|  | 
               
                |  | АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ 
                    ФЕДЕРАЦИИ ЮНИСЕФ, 2007, 121 страница |  http://www.unicef.org/russia/ru/ru_ru_situation-analysis_170907.pdf 
               
                | Основу системы социальной защиты составляют: 1) 
                    страховые и нестраховые социальные денежные субсидии, 2) пособия 
                    на оплату товаров и услуг, предоставляемых определенным категориям 
                    населения, и 3) социальные услуги для наиболее уязвимых групп 
                    населения (пенсионеров, инвалидов, сирот и др.) Наиболее распространенными 
                    типами пособий являются: (1) пособия по временной нетрудоспособности; 
                    (2) ежемесячные пособия на детей в возрасте до 16 лет и учащихся 
                    в возрасте до 18 лет; (3) пособия по безработице. На протяжении приблизительно 15 лет наблюдалась 
                    тенденция к снижению государственной поддержки семей, имеющих 
                    детей, которая выражалась в сокращении расходов на пособия 
                    семьям и по беременности и родам. Если в 1991 году на семейные 
                    пособия и пособия по беременности родам приходилось 77,3 процента 
                    от общего объема средств, в 1995 года эта доля упала до 54 
                    процентов, а к 2003 году она составила всего лишь 32,4 процента. 
                    Это изменение было вызвано отменой пособий на всех детей и 
                    переходом на выплату пособий только детям из бедных семей. В 2006 году правительство России предприняло активные 
                    шаги по преодолению демографического кризиса, предложив значительное 
                    увеличение существующих пособий детям и матерям, а также новые 
                    меры. Начиная с января 2007 года, началась реализация следующих 
                    новых положений, основанных на предложениях, сделанных в 2006 
                    году: 
                    Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 18 
                      месяцев до 1500 рублей (приблизительно 57,7 долларов США) 
                      на первого ребенка и 3000 рублей (около 113,48 долларов 
                      США) по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. 
                      Максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей 
                      в месяц (около 230,77 долларов США);
 Введение нового единовременного пособия при передаче 
                      ребенка на воспитание в альтернативную семью в размере 8000 
                      рублей (около 307,70 доллара США);
Проведение диспансеризации детей, которые находятся в 
                      домах ребенка;
Выделение материнского капитала в размере 250 тысяч рублей 
                      женщине, родившей или усыновившей второго или последующего 
                      ребенка. Использовать эти деньги матери могут на приобретение 
                      жилья с использованием ипотеки или иных систем кредитования; 
                      на все виды образования или на накопительную часть пенсии. 
                      Право распоряжаться капиталом предоставляется только при 
                      достижении ребенком 3 лет;
Увеличение стоимости родового сертификата до 3000 рублей 
                      (около 113,48 доллара США) в период беременности и до 7000 
                      рублей (около 270 долларов США) в период родов, а также 
                      
Компенсация затрат родителей за содержание ребенка в государственных 
                      и муниципальных дошкольных учреждениях: за первого ребенка 
                      - на сумму, равную 20 процентам; за второго - 50 процентов; 
                      за третьего ребенка и последующих детей - 70 процентов от 
                      среднего размера оплаты. Стр. 25-26.  Дошкольные образовательные учреждения (конец года) 
                    (стр. 65) 
                     
                      | 
 | 1990 | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |   
                      | Количество дошкольных образовательных учреждений (тыс.) | 87,9 | 68,6 | 51,3 | 50,0 | 48,9 | 47,8 | 47,2 | 46,5 |   
                      | Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях 
                          (тыс.) | 9010 | 5584 | 4263 | 4246 | 4267 | 4321 | 4423 | 4530 |   
                      | Количество детей на 100 мест в дошкольных образовательных 
                          учреждениях | 108 | 83 | 81 | 83 | 86 | 88 | 92 | 95 |   
                      | Охват детей в возрасте 3–6 лет дошкольными образовательными 
                          учреждениями, в процентах от общего числа | 77 | 64,4 | 67,5 | 69,7 | 72,7 | 71,3 | 72,7 | 72,5 |  Общее число детей, 
                    оставшихся без попечения родителей (тыс.) (стр. 84) 
                     
                      | 
 | Воспитываются в интернатных учреждениях | Учтено детей, отобранных у родителей, лишенных родительских 
                          прав |   
                      | 1998 | 158.5 | 620.1 |   
                      | 1999 | 169.4 | 638.2 |   
                      | 2000 | 180.2 | 667.6 |   
                      | 2001 | 183.5 | 690.7 |   
                      | 2002 | 186.1 | 707.8 |   
                      | 2003 | 184.1 | 721.1 |   
                      | 2004 | 188.9 | 734.2 |  Количество сексуальных 
                    преступлений в отношении детей и подростков (стр. 88) 
                     
                      | 
 | Половое сношение и иные действия сексуального характера 
                          с лицом не достигшем 14-летнего возраста | Развратные действия | Незаконное распространение порнографических материалов 
                          или предметов | Торговля несовершен-нолетними |   
                      | 1998 | 349 | 1653 | 341 | 35 |   
                      | 1999 | 194 | 884 | 295 | 28 |   
                      | 2000 | 160 | 697 | 361 | 37 |   
                      | 2001 | 46 | 583 | 442 | 16 |   
                      | 2002 | 175 | 762 | 600 | 10 |   
                      | 2003 | 203 | 841 | 900 | 21 |   
                      | 2004 | 751 | 1397 | 2433 | 0 |  |  В выполненном экспертами ЮНИСЕФ анализе положения детей 
              в Российской Федерации делается попытка оценить успехи в реализации 
              Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, 
              которые касаются детей и направлены на решение глобальных проблем 
              бедности и голода, детской и материнской смертности, ВИЧ/СПИДа и 
              других заболеваний и в то же время способствуют достижению всеобщего 
              начального образования, гендерного равенства, экологической устойчивости 
              и глобального партнерства в области развития к 2015 году. Основное 
              внимание в анализе уделено глубинным и структурным причинам проблем, 
              с которыми сталкиваются дети; в нем указывается, как государство 
              решает эти проблемы, и предлагаются дальнейшие действия по ускорению 
              прогресса.  Значительное число детей в России все еще живут в бедности, 
              лишены родительской заботы и подвергаются дискриминации. Цель данного 
              доклада - представить краткую, но тем не менее всестороннюю оценку 
              положения детей в Российской Федерации и проанализировать основные 
              проблемы, которые мешают осуществлению прав детей, учитывая принципы 
              Конвенции о правах ребенка и принятые во многих странах мира Цели 
              в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. В докладе утверждается, что возросшее внимание к осуществлению 
              прав ребенка и вложению средств в развитие детей поможет создать 
              основу для успешного, стабильного и устойчивого развития в России. Содержание СокращенияПредисловие
 Российская Федерация: основные статистические данные
 Введение
 Поддержка ЮНИСЕФ Повестки дня тысячелетия
 Цель доклада
 Методология и структура доклада
 ГЛАВА 1: Обзор ситуации в стране  
              1.1 Введение1.2 Текущее положение
 1.2.1 Экономика России
 1.2.2 Демографическая ситуация
 1.2.3 Уровень жизни
 1.2.3.1 Характеристика бедности
 1.2.4 Система социальной защиты и ее влияние на улучшение бедственного 
                положения семей с детьми
 1.2.5 Гендерные проблемы
 1.3 Меры, принимаемые правительством
 ГЛАВА 2: Охрана здоровья детей и матерей  
              2.1 Введение2.2 Текущее положение
 2.2.1 Основные показатели здоровья
 2.2.1.1 Коэффициент материнской смертности
 2.2.1.2 Коэффициенты младенческой смертности и смертности детей 
                в возрасте до 5 лет (детской смертности)
 2.2.2 Репродуктивное здоровье
 2.2.2.1 Беременность
 a) Дородовой уход
 б) Беременность среди подростков
 2.2.2.2 Аборты
 a) Аборты среди девушекHподростков
 2.2.3 Развитие детей в раннем возрасте
 2.2.3.1 Иммунизация против инфекционных болезней
 2.2.3.2 Исключительно грудное вскармливание
 2.2.3.3 Питание
 2.2.3.4 Дефицит йода и питательных микроэлементов
 2.2.4 ВИЧ/СПИД и ИППП
 2.2.4.1 ВИЧ среди подростков
 2.2.4.2 Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП)
 2.2.5 Туберкулез
 2.2.6 Поведение молодежи, сопряженное с риском
 2.3 Непосредственные и глубинные причины
 2.3.1 Низкий уровень осведомленности
 2.3.1.1 Осведомленность широких слоев населения о профилактике 
                заболеваний
 2.3.1.2 Осведомленность подростков в вопросах репродуктивного 
                здоровья
 2.3.1.3 Осведомленность широких слоев населения и медицинских 
                работников относительно ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний
 2.3.2 Доступ к услугам
 2.3.2.1 Региональные и территориальные различия
 2.3.2.2 Доступность услуг
 2.3.2.3 Услуги с учетом возраста и потребностей молодежи
 2.3.2.4 Стигматизация и дискриминация в доступе к услугам
 2.3.3 Государственная политика в области здравоохранения - необходимость 
                принятия профилактических мер
 2.4 Меры, принимаемые правительством
 2.4.1 Репродуктивное здоровье
 2.4.2 Развитие детей в раннем возрасте
 2.4.3 ВИЧ/СПИД
 2.4.4 Молодежная политика
 2.5 Рекомендации по расширению прав детей
 ГЛАВА 3: Образование: проблемы и возможности  
              3.1 Введение3.2 Текущее положение
 3.2.1 Обзор системы образования в России
 3.2.2 Дошкольное образование
 3.2.3 Начальное и среднее образование
 3.2.3.1 Доступ к образованию
 3.2.3.2 Качество образования
 3.2.4 Существующие возможности в области образования для детей
 с особыми потребностями
 3.3. Непосредственные и глубинные причины
 3.3.1 Ограниченность доступа к обучению в школах в рамках общеобразовательной 
                системы
 3.3.1.1 Физические препятствия
 3.3.1.2 Отсутствие информации/специальных знаний
 3.3.1.3 Присвоение "ярлыка необучаемости"
 3.3.2 Рост стоимости образования
 3.3.3 Пересмотр образовательных программ
 3.3.4 Преподавательский потенциал
 3.3.5 Качество механизмов контроля
 3.3.6 Неравенство в доступе к образованию
 3.4 Меры, принимаемые правительством
 3.5 Рекомендации по расширению прав детей
 ГЛАВА 4: Защита детей  
              4.1 Введение4.2 Текущее положение
 4.2.1 Дети, оставшиеся без попечения родителей
 4.2.2 Насилие в отношении детей
 4.2.2.1 Насилие в семье/Жестокое обращение с детьми
 4.2.2.2 Торговля детьми и сексуальное насилие
 4.2.3 Особые проблемы детей Северо-Кавказского региона
 4.2.4 Дети и подростки, совершившие правонарушения
 4.3 Непосредственные и глубинные причины
 4.3.1 Распад семей
 4.3.2 Социальные услуги для детей
 4.4 Меры, принимаемые правительством
 4.4.1 Вмешательство в кризис семьи на раннем этапе/Воспитание
 в альтернативных семьях
 4.4.2 Независимая структура контроля за соблюдением прав ребенка
 4.4.3 Система правосудия в отношении несовершеннолетних
 4.4.4 Законодательные меры в отношении проблем насилия и эксплуатации
 4.5 Рекомендации по расширению прав детей
 ГЛАВА 5: Участие молодежи в жизни общества 
              5.1 Введение5.2 Текущее положение
 5.2.1 Более высокий уровень рисков
 5.2.2 Ограниченное участие в политической и общественной жизни
 5.2.2.1 Политические интересы
 5.2.2.2 Участие в общественной жизни
 5.2.3 Трудовая активность молодежи
 5.3 Непосредственные и глубинные причины
 5.3.1 Отсутствие навыков лидерства и недостаточная вовлеченность 
                в жизнь общества
 5.3.2 Отсутствие систем эффективного мониторинга участия молодежи 
                в общественной жизни
 5.4 Меры, принимаемые правительством
 5.5 Рекомендации по расширению прав детей
  
              
             |