Rambler's Top100

№ 353 - 354
17 - 30 ноября 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Российская рождаемость – долгожданный рост?

2007 год: рост рождаемости

Впервые за двадцать лет в России стало больше многодетных матерей

Материнство продолжает стареть

Российская рождаемость по-прежнему намного ниже уровня замещения поколений

Успехи 2007 года переоценивать не следует

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Виктор Пальмов. Беременная радость. Victor Palmov. The joy of pregnancy. (1920) Российская рождаемость - долгожданный рост?

Сергей ЗАХАРОВ

Над темой номера
работал
Сергей ЗАХАРОВ

Успехи 2007 года переоценивать не следует

В октябре 2007 года Президент РФ подписал указ (№1351) о «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». В соответствии с этой концепцией предполагается достигнуть стабилизации численности населения к 2015 году во многом благодаря существенному повышению текущего уровня рождаемости в ближайшие годы. Согласно принятому законопроекту, специальные меры стимулирования рождаемости («материнский (семейный) капитал», развитие системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования, доступность жилья для семей с детьми и т.п.) должны привести к повышению коэффициента суммарной рождаемости с 1,3 в 2006 году до 1,7 в 2015 году и до 1,95 в 2025 году. Таким образом, перед нами имеется нормативный прогноз изменения уровня рождаемости в результате ожидаемого эффекта от принятых специальных мер, ориентированных на повышение рождаемости.

Как сегодня можно оценить сдвиги в рождаемости, достигнутые в 2007 году, в свете поставленных задач? Безусловно, было бы слишком опрометчиво судить о демографическом эффекте новой политики по результатам одного года. И все же некоторые принципиальные моменты произошедших изменений следует отметить.

Первое. Увеличение рождаемости в 2007 году по своим структурным и интенсивным характеристикам принципиальным образом отличается от предшествующего ему этапа повышения в 2000-2006 годах. Поскольку ни с чем иным, кроме как с усилением семейно-демографической политики в 2007 году, связать эти изменения нельзя, определенный эффект политики очевиден.

Второе. В чем конкретно проявился эффект, и так ли уж однозначно он положителен. Отметим следующие наиболее важные моменты:

  • повышение рождаемости было серьезным и практически тотальным по всем очередностям рождений, за одним немаловажным исключением – оно абсолютно не коснулось вероятности первых рождений. С одной стороны, это подтверждает, что налицо имеется эффект от такой меры как «материнский капитал», который предоставляется матерям родившим второго ребенка (третьего и последующих, если он не предоставлялся на второго ребенка и последующих детей по причине их рождения до 2007 года). С другой стороны, такая реакция населения настораживает: при сохранении текущей вероятности рождения первенца, остающейся стабильной с 1999 года, еще на 10 лет, около 15-20% россиянок, находящихся сегодня в активных репродуктивных возрастах, останутся окончательно бездетными. Фактически это означает, что на остальных женщин-матерей ляжет ответственность по рождению к возрасту 50 лет в среднем существенно более 2 детей (доля матерей, родивших троих и более детей, в частности, должна возрасти двукратно), чтобы обеспечить выполнение поставленных правительством задач;
  • на предложенные меры сельское население отреагировало значительно сильнее, чем городское. Не таят ли предложенные меры, опирающиеся на финансовые инструменты, внутренних ограничений на перспективу для дальнейшего роста рождаемости в России?
  • характер подъема рождаемости по своим темпам и возрастным параметрам создает ситуацию «дежа вю» - с таким положением Россия и ряд других стран уже сталкивались в годы принятия мер семейной политики: резкое повышение текущей рождаемости, приводившее к календарным эффектам без заметных сдвигов в итоговой рождаемости поколений. Быстрое исчерпание потенциала матерей, желающих иметь, в первую очередь, двоих детей, заканчивалось обрушением ежегодного числа рождений и всех других конъюнктурных характеристик демографической динамики.

На ожидаемые результаты семейно-демографической политики, обновленной в 2007 году, можно посмотреть и с другой стороны – со стороны общественного мнения и его готовности реагировать каким-то образом на новые меры политики. В рамках второй волны исследования РиДМиЖ10 (2007 год) был проведен опрос, результаты которого свидетельствуют о высокой поддержке населением мер по усилению семейной политики. Примерно половина опрошенных полагают, что введение «материнского капитала», повышение размеров выплат по всем видам пособий, важно для принятия решения о рождении детей. Такой же популярностью пользуются меры по расширению сети дошкольных учреждений и улучшению графика работы школьных учреждений. Менее важной респонденты считают возможность работать неполный рабочий день или по гибкому графику, пользоваться сферой услуг по найму нянь с учетом повышения их доступности. Эти меры как важные отметили от 30 до 40% респондентов.

Однако в противоречие с высокой оценкой политики в целом, ответы на вопрос: «Как перечисленные меры, введенные в действие в 2007 году, скажутся на вашем поведении в отношении деторождения?» в рамках того же обследования, к сожалению, не дают основания для повышенного оптимизма (рис. 23). Не многие респонденты готовы положительно реагировать на провозглашенную государством политику стимулирования рождаемости. Ответ «обязательно заведут больше детей, чем планировали» дали лишь 1% опрошенных. Такую возможность для себя рассматривают еще 8%. В то же время 81% считают, что предлагаемые меры никак не скажутся на их личном поведении, и они будут следовать прежним планам. Наконец, 10% опрошенных имеют намерение завести детей раньше, чем планировали, при том же ожидаемом окончательном размере потомства. Подтверждается высокая вероятность сдвигов в календаре рождений в реальных поколениях без существенного увеличения итогового числа детей в семьях, в результате чего за краткосрочным «бэби-бумом» следует ожидать неизбежного компенсаторного спада годового числа рождений.

Рисунок 23. Распределение ответов на вопрос «Как меры политики, введенные в действие в 2007 года, скажутся на вашем поведении» (опрос проведен весной-летом 2007 года), %

Источник: Расчеты автора на основе данных второй волны репрезентативного обследования РиДМиЖ/RusGGS-2007.

Еще более настораживают сравнение результатов опросов о намерениях респондентов в ближайшие три года обзавестись ребенком (еще одним ребенком), проведенных в 2004 и 2007 годах. Никаких значимых сдвигов в намерениях, которые можно было бы приписать оптимистичному восприятию дополнительных мер политики, введенных в 2007 году, не наблюдается. Лишь тридцатилетние мужчины и женщины чуть лучше оценивают свои собственные перспективы в отношении увеличения размеров семьи (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов мужчин и женщин в различном возрасте на вопрос: «Собираетесь ли вы завести (еще одного) ребенка в ближайшие три года?», по данным опросов 2004 и 2007 годы, в процентах

Возраст

Мужчины

Женщины

Опреде-ленно нет

Пожалуй нет

Пожалуй да

Опреде-ленно да

Опреде-ленно нет

Пожалуй нет

Пожалуй да

Опреде-ленно да

Опрос 2004 г. (до объявления мер, предусмотренных в Концепции-2007)

18-19

58

30

9

4

42

37

14

5

20-24

34

29

23

13

24

25

34

16

25-29

24

23

33

19

29

23

28

17

30-34

32

24

33

10

49

23

20

7

35-39

54

22

18

4

68

22

7

3

40-44

71

18

7

3

83

11

4

1

45-49

79

15

3

1

92

6

1

1

18-49

49

23

19

8

57

19

15

7

Опрос 2007 г. (после объявления мер, предусмотренных в Концепции-2007)

18-19

69

23

5

3

47

31

15

6

20-24

35

34

21

11

22

30

33

14

25-29

19

22

41

17

31

26

30

14

30-34

34

28

27

11

38

28

26

8

35-39

48

31

17

5

65

21

11

3

40-44

71

20

7

2

83

13

3

1

45-49

84

11

4

1

93

6

1

1

18-49

50

25

18

7

57

21

16

6

Примечание: сумма по строке для каждого пола и для каждой возрастной группы может отличаться от 100% за счет отказавшихся отвечать на данный вопрос, доля которых в среднем менее 1%.
Источник: Расчеты автора на основе данных первой (2004 год) и второй (2007 год) волн репрезентативного обследования РиДМиЖ/RusGGS.

Вполне возможно, что спустя какое-то время при стабильно высоком внимании государства к семейным делам, ожидания людей станут более оптимистичными, но пока никаких изменений в прокреативных установках населения в связи с новой демографической политикой не наблюдается, и ожидать значительного демографического эффекта от нее нет особых оснований.



10 Российское обследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» в рамках международной программы Европейской экономической комиссии ООН «Generations and Gender Programme»/Программа «Поколения и Гендер», проведенное Независимым институтом социальной политики (Москва) при финансовой поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации и Научного Общества Макса Планка (Германия).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.