|
 |
Артур O'Рэйли
ПРАВО ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА ДОСТОЙНЫЙ
ТРУД
МОТ, Женева, 2008, 164 страницы
|
http://www.ilo.ru/publications_ru.htm
Среди инвалидов уровень участия в рабочей силе
на открытом рынке труда обычно значительно ниже, чем среди
остальных работников, а уровень безработицы, наоборот, выше.
В 2003 году в Европейском Союзе были заняты лишь 40 процентов
инвалидов трудоспособного возраста в отличие от 64,2 процента
людей, не имевших инвалидности (ЕС, 2005; цифры основаны на
результатах опросов, а не на административной информации).
По данным Европейской комиссии, уровень экономической неактивности
среди лиц с ограниченными возможностями в два раза выше, чем
среди людей без инвалидности, что свидетельствует как о низком
уровне интеграции в случае продолжительного заболевания или
инвалидности, так и о сравнительно невысоком уровне образования
и профессиональной подготовки. Основной вопрос, который используется
для сбора данных в ЕС, звучит так: имеет ли человек заболевание
(инвалидность), которое длится свыше шести месяцев или предположительно
продлится шесть месяцев. Судя по опросам, в 2002 году в Евросоюзе
продолжительное заболевание или инвалидность имели 16 процентов
всего населения трудоспособного возраста (от 16 до 64 лет).
К сожалению, в этих данных не проводится различие между людьми,
страдающими заболеваниями, и людьми, имеющими инвалидность.
Причины такой низкой экономической активности могут быть разными
в зависимости от страны. Основными факторами, подавляющими
желание трудиться, являются "пенсионные ловушки"
и риск потерять пенсию или пособие в случае выхода на работу.
Другой возможной причиной может быть нежелание работодателей
принимать на работу инвалидов из-за опасений по поводу необходимости
нести значительные расходы на приспособление рабочих мест
или из-за предполагаемых трудностей с увольнением таких работников.
Стр. 63-64.
На основе анализа имеющейся информации можно перечислить
следующие причины низкого уровня занятости среди инвалидов:
- низкий уровень образования и подготовки;
- снижение спроса на неквалифицированный труд;
- сокращение численности работающих на крупных предприятиях
и в сфере общественных услуг;
- озабоченность по поводу возможных несчастных случаев
и страховых издержек;
- нежелание людей регистрироваться в качестве инвалидов;
- отсутствие информации о возможностях трудоустройства;
- недостаточная информированность работодателей о потребностях
и способностях инвалидов;
- "пенсионные ловушки";
- боязнь потери пенсий и пособий;
- потеря надежд в результате пережитых неудач при попытках
найти работу и/или укоренившиеся негативные образы;
- недостаточная техническая и персональная поддержка.
Стр. 66.
Ратификации Конвенции МОТ 1983 года о профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов (№ 159), по состоянию на
октябрь 2007 года (стр. 141)
Вступила в силу 20.06.1983 г.
Государства
|
Ратификация зарегистрирована
|
Мальта
|
09.06.1988
|
Австралия
|
07.08.1990
|
Мексика
|
05.04.2001
|
Азербайджан
|
19.05.1992
|
Монголия
|
03.02.1998
|
Аргентина
|
13.04.1987
|
Нидерланды
|
15.02.1988
|
Бахрейн
|
02.02.1999
|
Норвегия
|
13.08.1984
|
Боливия
|
19.12.1996
|
Пакистан
|
25.10.1994
|
Босния и Герцеговина
|
02.06.1993
|
Панама
|
28.01.1994
|
Бразилия
|
18.05.1990
|
Парагвай
|
02.05.1991
|
Буркина-Фасо
|
26.05.1989
|
Перу
|
16.06.1986
|
Бывшая югославская Республика Македония
|
17.11.1991
|
Польша
|
02.12.2004
|
Венгрия
|
20.06.1984
|
Португалия
|
03.05.1999
|
Гватемала
|
05.04.1994
|
Республика Корея
|
15.11.1999
|
Гвинея
|
16.10.1995
|
Российская Федерация
|
03.06.1988
|
Германия
|
14.11.1989
|
Сальвадор
|
19.12.1986
|
Греция
|
31.07.1985
|
Сан-Марино
|
23.05.1985
|
Дания
|
01.04.1985
|
Сан-Томе и Принсипи
|
17.06.1992
|
Доминиканская Республика
|
20.06.1994
|
Сербия
|
24.11.2000
|
Египет
|
03.08.1988
|
Словакия
|
01.01.1993
|
Замбия
|
05.01.1989
|
Словения
|
29.05.1992
|
Зимбабве
|
27.08.1998
|
Таджикистан
|
26.11.1993
|
Иордания
|
13.05.2003
|
Таиланд
|
11.10.2007
|
Ирландия
|
06.06.1986
|
Тринидад и Тобаго
|
03.06.1999
|
Исландия
|
22.06.1990
|
Тунис
|
05.09.1989
|
Испания
|
02.08.1990
|
Турция
|
26.06.2000
|
Италия
|
07.06.2000
|
Уганда
|
27.03.1990
|
Йемен
|
18.11.1991
|
Украина
|
15.05.2003
|
Кипр
|
13.04.1987
|
Уругвай
|
13.01.1988
|
Китай
|
02.02.1988
|
Фиджи
|
01.12.2004
|
Колумбия
|
07.12.1989
|
Филиппины
|
23.08.1991
|
Коста-Рика
|
23.07.1991
|
Финляндия
|
24.04.1985
|
Кот-д'Ивуар
|
22.10.1999
|
Франция
|
16.03.1989
|
Куба
|
03.10.1996
|
Хорватия
|
08.10.1991
|
Кувейт
|
26.06.1998
|
Черногория
|
03.06.2006
|
Кыргызстан
|
31.03.1992
|
Чехия
|
01.01.1993
|
Ливан
|
23.02.2000
|
Чили
|
14.10.1994
|
Литва
|
26.09.1994
|
Швейцария
|
20.06.1985
|
Люксембург
|
21.03.2001
|
Швеция
|
12.06.1984
|
Маврикий
|
09.06.2004
|
Эквадор
|
20.05.1988
|
Мадагаскар
|
03.06.1998
|
Эфиопия
|
28.01.1991
|
Малави
|
01.10.1986
|
Япония
|
12.06.1992
|
Мали
|
12.06.1995
|
Всего ратификаций: 80
|
|
|
Обзор основных международных правовых документов, политических
мер и инициатив, касающихся прав инвалидов, с особым упором на такие
аспекты, как занятость и труд. Рассматриваются различные возможности,
которые имеются у инвалидов, желающих трудиться на открытом (конкурентном)
рынке труда, в условиях защищенной занятости, найма с поддержкой,
а также на социальных предприятиях, исследуются тенденции в каждой
из этих категорий занятости и освещаются основные проблемы, с которыми
приходится сталкиваться в каждом случае.
В публикации описываются основные подходы, которые используются
на уровне отдельных стран для того, чтобы помогать людям с ограниченными
возможностями получать, сохранять работу и продвигаться по службе.
Речь идет о мерах в таких областях, как законодательство, работа
служб занятости, профессиональная подготовка, решение вопросов,
связанных с инвалидностью, финансовая, техническая и индивидуальная
поддержка, разъяснительная работа. В круг рассматриваемых вопросов
входят и такие важные элементы, как консультирование, сбор информации,
мониторинг и оценка результатов.
Наряду с определениями основных терминов в публикации
приведена программа действий, направленных на выполнение Конвенции
ООН о правах инвалидов 2006 года и, в частности, ее положений, касающихся
сферы труда и занятости.
Содержание
Предисловие
Введение
Право людей с ограниченными возможностями на достойный труд:
краткий обзор
Введение
Основные международные правовые документы и политические инициативы
1. Международные правовые документы и политические инициативы,
касающиеся права инвалидов на труд
1.1 Введение
1.2 Первые инициативы МОТ
1.3 Всеобщая декларация прав человека
1.4 Совет Европы: Европейская конвенция о правах человека
1.5 Конвенция МОТ о минимальных нормах социального обеспечения (№
102)
1.6 Первая рекомендация МОТ, посвященная вопросам профессиональной
реабилитации
1.7 Другие документы МОТ (1958-1968 гг.)
1.8 Международные пакты
1.9 Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц
1.10 Документы МОТ о развитии людских ресурсов
1.11 Призыв МОТ к проведению широкой кампании
1.12 Декларация ООН о правах инвалидов
1.13 Международный год инвалидов
1.14 Всемирная программа действий ООН и Десятилетие инвалидов
1.15 Конвенция МОТ № 159
1.16 Рекомендация ЕС о занятости инвалидов
1.17 Рекомендация о разработке конвенции ООН
1.18 Совет Европы: последовательная политика в отношении реабилитации
инвалидов
1.19 Азиатско-тихоокеанское десятилетие инвалидов
1.20 ООН: Стандартные правила обеспечения равных возможностей для
инвалидов
1.21 Венская декларация
1.22 Контроль за соблюдением положений Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах применительно к лицам с ограниченными
возможностями
1.23 Копенгагенская декларация
1.24 Запрещающая дискриминацию поправка к Договору о ЕС
1.25 Совет Европы: Европейская социальная хартия
1.26 Межамериканская конвенция
1.27 Африканское десятилетие инвалидов
1.28 Хартия фундаментальных прав ЕС
1.29 Директива Евросоюза о дискриминации
1.30 Женщины-инвалиды
1.31 Образование и подготовка
1.32 Европейский год инвалидов
1.33 План действий ЕС в отношении инвалидов на 2004-2010 гг.
1.34 Совет Европы: Малагская декларация 2003 года
1.35 План действий Совета Европы на 2006-2015 гг.
1.36 Арабское десятилетие инвалидов
1.37 Американское десятилетие инвалидов
1.38 Конвенция ООН о правах инвалидов
2. Труд и варианты занятости
2.1 Открытая (конкурентная) занятость
2.2 Защищенная занятость
2.3 Занятость с поддержкой
2.4 Социальные предприятия
3. Содействие труду и занятости
3.1 Введение
3.2 Службы занятости
3.3 Обучение с целью трудоустройства
3.4 Финансовая поддержка
3.5 Техническая и индивидуальная поддержка
3.6 Система квотирования
3.7 Антидискриминационное законодательство
3.8 Разъяснительная работа
3.9 Решение вопросов труда инвалидов
3.10 Консультационные механизмы
3.11 Информация, мониторинг и оценка
4. Основные вопросы и повестка дня для дальнейших действий
4.1 Введение
4.2 Конвенция ООН о правах инвалидов
4.3 Повестка дня для дальнейших действий с упором на вопросы труда
и занятости
Приложения:
1 Возможности труда и занятости инвалидов на раннем этапе (1900-1930
гг.)
2 Определения
3 Ратификации Конвенции МОТ 1983 года о профессиональной реабилитации
и занятости инвалидов (№ 159), по состоянию на октябрь 2007 года
4 Ратификации и подписания Конвенции ООН о правах инвалидов, по
состоянию
на октябрь 2007 года
5 План действий Совета Европы на 2006-2015 гг. по защите прав людей
с ограниченными возможностями и обеспечению их полноценного участия
в жизни общества: улучшение качества жизни людей с ограниченными
возможностями в Европе
|