|
![Кузьма Петров-Водкин. Девушки на Волге. Kuzma Petrov-Vodkin. Young women on the Volga (1915)](img/petrov_vodkin_s.jpg) |
Когда
девушка становится взрослой? |
![Сергей ЗАХАРОВ](img/foto01_s.jpg) |
Над темой номера работал Сергей ЗАХАРОВ
|
Еще не "взрослая", но уже не "ребенок"
На рис.1 представлена идеальная возрастная последовательность
ключевых социально-демографических событий для каждой из 25 стран,
охваченных исследованием, а также усредненная для всей совокупности
опрошенных13. В
качестве иллюстрации индивидуальных профилей на рисунке выделена
Франция как страна, в которой «идеальный» календарь событий близко
соответствует усредненному профилю для европейских стран, а также
Испания и Финляндия – западноевропейские страны, демонстрирующие
систематические полярные отклонения от усредненной кривой. Наконец,
выделен также профиль для России, контрольной парой для которой
выступает Украина.
![](img/t_graf01.gif)
Рисунок 1. Идеальная возрастная последовательность ключевых
событий для женщины, вступающей во «взрослую» жизнь
Источник: расчеты автора по данным ЕСС 2006-2007.
Для всех стран первым из рассматриваемых событий в жизни
взрослеющей девушки (в соответствии с возрастом его наступления)
является сексуальный дебют14.
Можно считать, что одобряемый возраст этого события варьируется
по европейским странам в пределах от менее 17 лет (в Австрии и Германии)
до 19 лет в Ирландии при общей средней в 17,8 года. В России одобряемый
возраст начала сексуальных отношений выше, чем в среднем по Европе
– 18,5 лет. Близкие к России значения (18,3-18,6 лет) демонстрируют:
Кипр, Финляндия, Венгрия, Польша, Украина. Заметим, что полученная
величина для России полностью соответствует среднему возрасту фактического
начала половой жизни россиянок по данным репрезентативных исследований,
что свидетельствует об отсутствии сколько-нибудь значимого конфликта
на массовом уровне в России между нормативными представлениями и
наиболее распространенными практиками сексуального поведения молодежи15.
Нормативные представления о возрасте для девушки, когда «еще рано
начинать сексуальные отношения», во всех странах меняются в сторону
более низкого возраста сексуального дебюта при переходе от старших
возрастных групп опрошенных к более молодым (рис.2). Вероятнее
всего, за этим стоит реальная межпоколенная динамика в сторону более
раннего начала сексуальной активности от поколения к поколению,
отмечаемая повсеместно в развитых странах, и российские тенденции,
с некоторым запаздыванием встраиваются в общеевропейский контекст16.
Рисунок 2. Возраст, в котором «женщина еще слишком молода,
чтобы начинать сексуальные отношения» по возрастным группам опрошенных
в России и некоторых других странах, лет
Источник: Расчеты автора по данным ЕСС.
Следующее во временной цепочке событие по результатам
усредненного «европейского» профиля – «завершение образования».
По европейским меркам, задумываться о том, учиться ли дальше, сегодня
не предосудительно в 19 лет (соответственно 18-летняя девушка еще
«слишком молода», чтобы завершать образование17).
В то же время вариация социально одобряемых возрастов завершения
образования по странам велика, намного выше, чем для социально ободряемого
возраста сексуального дебюта.
В Австрии, Великобритании, Болгарии и на Кипре завершать
образование допускается до 18 лет, а в Норвегии, Швеции, Финляндии
и Венгрии – от 20 до 21 года. Россия и Украина продемонстрировали
самые завышенные требования к длительности обучения для девушки:
возраст, в котором, по мнению респондентов, можно завершать образование
– 22,4 года – соответствует возрасту получения диплома о высшем
профессиональном образовании в этих странах. Близко к максимальным
уровням находится Дания - 22,2 года. В то же время, по среднему
числу лет, фактически затраченных на обучение, - 13,6, российские
женщины все еще сильно отстают от женщин в западноевропейских странах
(кроме Португалии), и тем более от Финляндии и Дании, в которых
этот показатель вплотную приблизился к 16 годам (рис. 4). Кроме
того, Россия и Украина выделяются высокой долей респондентов (соответственно
36% и 27%), полагающих, что девушка/женщина «никогда не бывает молода»,
чтобы завершать образование. Чуть более низкие проценты мы находим
в Латвии, Румынии и Дании (около 20%), в Австрии – 16%, Швейцарии
– 14%. В остальных странах этот процент, как правило, не достигает
и 10%. Не есть ли это косвенные свидетельства скрытого недовольства
уровнем образования женщин в России, особенно характерного для лиц
средних и пожилых возрастов, для которых разрыв между фактически
полученным и желательным уровнями образования максимален? Если это
так, то можно ожидать, что в России будет продолжаться процесс приобщения
женщин к высшему образованию, резко ускорившийся в последние два
десятилетия.
![](img/t_graf03.gif)
Рисунок 3. Возраст, в котором «женщина еще слишком молода,
чтобы заканчивать получение образования» по возрастным группам опрошенных
в России и некоторых других странах
Источник: Расчеты автора по данным ЕСС.
![](img/t_graf04.gif)
Рисунок 4. Среднее число лет, фактически затраченных
на обучение женщинами в России и в других странах
Источник: Расчеты автора по данным ЕСС
На величине одобряемого возраста завершения образования
сказывается принятая в той или иной стране система уровней профессионального
образования. Поэтому, с некоторой долей условности, можно выделить
группу стран, в которых уже стало достижительной нормой высшее образование
(не ниже бакалавра), группу стран, в которых для девушки желательны,
как минимум, промежуточные, послешкольные уровни образования (типа
лицея, специальных училищ и т.п.), и страны, в которых полное школьное
образование с 11-12-летним обучением считается вполне достаточным.
К первой группе тогда будут отнесены: Россия, Украина, Дания, Словения,
Польша, Норвегия, Швеция, Финляндия, Венгрия, ко второй группе –
Швейцария, Бельгия, Эстония, Франция, Ирландия, Латвия, Португалия,
Словакия, а к третьей (школьной) – Австрия, Болгария, Кипр, Германия,
Испания, Великобритания, Нидерланды, Румыния.
Обращает на себя внимание, что в группе стран с самым
высоким допускаемым возрастом завершения образования, куда входит
и Россия, возрастной порог перехода из «детского» или «подросткового»
статуса во «взрослый» расположен ниже порога завершения образования.
Означает ли это, что профессиональное образование в этих странах
стало атрибутом «взрослой» жизни, когда решение о том, сколько учиться
и на кого учиться принимается самим, уже «взрослым» учеником? Возможно,
для скандинавских стран это и так. Но в России – это, безусловно,
не так. Присутствие России в ряду стран с самыми высокими образовательными
притязаниями для девушки заставляет сомневаться, что студентка и
в скандинавских странах рассматривается как «взрослый», самостоятельный
человек. По всей видимости, мы сталкиваемся с реальным противоречием
в «идеальном» расписании человеческой жизни современного человека:
учиться надо бы дольше, чем прежде, но признание того, что в этом
случае «ребенком» следует считать девушку в возрасте 20 лет и даже
старше, дается с трудом. Совершенно очевидно, что завершение образования
не тождественно наступлению взрослости. И.С. Кон обращал на это
внимание еще в далекие 1960-е годы18.
Интересно, что, несмотря на очевидное общее увеличение
фактической длительности получения образования от поколения
к поколению, ясная межпоколенная динамика допускаемого (нормативного
в общественном мнении) возраста завершения образования, в Европе,
видимо, отсутствует - в большинстве развитых стран юные, зрелые
и пожилые респонденты сообщают о примерно одинаковом среднем возрасте,
когда можно заканчивать учиться. В то же время в ряде стран, молодые
люди даже склонны называть более ранний возраст завершения образования,
чем от них ожидают их родители. К числу таких стран относится, в
частности, Россия, Финляндия и ряд стран в Восточной Европе (рис.3).
Первый опыт проживания с партнером под одной крышей
без регистрации брака в представлениях «среднего» европейца завершает
юношеский период жизненного цикла девушки (т.е. период до признания
ее взрослым человеком). Вариация возраста, с которого допускается
наступление такого события, по странам незначительна – укладывается
в пределы 19-20 лет (исключение – 21,5 лет в Ирландии), и российский
показатель – 19,5 лет, находится на среднем уровне. Гораздо важнее
оказываются различия между странами по признанию на массовом уровне
права девушки на столь нетрадиционное поведение. Толерантность к
добрачному/безбрачному сожительству в Европе удивительна – лишь
на Украине, в Румынии и в Польше сохраняется остаточная распространенность
традиционного неприятия такого модуса поведения для женщины («никогда
нельзя жить с партнером, не вступив в брак») на уровне 14-15% от
числа опрошенных. В Северной и Западной Европе добрачное сожительство
стало нормой, чуть ли не обязательной прелюдией к брачно-семейной
жизни (табл.1). Похоже, что повсеместно в Европе признание права
считаться «взрослой» наступает позже, и по логике, первый партнерский
союз должен был бы считаться «подростковой забавой». В России, как
и в целом ряде других восточноевропейских стран, негативное отношение
к сожительствам все еще встречается часто. На прямой вопрос того
же обследования: одобряют ли респонденты проживание партнеров без
брака, 37% россиян дали отрицательный ответ (сумма ответов «полностью
не одобряют» и «не одобряют», а 23% высказались одобрительно (оставшиеся
40% свое мнение держат «где-то посередине»). Близкая к российской
доля критически настроенных респондентов по отношению к неформальным
союзам наблюдается в Болгарии, Польше, Словакии, а в Румынии и Украине
таковых даже еще больше - соответственно, 41% и 54%. Переходной
восточноевропейской морали противостоит уже полностью модернизированная
мораль Западной Европы, где доля неодобрительно высказывающихся
не превышает 15% (за исключением Ирландии, в которой традиционалистов
около 20%).
В то же время, представляется бесспорным, что и сексуальная
революция, и модернизация матримониального поведения близки к завершению
во всех развитых странах без исключения. Это подтверждается и тем,
что допускаемый возраст сексуального дебюта для девушки повсеместно
достиг весьма низкого уровня - возраста официально признаваемого
совершеннолетия или немного ниже19.
Таблица 1. Распределения ответов на вопрос: «Как
Вы считаете, каков идеальный возраст для девочки, девушки
или женщины, чтобы начать жить вместе со своим партнером, не вступая
с ним в брак?», %
|
Указали конкрет-ный возраст
|
«Нет идеального возраста»
|
«Никогда нельзя жить с партнером, не вступив в брак»
|
Затруд-нились с ответом
|
Отка-зались отвечать
|
Всего
|
Австрия
|
54,5
|
33,3
|
2,2
|
9,2
|
0,7
|
100
|
Бельгия
|
94,0
|
3,4
|
1,3
|
1,1
|
0,2
|
100
|
Болгария
|
73,5
|
5,3
|
8,2
|
12,8
|
0,1
|
100
|
Швейцария
|
74,1
|
20,8
|
1,5
|
3,5
|
0,1
|
100
|
Кипр
|
83,8
|
6,0
|
7,2
|
2,6
|
0,3
|
100
|
Германия
|
76,4
|
16,5
|
1,5
|
5,3
|
0,4
|
100
|
Дания
|
80,9
|
13,8
|
1,2
|
2,7
|
1,5
|
100
|
Эстония
|
77,3
|
13,0
|
4,1
|
5,6
|
0,0
|
100
|
Испания
|
77,5
|
9,4
|
5,8
|
6,3
|
1,1
|
100
|
Финляндия
|
88,7
|
4,8
|
3,0
|
3,5
|
0,1
|
100
|
Франция
|
91,7
|
3,5
|
1,4
|
3,3
|
0,0
|
100
|
Великобритания
|
78,6
|
11,1
|
4,0
|
6,3
|
0,0
|
100
|
Венгрия
|
71,7
|
18,1
|
4,4
|
5,8
|
0,1
|
100
|
Ирландия
|
59,8
|
23,4
|
7,7
|
6,3
|
2,7
|
100
|
Латвия*
|
61,2
|
21,7
|
7,6
|
8,9
|
0,6
|
100
|
Нидерланды
|
85,8
|
7,8
|
2,7
|
3,2
|
0,5
|
100
|
Норвегия
|
91,9
|
2,9
|
2,5
|
2,5
|
0,1
|
100
|
Польша
|
68,1
|
8,9
|
14,2
|
8,8
|
0,1
|
100
|
Португалия
|
70,0
|
19,2
|
4,2
|
6,5
|
0,1
|
100
|
Румыния*
|
64,1
|
10,4
|
15,1
|
4,0
|
6,5
|
100
|
Россия
|
68,1
|
14,0
|
8,9
|
8,9
|
0,0
|
100
|
Швеция
|
85,1
|
10,1
|
1,1
|
3,3
|
0,4
|
100
|
Словения
|
75,9
|
16,1
|
2,7
|
5,3
|
0,0
|
100
|
Словакия
|
74,9
|
11,8
|
7,4
|
5,5
|
0,5
|
100
|
Украина
|
63,0
|
15,8
|
15,2
|
6,0
|
0,0
|
100
|
Все страны
|
76,2
|
13,1
|
4,8
|
5,5
|
0,4
|
100
|
* Здесь и далее результаты для Латвии и Румынии получены без
использования процедуры взвешивания по причине отсутствия в доступной
базе данных дизайн-весов для этих стран.
13 На интересующие
нас вопросы ответило более 23000 респондентов обоих полов из 25
стран (от приблизительно 500 человек на Кипре до более 1400 в Германии
и 1139 в России). Это примерно половина от общего числа
респондентов. Методика проведения опроса предполагала, что половина
респондентов – мужчин и женщин - отвечает на все вопросы данного
блока, но применительно к женщинам, а другая половина отвечала на
те же вопросы применительно к мужчинам.
14 Вопрос ставился
следующим образом: «До какого возраста женщина, как правило,
еще слишком молода, чтобы начинать сексуальные отношения?»
Для получения оценки социально одобряемого возраста возможного
начала сексуальной жизни (показанного на рис.1 и в таблице Приложения),
к рассчитанному среднему возрасту, полученного непосредственным
счетом по результатам ответов, прибавлялся 1 год. Таким способом
мы условно переводили стрелки «часов» жизненного цикла на один год
вперед, чтобы получить ответ на не поставленный прямо вопрос: «Начиная
с какого возраста, можно (уже не рано) начинать сексуальные
отношения?». Этот же прием был использован для аналогично поставленных
вопросов, в которых использовалась конструкция «слишком молода».
Тем самым была достигнута универсальность в построении «идеальной»
(желательной), по мнению респондентов, возрастной последовательности
наступления рассматриваемых событий. Возможно, кому-то обоснованность
данной процедуры покажется спорной, хотя она нередко используется
на практике. Желающие вернуться в исходное состояние, могут выполнить
обратное действие, отняв один год от всех, аналогично построенных
средних величин.
15 Так, по данным
10-й волны РЭМЗ/RLMS (2001), для всех опрошенных в возрасте от 14
до 49 лет средний возраст начала половой жизни составил 18,5 лет.
См.: Мониторинг сексуального поведения населения Российской Федерации.
Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения
2001г. Университет Северной Каролины в Чэпел Хилле, Институт социологии
РАН. Апрель 2002. С.6.
16 Кон И.С. Сексуальная
культура в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997; Голод С.И.
Что было пороками стало нравами. Лекции по социологии сексуальности.
М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2005.
17 Вопрос ставился
следующим образом: «Как Вы считаете, до какого возраста девочка,
девушка или женщина, как правило, еще слишком молода, чтобы
заканчивать получение образования?»
18 Кон И.С. Юность
как социальная проблема //Бой идет за человека /Под ред. В.Г.Лесовского.
Л.: Наука, 1965. См. Также: Кон. И.С. Психология ранней юности.
М.: Просвещение, 1989 и др. В этих работах, в частности, справедливо
замечается, что зависимый социальный статус студенчества не означает
автоматически для них более позднего социального созревания, по
сравнению с работающими сверстниками. Как правило, опережение в
культурно-образовательном отношении связано с приобщением к более
сложным формам социальной ответственности – неотъемлемого атрибута
взросления.
19 Наиболее распространенный
возраст, по достижению которого закон разрешает самостоятельно принимать
решение о браке в Европе – 18 лет.
|