Ликвидация дежурства на дому больно ударит по сельской медицине
В медицинских кругах края вызвал переполох приказ министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова от 12 апреля 2007 года за 262.
Этот документ объявляет утратившим силу пункт 1 статьи 7 действующего положения об оплате труда медицинских работников, а попросту говоря - ликвидирует так называемое дежурство на дому. Работников городских медицинских учреждений эта ликвидация практически не касается, а вот сельская медицина, бесспорно, понесет потери.
Суть в том, что в лечебных заведениях существует круглосуточное дежурство, это непреложно и узаконено в соответствующих ведомственных документах. Но, к примеру, наличие акушера-гинеколога по штатному расписанию не может обеспечить подобного дежурства, а необходимость в этом специалисте, сами понимаете, возникает в любую минуту и самым неожиданным образом. То же самое - с рентгенологом-лаборантом, участковым педиатром, другими специалистами. Выходом из положения и было то самое дежурство на дому. Врач или фельдшер находился вне работы, но в положении постоянной готовности появиться на ней. За это производилась доплата, определенная по закону уже упомянутым первым пунктом, который приказал долго жить.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: узаконенное дежурство на дому давало не только финансовое подкрепление медицинскому работнику за сверхнормативный труд, оно помимо прочего служило юридическим обоснованием готовности того оказать экстренную помощь. Сейчас, отработав положенное, можно смело ехать на рыбалку или в гости к родне куда подальше.
Обратимся к прошлому. Читаю "Медицинский отчет по временному Мелиховскому участку за 1893 год", составленный врачом этого участка Антоном Чеховым. "Открытие в этом году временного Мелиховского участка было вызвано теми же соображениями, что и в прошлом, то есть имелась в виду возможность холерной эпидемии. Амбулатория находилась в усадьбе врача при селе Мелихове, а медикаменты и дезинфицирующие средства, как и раньше, были получаемы от уездного земства. Разницы по внешней организации участка сравнительно с прошлым годом не было никакой, если не считать перемены, касавшейся фельдшера, расходы по найму которого в истекшем году приняло на себя Губернское земство".
От себя добавлю, что ни в описываемом году, ни в предыдущем случаев холеры по Мелиховскому участку не было. Однако, как видим, предупредительные меры органы местного самоуправления - те самые земства - посчитали необходимыми.
Из истории известно, что одной из основных забот земств помимо образования, строительства дорог считалось здравоохранение. Со временем государство ослабляло влияние земств, урезало их функции и в конце концов в 1918 году упразднило эти органы самоуправления совсем. Соответственно, взяв их функции на себя.
Как государство управляется со сферой здравоохранения нынче, мы наблюдаем изо дня в день. Нет смысла говорить о бесплатном медицинском обслуживании, о снабжении лекарствами по льготным рецептам, потому что эти темы - соль на раны больных, особенно пожилых людей. Понятно, что основа любому делу - и стратегия его, и тактика, и качество исполнения - закон. И что же, если продолжать нашу тему?
Валерий Карташов, главный врач Тальменской районной больницы, говорит, что в последнее время законодательство приносит в медицинское обслуживание прямо-таки революционные изменения.
- Только успели оправиться от указаний по дополнительному лекарственному обеспечению, весь первый квартал барахтались в поисках выхода, чтобы суметь вписаться в лимит, - как грянуло новое. Что ж, будем пытаться искать выход и из этого положения, как-то выкручиваться. Только что у меня в кабинете все замы собирались, думали, как соблюсти закон и не ухудшить медицинское обслуживание.
Вот так - соблюсти закон и при этом не ухудшить. А многие доверчивые наши сограждане до сих пор считают, что на то он и закон, чтобы улучшать медобслуживание. Валерий Карташов уже ищет выходы из создавшегося положения, а другие пока не осознали, что принесло с собой новшество. Наивные, надеются: может, это и не про нас вовсе?
Недавно в краевой прессе опубликован порядок перехода организаций, оказывающих населению социальные услуги, в так называемые автономные учреждения. Речь идет о сфере образования, науки, культуры. Медицинские учреждения пока не рассматриваются в этом ряду. Пока. Дело в том, что переход или перерегистрация намечаются во исполнение ФЗ 174 "Об автономных учреждениях", и в этом законе учреждения медицины причислены к прочим, оказывающим социальные услуги. Очевидно, для медицинского обслуживания припасены некие особые условия реформирования, несомненно призванные улучшить эту область заботы о гражданах. Как до сих пор, как всегда.
Кстати, большинство руководителей учреждений культуры, образования, науки Алтайского края против перехода к автономным учреждениям, и, прежде всего, потому что закон не учитывает региональных различий и особенностей. Один из ректоров высказался определеннее: если оголить вопрос - нас попросту выдавливают из бюджета.
Вспомнил Антона Павловича Чехова - и нарисовалась мне этакая идиллическая картинка из разряда невыносимо смелой фантастики. Вдруг появляется распоряжение некоего органа власти - сельсовета, администрации муниципального образования, района, не важно, - об открытии временного акушерско-гинекологического пункта в деревне, где в недалеком будущем предполагается демографический взрыв, рождение сразу полутора десятков младенцев. Представляете!..
Согласен, такое явится только сумасшедшему. Наши теперешние "земства" хилы и пугливы, никому не придет в голову что-то подобное открывать. Да и никакого взрыва в деревне не предвидится по причинам всем давно известным. Одна из них стала темой сегодняшнего нашего разговора.
Анатолий КИРИЛИН. «Российская газета», 6 июня 2007 года