Rambler's Top100

№ 293 - 294
18 июня - 1 июля 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
От чего зависят различия в зарплате россиян

Новое обследование заработной платы по профессиям

В структуре занятости преобладают специалисты с высшим образованием и рабочие средней и низкой квалификации

Труд белых воротничков ценится ниже, чем синих?

У мужчин дифференциация заработков выше, и больше нетарифных выплат

С возрастом зарплата растет очень слабо

Производственный опыт мало влияет на дифференциацию зарплаты

Выгодно ли иметь диплом о высшем образовании?

Профессиональная составляющая зарплаты и влияние привходящих факторов

Иерархия профессий по величине заработной платы

Российская профессиональная структура труда и его оплаты нуждается в совершенствовании

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Павел Филонов. Рабочие. Pavel Filonov. The Workers  (1915-1916) От чего зависят различия в зарплате россиян

Над темой номера работали:

Лидия БЕЛОКОННАЯ Владимир ГИМПЕЛЬСОН Татьяна ГОРБАЧЕВА

Лидия
БЕЛОКОННАЯ

Владимир
ГИМПЕЛЬСОН

Татьяна
ГОРБАЧЕВА

  Ростислав КАПЕЛЮШНИКОВ Анна ЛУКЬЯНОВА

Ольга
ЖИХАРЕВА

Ростислав
КАПЕЛЮШНИКОВ

Анна
ЛУКЬЯНОВА

У мужчин дифференциация заработков выше и больше нетарифных выплат

Как следует из рис. 3 и 4, женщины получают в среднем примерно на треть меньше, чем мужчины, отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составляет, в среднем, 0,646. По тарифному заработку это соотношение составляет 0,70, тогда как по выплатам по районному регулированию и прочим выплатам соответственно 0,52 и 0,57. Это означает, что тарифная часть частично сглаживает гендерный разрыв в оплате, тогда как надбавки и выплаты, наоборот, его растягивают. Почти двукратное превышение средней величины региональных надбавок у мужчин по сравнению с женщинами в значительной мере отражают особенности структуры занятости в северных регионах страны (на которые такие надбавки распространяются в первую очередь), где отмечается преобладание мужчин.

Рисунок 3. Уровни заработной платы мужчин и женщин по укрупненным профессиональным группам

Среди мужчин наибольшие различия в заработках между соседними группами наблюдаются в самом низу и на самом верху профессиональной пирамиды. Условный сдвиг из группы низкоквалифицированных рабочих в группу рабочих средней квалификации повышает заработную плату в 2,27 раза. Следующая ступень, соответствующая самой высокой квалификации у рабочих, не увеличивает заработок, а наоборот, несколько его снижает. Что касается "белых воротничков", то последовательные перемещения вверх из группы 4 в группу 2 дают весьма умеренные приращения заработка. Однако переход от специалистов к руководителям опять сопряжен с большим скачком: средняя заработная плата при этом вырастает более чем в 1,5 раза (на 54%). В целом же средний заработок у мужчин в группе руководителей (группа 1) превышает заработок неквалифицированных рабочих (группа 9) в 4 раза.

У женщин общие закономерности в межгрупповых соотношениях заработной платы примерно такие же, как и у мужчин, но только имеют более сглаженный характер. Например, максимум (группа руководителей) превышает минимум (группа неквалифицированных рабочих) в 3,26 раза, переход из группы неквалифицированных рабочих в группу рабочих средней квалификации поднимает заработок в 2 раза, а разница между группами руководителями и служащими составляет 2,17 раза (следует, впрочем, учитывать, что среди мужчин по профессии конторских служащих работают очень немногие).

Рисунок 4. Структура заработной платы мужчин и женщин по укрупненным профессиональным группам

Анализируя структуру зарплаты (рис. 4), отметим, что межгрупповая вариация в надтарифных выплатах у мужчин оказывается выше, чем в тарифных. Например, соотношение между крайними группами 1 и 9 по тарифному заработку составляет 3,72:1, тогда как по региональным надбавкам и прочим выплатам примерно 4,5:1. Это означает, что если бы оплата работников исчерпывалась только тарифным заработком, то дифференциация была бы значительно меньше, главным двигателем межгрупповой дифференциации является надтарифная часть заработной платы.

У женщин, напротив, дифференциация тарифных выплат не ниже, чем надтарифных. Тарифный заработок в группе руководителей превышает соответствующий показатель в группе неквалифицированных рабочих в 3,33 раза, региональные надбавки - в 2,79 раза, прочие выплаты - в 3,32 раза. Таким образом, у женщин надтарифные выплаты не являются фактором, усиливающим неравенство в оплате.

У женщин значение гарантированной части заработков оказывается заметно больше, чем у мужчин, во всех без исключения профессиональных группах (в среднем - почти на 6 п.п.). Как уже отмечалось, по сравнению с женщинами распределение мужчин относительно сильнее смещено в пользу регионов, где предусмотрены надбавки по районному регулированию, и отраслей, где активнее используются поощрительные выплаты.

В целом можно утверждать, что учет гендерного фактора делает связь между профессиональной квалификацией работников и их заработной платой более явной и в этом смысле - более "правильной". Так, выясняется, что и среди мужчин и среди женщин специалисты высшего уровня квалификации зарабатывают больше, а специалисты среднего уровня квалификации - примерно столько же, сколько рабочие высокой и средней квалификации (группы 7 и 8). Вопрос о том, адекватен ли наблюдаемый разрыв в заработках различиям в уровнях квалификации между этими профессиональными группами или нет, мы в данном случае не обсуждаем.


6 - Более подробно о гендерных различиях в зарплате см., например: А.Ощепков, Гендерные различия в оплате труда в России. Экономический журнал ВШЭ, 2006, No.4.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.