Rambler's Top100

№ 341 - 342
18 - 31 августа 2008

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Нужно ли повышать занятость пенсионеров?

В России работают около четверти пенсионеров

Присутствие работающих пенсионеров повышает обеспеченность домохозяйств

Работают не самые бедные пенсионеры

Модель занятости пенсионеров

Работают те, у кого хорошее здоровье и… образование

Ограничение дохода работающих пенсионеров или повышение пенсионного возраста?

Краткие выводы

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Федор Бронников. Старик-нищий. Fedor Bronnikov. The old beggar (1869) Нужно ли повышать занятость пенсионеров?

Над темой номера
работал
и:

Татьяна МАЛЕВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Татьяна МАЛЕВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Модель занятости пенсионеров

Несмотря на явную экономическую мотивацию к продолжению трудовой деятельности, трудовая активность пенсионеров, по понятным причинам, с возрастом снижется.

По данным и статистики, и различных обследований, она наиболее высока в возрастах от 40 до 54 лет, то есть трудоспособных. Достижение официального пенсионного возраста приводит к заметному снижению экономической активности, но наиболее резко масштабы занятости пенсионеров падают после достижения женщинами 60, а мужчинами 65 лет. У женщин этот перелом выражен особенно явно: в трудоспособных возрастах женщины работают чаще, чем мужчины. Следовательно, для значительной части женщин мы имеем дело, по сути, с отложенным выходом на пенсию: их фактический возраст выхода с рынка труда приближается к общей границе пенсионного возраста, установленной для мужчин, - 60 лет.

В результате, разрыв между числом пенсионеров и тех, кто покидает рынок труда, - максимальный в последнее предпенсионное пятилетие (рис. 6). Это свидетельствует о том, что большинство досрочных пенсионеров и существенная часть пенсионеров, выходящих на пенсию на общих основаниях, сохраняет трудоспособность к моменту оформления пенсии.

Рисунок 6. Удельный вес оформивших пенсию и прекративших работать (вышедших на пенсию) респондентов и партнеров, % в возрастной группе респондентов

Источник: РиДМиЖ, 2004 г.

Согласно данным второй волны РиДМиЖ (2007 год), более 60% пенсионеров, примерно половина мужчин и три четверти женщин, остаются в составе занятых в течение первого года после выхода на пенсию. Во второй год пребывания на пенсии трудовая активность мужчин остается практически неизменной (половина всех мужчин-пенсионеров с этим пенсионным стажем), тогда как пятая часть работавших женщин покидает рынок труда. По мере увеличения периода пребывания на пенсии доля занятых сокращается, причем у женщин отток из состава занятых происходит более интенсивно, чем у мужчин. Тем не менее, на протяжении первых пяти лет после выхода на пенсию женщины сохраняют более высокие уровни трудовой активности, чем мужчины (рис. 7). Следовательно, различия в уровнях занятости мужчин и женщин после достижения 60 лет отчасти отражают накопленные к этому возрасту различия в продолжительности «пенсионного стажа» - то есть стажа работы в периоде, прошедшем с момента оформления пенсии. Переломным можно считать 10-летний период пребывания на пенсии, после которого происходит резкое снижение доли работающих пенсионеров.

Рисунок 7. Изменение доли занятых пенсионеров в зависимости от продолжительности пребывания на пенсии

Источник: РиДМиЖ, 2004 г.

Прекращение работы уже в статусе пенсионера, для большинства из них становится окончательным. По данным обследования РиДМиЖ, в 2004 году были готовы начать работать 5,6% неработающих респондентов-пенсионеров, в том числе определенно хотели бы найти работу всего 1,5%. В 2007 году планировали искать работу или начать собственное дело всего 3,4% неработающих пенсионеров, в том числе говорили об этом с абсолютной уверенностью – менее 1%. Не удивительно, что в трудоспособных возрастах желание вернуться на рынок труда больше: в 2004 году возобновить работу хотели 24% неработающих пенсионеров трудоспособных возрастов и 3% - пенсионеров пенсионных возрастов, в 2007 году – 14% и 2% пенсионеров трудоспособных и пенсионных возрастов, соответственно. Следовательно, можно предположить, что абсолютное большинство пенсионеров, которые хотели бы работать, уже работают, и возможности расширения численности занятого населения за счет пенсионеров, особенно достигших пенсионного возраста, весьма ограничены.

Большинство работающих пенсионеров (около 60% по данным РиДМиЖ) остаются работать на том же рабочем месте, на котором они трудились до назначения пенсии. Эти результаты подтверждаются и другими исследованиями: например, по данным 9-й волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ, 2000), более чем у половины работающих пенсионеров стаж работы на последнем рабочем месте превышал 10 лет11.

Доля пенсионеров, работающих на прежнем рабочем месте, выше (порядка 70%) среди пенсионеров, получающих пенсию на общих основаниях (то есть с 55/60 лет), а также среди женщин. Пенсионеры-мужчины, особенно вышедшие на пенсию досрочно, более чем в половине случаев покидают работу, которая дала им право на пенсию. Связано это, по-видимому, с тем, что мужчины чаще заняты в тех профессиях, где после выработки определенного стажа (выслуги лет) или достижения определенного возраста наступает резкое снижение производительности труда и здоровья, необходимого для осуществления этой деятельности, что влечет за собой более ранний выход на пенсию.

Одновременно пенсионеры демонстрируют довольно низкую готовность к трудовой мобильности: в 2007 году с той или иной степенью уверенности хотели бы сменить нынешнее место работы 10% занятых, в том числе около 17% - работающих пенсионеров в трудоспособных возрастах и 7% - в пенсионных. Среди не пенсионеров сменить нынешнее место работы хотел бы почти каждый четвертый (23%).

Таким образом, условно модель трудового поведения российских пенсионеров можно описать следующим образом: работа до тех пор, пока позволяют силы и здоровье, часто – на том же рабочем месте, что и до выхода на пенсию, выход с рынка труда – безвозвратный. Поскольку, по данным статистики, средняя продолжительность поиска работы увеличивается с возрастом, можно предположить, что отчасти эта модель связана с барьерами, с которыми сталкиваются пенсионеры при поиске новой работы. Барьеры могут быть как отражением существующих представлений о меньшей производительности труда пожилых работников, так и объективно более низкими показателями их человеческого капитала.


11 Синявская О.В. Перспективы повышения пенсионного возраста в России / Серия научных докладов ASPE, 2002, №9. СПб: Европейский дом, 2003.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.