|
|
Российская
рождаемость - долгожданный рост? |
|
Над темой номера
работал
Сергей ЗАХАРОВ
|
Успехи 2007 года переоценивать не следует
В октябре 2007 года Президент РФ подписал указ (№1351)
о «Концепции демографической политики Российской Федерации на период
до 2025 года». В соответствии с этой концепцией предполагается достигнуть
стабилизации численности населения к 2015 году во многом благодаря
существенному повышению текущего уровня рождаемости в ближайшие
годы. Согласно принятому законопроекту, специальные меры стимулирования
рождаемости («материнский (семейный) капитал», развитие системы
пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение потребности
семей в услугах дошкольного образования, доступность жилья для семей
с детьми и т.п.) должны привести к повышению коэффициента суммарной
рождаемости с 1,3 в 2006 году до 1,7 в 2015 году и до 1,95 в 2025
году. Таким образом, перед нами имеется нормативный прогноз изменения
уровня рождаемости в результате ожидаемого эффекта от принятых специальных
мер, ориентированных на повышение рождаемости.
Как сегодня можно оценить сдвиги в рождаемости, достигнутые
в 2007 году, в свете поставленных задач? Безусловно, было бы слишком
опрометчиво судить о демографическом эффекте новой политики по результатам
одного года. И все же некоторые принципиальные моменты произошедших
изменений следует отметить.
Первое. Увеличение рождаемости в 2007
году по своим структурным и интенсивным характеристикам принципиальным
образом отличается от предшествующего ему этапа повышения в 2000-2006
годах. Поскольку ни с чем иным, кроме как с усилением семейно-демографической
политики в 2007 году, связать эти изменения нельзя, определенный
эффект политики очевиден.
Второе. В чем конкретно проявился эффект,
и так ли уж однозначно он положителен. Отметим следующие наиболее
важные моменты:
- повышение рождаемости было серьезным и практически тотальным
по всем очередностям рождений, за одним немаловажным исключением
– оно абсолютно не коснулось вероятности первых рождений. С одной
стороны, это подтверждает, что налицо имеется эффект от такой
меры как «материнский капитал», который предоставляется матерям
родившим второго ребенка (третьего и последующих, если он не предоставлялся
на второго ребенка и последующих детей по причине их рождения
до 2007 года). С другой стороны, такая реакция населения настораживает:
при сохранении текущей вероятности рождения первенца, остающейся
стабильной с 1999 года, еще на 10 лет, около 15-20% россиянок,
находящихся сегодня в активных репродуктивных возрастах, останутся
окончательно бездетными. Фактически это означает, что на остальных
женщин-матерей ляжет ответственность по рождению к возрасту 50
лет в среднем существенно более 2 детей (доля матерей, родивших
троих и более детей, в частности, должна возрасти двукратно),
чтобы обеспечить выполнение поставленных правительством задач;
- на предложенные меры сельское население отреагировало значительно
сильнее, чем городское. Не таят ли предложенные меры, опирающиеся
на финансовые инструменты, внутренних ограничений на перспективу
для дальнейшего роста рождаемости в России?
- характер подъема рождаемости по своим темпам и возрастным параметрам
создает ситуацию «дежа вю» - с таким положением Россия и ряд других
стран уже сталкивались в годы принятия мер семейной политики:
резкое повышение текущей рождаемости, приводившее к календарным
эффектам без заметных сдвигов в итоговой рождаемости поколений.
Быстрое исчерпание потенциала матерей, желающих иметь, в первую
очередь, двоих детей, заканчивалось обрушением ежегодного числа
рождений и всех других конъюнктурных характеристик демографической
динамики.
На ожидаемые результаты семейно-демографической политики,
обновленной в 2007 году, можно посмотреть и с другой стороны – со
стороны общественного мнения и его готовности реагировать каким-то
образом на новые меры политики. В рамках второй волны исследования
РиДМиЖ10 (2007 год)
был проведен опрос, результаты которого свидетельствуют о высокой
поддержке населением мер по усилению семейной политики. Примерно
половина опрошенных полагают, что введение «материнского капитала»,
повышение размеров выплат по всем видам пособий, важно для принятия
решения о рождении детей. Такой же популярностью пользуются меры
по расширению сети дошкольных учреждений и улучшению графика работы
школьных учреждений. Менее важной респонденты считают возможность
работать неполный рабочий день или по гибкому графику, пользоваться
сферой услуг по найму нянь с учетом повышения их доступности. Эти
меры как важные отметили от 30 до 40% респондентов.
Однако в противоречие с высокой оценкой политики в целом,
ответы на вопрос: «Как перечисленные меры, введенные в действие
в 2007 году, скажутся на вашем поведении в отношении деторождения?»
в рамках того же обследования, к сожалению, не дают основания для
повышенного оптимизма (рис. 23). Не многие респонденты готовы положительно
реагировать на провозглашенную государством политику стимулирования
рождаемости. Ответ «обязательно заведут больше детей, чем планировали»
дали лишь 1% опрошенных. Такую возможность для себя рассматривают
еще 8%. В то же время 81% считают, что предлагаемые меры никак не
скажутся на их личном поведении, и они будут следовать прежним планам.
Наконец, 10% опрошенных имеют намерение завести детей раньше, чем
планировали, при том же ожидаемом окончательном размере потомства.
Подтверждается высокая вероятность сдвигов в календаре рождений
в реальных поколениях без существенного увеличения итогового числа
детей в семьях, в результате чего за краткосрочным «бэби-бумом»
следует ожидать неизбежного компенсаторного спада годового числа
рождений.
Рисунок 23. Распределение ответов на вопрос «Как меры
политики, введенные в действие в 2007 года, скажутся на вашем поведении»
(опрос проведен весной-летом 2007 года), %
Источник: Расчеты автора на основе данных второй волны
репрезентативного обследования РиДМиЖ/RusGGS-2007.
Еще более настораживают сравнение результатов опросов
о намерениях респондентов в ближайшие три года обзавестись ребенком
(еще одним ребенком), проведенных в 2004 и 2007 годах. Никаких значимых
сдвигов в намерениях, которые можно было бы приписать оптимистичному
восприятию дополнительных мер политики, введенных в 2007 году, не
наблюдается. Лишь тридцатилетние мужчины и женщины чуть лучше оценивают
свои собственные перспективы в отношении увеличения размеров семьи
(табл. 4).
Таблица 4. Распределение ответов мужчин и женщин в различном
возрасте на вопрос: «Собираетесь ли вы завести (еще одного) ребенка
в ближайшие три года?», по данным опросов 2004 и 2007 годы, в процентах
Возраст
|
Мужчины
|
Женщины
|
Опреде-ленно нет
|
Пожалуй нет
|
Пожалуй да
|
Опреде-ленно да
|
Опреде-ленно нет
|
Пожалуй нет
|
Пожалуй да
|
Опреде-ленно да
|
Опрос 2004 г. (до объявления мер, предусмотренных в
Концепции-2007)
|
18-19
|
58
|
30
|
9
|
4
|
42
|
37
|
14
|
5
|
20-24
|
34
|
29
|
23
|
13
|
24
|
25
|
34
|
16
|
25-29
|
24
|
23
|
33
|
19
|
29
|
23
|
28
|
17
|
30-34
|
32
|
24
|
33
|
10
|
49
|
23
|
20
|
7
|
35-39
|
54
|
22
|
18
|
4
|
68
|
22
|
7
|
3
|
40-44
|
71
|
18
|
7
|
3
|
83
|
11
|
4
|
1
|
45-49
|
79
|
15
|
3
|
1
|
92
|
6
|
1
|
1
|
18-49
|
49
|
23
|
19
|
8
|
57
|
19
|
15
|
7
|
Опрос 2007 г. (после объявления мер, предусмотренных
в Концепции-2007)
|
18-19
|
69
|
23
|
5
|
3
|
47
|
31
|
15
|
6
|
20-24
|
35
|
34
|
21
|
11
|
22
|
30
|
33
|
14
|
25-29
|
19
|
22
|
41
|
17
|
31
|
26
|
30
|
14
|
30-34
|
34
|
28
|
27
|
11
|
38
|
28
|
26
|
8
|
35-39
|
48
|
31
|
17
|
5
|
65
|
21
|
11
|
3
|
40-44
|
71
|
20
|
7
|
2
|
83
|
13
|
3
|
1
|
45-49
|
84
|
11
|
4
|
1
|
93
|
6
|
1
|
1
|
18-49
|
50
|
25
|
18
|
7
|
57
|
21
|
16
|
6
|
Примечание: сумма по строке для каждого пола и для каждой
возрастной группы может отличаться от 100% за счет отказавшихся
отвечать на данный вопрос, доля которых в среднем менее 1%.
Источник: Расчеты автора на основе данных первой (2004
год) и второй (2007 год) волн репрезентативного обследования РиДМиЖ/RusGGS.
Вполне возможно, что спустя какое-то время при стабильно
высоком внимании государства к семейным делам, ожидания людей станут
более оптимистичными, но пока никаких изменений в прокреативных
установках населения в связи с новой демографической политикой не
наблюдается, и ожидать значительного демографического эффекта от
нее нет особых оснований.
10 Российское обследование
«Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» в рамках
международной программы Европейской экономической комиссии ООН «Generations
and Gender Programme»/Программа «Поколения и Гендер», проведенное
Независимым институтом социальной политики (Москва) при финансовой
поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации и Научного Общества
Макса Планка (Германия).
|