| В 2007 году уровень преступности в России снижался, но едва ли опустится ниже уровня 2005 года
|
| Несмотря на снижение в 2005-2007 годах уровень убийств и покушений на убийство на фоне показателей других стран остается крайне высоким
|
| Число погибших в результате ДТП в 2007 году вновь стало расти
|
| Около 60% лиц, совершающих преступления, не имеют постоянного источника дохода, почти 40% уже совершали преступления раньше
|
| В 2006 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено 910 тысяч человек, 34,5% из них – к наказанию лишением свободы
|
| На начало 2007 года в местах лишения свободы содержалось 872 тысячи человек, в том числе 19,3 тысячи несовершеннолетних
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число погибших в результате ДТП в 2007 году вновь стало
расти
Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших
в них людей (погибших и раненых) ежегодно возрастает, что остается
одной из серьезных социальных и демографических проблем России.
Число погибших и раненых на дорогах и улицах резко увеличилось
во второй половине 80-х годов прошлого века, но к середине 90-х
годов несколько снизилось. Однако с конца 90-х наблюдается устойчивый
рост числа погибших и еще более высокий рост числа раненых в результате
ДТП. При этом если число пострадавших в происшествиях с транспортными
средствами юридических лиц постепенно снижается, то число пострадавших
в происшествиях с транспортными средствами физических лиц быстро
растет (рис. 7).
Наибольшее число погибших на дорогах и улицах было зарегистрировано
в 2003 году - 35,6 тысячи человек, а всего за тот год от всех видов
транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек. В 2004-2006 годах
число погибших в ДТП сокращалось, а число раненных продолжало расти,
в результате чего оно стало превышать число погибших. Однако в 2007
году число погибших от транспортных травм вновь стало возрастать:
за январь-сентябрь текущего года оно составило 27,7 тысячи человек
против 26,4 тысячи за тот же период прошлого года, или на 4,9% больше
(а в расчете на 100 тысяч населения - на 5,2% больше).
Рисунок 7. Число пострадавших в происшествиях с автомобильным
транспортом, 1980-2006 годы, тысяч человек
В 2005 году в Российской Федерации было совершено 223,3
тысячи ДТП, в которых погибло 34,0 тысячи человек и ранено 274,9
тысячи человек. В 2006 году число ДТП возросло до 229 тысяч, число
раненых в них возросло до 285,4 тысячи человек, а число погибших
снизилось до 32,7 тысячи человек.
Степень тяжести последствий ДТП, которую характеризует
количество погибших на 100 пострадавших, постепенно снижалось, но
все еще остается высокой. В 2006 году этот показатель составил 10,3
против 11,0 в 2005 году, 12,1 в 2004 году и 12,7 в 2003 году. В
2000-2001 годах этот показатель достигал 14 человек, а в 1993-1994
и 1980 годах - 16.
Остается высоким и число погибших в расчете на 100 тысяч
человек населения, характеризующее уровень риска для человека погибнуть
в ДТП (коэффициент личной безопасности). В 2006 году этот коэффициент
составил 22,9 (26,8 умерших от всех видов транспортных травм на
100 тысяч человек) против 23,8 (28,1) в 2005 году, 24,6 (30,3) в
2003 году.
Большинство ДТП (80,9%) связаны с нарушениями Правил
дорожного движения водителями транспортных средств, в том числе
56,8% - водителями легковых автомобилей, 7,8% - мототранспорта,
6,1% - грузовых автомобилей, 2,4% - автобусов. Удельный вес погибших
по вине водителей транспортных средств в общем количестве погибших
в ДТП составляет 81,3%.
Из всех ДТП, совершенных вследствие нарушения Правил дорожного движения
водителями транспортных средств, 67,2% приходится на водителей транспорта,
принадлежащего физическим лицам. Количество таких ДТП за 2005 год
увеличилось на 10,7%, число погибших в них на 2,5%, число раненых
- на 12,0%.
Преобладание этой категории водителей среди виновников
ДТП непосредственно связано с быстрым ростом обеспеченности населения
легковыми автомобилями. Если в 2000 году на 1000 человек населения
приходился 131 автомобиль, то в 2005 году - уже 169 автомобилей.
При этом нередко владельцы легковых автомобилей становятся участниками
дорожного движения, не получив для этого должной подготовки.
Принятый в июле 2004 году Федеральный закон № 93-ФЗ,
ужесточающий предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях меры ответственности за управление транспортным
средством в состоянии опьянения, оказал определенное положительное
влияние на ситуацию с аварийностью. Количество ДТП по вине водителей
транспортных средств в нетрезвом состоянии в 2005 году уменьшилось
по сравнению с предыдущим годом на 9,3%. Однако количество происшествий
по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии, остается очень
высоким. В 2005 году было допущено 19,6 тысячи таких происшествий,
что повлекло гибель 3,2 тысячи человек и ранение 28,3 тысячи человек
(соответственно 87,0% и 93,0% к уровню предыдущего года).
По вине пешеходов в 2005 году допущено 22,2% от общего
количества ДТП, в них погибло 7,9 тысячи человек и ранено 43,9 тысячи
человек; 14,8% таких происшествий произошло по вине нетрезвых пешеходов.
Недопустимо высок уровень детского дорожно-транспортного
травматизма. В 2005 году в результате 25,5 тысячи ДТП с участием
детей и подростков до 16 лет погибло 1,3 тысячи (95,4% к предыдущему
году) и ранено 26,1 тысячи (105,7%) детей в возрасте до 16 лет,
что составило соответственно 3,9% и 9,5% от общего количества погибших
и раненых.
Из всех автодорог общего пользования наиболее опасными
с точки зрения возможности аварии являются дороги федерального значения,
отличающиеся интенсивным дорожным движением. На каждые 100 километров
автодорог общего пользования в среднем по России в 2005 году приходилось
3 человека, погибших в авариях, на 100 км федеральных дорог - 17
человек.
Степень потенциальной опасности для человека транспортных
средств, участвующих в дорожном движении, характеризуется количеством
погибших на 10 тысяч транспортных средств. В 2005 году этот показатель
составил почти 16 человек, погибших от всех видов транспортных травм,
на 10 тысяч легковых автомобилей против 17 человек в 2004 году,
около 19 - в 2000-2002 годах, 27 - 1995 году и 48 - в 1990 году.
В этом проявляется действие характерной для стран Европы закономерности:
чем выше обеспеченность населения легковыми автомобилями, тем ниже
смертность от ДТП в расчете на единицу транспорта (рис. 8). Если
сравнить Россию со странами-членами ЕС и кандидатами на вступление
в ЕС, то по обеспеченности населения легковыми автомобилями (если
считать их совпадающими с пассажирскими) она опережает только Турцию
и Румынию, тогда как число погибших от транспортных травм в расчете
на 1 миллион пассажирских автомобилей, по данным 2004 года, более
чем вдвое превышало самое высокое значение данного показателя среди
представленных стран, составляя 1735 против 820 в Турции.
Рисунок 8. Число погибших от ДТП на 1 млн. пассажирских2
автомобилей и число пассажирских автомобилей в расчете на 1000 жителей
в странах членах ЕС и странах-кандидатах на вступление в ЕС, 2004
В 2005 году число ДТП в Европейском Союзе составило
около 1,3 миллиона, в результате которых погибло около 41,3 тысячи
человек (непосредственно при ДТП или в течение 30 дней после него).
Это составило порядка 90 умерших на 1 миллион жителей Европы-25
(в России за тот же год - 281 человек). По данным за 2004 год, охватывающим
21 страну Европейского Союза, 62% погибших составляли водители,
20% - пассажиры, 18% - пешеходы. Большему риску такой смерти подвержены
мужчины, которые составили 77% погибших.
В результате повышения безопасности транспортных средств
и транспортной инфраструктуры, а также ужесточения законодательства
и лучшего осознания населением рисков, связанных с неиспользованием
ремней безопасности, превышением скорости, управлением транспортным
средством в состоянии алкогольного опьянения, смертность от транспортных
травм в Европейском Союзе значительно сократилась за 1990-2005 годы
(табл. 1). В 1991 году было зарегистрировано наибольшее количество
смертей по этой причине - 71160, а к 2005 году оно сократилось до
41274.
Таблица 1. Изменение числа погибших в ДТП по странам
Европы за 1990-2005 годы
|
1990
|
2005
|
Изменение за 1990-2005, %
|
Эстония
|
436
|
168
|
-61%
|
Швейцария
|
954
|
409
|
-57%
|
Хорватия
|
1360
|
597
|
-56%
|
Латвия
|
947
|
442
|
-53%
|
Португалия
|
2646
|
1247
|
-53%
|
Франция
|
11215
|
5339
|
-52%
|
Германия
|
11046
|
5361
|
-51%
|
Испания
|
9032
|
4442
|
-51%
|
Словения
|
517
|
258
|
-50%
|
Дания
|
634
|
331
|
-48%
|
Венгрия
|
2432
|
1278
|
-47%
|
Нидерланды
|
1376
|
750
|
-45%
|
Бельгия
|
1976
|
1089
|
-45%
|
Австрия
|
1391
|
768
|
-45%
|
Швеция
|
772
|
440
|
-43%
|
Финляндия
|
649
|
371
|
-43%
|
Европа-25
|
70628
|
41274
|
-42%
|
Болгария
|
1567
|
957
|
-39%
|
Великобритания
|
5402
|
3336
|
-38%
|
Люксембург
|
70
|
46
|
-34%
|
Норвегия
|
332
|
224
|
-33%
|
Румыния
|
3782
|
2641
|
-30%
|
Турция
|
6286
|
4525
|
-28%
|
Польша
|
7333
|
5444
|
-26%
|
Италия
|
7151
|
5426
|
-24%
|
Словакия
|
731
|
560
|
-23%
|
Греция
|
2050
|
1614
|
-21%
|
Исландия
|
24
|
19
|
-21%
|
Литва
|
933
|
760
|
-19%
|
Ирландия
|
478
|
399
|
-17%
|
Кипр
|
116
|
102
|
-12%
|
Чехия
|
1291
|
1286
|
-0,40%
|
Мальта
|
4
|
17
|
325%
|
Македония
|
…
|
143
|
-
|
Некоторые относительные показатели смертности в результате
ДТП в странах Европы приведены в табл. 2. Для сравнения напомним,
что в 2005 году число погибших в России от транспортных травм в
расчете на 1 миллион жителей составило 281 (Европа-25 - 90), а в
расчете на 1 миллион легковых автомобилей - 1578 (Европа-25 - 188).
Таблица 2. Число погибших в результате ДТП в странах
Европы в 2005 году в расчете на 1 млн. человек постоянного населения
и на 1 млн. зарегистрированных легковых автомобилей
Страны
|
на 1 млн. человек
|
Страны
|
на 1 млн. легковых автомобилей
|
Мальта
|
42
|
Мальта
|
80
|
Нидерланды
|
46
|
Нидерланды
|
106
|
Швеция
|
49
|
Швеция
|
106
|
Великобритания
|
55
|
Германия
|
116
|
Дания
|
61
|
Великобритания
|
118
|
Германия
|
65
|
Люксембург
|
150
|
Финляндия
|
71
|
Финляндия
|
153
|
Франция
|
88
|
Италия
|
157
|
Европа-25
|
90
|
Дания
|
168
|
Италия
|
93
|
Франция
|
175
|
Австрия
|
93
|
Австрия
|
185
|
Ирландия
|
96
|
Европа-25
|
188
|
Люксембург
|
101
|
Испания
|
219
|
Испания
|
102
|
Бельгия
|
221
|
Бельгия
|
104
|
Ирландия
|
240
|
Словакия
|
104
|
Словения
|
273
|
Португалия
|
118
|
Кипр
|
287
|
Эстония
|
125
|
Португалия
|
297
|
Чехия
|
126
|
Чехия
|
325
|
Венгрия
|
127
|
Эстония
|
340
|
Словения
|
129
|
Греция
|
369
|
Кипр
|
135
|
Польша
|
441
|
Польша
|
143
|
Словакия
|
430
|
Греция
|
145
|
Венгрия
|
442
|
Латвия
|
192
|
Латвия
|
522
|
Литва
|
223
|
Литва
|
595
|
Источники:
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - www.gks.ru,
Российский статистический ежегодник, 2006;
Россия в цифрах, 2007;
Социально-экономическое положение России, январь-октябрь 2007 года;
Статистический бюллетень 2007 № 1;
Статистический комитет Европейского Союза - Eurostat,
Panorama of Transport. Statistical books, 2007. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-DA-07-001/EN/KS-DA-07-001-EN.PDF
EU road safety 2004: Regional differences // Statistics in focus.
Population and Social Conditions. 14/2007 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-07-014/EN/KS-SF-07-014-EN.PDF
2 - Все моторизованные транспортные средства (кроме
мотоциклов), предназначенные для перевозки пассажиров с числом мест,
не превышающим 9 (включая водителя).
|