|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
На школьное образование приходится около 2/3 общих расходов
на образование в странах ОЭСР
Обязательное школьное образование, включающее в себя
начальное, среднее, а в некоторых странах и послесреднее (невысшее)
образование4, является
сердцевиной всей системы образования. Признавая его фундаментальное
значение для социального и экономического развития, а также для
развития самого образования, страны ОЭСР за последние годы вложили
значительные средства в данную сферу образования. При этом ключевым
для повышения эффективности обучения были признаны не структурные
или административные изменения, а учительский состав, его профессионализм
и способность к модернизации.
Сейчас лишь незначительное меньшинство учащихся не завершает
курс обязательного среднего образования. В большинстве стран членов
и партнеров ОЭСР коэффициенты участия5
остаются высокими до конца возрастного интервала, соответствующего
законодательно принятому для обучения по программе обязательного
среднего образования, в результате чего более 90% подрастающих поколений
завершают эту фазу обучения. Более 10% не завершают эту фазу обучения
в Великобритании, Германии, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии,
США, Турции и Чили. Однако следует отметить, что в 4 из них - Германии,
Нидерландах, США, Чили – возраст завершения обучения по программе
обязательного среднего образования относительно высок, составляя
17-18 лет.
В странах ОЭСР расходы на школьное образование (включая
дошкольное, начальное, среднее и послесреднее невысшее) составляют
около 2/3 общих расходов на образование, а остальная треть приходится
на высшее (или «третичное») образование. В 2005 году на школьное
образование было затрачено от 70% и выше в Ирландии (74,7%), Великобритании
(73,9), Новой Зеландии (70,9) и Италии (70,0%). Выше всего доля
расходов на высшее образование в США (37,1%) Греции (33,5) и Южной
Корее (33,5), тогда как в среднем по ОЭСР она не достигает и четверти
(24,2%).
Удельные расходы на одного учащегося в школе (включая
получение послесреднего невысшего образования) значительно возросли
во всех странах ОЭСР по сравнению с серединой 1990-х годов. Если
принять расходы на одного учащего в 2000 году за 100, то в среднем
по ОЭСР они составили в 2005 году в постоянных ценах 119 (рис. 2)
против 89 в 1995 году. В некоторых странах эти расходы особенно
быстро росли после 2000 года: в Венгрии индекс составил 158, в Южной
Корее – 152, Ирландии и Словакии – 147, Чехии – 139, только в Бельгии
расходы на одного учащегося сократились по сравнению с 2000 годом,
составив 96 к 100. При этом расходы на одного студента высших учебных
заведений в среднем по ОЭСР также возросли, но в меньшей степени,
составив в 2005 году 111 против 100 в 2000 году и 99 в 1995 году.
Картина изменения этих расходов по отдельным странам более пестрая.
Средний размер класса несколько выше в средней школе
– примерно на 3 ученика больше, чем в начальной школе, однако более
существенны различия между странами. Так, средняя величина класса
низшей ступени средней школы в Бразилии, Израиле, Чили, Южной
Корее и Японии достигает 30 учеников и более, тогда как в Исландии,
Люксембурге, России и Швейцарии средний размер класса в начальной
и средней школе низшей ступени не превышает 20 учеников. В целом
по ОЭСР средний размер класса в начальной школе составляет 21,5,
в средней школе низшей ступени – 24,0.
За последнее десятилетие заработная плата учителей начальной
и средней школы выросла в реальном исчислении в большинстве стран
ОЭСР, более всего – почти вдвое – в Венгрии. Рост заработной платы
отчасти определялся уровнем получаемой заработной платы. Так, в
Австралии, Дании, Англии и Шотландии размер оплаты труда быстрее
увеличивался у начинающих учителей, тогда как у находящихся в середине
и на вершине «карьерной» лестницы он рос в меньшей степени.

Рисунок 2. Изменение числа учащихся в школе (в эквиваленте
обучения полное время) и расходов на школьное образование6,
2000 и 2005 гг. (2000=100, 2005 – в постоянных ценах), %
Бразилия, Норвегия, Швейцария, Эстония – только государственные
расходы;
Бразилия, Венгрия, Италия, Швейцария – только государственные
образовательные учреждения
Тут следует упомянуть о двух принципах формирования
занятости в сфере образования. Например, в Испании, Франции, Японии,
Южной Корее используется система «карьерного роста», предполагающая
раннее вступление и длительное пребывание учителя в сфере общественных
услуг, постепенно повышающего свою позицию в соответствии с внутренними
правилами. Это позволяет избегать проблемы нехватки учителей, но
порождает проблему соответствия профессиональной подготовки учителей
изменяющимся потребностям школы и учеников при отсутствии достаточных
стимулов для постоянного профессионального роста. Поэтому в других
странах – в Великобритании, Канаде, Швеции, Швейцарии – в большей
степени ориентируются на подборе «лучшего кандидата» для каждой
позиции, будь то извне, или из имеющегося преподавательского состава.
При этом типичными проблемами являются нехватка учителей, особенно
по математике, физике и другим естественнонаучным дисциплинам, трудности
формирования качественного преподавательского состава в возрасте
40 лет и старше и значительные различия в преподавательском
составе более и менее привлекательных районов и школ.
Среднее число планируемых часов обучения детей в возрасте
от 7 до 14 лет в государственных образовательных учреждениях стран
ОЭСР составляет 6907 часов (рис. 3). Это время включает как обязательные,
так и дополнительные часы обучения, которые должны предоставляться
ученикам школ. Характерно, что в Финляндии, которая по результатам
Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся
ПИЗА7 2003 года заняла
первое место, это время составляет лишь 70% от времени обучения,
планируемого в Италии (5752 против 8316 часов). А с учетом стран-партнеров
ОЭСР размах вариации еще выше: от 5644 часов в Эстонии до 8752 часов
в Чили. Кроме того, действительные часы обучения существенно различаются
по регионам и типам школ.

Рисунок 3. Общее число планируемых часов обучения в
государственных образовательных учреждениях в возрасте от 7 до 14
лет, 2006 год
Быстрое развитие информационно-компьютерных технологий
требует значительных инвестиций в оснащение школ. Только за 2000-2003
годы доступность компьютеров в школах стран ОЭСР удвоилась, а в
странах, где она была крайне низкой – Греции. Мексики, Португалии,
– выросла в 5 раз и более. Так, в Мексике число учеников 15-лет
приходящихся на 1 компьютер, сократилось с 81 до 12, а в Греции
– с 58 до 12. Однако повышение оснащенности школ техникой должно
быть дополнено интенсивной подготовкой педагогов, способных обучить
навыкам использования современных технологий для дальнейшего самостоятельного
обучения и развития.
В некоторых странах - Франции, Испании, Люксембурге
– до четверти учащихся средней школы низшей ступени остаются на
второй год по каким-то предметам, а в Нидерландах и Мексике – около
20% учащихся начальной школы, хотя это и не является общей ситуацией
для стран ОЭСР. Оставление на второй год нередко пользуется популярностью
среди учителей, однако выгоды такого повторного обучения для детей
не всегда очевидно, а цена его очень высока, составляя в эквиваленте
около 20 тысяч долларов США.
4 Уровни 1-4 Международной
стандартной классификации образования 1997 года (ISCED 1997- см.:
http://www.uis.unesco.org/TEMPLATE/pdf/isced/ISCED_R.pdf
).
5 Доля лиц определенного
возраста, участвующих в образовательных программах, в общей численности
данной возрастной группы.
6 Имеется в виду обучение
по программам начального, среднего (вторичного) и послесреднего
невысшего (нетретичного) образования.
7 PISA, Programme
for International Student Assessment. Данное исследование проводится
ОЭСР трехлетними циклами. В 2006 году завершился третий цикл программы
(о некоторых результатах его речь пойдет ниже).
|