Rambler's Top100

№ 313 - 314
10 - 31 декабря 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 

В 2007 году уровень преступности в России снижался, но едва ли опустится ниже уровня 2005 года

Несмотря на снижение в 2005-2007 годах уровень убийств и покушений на убийство на фоне показателей других стран остается крайне высоким

Число погибших в результате ДТП в 2007 году вновь стало расти

Около 60% лиц, совершающих преступления, не имеют постоянного источника дохода, почти 40% уже совершали преступления раньше

В 2006 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено 910 тысяч человек, 34,5% из них – к наказанию лишением свободы

На начало 2007 года в местах лишения свободы содержалось 872 тысячи человек, в том числе 19,3 тысячи несовершеннолетних


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Число погибших в результате ДТП в 2007 году вновь стало расти

Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) ежегодно возрастает, что остается одной из серьезных социальных и демографических проблем России.

Число погибших и раненых на дорогах и улицах резко увеличилось во второй половине 80-х годов прошлого века, но к середине 90-х годов несколько снизилось. Однако с конца 90-х наблюдается устойчивый рост числа погибших и еще более высокий рост числа раненых в результате ДТП. При этом если число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами юридических лиц постепенно снижается, то число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами физических лиц быстро растет (рис. 7).

Наибольшее число погибших на дорогах и улицах было зарегистрировано в 2003 году - 35,6 тысячи человек, а всего за тот год от всех видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек. В 2004-2006 годах число погибших в ДТП сокращалось, а число раненных продолжало расти, в результате чего оно стало превышать число погибших. Однако в 2007 году число погибших от транспортных травм вновь стало возрастать: за январь-сентябрь текущего года оно составило 27,7 тысячи человек против 26,4 тысячи за тот же период прошлого года, или на 4,9% больше (а в расчете на 100 тысяч населения - на 5,2% больше).

Рисунок 7. Число пострадавших в происшествиях с автомобильным транспортом, 1980-2006 годы, тысяч человек

В 2005 году в Российской Федерации было совершено 223,3 тысячи ДТП, в которых погибло 34,0 тысячи человек и ранено 274,9 тысячи человек. В 2006 году число ДТП возросло до 229 тысяч, число раненых в них возросло до 285,4 тысячи человек, а число погибших снизилось до 32,7 тысячи человек.

Степень тяжести последствий ДТП, которую характеризует количество погибших на 100 пострадавших, постепенно снижалось, но все еще остается высокой. В 2006 году этот показатель составил 10,3 против 11,0 в 2005 году, 12,1 в 2004 году и 12,7 в 2003 году. В 2000-2001 годах этот показатель достигал 14 человек, а в 1993-1994 и 1980 годах - 16.

Остается высоким и число погибших в расчете на 100 тысяч человек населения, характеризующее уровень риска для человека погибнуть в ДТП (коэффициент личной безопасности). В 2006 году этот коэффициент составил 22,9 (26,8 умерших от всех видов транспортных травм на 100 тысяч человек) против 23,8 (28,1) в 2005 году, 24,6 (30,3) в 2003 году.

Большинство ДТП (80,9%) связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств, в том числе 56,8% - водителями легковых автомобилей, 7,8% - мототранспорта, 6,1% - грузовых автомобилей, 2,4% - автобусов. Удельный вес погибших по вине водителей транспортных средств в общем количестве погибших в ДТП составляет 81,3%.
Из всех ДТП, совершенных вследствие нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, 67,2% приходится на водителей транспорта, принадлежащего физическим лицам. Количество таких ДТП за 2005 год увеличилось на 10,7%, число погибших в них на 2,5%, число раненых - на 12,0%.

Преобладание этой категории водителей среди виновников ДТП непосредственно связано с быстрым ростом обеспеченности населения легковыми автомобилями. Если в 2000 году на 1000 человек населения приходился 131 автомобиль, то в 2005 году - уже 169 автомобилей. При этом нередко владельцы легковых автомобилей становятся участниками дорожного движения, не получив для этого должной подготовки.

Принятый в июле 2004 году Федеральный закон № 93-ФЗ, ужесточающий предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, оказал определенное положительное влияние на ситуацию с аварийностью. Количество ДТП по вине водителей транспортных средств в нетрезвом состоянии в 2005 году уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 9,3%. Однако количество происшествий по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии, остается очень высоким. В 2005 году было допущено 19,6 тысячи таких происшествий, что повлекло гибель 3,2 тысячи человек и ранение 28,3 тысячи человек (соответственно 87,0% и 93,0% к уровню предыдущего года).

По вине пешеходов в 2005 году допущено 22,2% от общего количества ДТП, в них погибло 7,9 тысячи человек и ранено 43,9 тысячи человек; 14,8% таких происшествий произошло по вине нетрезвых пешеходов.

Недопустимо высок уровень детского дорожно-транспортного травматизма. В 2005 году в результате 25,5 тысячи ДТП с участием детей и подростков до 16 лет погибло 1,3 тысячи (95,4% к предыдущему году) и ранено 26,1 тысячи (105,7%) детей в возрасте до 16 лет, что составило соответственно 3,9% и 9,5% от общего количества погибших и раненых.

Из всех автодорог общего пользования наиболее опасными с точки зрения возможности аварии являются дороги федерального значения, отличающиеся интенсивным дорожным движением. На каждые 100 километров автодорог общего пользования в среднем по России в 2005 году приходилось 3 человека, погибших в авариях, на 100 км федеральных дорог - 17 человек.

Степень потенциальной опасности для человека транспортных средств, участвующих в дорожном движении, характеризуется количеством погибших на 10 тысяч транспортных средств. В 2005 году этот показатель составил почти 16 человек, погибших от всех видов транспортных травм, на 10 тысяч легковых автомобилей против 17 человек в 2004 году, около 19 - в 2000-2002 годах, 27 - 1995 году и 48 - в 1990 году. В этом проявляется действие характерной для стран Европы закономерности: чем выше обеспеченность населения легковыми автомобилями, тем ниже смертность от ДТП в расчете на единицу транспорта (рис. 8). Если сравнить Россию со странами-членами ЕС и кандидатами на вступление в ЕС, то по обеспеченности населения легковыми автомобилями (если считать их совпадающими с пассажирскими) она опережает только Турцию и Румынию, тогда как число погибших от транспортных травм в расчете на 1 миллион пассажирских автомобилей, по данным 2004 года, более чем вдвое превышало самое высокое значение данного показателя среди представленных стран, составляя 1735 против 820 в Турции.

Рисунок 8. Число погибших от ДТП на 1 млн. пассажирских2 автомобилей и число пассажирских автомобилей в расчете на 1000 жителей в странах членах ЕС и странах-кандидатах на вступление в ЕС, 2004

В 2005 году число ДТП в Европейском Союзе составило около 1,3 миллиона, в результате которых погибло около 41,3 тысячи человек (непосредственно при ДТП или в течение 30 дней после него). Это составило порядка 90 умерших на 1 миллион жителей Европы-25 (в России за тот же год - 281 человек). По данным за 2004 год, охватывающим 21 страну Европейского Союза, 62% погибших составляли водители, 20% - пассажиры, 18% - пешеходы. Большему риску такой смерти подвержены мужчины, которые составили 77% погибших.

В результате повышения безопасности транспортных средств и транспортной инфраструктуры, а также ужесточения законодательства и лучшего осознания населением рисков, связанных с неиспользованием ремней безопасности, превышением скорости, управлением транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, смертность от транспортных травм в Европейском Союзе значительно сократилась за 1990-2005 годы (табл. 1). В 1991 году было зарегистрировано наибольшее количество смертей по этой причине - 71160, а к 2005 году оно сократилось до 41274.

Таблица 1. Изменение числа погибших в ДТП по странам Европы за 1990-2005 годы

 

1990

2005

Изменение за 1990-2005, %

Эстония

436

168

-61%

Швейцария

954

409

-57%

Хорватия

1360

597

-56%

Латвия

947

442

-53%

Португалия

2646

1247

-53%

Франция

11215

5339

-52%

Германия

11046

5361

-51%

Испания

9032

4442

-51%

Словения

517

258

-50%

Дания

634

331

-48%

Венгрия

2432

1278

-47%

Нидерланды

1376

750

-45%

Бельгия

1976

1089

-45%

Австрия

1391

768

-45%

Швеция

772

440

-43%

Финляндия

649

371

-43%

Европа-25

70628

41274

-42%

Болгария

1567

957

-39%

Великобритания

5402

3336

-38%

Люксембург

70

46

-34%

Норвегия

332

224

-33%

Румыния

3782

2641

-30%

Турция

6286

4525

-28%

Польша

7333

5444

-26%

Италия

7151

5426

-24%

Словакия

731

560

-23%

Греция

2050

1614

-21%

Исландия

24

19

-21%

Литва

933

760

-19%

Ирландия

478

399

-17%

Кипр

116

102

-12%

Чехия

1291

1286

-0,40%

Мальта

4

17

325%

Македония

143

-

Некоторые относительные показатели смертности в результате ДТП в странах Европы приведены в табл. 2. Для сравнения напомним, что в 2005 году число погибших в России от транспортных травм в расчете на 1 миллион жителей составило 281 (Европа-25 - 90), а в расчете на 1 миллион легковых автомобилей - 1578 (Европа-25 - 188).

Таблица 2. Число погибших в результате ДТП в странах Европы в 2005 году в расчете на 1 млн. человек постоянного населения и на 1 млн. зарегистрированных легковых автомобилей

Страны

на 1 млн. человек

Страны

на 1 млн. легковых автомобилей

Мальта

42

Мальта

80

Нидерланды

46

Нидерланды

106

Швеция

49

Швеция

106

Великобритания

55

Германия

116

Дания

61

Великобритания

118

Германия

65

Люксембург

150

Финляндия

71

Финляндия

153

Франция

88

Италия

157

Европа-25

90

Дания

168

Италия

93

Франция

175

Австрия

93

Австрия

185

Ирландия

96

Европа-25

188

Люксембург

101

Испания

219

Испания

102

Бельгия

221

Бельгия

104

Ирландия

240

Словакия

104

Словения

273

Португалия

118

Кипр

287

Эстония

125

Португалия

297

Чехия

126

Чехия

325

Венгрия

127

Эстония

340

Словения

129

Греция

369

Кипр

135

Польша

441

Польша

143

Словакия

430

Греция

145

Венгрия

442

Латвия

192

Латвия

522

Литва

223

Литва

595

Источники:
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - www.gks.ru,
Российский статистический ежегодник, 2006;
Россия в цифрах, 2007;
Социально-экономическое положение России, январь-октябрь 2007 года;
Статистический бюллетень 2007 № 1;
Статистический комитет Европейского Союза - Eurostat,
Panorama of Transport. Statistical books, 2007. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-DA-07-001/EN/KS-DA-07-001-EN.PDF
EU road safety 2004: Regional differences // Statistics in focus. Population and Social Conditions. 14/2007 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-07-014/EN/KS-SF-07-014-EN.PDF


2 - Все моторизованные транспортные средства (кроме мотоциклов), предназначенные для перевозки пассажиров с числом мест, не превышающим 9 (включая водителя).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.