Расстрелы по разнарядке
Постановление ЦИК СССР
«О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических
актов»
1 декабря 1934 года
ПРОТОКОЛ № 112
заседания Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза
ССР
ПРОВЕДЕНО ОПРОСОМ ЧЛЕНОВ ПРЕЗИДИУМА ЦИК СОЮЗА ССР
от 1 декабря 1934 года
I. О порядке ведения дел о подготовке или
совершении террористических актов.
(Вн. Секретарем ЦИК Союза ССР). Дело № 532/10
1. Предложить следственным властям вести дела обвиняемых
в подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком.
2. Предложить судебным органам
не задерживать исполнения приговоров о высшей мере наказания из-за
ходатайств преступников данной категории о помиловании, так как
Президиум ЦИК Союза не считает возможным принимать подобные ходатайства
к рассмотрению.
3. Предложить органам НКВД Союза ССР приводить в исполнение
приговора о высшей мере наказания в отношении преступников названных
категорий немедленно по вынесении судебных приговоров.
II. О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные
кодексы союзных республик.
(Вн. Секретарем ЦИК Союза ССР). Дело № 532/10
Утвердить и опубликовать в следующем
виде:
«ЦИК Союза ССР постановляет:
Внести следующие изменения в действующие
уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию
и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических
актах против работников советской власти:
1. Следствие по этим делам заканчивать
в срок не более десяти дней.
2. Обвинительное заключение вручать
обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде.
3. Дела слушать без участия сторон.
4. Кассационного обжалования приговоров,
как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.
5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение
немедленно по вынесении приговора.
Источник:
ГУЛАГ: ГЛавое управление лагерей. 1918-1960.
Под ред. акад. А.Н.Яковлева; сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров.
М., МФД, 2000, с.95.
Оперативный приказ НКВД СССР № 00447
«Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников
и других антисоветских элементов»
30 июля 1937 года
Совершенно секретно
гор. Москва
Материалами следствия по делам
антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело
значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных,
скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков.
Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов,
бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений.
Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских
политических партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов,
иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских
восстаний, белых, карателей, репатриантов и т. п.
Часть перечисленных выше элементов,
уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности,
транспорт и на строительства.
Кроме того, в деревне и городе
до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников
— скотоконокрадов, воров-рецидивистов, грабителей и др. отбывавших
наказание, бежавших из мест заключения и скрывающихся от репрессий.
Недостаточность борьбы с этими уголовными контингентами создала
для них условиях безнаказанности, способствующие их преступной деятельности.
Как установлено, все эти антисоветские
элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских
и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на
транспорте и в некоторых областях промышленности.
Перед органами государственной
безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить
всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский
народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда
покончить с их подлой подрывной работой против основ советского
государства.
В соответствии с этим приказываю
— с 5 августа 1937 года во всех республиках,
краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков,
активных антисоветских элементов и уголовников.
В Узбекской, Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР
операцию начать с 10 августа с. г., а в Дальневосточном и Красноярском
краях и Восточно-Сибирской области — с 15-го августа с.г.
При организации и проведении
операций руководствоваться следующим:
I. Контингенты, подлежащие репрессии
1. Бывшие кулаки, вернувшиеся
после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую
подрывную деятельность.
2. Бывшие кулаки, бежавшие из
лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания,
которые ведут антисоветскую деятельность.
3. Бывшие кулаки и социально
опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических
и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий
или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую
преступную деятельность.
4. Члены антисоветских партий
(эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые,
жандармы, чиновники, каратели, бандиты,
бандпособники, переправщики,
реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения
и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.
5. Изобличенные следственными
и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные
участники ликвидируемых сейчас казачьебелогвардейских повстанческих
организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных
контрреволюционных формирований.
Репрессированию подлежат также
элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей,
следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами
не рассмотрены.
6. Наиболее активные антисоветские
элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских
активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах,
лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную
антисоветскую подрывную работу.
7. Уголовники (бандиты, грабители,
воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты,
скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной
средой.
Репрессированию подлежат также
элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей,
следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами
не рассмотрены.
8. Уголовные элементы, находящиеся
в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.
9. Репрессии подлежат все перечисленные
выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне — в колхозах,
совхозах, сельскохозяйственных предприятиях и в городе — на промышленных
и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на
строительстве.
II.
О мерах наказания репрессируемым и количестве подлежащих репрессии
1. Все репрессируемые кулаки,
уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
а) к первой категории относятся
все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат
немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках, — РАССТРЕЛУ.
б) ко второй категории относятся
все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они
подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а
наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же
сроки в тюрьмы по определению тройки.
2. Согласно представленным учетным
данным Наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных
управлений НКВД утверждается следующее количество подлежащих репрессии:
|
Первая категория
|
Вторая категория
|
Всего
|
1. Азербайджанская ССР
|
1500
|
3750
|
5250
|
2. Армянская ССР
|
500
|
1000
|
1500
|
3. Белорусская ССР
|
2000
|
10000
|
12000
|
4. Грузинская ССР
|
2000
|
3000
|
5000
|
5. Киргизская ССР
|
250
|
500
|
750
|
6. Таджикская ССР
|
500
|
1300
|
1800
|
7. Туркменская ССР
|
500
|
1500
|
2000
|
8. Узбекская ССР
|
750
|
4000
|
4750
|
9. Башкирская АССР
|
500
|
1500
|
2000
|
10. Бурятско-Монгольская АССР
|
350
|
1500
|
1850
|
11 . Дагестанская АССР
|
500
|
2500
|
3000
|
12 . Карельская АССР
|
300
|
700
|
1000
|
13 . Кабардино-Балкарская АССР
|
300
|
700
|
1000
|
14 . Крымская АССР
|
300
|
1200
|
1500
|
15. Коми АССР
|
100
|
300
|
400
|
16 . Калмыцкая АССР
|
100
|
300
|
400
|
17. Марийская АССР
|
300
|
1500
|
1800
|
18 . Мордовская АССР
|
300
|
1500
|
1800
|
19 . Немцев Поволжья АССР
|
200
|
700
|
900
|
20. Северо-Осетинская АССР
|
200
|
500
|
700
|
21. Татарская АССР
|
500
|
1500
|
2000
|
22. Удмуртская АССР
|
200
|
500
|
700
|
23. Чечено-Ингушская АССР
|
500
|
1500
|
2000
|
24. Чувашская АССР
|
300
|
1500
|
1800
|
25. Азово-Черноморский к р а й
|
5000
|
8000
|
13000
|
26. Дальне-Восточный край
|
2000
|
4000
|
6000
|
27. Западно-Сибирский край
|
5000
|
12000
|
17000
|
28. Красноярский край
|
750
|
2500
|
3250
|
29. Орджоникидзевский к р а й
|
1000
|
4000
|
5000
|
30. Восточно-Сибирский край
|
1000
|
4000
|
5000
|
31. Воронежская область
|
1000
|
3500
|
4500
|
32. Горьковская область
|
1000
|
3500
|
4500
|
33. Западная область
|
1000
|
5000
|
6000
|
34. Ивановская область
|
750
|
2000
|
2750
|
35. Калининская область
|
1000
|
3000
|
4000
|
36. Курская область
|
1000
|
3000
|
4000
|
37. Куйбышевская область
|
1000
|
4000
|
5000
|
38. Кировская область
|
500
|
1500
|
2000
|
39. Ленинградская область
|
4000
|
10000
|
14000
|
40. Московская область
|
5000
|
30000
|
35000
|
41. Омская область
|
1000
|
2500
|
3500
|
42. Оренбургская область
|
1500
|
3000
|
4500
|
43. Саратовская область
|
1000
|
2000
|
3000
|
44. Сталинградская область
|
1000
|
3000
|
4000
|
45. Свердловская область
|
4000
|
6000
|
10000
|
46. Северная область
|
750
|
2000
|
2750
|
47. Челябинская область
|
1500
|
4500
|
6000
|
48. Ярославская область
|
750
|
1250
|
2000
|
Украинская CCР
|
1. Харьковская область
|
1500
|
4000
|
5500
|
2. Киевская область
|
2000
|
3500
|
5500
|
3. Винницкая область
|
1000
|
3000
|
4000
|
4. Донецкая область
|
1000
|
3000
|
4000
|
5. Одесская область
|
1000
|
3500
|
4500
|
6. Днепропетровская область
|
1000
|
2000
|
3000
|
7. Черниговская область
|
300
|
1300
|
1600
|
8. Молдавская АССР
|
200
|
500
|
700
|
Казахская ССР
|
1 . Северо-Казахст. область
|
650
|
300
|
950
|
2. Южно-Казахст. область
|
350
|
600
|
950
|
3. Западно-Казахст. область
|
100
|
200
|
300
|
4. Кустанайская область
|
150
|
450
|
600
|
5. Восточно- Казахст. область
|
300
|
1050
|
1350
|
6. Актюбинская область
|
350
|
1000
|
1350
|
7. Карагандинская область
|
400
|
600
|
1000
|
8. Алма-Атинская область
|
200
|
800
|
1000
|
Лагеря Н К В Д
|
10000
|
—
|
10000
|
3. Утвержденные цифры являются
ориентировочными. Однако наркомы республиканских НКВД и начальники
краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно
их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не
допускаются.
В случаях, когда обстановка
будет требовать ув еличения утвержденных цифр, наркомы республиканских
НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представить
мне соответствующие мотивированные ходатайства.
Уменьшение цифр, а равно и перевод
лиц, намеченных к репрессированию по первой категории, — во вторую
категорию и наоборот — разрешается.
4. Семьи приговоренных по первой
и второй категории, как правило, не репрессируются.
Исключение составляют:
а) Семьи, члены которых способны
к активным антисоветским действиям.
Члены такой семьи, с особого
решения тройки, подлежат водворению в лагеря или трудпоселки.
б) Семьи лиц, репрессированных
по первой категории, проживающие в пограничной полосе, подлежат
переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краев
и областей.
в) Семьи репрессированных по
первой категории, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси,
Баку, Ростове-на-Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми,
подлежат выселению из этих пунктов в другие области по их выбору,
за исключением пограничных районов.
5. Все семьи лиц, репрессированных
по первой и второй категориям, взять на учет и установить за ними
систематическое наблюдение.
III.
Порядок проведения операции
1. Операцию начать 5 августа
1937 года и закончить в четырехмесячный срок.
В Туркменской, Таджикской, Узбекской
и Киргизской ССР операцию начать 10 августа с. г., а в Восточно-Сибирской
области, Красноярском и Дальневосточном краях — с 15-го августа
с. г.
2. В первую очередь подвергаются
репрессии контингенты, отнесенные к первой категории.
Контингенты, отнесенные ко второй
категории, до особого на то распоряжения репрессии не подвергаются.
В том случае, если нарком республиканского
НКВД, начальник управления или областного отдела НКВД, закончив
операцию по контингентам первой категории, сочтет возможным приступить
к операции по контингентам, отнесенным ко второй категории, он обязан,
прежде чем к этой операции фактически приступить — запросить мою
санкцию и только после получения ее, начать операцию.
В отношении всех тех арестованных,
которые будут осуждены к заключению в лагеря или тюрьмы на разные
сроки, по мере вынесения приговоров доносить мне, сколько человек,
на какие сроки тюрьмы или лагеря осуждено. По получении этих сведений
я дам указания о том, каким порядком и в какие лагеря осужденных
направить.
3. В соответствии с обстановкой
и местными условиями территория республики, края и области делится
на оперативные сектора.
Для организации и проведения
операции по каждому сектору формируется
оперативная группа, возглавляемая
ответственным работником НКВД республики, краевого или областного
Управления НКВД, могущим успешно справиться с возлагаемыми на него
серьезными оперативными задачами.
В некоторых случаях начальниками
оперативных групп могут быть назначены наиболее опытные и способные
начальники районных и городских отделений.
4. Оперативные группы укомплектовать
необходимым количеством оперативных работников и придать им средства
транспорта и связи.
В соответствии с требованиями
оперативной обстановки, группам придать войсковые или милицейские
подразделения.
5. На начальников оперативных
групп возложить руководство учетом и выявлением подлежащих репрессированию,
руководство следствием, утверждение обвинительных заключений и приведение
приговоров троек в исполнение.
Начальник оперативной группы
несет ответственность за организацию и проведение операции на территории
своего сектора.
6. На каждого репрессированного
собираются подробные установочные данные и компрометирующие материалы.
На основании последних составляются списки на арест, которые подписываются
начальником оперативной группы и в 2-х экземплярах отсылаются на
рассмотрение и утверждение Наркому внутренних дел, начальнику управления
или областного отдела НКВД.
Нарком внутренних дел, начальник
управления или областного отдела НКВД рассматривает список и дает
санкцию на арест перечисленных в нем лиц.
7. На основании утвержденного
списка начальник оперативной группы производит
арест. Каждый арест оформляется ордером. При аресте производится
тщательный обыск. Обязательно изымаются оружие, боеприпасы,
военное снаряжение, взрывчатые вещества, отравляющие и ядовитые
вещества, контрреволюционная литература, драгоценные металлы в монете,
слитках и изделиях, иностранная валюта, множительные приборы и переписка.
Все изъятое заносится в протокол
обыска.
8. Арестованные сосредотачиваются
в пунктах по указаниям Наркомов внутренних дел, начальников управлений
или областных отделов НКВД. В пунктах сосредоточения арестованных
должны иметься помещения для размещения арестованных.
9. Арестованные строго окарауливаются.
Организуются все мероприятия, гарантирующие от побегов или каких-либо
эксцессов.
IV.
Порядок ведения следствия
1. На каждого арестованного
или группу арестованных заводится следственное дело. Следствие проводится
ускоренно и в упрощенном порядке.
В процессе следствия должны
быть выявлены все преступные связи арестованного.
2. По окончании следствия дело
направляется на рассмотрение тройки.
К делу приобщают: ордер на арест, протокол обыска, материалы,
изъятые при обыске, личные документы, анкету арестованного, агентурно-учетный
материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение.
V.
Организация и работа троек
1. Утверждаю персональный состав республиканских,
краевых и областных троек [далее следует персональный состав]:
2. На заседаниях троек может
присутствовать (там, где он не входит в состав тройки) республиканский,
краевой или областной прокурор.
3. Тройка ведет свою работу,
или находясь в пункте расположения соответствующих НКВД, УНКВД или
областных отделений НКВД, или выезжая к местам расположения оперативных
секторов.
4. Тройки рассматривают представленные
им материалы на каждого арестованного или группу арестованных, а
также на каждую подлежащую выселению семью в отдельности.
Тройки, в зависимости от характера
материалов и степени социальной опасности арестованного, могут относить
лиц, намеченных к репрессированию по 2 категории, — к первой категории
и лиц, намеченных к репрессированию по первой категории, — ко второй.
5. Тройки ведут протоколы своих
заседаний, в которые и записывают вынесенные ими приговоры в отношении
каждого осужденного.
Протокол заседания тройки направляется
начальнику оперативной группы для приведения приговоров в исполнение.
К следственным делам приобщаются выписки из протоколов в отношении
каждого осужденного.
VI.
Порядок приведения приговоров в исполнение
1. Приговора приводятся в исполнение
лицами по указаниям председателей троек, т. е. наркомов республиканских
НКВД, начальников управлений или областных отделов НКВД.
Основанием для приведения приговора
в исполнение являются — заверенная выписка из протокола заседания
тройки с изложением приговора в отношении каждого осужденного и
специальное предписание за подписью председателя тройки, вручаемые
лицу, приводящему приговор в исполнение.
2. Приговора по первой категории
приводятся в исполнение в местах и порядком по указанию наркомов
внутренних дел, начальников управления и областных отделов НКВД
с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения
приговора в исполнение.
Документы об исполнении приговора
приобщаются в отдельном конверте к следственному делу каждого осужденного.
3. Направление в лагеря лиц,
осужденных по 2 категории, производится на основании нарядов, сообщаемых
ГУЛАГом НКВД СССР.
VII.
Организация руководства операций и отчетность
1. Общее руководство проведением
операций возлагаю на моего заместителя — Начальника главного управления
государственной безопасности — Комкора тов. ФРИНОВСКОГО.
Для проведения работы, связанной
с руководством операции, сформировать при нем специальную группу.
2. Протоколы троек по исполнении
приговоров немедленно направлять начальнику 8-го Отдела ГУГБ НКВД
СССР с приложением учетных карточек по форме № 1.
На осужденных по 1 категории
одновременно с протоколом и учетными карточками направлять также
и следственные дела.
3. О ходе и результатах операции
доносить пятидневными сводками к 1, 5, 10, 15, 20 и 25 числу каждого
месяца телеграфом и подробно почтой.
4. О всех вновь вскрытых в процессе
проведения операции контрреволюционных формированиях, возникновении
эксцессов, побегах за кордон, образовании бандитских и грабительских
групп и других чрезвычайных происшествиях доносить по телеграфу
— немедленно.
* * *
При организации и проведении
операции принять исчерпывающие меры к тому, чтобы не допустить:
перехода репрессируемых на нелегальное положение;
бегства с мест жительства и
особенно за кордон; образования бандитских и грабительских групп,
возникновения каких-либо эксцессов.
Своевременно выявлять и быстро пресекать попытки к совершению
каких-либо активных контрреволюционных действий.
Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР
Генеральный Комиссар Государственной Безопасности
Н. ЕЖОВ
Источник: ГУЛАГ: ГЛавое управление лагерей. 1918-1960.
Под ред. акад. А.Н.Яковлева; сост. А.И.Кокурин, Н.В.Петров.
М., МФД, 2000, с.96-104.
|