Rambler's Top100

№ 291 - 292
4 - 17 июня 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания

Молодежь на рынке вторичной занятости

Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере

Представления христианства о социальном неравенстве и труде


Google
Web demoscope.ru

Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере

С.В. Скутнева1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2006, №10, с. 88-94)

Рынок труда молодежи можно рассматривать как самостоятельный, целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования в обществе молодежи как особой социально-демографической группы, обладающей присущими ей потребностями и интересами и занимающей специфическое место в воспроизводстве трудовых отношений.

Многовариативность социально-экономической и культурной жизни трансформирующегося российского общества формирует специфическую среду предложений, в том числе и на рынке труда2. Атмосфера одновременного сосуществования множественности возможностей и их недоступности еще более усложняется тем, что отсутствует явный социальный образец, поддержанный государственными идеологическими императивами, такими как идея неприкосновенности частной собственности, высокий престиж людей науки и образования, толерантность, национальное достоинство и др. Эту атмосферу можно назвать "постоянством неопределенности". Таким образом, относительно равный старт не является гарантией равных возможностей молодых людей на рынке труда современной России3. Выбираемая и реализуемая стратегия зависит от представлений каждого индивида об успехе, путях его достижения, о своем предназначении и будущем.

Рыночные отношения - это публичная сфера, в которой конструируются отношения между полами, где гендерная стратификация выражается в воспроизводящемся неравенстве жизненных шансов юношей/мужчин и девушек/женщин и различиях трудовых стратегий.

Проследить гендерную специфику представлений молодежи в трудовой сфере было одной из задач социологического исследования "Молодежь в современном обществе" (Тольятти). В опросе участвовало 1000 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (включительно). При отборе респондентов использовался метод квотной, маршрутной выборки и целевой аудитории. В качестве метода опроса применялось очное анкетирование. Представлены основные группы молодежи по полу, возрасту (до 18 лет - 41,8%, 19-24 года - 47%, 25-30 лет - 11,1%), семейному положению (холостые - 87,8%, семейные - 9,5%, разведенные - 2,3%, вдовы/вдовцы - 0,4%), материальному самочувствию (средств в основном хватает и откладывают - 52,2%, достаточно лишь на ежедневные расходы - 29,1%, покупка большинства товаров не вызывает трудностей - 16,6%, отказывают себе практически во всем - 2,1%), сфере занятости (учатся в школе/лицее - 25% в ПТУ, техникуме, колледже - 25%, в вузе - 25%, работают - 25%). Содержательная интерпретация эмпирической информации основана на анализе данных исследования, обработанных с помощью программы SPSS (табл. 1). Полученные данные свидетельствуют, что большинство юношей и девушек связывают свой жизненный успех с достижением материального благополучия, интересной работой, делом по душе. Данная тенденция проявляется и в ближайших перспективах трудовых стратегий молодежи (табл. 2).

Таблица 1. Ответы на вопрос "Чего Вы хотите достичь в жизни?"

Жизненные цели

Общее распределение

По всей выборке

Муж.

Жен.

Сумма

%

Ранг

Чел.

%

Чел.

%

Высокий заработок, материальное благополучие

567

19,1

1

588

17,6

278

18,6

Дело по душе, интересная работа

418

14,1

2

438

13,1

215

14,4

Хорошие отношения в семье

367

12,3

3

387

11,6

199

13,3

Хорошие, верные друзья

359

12,1

4

378

11,3

156

10,5

Удовлетворенность в любви, интимной жизни

222

7,5

5

240

7,2

132

8,8

Возможность поездить по миру

190

6,4

6

204

6,1

119

8,0

Свое дело, успех в предпринимательстве

135

4,5

7

154

4,6

66

4,4

Душевное равновесие

128

4,3

8

149

4,5

65

4,4

Профессионализм, мастерство

121

4,1

9

142

4,2

44

2,9

Самостоятельность, свобода

104

3,5

10

128

3,8

57

3,8

Знакомства, связи, возможность все достать

89

3,0

11

116

3,5

36

2,4

Уверенность в безопасности

82

2,8

12

107

3,2

35

2,3

Возможность полнее проявить себя, свои способности

82

2,8

12

109

3,3

47

3,2

Признание окружающих, слава

43

1,4

13

71

2,1

21

1,4

Власть, возможность командовать людьми

35

1,2

14

65

1,9

10

0,7

Нетрудная работа, спокойная жизнь

33

1,1

15

65

1,9

12

0,8

Таблица 2. Планы на ближайшее будущее

Варианты ответов

По всей выборке

Муж.

Жен.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Продолжить образование

315

31,5

132

26,4

183

36,6

Основать свое дело

148

14,8

94

18,8

54

10,8

Работать по специальности в коммерческих структурах

123

12,3

83

16,6

40

8

Работать по специальности в госструктурах

112

11,2

39

7,8

3

14,6

У меня другие планы на будущее

75

7,5

35

7

40

8

У меня еще нет никаких планов на будущее

54

5,4

36

7,2

18

3,6

Уехать за границу учиться или работать

52

5,2

24

4,8

28

5,6

Работать не по специальности в коммерческих структурах

49

4,9

27

5,4

22

4,4

Работать не по специальности в госструктурах

25

2,5

14

2,8

11

2,2

Посвятить себя дому, семье

20

2

6

1,2

14

2,8

Заняться научно-исследовательской работой

16

1,6

5

1

11

2,2

Остаться работать в организации, где подрабатываю

10

1

4

0,8

6

1,2

Ключевой предпосылкой в достижении материального достатка, дела по душе является получение образования - 26,4% юношей и 36,6% девушек. Причем этот показатель стоит на первом месте с большим отрывом от других (особенно у девушек), демонстрируя, что то место, которое отводится современной молодежью ценности образования, является не просто лидирующим, а рассматривается как непременное условие жизненного успеха, к которому другие показатели могут присоединяться с разной степенью частоты. Следовательно, получение образования может рассматриваться как своего рода инвестиции в будущую статусную позицию, более характерную для девушек.

Растущий спрос на высококвалифицированный труд, более высокая цена такого труда, развитие технологического прогресса диктуют необходимость вкладывать средства в образование детей для того, чтобы они могли включиться в общественное производство с наибольшей эффективностью. Отсутствие различий с точки зрения рациональности в затратах на образование юношей и девушек свидетельствует об отрицании априорной некачественности женской рабочей силы и необходимости выполнять одну роль на протяжении жизненного цикла (роль хозяйки дома). Снижение рождаемости, развитие контрацепции, вовлечение женщин в общественное производство, рост образовательного уровня населения, рост доли неполных семей - все эти тенденции нарушают рациональность гендерной дифференциации вложений в человеческий капитал4.

Совсем небольшая часть респондентов связывает свою трудовую деятельность с научно-исследовательской сферой - 1% юношей и 2,2% девушек. И, как показывают данные, феминизация научной сферы будет продолжаться. Данной тенденции способствует изменение самого научного знания (мышления), соединяющего в себе традиционный (мужской) подход, связанный с познанием глубинной сущности явлений, абстрагированием от частностей с женским, характеризующимся широтой диапазона исследуемых явлений с учетом взаимосвязей, деталей и т.д.

Значительна доля юношей (18,8%) и девушек (10,8%) желающих основать свое дело, а 4,6% юношей и 4,4% девушек видят в этом свою жизненную цель. Основной причиной, побуждающей к занятию предпринимательством, можно назвать высокую степень неудовлетворенности материальным положением.

Дифференцирующим критерием в трудоустройстве юношей и девушек является форма хозяйствования будущей/настоящей организации, фирмы. Работать по специальности в коммерческих структурах планируют 16,6% юношей и 8% девушек (2:1), в госструктурах - 7,8% юношей и 14,6% девушек. Это позволяет предположить, что девушки более удовлетворены профессиональной подготовкой, но ощущают неподготовленность к работе в коммерческих структурах или испытывают чувство недоверия к негосударственному сектору.

Изучая ответы респондентов, социологи выявили некоторые негативные тенденции. В частности, коммерческие фирмы предпочитают нанимать на работу, даже не требующую высокой квалификации, не лиц со средним образованием, а выпускников вузов. Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный, интеллектуальный труд сегодня - самый низкооплачиваемый. Это сказывается на структуре ценностей и жизненных планах молодежи и не может не снижать адекватного самоопределения студентов. На современном этапе характер их профессионального самоопределения можно определить как двойственный.

Двойственность проявляется в следующем: с одной стороны присутствует "идеальное" намерение, базирующееся на интересе к специальности - освоить ее, реализовать свою профессиональную подготовку, найти соответствующую работу и т.д. Но поскольку реализация такого плана, как правило, затруднительна, выпускники формируют в качестве возможного варианта менее для них привлекательный, но реальный - найти любую работу, не обязательно по специальности, но обеспечивающую приемлемый доход. Социальная опасность этой тенденции заключается в следующем. При сохранении низкой оплаты труда в государственных структурах и высокой значимости материальной обеспеченности у выпускников вузов растет предпочтение трудоустройства в коммерческой сфере при соответствующем падении престижа госструктур в ущерб трудоустройству по специальности. В силу этого возможна ситуация, при которой вузы практически будут давать профессиональное образование лишь номинально.

Реализовать полученные знания девушки планируют в трудовой сфере. Посвятить себя дому, семье желает незначительная часть респондентов - 2,8% (юношей 1,2%). Домашняя жизнь как традиционная система ценностей в жизни женщины отходит на второй план, уступая место профессиональной сфере. Все, что связано с внутренним миром домашней жизни, лишено перспективы, препятствует движению вперед и, в конечном счете, выживанию в жестких условиях сегодняшней российской реальности. Завоевывая профессиональную сферу, девушки/женщины нарушают стереотипные представления о том, что "женщины отстают от мужчин в уровне профессиональной подготовки и квалификации", "мужчины должны получать большее жалование, чем женщины (при аналогичных работах)", "основная роль женщины - быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины - это работа"...

Соотношение юношей и девушек, не осознающих необходимость планирования профессионального будущего, составляет 2:1. Это говорит не столько о "беззаботности", сколько о реальной неопределенности перспектив дальнейшего трудоустройства.

Проявление конкурентоспособности девушек подтверждается ответами на вопросы относительно способности женщин выполнять мужские роли (табл. 3). Большинство девушек (74,2%) и юношей (56,4%) убеждены, что женщины могут быть такими же настойчивыми и напористыми как мужчины. В то же время юноши более склонны отрицать данную способность женщин - 11,1% (4,6% девушек).

Таблица 3. Убеждения молодежи относительно некоторых женских способностей

Убеждения о способностях

По всей выборке

Мужчины

Женщины

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Могут ли женщины работать столько же, сколько мужчины?

Не могут

294

29,4

186

37,2

108

21,6

Почти также могут

340

34

169

33,8

171

34,2

Также могут

366

36,6

145

29

221

44,2

Могут ли женщины быть такими же настойчивыми и напористыми, как мужчины?

Не могут

78

7,8

55

11

23

4,6

Почти также могут

269

26,9

163

32,6

106

21,2

Также могут

653

65,3

282

56,4

371

74,2

Могут ли женщины быть такими же выносливыми, как и мужчины, когда нужно делать неприятную работу?

Не могут

199

19,9

135

27

64

12,8

Почти также могут

384

38,4

208

41,6

176

35,2

Также могут

417

41,7

157

31,4

260

52

Установлены выраженные различия тендерных убеждений о женской способности быть выносливой и выполнять неприятную работу, когда это необходимо. Девушки-респондентки имеют более либеральные гендерные убеждения, чем юноши, относительно тендерного ролевого поведения.

Трудовые стратегии молодых мужчин опосредованы априорным признанием патриархальности распределения ролей в семье: муж - кормилец, жена - домохозяйка. В связи с разрушением системы государственного патернализма, сопровождающегося изменением ролевых норм для социальных полов, часть мужчин не смогла войти в роль кормильцев и за достаточно короткий промежуток времени перестроить модели занятости, модели заработков. Многие российские мужчины не могут выдержать правила конкурентной игры в рыночной среде, имеющей неразвитую рыночную инфраструктуру, слабое государственное регулирование трудовых процессов, девальвацию образовательного потенциала, четко выраженный криминальный характер перемен, неуправляемую скрытую безработицу.

А требования такого рода к ним, тем не менее, предъявляются. Во-первых, средства массовой информации демонстрируют так называемую "нормальную" семью - полная семья с неработающей женой и высоким жизненным уровнем. Во-вторых, трудовая практика (выталкивание женщин с рынка труда, сегрегация женщин на рынке труда) и государственное законодательство (гендерно нейтрально) приводят к ситуации, при которой жена невольно оказывается домохозяйкой. В-третьих, советская модель полной занятости в сочетании с распространенным ручным трудом, тяжелыми условиями труда и низким бытовым сервисом породили так называемую женскую перезанятость, сформировали установки незанятости в общественном производстве для женщин определенных социальных групп.

Неумение или невозможность справиться с новой ролью "единственного кормильца" в семье приводит мужчин к стрессам. Отсюда рост мужской смертности по причинам: сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи, отравления, травмы, убийства, самоубийства.

Трудовые стратегии молодежи опосредованы мотивацией труда (табл. 4), которая является важным показателем направленности воспроизводственных процессов и гендерной идентичности. В современной социологии она рассматривается как решающий фактор социальной эволюции5.

Таблица 4. Ответы респондентов на вопрос: "Что ожидаете от будущей работы?»

Варианты ответов

Общее распределение

По всей выборке

Муж.

Жен.

Сумма

%

Ранг

Чел.

%

Чел.

%

Хорошая оплата труда

839

28,5

1

420

28,6

419

28,3

Возможность профессионального роста

484

16,4

2

244

16,6

240

16,2

Самореализация, самоутверждение

246

8,3

3

82

5,6

164

11,1

Престижность

226

7,7

4

139

9,5

87

5,9

Ощущение независимости

221

7,5

5

114

7,8

107

7,2

Возможность общения

218

7,4

6

82

5,6

136

9,2

Развитие способностей

184

6,2

7

96

6,5

88

6,0

Возможность чувствовать себя при деле

135

4,6

8

71

4,8

64

4,3

Минимум физической нагрузки,комфортные условия труда

118

4,0

9

66

4,5

50

3,4

Принести пользу обществу

116

3,9

10

57

3,9

59

4,0

Полное использование своих знаний

115

3,9

11

67

4,6

48

3,2

Решения бытовых проблем

47

1,6

12

29

2,0

16

1,1

Исследования подтверждают тенденцию 1990-х годов - переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным6: лидирующим мотивом у юношей и девушек является хорошая оплата труда. Возможность профессионального роста находится на втором месте в ранжированном ряду требований, предъявляемых к работе. Юноши больше, чем девушки выделяют значимость зарплаты/дохода и профессионального роста. Это может быть связано как с традиционным воспитанием, так и с более ранним вступлением юношей в активную экономическую жизнь, с большим интересом к этой сфере.

Гендерная специфика представлений о требованиях, предъявляемых к работе, зафиксирована в третьем по значимости факторе: для юношей - престижность работы, а для девушек - самореализация, самоутверждение. Далее следует независимость. Следовательно, работа весьма важна для идентификации девушек/женщин. Она дает им чувство собственной востребованности, значимости, нужности и общественной полезности, служа источником общения и поддержки, даже когда сама работа неприятна и приносит мало удовлетворения.

Такое поведение может привести к успеху. Но если нет, юноши/мужчины рискуют оказаться на нисходящей спирали. То же относится к безработным юношам/мужчи­нам, выжидающим работу, которую считают "достойной". Если "законный" статус и средства самореализации им недоступны, юноши/мужчины часто прибегают к традиционному решению "мужиков": пьянству. В других случаях они просто оказываются деморализованными и впадают в депрессию (женщины подвержены пьянству и деморализации реже чем мужчины). Живущие одиноко, без сильных социальных связей юноши/мужчины все больше маргинализируются или вынуждены превращаться в зависимых лиц. Это может заставить их жен брать на себя роль "кормильцев поневоле", хотя иногда такие юноши/мужчины становятся зависимыми от родителей.

Таким образом, на фоне прагматических ценностей содержание работы является наиболее значимым фактором для девушек. Для юношей значимы внешние атрибуты профессии (статусная/инструментальная функция будущей/настоящей специальности).

На основании полученной информации о предпочтениях современной молодежи в трудовой сфере можно сделать следующие выводы.

Молодежь ориентируется на прагматические ценности (более свойственно для юношей). Образование позволяет в перспективе улучшить "качество жизни", завоевать определенный социально-экономический статус. Ориентация на образование проявляется больше у девушек. Содержательная мотивация на фоне престижа госструктур более характерна для девушек, молодые люди предпочитают трудоустройство в коммерческой сфере при статусной мотивации. Жизненное самоопределение девушки связывают с профессиональной сферой на партнерских взаимоотношениях с юношами/мужчинами. Отмечена асимметрия в установках юношей/мужчин относительно сферы занятости - все женское традиционно продолжает ассоциироваться с семьей, домашним хозяйством. Гендерные стереотипы и установки начинают формироваться в раннем возрасте посредством социализации под воздействием ее агентов - семьи, СМИ и т.д., а в молодежном возрасте становятся основой для реального поведения.


1 СКУТНЕВА Снежана Владимировна - кандидат социологических наук, преподаватель кафедры "Социальные технологии" Тольяттинской государственной академии сервиса
2 Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социол. исслед. 2001. № 7. С. 132-135; Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000; Социально-экономические проблемы тольяттинской молодежи // Информационно-аналитическое издание МУ "Центр социальных технологий". 2000. № 9. С. 29-45; Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социол. исслед. 1998. №3. С. 31-40; 95.
3 Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности // Социол. исслед. 2002. № 11. С. 36-47.
4 Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С. 71-183.
5 Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 95; Социально-экономические проблемы тольяттинской молодежи // Информационно-аналитическое издание МУ "Центр социальных технологий". 2000. № 9. С. 32
6 Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала // Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С. 95

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.