|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Социальные выплаты на поддержку семьям с детьми различаются
по странам ЕС более чем в 10 раз
Чтобы избежать влияния различий в уровне цен на одинаковые
товары и услуги, расходы на социальную защиту представляют в стандартах
покупательной силы (СПС)6 на душу населения
(рис. 6). Наиболее высокими душевыми показателями социальных выплат
и пособий выделяется Люксембург (11963 СПС на душу населения в 2004
году)7, а также Швеция и Дания (более
чем по 8200), а за пределами ЕС - Норвегия (8970) и Швейцария (8285).
Балтийские государства, с другой стороны, отличаются наиболее низкими
показателями: в Латвии - 1189, Литве - 1402, Эстонии - 1602 СПС
на душу населения. В результате, различия между странами ЕС по этому
показателю превышают 10 раз.
Еще больше различаются европейские страны по величине
социальных выплат на поддержку семей с детьми, рассчитанных на душу
населения в стандартах покупательной силы. В среднем по Европе-25
она составила за 2004 год 466 СПС на человека. По странам Европейского
Союза эта величина варьировалась от 99 в Польше до 2076 в Люксембурге
и 1072 в Дании. За пределами Европейского Союза значительная поддержка
семьям с детьми оказывается в Норвегии (1064 СПС за 2004 год) и
Исландии (911). С другой стороны, крайне низкой величиной пособий
и выплат семьям с детьми, помимо Польши, отличаются Литва, Латвия,
Испания и Мальта (около 150 СПС за 2004 год), а также Португалия,
Эстония и Словакия (чуть более 200 СПС).

Рисунок 6. Социальные выплаты в странах Европейского
Союза, Исландии, Норвегии и Швейцарии, всего и в том числе на поддержку
семьи и детей, стандартов покупательной силы на душу населения,
2004
За 1990-2004 годы средняя по Европе-15 величина выплат
и пособий, направленных на поддержку семей и детей, почти удвоилась
- с 289 до 547 СПС за год на душу населения. В странах Европы, где
величина этих выплат на протяжении данного периода была выше среднего
уровня - Австрии, Германии, Дании, Исландии, Люксембурге, Норвегии,
Швеции, Финляндии и Франции - наиболее значительный рост наблюдался
в Люксембурге (в 4,2 раза), Норвегии (2,4) и Исландии (2,1), причем
если в Норвегии он был довольно устойчивым и равномерным, то в Люксембурге
он ускорился в конце 1990-х годов, а в Исландии - с 2000 года (рис.
7).

Рисунок 7. Социальные выплаты на поддержку семьи и детей
в целом по странам Европы-15, в Австрии, Дании, Исландии, Люксембурге
и Норвегии, стандартов покупательной силы на душу населения, 1990-2004
В Швеции и, в меньшей степени, в Финляндии наблюдалось
снижение величины выплат семьям и детям во второй половине 1990-х
годов (рис. 8), хотя в целом за 1990-2004 года она увеличилась,
соответственно, в 1,3 и 1,5 раза. Определенное замедление роста
семейных и детских пособий и выплат отмечалось также во Франции
и Германии, но и в этих странах их величина увеличилась за весь
рассматриваемый период в 1,5 и 2,2 раза, соответственно. Наиболее
значительным ростом величины выплат семьям и детям в этой группе
- в 3,4 раза - отличалась Ирландия, в которой она особенно быстро
увеличивается с 2000 года, когда практически достигла среднего уровня
по Европе-15.

Рисунок 8. Социальные выплаты на поддержку семьи и детей
в целом по странам Европы-15, в Германии, Ирландии, Швеции, Финляндии
и Франции, стандартов покупательной силы на душу населения, 1990-2004
Более медленный рост величины выплат на поддержку семей
и детей и отдельные периоды ее снижения привели к тому, что в Бельгии
и Великобритании она опустилась ниже среднего по Европе-15 уровню
(рис. 9). Несмотря на довольно устойчивый рост величины этих выплат
в Испании (в 4 раза за 1990-2004 годы), Греции (в 2,0) и Италии
(в 1,6 раза), эти страны все еще заметно отстают от среднего по
Европе-15 уровня. Португалия, довольно быстро наращивавшая расходы
на поддержку семей с детьми во второй половине 1990-х годов, в 2003-2004
годах заметно сократила их (но в целом за 1990-2004 годы они увеличились
в 2,3 раза).

Рисунок 9. Социальные выплаты на поддержку семьи и детей
в целом по странам Европы-15, в Бельгии, Великобритании, Греции,
Испании, Италии, Нидерландах, Португалии и Швейцарии, стандартов
покупательной силы на душу населения, 1990-2004
Среди стран, недавно присоединившихся к Европейскому
Союзу, быстрым ростом социальных выплат на поддержку семей и детей
выделяется Кипр, где он составил за 2000-2004 годы 2,5 раза, а в
целом по Европе-25 - 1,1 раза (рис. 10). За 2004 год они заметно
возросли также в Эстонии (в 1,5 раза) и, в меньшей мере, в Словакии,
Чехии и Литве (1,2-1,3 раза). Достаточно устойчиво возрастает величина
семейных и детских выплат в Словении и Венгрии, а на Мальте, напротив,
она сократилась за последние годы (почти на 20%).

Рисунок 10. Социальные выплаты на поддержку семьи и
детей в целом по странам Европейского Союза и в 10 недавно присоединившихся
странах, стандартов покупательной силы на душу населения, 1990-2004
Выплата семейных и детских пособий далеко не всегда
строго увязывается с необходимостью повышения рождаемости (чаще
она направлена на снижение риска бедности и социальной незащищенности),
однако стоит отметить, что наиболее низкие показатели рождаемости
характерны, как правило, для стран с самым низким уровнем таких
выплат. Если в целом по Европе-15 коэффициент суммарной рождаемости
в 2003 году составлял 1,52 (в 1995 году - 1,42), то отдельные страны
ЕС можно сгруппировать по его значению в следующие группы:
- страны Южной Европы - Италия, Испания и Греция - отличаются
крайне низким уровнем рождаемости ("южноевропейский тип");
резкое падение рождаемости в этих странах произошло в 1980-е годы;
коэффициент суммарной рождаемости в Италии и Испании опускался
в 1990-е годы ниже 1,2; в условиях крайне ограниченной государственной
поддержки семьи, рождения и воспитания детей женщины вынуждены
выбирать между экономической занятостью и семьей;
- Дания, Швеция и Финляндия могут быть объединены в "скандинавский"
(или сбалансированный) тип, для которого характерна хорошая сбалансированность
процессов рождения и воспитания детей, с одной стороны, и участия
женщин на рынке труда, с другой стороны, благодаря значительной
общественной поддержки семей с детьми (характерно, что в Швеции
после бюджетного кризиса начала 1990-х годов коэффициент суммарной
рождаемости снизился - до 1,51 в 1998 году, а затем, по мере усиления
государственной поддержки и улучшения ситуации на рынке труда
вновь увеличился - до 1,74 в 2003 году);
- многие континентальные страны могут быть отнесены к "западноевропейскому"
типу, для которого характерна стабилизация коэффициента суммарной
рождаемости на уровне 1,3-1,4 ребенка на женщину, а экономическая
занятость женщин близка к среднему уровню; однако эта группа стран
неоднородна: во Франции и Люксембурге рождаемость достигает наивысших
уровней в ЕС благодаря широкого спектру мер, направленных на поддержку
семьи и стимулирование рождаемости;
- недавно присоединившиеся к ЕС страны Центральной и Восточной
Европы продемонстрировали высокую чувствительность рождаемости
к экономическим трудностям переходного периода начала 1990-х годов,
коэффициент суммарной рождаемости резко сократился - до 1,1-1,3
в конце 1990-х годов, не подавая каких-либо признаков существенного
повышения;
- несколько стран-членов Европейского Союза несколько выбиваются
из общей картины: в Ирландии, пережившей снижение рождаемости
позже других европейских стран и с существенно более высокого
уровня, коэффициент суммарной рождаемости в настоящее время лишь
немного ниже уровня простого воспроизводства; в Португалии при
высокой экономической занятости женщин и ограниченной поддержке
семьи коэффициент суммарной рождаемости близок к среднему уровню;
на Кипре и Мальте, где еще 10 лет тому назад рождаемость практически
обеспечивала простое замещение поколений, теперь она опустилась
ниже среднеевропейского уровня (коэффициент суммарной рождаемости
на Мальте - 1,41, на Кипре - 1,16);
- в Великобритании, Нидерландах и Бельгии рождаемость превышает
среднеевропейский уровень (коэффициент суммарной рождаемости составляет
около 1,7); и если в первых двух это связано, по всей видимости,
с возможностями гибкой занятости в форме неполного рабочего дня,
то в последней решающую роль может играть высокая доступность
общественных форм воспитания детей с самого раннего возраста.
Исследователи и политики до сих пор бьются над разгадкой
механизмов таких тенденций рождаемости. А тем временем среднее число
желаемых детей снизилось с 2,3 у женщин, завершающих свой репродуктивный
цикл, до 2,1 у женщин, находящихся сейчас на его пике. Все чаще
рождение ребенка откладывается молодыми женщинами, стремящимися
получить более высокое образование и сделать карьеру, в результате
повышается средний возраст матери при рождении первого ребенка,
а число рожденных детей оказывается меньше желаемого.
Источник: Eurostat - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=
1090,30070682,1090_33076576&_dad=portal&_schema=PORTAL
Social protection in the European Union // Statistics in focus.
Population and Social Conditions. 99/2007 - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-07-099/EN/KS-SF-07-099-EN.PDF
Eurostat/ESSPROS. Data online. Social protection. -
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/
page?_pageid=0,1136184,0_45572595&_dad=portal&_schema=PORTAL
The social situation in the European Union. 2005-2006. -
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page?_pageid=
1073,46587259&_dad=portal&_schema=PORTAL&p_product_code=KE-AG-06-001
6 - Стандарт покупательной силы (PPS, Purchasing
Power Standards)- единица, независимая от какой-либо национальной
валюты, использование которой позволяет устранить искажения, связанные
с различиями в уровне цен. Ее стоимость рассчитывается на основе
паритетов покупательной способности (PPPs, Purchasing Power Parities),
которые получают путем взвешивания средних соотношений цен за некоторый
стандартный набор товаров и услуг, сопоставимый и представительный
для каждой страны - члена Европейского Союза.
7 - Как уже говорилось выше, Люксембург представляет
особый случай, поскольку значительная часть пособий в этом государстве
выплачивается гражданам, проживающим за пределами страны. Если оставить
в стороне эту часть социальных расходов, величина душевых социальных
выплат за 2004 год снизится до 10200 СПС.
|