 |
Т.И.Заславская, Э.Н.Крылатых,
М.А.Шабанова
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ РОССИИ
М., Издательство "Дело" АНХ, 2007, 320 страниц
|
Демографические и социально-экономические характеристики
групп слушателей по уровню ПД (профессионально-делового)
-потенциала, % от численности каждой группы (стр. 57)
Показатель
|
Группы по уровню ПД-потенциала
|
Начинающие
|
Продвинутые
|
Профессионалы
|
Пол
|
Мужчины
|
59
|
67
|
7
|
Женщины
|
41
|
33
|
22
|
Возраст (лет)
|
До 30
|
55
|
30
|
13
|
31-35
|
25
|
36
|
24
|
36-40
|
12
|
20
|
32
|
41 и более
|
8
|
14
|
31
|
В среднем, лет
|
31
|
34
|
38
|
Место жительства
|
Москва
|
74
|
62
|
48
|
Регионы
|
22
|
36
|
49
|
Самооценка благосостояния
|
Среднее
|
33
|
20
|
12
|
Выше среднего
|
55
|
64
|
60
|
Высокое
|
12
|
16
|
28
|
Самооценка социального статуса
|
Средний
|
64
|
52
|
40
|
Выше среднего
|
31
|
44
|
52
|
Высокий
|
5
|
4
|
8
|
Доля слушателей с разным уровнем ПД-потенциала,
выбравших названные ниже ценности, % к общей численности каждой
группы (стр. 61)
Ценности
|
Группы по уровню ПД-потенциала
|
Разница (гр.4-гр.2)
|
Начи-нающие
|
Продви-нутые
|
Профес-сионалы
|
Важнейшие ценности
|
Семейное счастье, любовь, дети
|
61
|
68
|
67
|
6
|
Самостоятельность, независимость, управление своей
судьбой
|
61
|
67
|
67
|
6
|
Материальный достаток, благосостояние семьи
|
59
|
63
|
61
|
2
|
Деловой и профессиональный успех, удачная карьера
|
53
|
56
|
4
|
-5
|
Важные ценности
|
Интересная работа, творческая реализация способностей
|
46
|
45
|
50
|
4
|
Профессионализма, высокая компетентность в своей сфере
деятельности
|
39
|
42
|
47
|
8
|
Спокойная совесть, жизнь в соответствии со своими моральными
нормами
|
33
|
38
|
41
|
8
|
Личная безопасность (своя и близких)
|
32
|
32
|
37
|
5
|
Интересный досуг, полноценный отдых, путешествия
|
38
|
31
|
33
|
-5
|
Авторитет, уважение окружающих
|
28
|
33
|
32
|
4
|
Личное достоинство, честь
|
26
|
28
|
35
|
9
|
Второстепенные ценности
|
Хорошее современное бизнес-образование
|
16
|
18
|
16
|
-
|
Правовое государство, надежное, справедливое государство
|
14
|
17
|
20
|
6
|
Надежные и эффективные социальные связи
|
18
|
14
|
12
|
-6
|
Капитал, позволяющий реализовать крупные деловые проекты
|
12
|
17
|
16
|
4
|
Обладание властью, лидерство, принятие важных управленческих
решений
|
10
|
15
|
15
|
5
|
Богатство, престижная собственность (коттедж, дорогая
иномарка и др.)
|
11
|
13
|
6
|
-5
|
Уровень доверия предпринимателей и менеджеров,
% по строке (стр. 128)
|
Баллы*
|
Всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Правительству РФ
|
14
|
27
|
42
|
15
|
2
|
100
|
Местным органам власти
|
18
|
37
|
36
|
8
|
1
|
100
|
Судебной системе
|
25
|
35
|
32
|
7
|
1
|
100
|
Милиции
|
36
|
38
|
20
|
5
|
1
|
100
|
Руководящему составу своей фирмы
|
2
|
6
|
22
|
41
|
29
|
100
|
Своему прямому руководителю
|
3
|
6
|
18
|
37
|
36
|
100
|
Своим подчиненным
|
1
|
4
|
25
|
4
|
21
|
100
|
Партнерам, контрагентам
|
2
|
10
|
44
|
39
|
5
|
100
|
* 1 – совсем не доверяю, 5 – полностью доверяю
Особенности правового сознания респондентов в
зависимости от возраста и типа мета постоянного проживания,
% (стр. 266)
Возраст
|
«Законо-послушные»
|
«Реляти-висты»
|
«Наруши-тели»
|
Нет ответа
|
Всего
|
сто-лица
|
реги-оны
|
сто-лица
|
реги-оны
|
сто-лица
|
реги-оны
|
сто-лица
|
реги-оны
|
сто-лица
|
реги-оны
|
До 30 лет
|
21
|
25
|
51
|
52
|
25
|
21
|
3
|
1
|
100
|
100
|
31-35 лет
|
20
|
37
|
47
|
48
|
29
|
14
|
4
|
1
|
100
|
100
|
36-40 лет
|
23
|
35
|
39
|
48
|
32
|
13
|
6
|
4
|
100
|
100
|
Старше 40 лет
|
36
|
51
|
29
|
31
|
30
|
16
|
5
|
1
|
100
|
100
|
ИТОГО
|
23
|
37
|
44
|
45
|
28
|
16
|
5
|
2
|
100
|
100
|
Оценка изменений «правил игры» власти с бизнесом
за последние 4 года, % к численности группы (стр. 273)
«Правила игры»
|
Характер изменения
|
«Законо-послушные»
|
«Реляти-висты»
|
«Наруши-тели»
|
Всего
|
Система налогов на бизнес
|
улучшение
|
51
|
48
|
38
|
46
|
ухудшение
|
7
|
11
|
9
|
9
|
Стабильность «правил игры»
|
улучшение
|
3
|
10
|
7
|
10
|
ухудшение
|
33
|
38
|
46
|
38
|
Условия выхода бизнеса «из тени»
|
улучшение
|
20
|
18
|
16
|
18
|
ухудшение
|
12
|
14
|
18
|
14
|
Отношения с органами власти
|
улучшение
|
8
|
7
|
8
|
7
|
ухудшение
|
35
|
38
|
39
|
37
|
Прозрачность отношений
|
улучшение
|
8
|
7
|
4
|
6
|
ухудшение
|
16
|
24
|
21
|
21
|
Защита со стороны правоохранительных органов
|
улучшение
|
5
|
5
|
3
|
4
|
ухудшение
|
29
|
39
|
43
|
37
|
Борьба с коррупцией и экономической преступностью
|
улучшение
|
25
|
29
|
32
|
28
|
ухудшение
|
11
|
11
|
11
|
11
|
ИТОГО (сумма баллов)
|
улучшение
|
130
|
124
|
18
|
119
|
ухудшение
|
143
|
175
|
187
|
167
|
|
В книге на материалах масштабных опросов 2004 и 2006
гг. слушателей программ МВА в АНХ при Правительстве РФ рассматриваются
особенности и тенденции изменения качественного состава, сознания
и поведения нового поколения предпринимателей и менеджеров России,
выявляется роль бизнес-образования высшей ступени и современной
деловой среды.
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, деловых
людей современной России.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ 1 НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ РОССИИ
Научный доклад по проекту 2006 -2007 гг.
ГЛАВА 1. Социально-профессиональный портрет слушателей программ
МВА (Т.И.Заславская)
1.1. Социально-демографическая структура
1.2. Социально-профессиональная структура
1.3. Социально-экономическая структура
1.4. Динамика самооценок профессиональных качеств
1.5. Базовые ценности слушателей программ МВА
ГЛАВА 2. Профессионально-деловая структура слушателей программ
МВА (Т.И.Заславская)
2.1. Профессионально-деловой потенциал как основной критерий дифференциации
слушателей
2.2. Группы слушателей по уровню профессионально-делового потенциала
2.3. Профессионально-деловые портреты выделенных групп слушателей
2.4. Базовые ценности, представления об успехе и своих деловых достижениях
ГЛАВА 3. Потребности слушателей в знаниях и ожидания от
программ МВА (Т.И.Заславская)
3.1. Соотношение ожиданий от обучения в АНХ и представлений слушателей
о деловых качествах, важных для достижения делового успеха
3.2. Соотношение представлений слушателей о качествах, необходимых
для делового успеха, и самооценок имеющихся деловых качеств
ГЛАВА 4. Мотивация и результативность бизнес-образования,
перспективы его развития (Э.Н.Крылатых)
Вводные замечания
4.1. Мотивы обучения в АНХ и выбора конкретных программ МВА. Оценка
условий поступления и обучения
4.2. Условия поступления в АНХ (источники информации и финансирование
обучения)
4.3. Оценка результативности обучения на программах МВА в АНХ
4.4. Связь обучения с текущей деятельностью фирм
4.5. Личные перспективы карьерного роста в связи с освоением программ
МВА
ГЛАВА 5. Бизнес-образование и деловая среда: новые вызовы
и старые ограничения (М.А.Шабанова)
5.1. Ресурс бизнес-образования и деловая среда: постановка проблемы
5.2. Изменения в деловой среде как стимулы к наращиванию бизнес-образования
5.3. Деловой успех, человеческий потенциал и ресурс бизнес-образования
5.4. Уровень доверия в современной институциональной среде
ГЛАВА 6. Правовая ситуация в бизнесе и ресурс бизнес-образования
(М.А.Шабанова)
6.1. Особенности правового сознания слушателей программ МВА. Правовое
сознание и правовая среда
6.2. Особенности поведения в случае нарушения законных прав в деловой
сфере
6.3. Возможности и способы влияния на изменение "правил игры"
государства с бизнесом
6.4. Уровень адаптации и изменение правовой ситуации в бизнесе
6.5. Вклад бизнес-образования в изменение правовой ситуации в бизнесе
Выводы и рекомендации
ЧАСТЬ 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
По итогам первой волны исследований (2004-2005 гг.)
ГЛАВА 7. Новое поколение экономических акторов: профессионально-деловые
качества (Т.И.Заславская)
ГЛАВА 8. Образ профессионала и перспективы профессионализации
в современной деловой среде (М.А.Шабанова)
8.1. Социальная трансформация и проблема профессионализации
8.2. Образ профессионала в представлении нового поеоления предпринимателей
и менеджеров
8.3. Результативность адаптации к современной бизнес-среде и актуальные
социально-профессиональные качества
8.4. Новое качество адаптации и потенциал профессионализации в нестабильной
и противоправной среде
ГЛАВА 9. Деловая карьера и бизнес-образование: гендерный
аспект (Т.И.Заславская)
9.1. Проблема управленческих кадров в российском бизнесе
9.2. Мотивы обучения мужчин и женщин по программам МВА
9.3. Социально-демографические характеристики слушателей и слушательниц
9.4. Деловой и профессиональный статус
9.5. Занятость в бизнес и деловой среде
9.6. Профессионально-деловой потенциал
9.7. Профессионально-управленческие качества
9.8. Адаптированность к действующим "правилам игры"
ГЛАВА 10. Слушатели программ МВА о своей законопослушности
и правовой ситуации в бизнесе (М.А.Шабанова)
10.1. Неправовые практики и вектор трансформации: поставновка проблемы
10.2. Особенности правового сознания слушателей программ МВА
10.3. Типы правового сознания: социоструктурный аспект
10.4. Оценка изменений в "правилах игры" и уровень адаптированности
ГЛАВА 11. Взгляд нового поколения бизнесменов на современную
экономику России и политику государства (Т.И.Заславская)
11.1. Какие факторы препятствуют эффективному развитию российского
бизнеса?
11.2. Какие меры государственной политики особенно важны для устойчивого
развития экономики?
11.3. Как эксперты оценивают изменение "правил игры" государства
с бизнесом за последние 4 года?
11.4. Особенности оценок экономической ситуации экспертами с разным
профессионально-деловым потенциалом
11.5. Особенности экспертных оценок социальных "оптимистов"
и "пессимистов"
Приложение. АНКЕТА слушателя программ МВА, 2006
|