Как изменение климата влияет на здоровье коренных малочисленных народов?
Для того чтобы понять, насколько глобальное изменение климата способно отразиться на условиях существования, а следовательно, и на здоровье коренных обитателей высоких широт, надо отчетливо представлять нынешнее положение дел.
Чукотка — не Гренландия
На арктической и субарктической территории России проживает около 160 тыс. человек, относящихся к коренным малочисленным народам Севера (КМНС). Влияние климатических изменений происходит на фоне высокой смертности этой группы населения, и, соответственно, для них характерна низкая ожидаемая продолжительность жизни. Более 20 лет разрыв между смертностью коренных северян и всего населения страны не сокращается. Многие годы состояние смертности КМНС изучает Дмитрий Богоявленский (Институт демографии Высшей школы экономики). У этих народов, как показал на основе собственных исследований ученый, продолжительность жизни намного меньше, чем у всего населения России и у коренного населения зарубежного Севера (см. таблицу).
Такая ситуация вызвана сверхвысокой смертностью среди взрослых. Сравнительный анализ показывает, что у народов российского Севера шансов отойти в мир иной намного больше, чем у коренных жителей высоких широт за рубежом. Сравним: если среди инуитов Гренландии до 60 лет доживают почти три четверти мужчин (74%) и 82% женщин, то в России среди коренных малочисленных народов Севера — чуть более трети мужчин (37,8%) и менее двух третей женщин (62,2%). Те же показатели у всего населения России составляют 54% и 83%, а в Дании — 88% и 94% соответственно.
Смертность от инфекционных болезней, в основном от туберкулеза, среди КМНС впечатляет — 60 на 100 тыс., при средней по стране равной 23. Такой сверхвысокий уровень смертности КМНС заставляет считать демографическую ситуацию кризисной. Абсолютное большинство северян живет за чертой бедности. Многие семьи практически не имеют жилья. Жилищный фонд в селах в основном ветхий, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. В этих условиях происходит неуклонное ухудшение здоровья людей. Однако составить реальную картину по официальным данным медицинской статистики достаточно сложно, так как на эти показатели влияют многие факторы — доступность медицинских учреждений, оснащенность современным диагностическим оборудованием, квалификация врачей в небольших населенных пунктах. Более достоверна информация по инфекционным заболеваниям, и здесь мы видим, что кривая заболеваемости туберкулезом, вирусным гепатитом, паразитозами у северян растет.
До врача — три дня пути
При этом в районах проживания КМНС снижается численность врачей и среднего медицинского персонала. В среднем на 10 тыс. жителей приходится примерно 38 врачей и 119 человек среднего медицинского персонала (по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям эти показатели составляют 45 врачей и 129 человек среднего медицинского персонала). Сокращается также число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Те, что есть, далеки от идеала: значительная часть зданий требует капитального ремонта, по лекарственным препаратам и медицинскому оборудованию — голодный минимум.
Ситуацию осложняют большие расстояния и трудности передвижения. Жителям небольших арктических селений не всегда реально даже добраться до больницы. Из-за этого медицинская помощь недоступна жителям Таймыра в среднем 7 часов в неделю, Ямало-Ненецкого автономного округа — 18, Якутии — 25, Чукотки — 28, а Эвенкии — целых 62 часа в неделю!
Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» в качестве первоочередной меры определяет создание действенной системы здравоохранения. Сюда включены оснащение оборудованием, комплектация лекарственными препаратами экспедиционных медицинских отрядов и передвижных медицинских бригад для профилактической диагностики и лечения на местах. Концептуально все верно, только это полезное дело целиком возложено на плечи местных бюджетов. Следовательно, эффективность диагностики и лечения зависит не столько от усилий медиков, сколько от возможности оплачивать транспортные тарифы, доля которых в структуре выездной медицинской помощи составляет до 80 процентов.
Льда слишком мало или слишком много?
Сегодня трудно определить количественные значения риска изменения климата для здоровья северян, так как для этого нужны специальные эколого-эпидемиологические исследования. Тем не менее факт негативного влияния изменения климата на традиционное природопользование коренных малочисленных народов можно считать доказанным. В последние десятилетия возникли трудности для рыбалки и охоты, изменились миграционные пути диких оленей, другой стала кормовая база, уменьшилось поголовье морских животных. Очевидно, что это может привести к сокращению традиционных промыслов, что, в свою очередь, неизбежно нарушит традиционное питание. Коренные жители Чукотки уже фиксируют негативные последствия потепления климата, проявляющиеся в уменьшении толщины и более раннем вскрытии морского льда. Это затрудняет охоту и ведет к увеличению случаев травм, которые и так являются причиной значительного числа смертей среди коренных народов Севера.
Учащение числа аномальных погодных явлений, свойственных потеплению климата, осложняет и без того проблемные транспортные связи. В связи с тем, что воздушная связь с небольшими населенными пунктами во многих районах нерегулярна, люди оказываются изолированными на длительное время каждую осень и весну, когда льда в воде слишком много, чтобы идти на лодке, но недостаточно, чтобы ехать на санях с помощью собак или на снегоходах. При ограничении привычных способов охоты, рыбной ловли и передвижений возможны перебои в снабжении продовольствием. Это влечет за собой учащение межличностных конфликтов, депрессии и другие формы социального стресса. Какое уж тут здоровье…
Борис РЕВИЧ, руководитель лаборатории Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, д.м.н., профессор.
«Мировая энергетика» № 4, 2009, 12 мая 2009 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)