иностранных граждан
и лиц без гражданства, и не предусматривают каких-либо ограничений
в отношении мигрантов с неурегулированным статусом. Бесплатная
медицинская помощь оказывается по месту пребывания и не связывается
с наличием у мигранта визы или регистрации. На бесплатной
основе иностранцам предусмотрено оказание скорой медицинской
помощи и медицинской помощи при заболеваниях, представляющих
опасность для окружающих. Иные медицинские услуги предоставляются
иностранным гражданам и лицам без гражданства за счет их собственных
средств, средств их работодателей, системы добровольного медицинского
страхования и иных источников, не запрещенных законодательством
Республики Казахстан. Следует отметить, что оралманы пользуются
полным объемом бесплатной медицинской помощи, предусмотренным
для граждан Республики Казахстан.
Стр. 29.
|
Отчет, подготовленный в рамках проекта Международной
организации труда (далее - МОТ) "Стабильное партнерство как
средство обеспечения эффективного управления миграцией рабочей силы
в Российской Федерации, на Кавказе и в Средней Азии". Основная
цель работы состояла в сравнительной оценке национального законодательства
Республики Казахстан, регулирующего права трудящихся-мигрантов,
а также международных стандартов и практики в данной сфере. Кроме
того, целью работы было выработать рекомендации в отношении законодательных
мер, необходимых для реализации эффективной политики в сфере трудовой
миграции по продвижению достойного труда и усилению защиты прав
трудящихся-мигрантов.
При подготовке данной работы были рассмотрены права
трудящихся-мигрантов в соответствии с законодательством Казахстана,
изучены основные подходы к правовому регулированию международной
трудовой миграции и установленные в стране процедуры их реализации.
Основное внимание при проведении анализа было уделено трудовой миграции,
эффективное регулирование которой рассматривается в качестве одной
из предпосылок для успешного решения проблем с нерегулируемой трудовой
миграцией. Сравнительный анализ большей частью структурирован в
соответствии с Руководством по разработке эффективной политики в
области трудовой миграции в странах происхождения и назначения.
Заложенные в основе международных правовых инструментах
стандарты служат для этих стран в качестве основы для формулирования
и реализации национальной политики в отношении допуска на свои рынки
труда иностранных работников и обеспечения их прав.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
I. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
II. МИГРАЦИЯ В КАЗАХСТАН: ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
2.1. Казахстан как страна назначения трудовой миграции
2.2. Участие Казахстана в международных конвенциях, региональных
и двусторонних соглашениях, касающихся прав трудящихся-мигрантов
III. ДОСТУП МИГРАНТОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ В КАЗАХСТАНЕ (ПОЛИТИКА
ПРИЕМА)
3.1. Рамки правового регулирования международной трудовой миграции
3.2. Квотирование иностранной рабочей силы
3.3. Предоставление разрешений на привлечение иностранной рабочей
силы
3.4. Право мигрантов на доступ к рынку труда (сопровождение приема)
3.5. Права трудящихся-мигрантов в случае смены места работы
3.6. Признание зарубежных документов об образовании и квалификации
IV. ЗАЩИТА ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
4.1. Условия труда и занятости
4.2. Профессиональное обучение, языковые курсы и курсы интеграции
4.3. Права профсоюзов
V. СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ
5.1. Решение вопросов дискриминации
5.2. Интеграция трудящихся-мигрантов
5.3. Воссоединение семей
VI. УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
6.1. Здравоохранение
6.2. Обеспечение жильем
6.3. Образование
VII. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ВКЛЮЧАЯ ОХРАНУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНУЮ
ЗАЩИТУ
7.1. Пенсионное обеспечение
7.2. Обязательное социальное страхование
7.3. Несчастные случаи на работе
VIII. ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ С НЕУРЕГУЛИРОВАННЫМ СТАТУСОМ И ИХ РЕГУЛЯРИЗАЦИЯ
IX. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ДОСТОЙНОГО ТРУДА И ЗАЩИТЫ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ
1. Рекомендации в отношении политики приема иностранной рабочей
силы
2. Рекомендации в отношении усиления национального законодательства,
касающегося прав трудящихся-мигрантов
Х. БИБЛИОГРАФИЯ
XI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 . Глоссарий отдельных терминов
Приложение 2. Ратифицированные конвенции Международной организации
труда
Приложение 3. Ратифицированные международные конвенции (протоколы)
по правам человека
Приложение 4. Региональные и двусторонние соглашения по трудовой
миграции
Приложение 5. Перечень нормативных правовых актов Республики Казахстан
|