|
Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой
сфере
С.В. Скутнева1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2006, №10, с. 88-94)
Рынок труда молодежи можно рассматривать как самостоятельный,
целостный сегмент общего рынка труда, выделяемого на основе функционирования
в обществе молодежи как особой социально-демографической группы,
обладающей присущими ей потребностями и интересами и занимающей
специфическое место в воспроизводстве трудовых отношений.
Многовариативность
социально-экономической и культурной жизни трансформирующегося российского
общества формирует специфическую среду предложений, в том числе
и на рынке труда2.
Атмосфера одновременного сосуществования множественности возможностей
и их недоступности еще более усложняется тем, что отсутствует явный
социальный образец, поддержанный государственными идеологическими
императивами, такими как идея неприкосновенности частной собственности,
высокий престиж людей науки и образования, толерантность, национальное
достоинство и др. Эту атмосферу можно назвать "постоянством
неопределенности". Таким образом, относительно равный старт
не является гарантией равных возможностей молодых людей на рынке
труда современной России3.
Выбираемая и реализуемая стратегия зависит от представлений каждого
индивида об успехе, путях его достижения, о своем предназначении
и будущем.
Рыночные отношения
- это публичная сфера, в которой конструируются отношения между
полами, где гендерная стратификация выражается в воспроизводящемся
неравенстве жизненных шансов юношей/мужчин и девушек/женщин и различиях
трудовых стратегий.
Проследить гендерную специфику представлений молодежи
в трудовой сфере было одной из задач социологического исследования
"Молодежь в современном обществе" (Тольятти). В опросе
участвовало 1000 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет (включительно).
При отборе респондентов использовался метод квотной, маршрутной
выборки и целевой аудитории. В качестве метода опроса применялось
очное анкетирование. Представлены основные группы молодежи по полу,
возрасту (до 18 лет - 41,8%, 19-24 года - 47%, 25-30 лет - 11,1%),
семейному положению (холостые - 87,8%, семейные - 9,5%, разведенные
- 2,3%, вдовы/вдовцы - 0,4%), материальному самочувствию (средств
в основном хватает и откладывают - 52,2%, достаточно лишь на ежедневные
расходы - 29,1%, покупка большинства товаров не вызывает трудностей
- 16,6%, отказывают себе практически во всем - 2,1%), сфере занятости
(учатся в школе/лицее - 25% в ПТУ, техникуме, колледже - 25%, в
вузе - 25%, работают - 25%). Содержательная интерпретация эмпирической
информации основана на анализе данных исследования, обработанных
с помощью программы SPSS (табл. 1). Полученные данные свидетельствуют,
что большинство юношей и девушек связывают свой жизненный успех
с достижением материального благополучия, интересной работой, делом
по душе. Данная тенденция проявляется и в ближайших перспективах
трудовых стратегий молодежи (табл. 2).
Таблица
1. Ответы на вопрос "Чего Вы хотите достичь в жизни?"
Жизненные цели
|
Общее распределение
|
По всей выборке
|
Муж.
|
Жен.
|
Сумма
|
%
|
Ранг
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Высокий заработок, материальное благополучие
|
567
|
19,1
|
1
|
588
|
17,6
|
278
|
18,6
|
Дело по душе, интересная работа
|
418
|
14,1
|
2
|
438
|
13,1
|
215
|
14,4
|
Хорошие отношения в семье
|
367
|
12,3
|
3
|
387
|
11,6
|
199
|
13,3
|
Хорошие, верные друзья
|
359
|
12,1
|
4
|
378
|
11,3
|
156
|
10,5
|
Удовлетворенность в любви, интимной жизни
|
222
|
7,5
|
5
|
240
|
7,2
|
132
|
8,8
|
Возможность поездить по миру
|
190
|
6,4
|
6
|
204
|
6,1
|
119
|
8,0
|
Свое дело, успех в предпринимательстве
|
135
|
4,5
|
7
|
154
|
4,6
|
66
|
4,4
|
Душевное равновесие
|
128
|
4,3
|
8
|
149
|
4,5
|
65
|
4,4
|
Профессионализм, мастерство
|
121
|
4,1
|
9
|
142
|
4,2
|
44
|
2,9
|
Самостоятельность, свобода
|
104
|
3,5
|
10
|
128
|
3,8
|
57
|
3,8
|
Знакомства, связи, возможность все достать
|
89
|
3,0
|
11
|
116
|
3,5
|
36
|
2,4
|
Уверенность в безопасности
|
82
|
2,8
|
12
|
107
|
3,2
|
35
|
2,3
|
Возможность полнее проявить себя, свои способности
|
82
|
2,8
|
12
|
109
|
3,3
|
47
|
3,2
|
Признание окружающих, слава
|
43
|
1,4
|
13
|
71
|
2,1
|
21
|
1,4
|
Власть, возможность командовать людьми
|
35
|
1,2
|
14
|
65
|
1,9
|
10
|
0,7
|
Нетрудная работа, спокойная жизнь
|
33
|
1,1
|
15
|
65
|
1,9
|
12
|
0,8
|
Таблица
2. Планы на ближайшее будущее
Варианты ответов
|
По всей выборке
|
Муж.
|
Жен.
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Продолжить образование
|
315
|
31,5
|
132
|
26,4
|
183
|
36,6
|
Основать свое дело
|
148
|
14,8
|
94
|
18,8
|
54
|
10,8
|
Работать по специальности в коммерческих структурах
|
123
|
12,3
|
83
|
16,6
|
40
|
8
|
Работать по специальности в госструктурах
|
112
|
11,2
|
39
|
7,8
|
3
|
14,6
|
У меня другие планы на будущее
|
75
|
7,5
|
35
|
7
|
40
|
8
|
У меня еще нет никаких планов на будущее
|
54
|
5,4
|
36
|
7,2
|
18
|
3,6
|
Уехать за границу учиться или работать
|
52
|
5,2
|
24
|
4,8
|
28
|
5,6
|
Работать не по специальности в коммерческих структурах
|
49
|
4,9
|
27
|
5,4
|
22
|
4,4
|
Работать не по специальности в госструктурах
|
25
|
2,5
|
14
|
2,8
|
11
|
2,2
|
Посвятить себя дому, семье
|
20
|
2
|
6
|
1,2
|
14
|
2,8
|
Заняться научно-исследовательской работой
|
16
|
1,6
|
5
|
1
|
11
|
2,2
|
Остаться работать в организации, где подрабатываю
|
10
|
1
|
4
|
0,8
|
6
|
1,2
|
Ключевой предпосылкой
в достижении материального достатка, дела по душе является получение
образования - 26,4% юношей и 36,6% девушек. Причем этот показатель
стоит на первом месте с большим отрывом от других (особенно у девушек),
демонстрируя, что то место, которое отводится современной молодежью
ценности образования, является не просто лидирующим, а рассматривается
как непременное условие жизненного успеха, к которому другие показатели
могут присоединяться с разной степенью частоты. Следовательно, получение
образования может рассматриваться как своего рода инвестиции в будущую
статусную позицию, более характерную для девушек.
Растущий спрос
на высококвалифицированный труд, более высокая цена такого труда,
развитие технологического прогресса диктуют необходимость вкладывать
средства в образование детей для того, чтобы они могли включиться
в общественное производство с наибольшей эффективностью. Отсутствие
различий с точки зрения рациональности в затратах на образование
юношей и девушек свидетельствует об отрицании априорной некачественности
женской рабочей силы и необходимости выполнять одну роль на протяжении
жизненного цикла (роль хозяйки дома). Снижение рождаемости, развитие
контрацепции, вовлечение женщин в общественное производство, рост
образовательного уровня населения, рост доли неполных семей - все
эти тенденции нарушают рациональность гендерной дифференциации вложений
в человеческий капитал4.
Совсем небольшая
часть респондентов связывает свою трудовую деятельность с научно-исследовательской
сферой - 1% юношей и 2,2% девушек. И, как показывают данные, феминизация
научной сферы будет продолжаться. Данной тенденции способствует
изменение самого научного знания (мышления), соединяющего в себе
традиционный (мужской) подход, связанный с познанием глубинной сущности
явлений, абстрагированием от частностей с женским, характеризующимся
широтой диапазона исследуемых явлений с учетом взаимосвязей, деталей
и т.д.
Значительна доля
юношей (18,8%) и девушек (10,8%) желающих основать свое дело, а
4,6% юношей и 4,4% девушек видят в этом свою жизненную цель. Основной
причиной, побуждающей к занятию предпринимательством, можно назвать
высокую степень неудовлетворенности материальным положением.
Дифференцирующим
критерием в трудоустройстве юношей и девушек является форма хозяйствования
будущей/настоящей организации, фирмы. Работать по специальности
в коммерческих структурах планируют 16,6% юношей и 8% девушек (2:1),
в госструктурах - 7,8% юношей и 14,6% девушек. Это позволяет предположить,
что девушки более удовлетворены профессиональной подготовкой, но
ощущают неподготовленность к работе в коммерческих структурах или
испытывают чувство недоверия к негосударственному сектору.
Изучая ответы респондентов,
социологи выявили некоторые негативные тенденции. В частности, коммерческие
фирмы предпочитают нанимать на работу, даже не требующую высокой
квалификации, не лиц со средним образованием, а выпускников вузов.
Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный,
интеллектуальный труд сегодня - самый низкооплачиваемый. Это сказывается
на структуре ценностей и жизненных планах молодежи и не может не
снижать адекватного самоопределения студентов. На современном этапе
характер их профессионального самоопределения можно определить как
двойственный.
Двойственность
проявляется в следующем: с одной стороны присутствует "идеальное"
намерение, базирующееся на интересе к специальности - освоить ее,
реализовать свою профессиональную подготовку, найти соответствующую
работу и т.д. Но поскольку реализация такого плана, как правило,
затруднительна, выпускники формируют в качестве возможного варианта
менее для них привлекательный, но реальный - найти любую работу,
не обязательно по специальности, но обеспечивающую приемлемый доход.
Социальная опасность этой тенденции заключается в следующем. При
сохранении низкой оплаты труда в государственных структурах и высокой
значимости материальной обеспеченности у выпускников вузов растет
предпочтение трудоустройства в коммерческой сфере при соответствующем
падении престижа госструктур в ущерб трудоустройству по специальности.
В силу этого возможна ситуация, при которой вузы практически будут
давать профессиональное образование лишь номинально.
Реализовать полученные
знания девушки планируют в трудовой сфере. Посвятить себя дому,
семье желает незначительная часть респондентов - 2,8% (юношей 1,2%).
Домашняя жизнь как традиционная система ценностей в жизни женщины
отходит на второй план, уступая место профессиональной сфере. Все,
что связано с внутренним миром домашней жизни, лишено перспективы,
препятствует движению вперед и, в конечном счете, выживанию в жестких
условиях сегодняшней российской реальности. Завоевывая профессиональную
сферу, девушки/женщины нарушают стереотипные представления о том,
что "женщины отстают от мужчин в уровне профессиональной подготовки
и квалификации", "мужчины должны получать большее жалование,
чем женщины (при аналогичных работах)", "основная роль
женщины - быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное
в жизни мужчины - это работа"...
Соотношение юношей
и девушек, не осознающих необходимость планирования профессионального
будущего, составляет 2:1. Это говорит не столько о "беззаботности",
сколько о реальной неопределенности перспектив дальнейшего трудоустройства.
Проявление конкурентоспособности девушек подтверждается
ответами на вопросы относительно способности женщин выполнять мужские
роли (табл. 3). Большинство девушек (74,2%) и юношей (56,4%) убеждены,
что женщины могут быть такими же настойчивыми и напористыми как
мужчины. В то же время юноши более склонны отрицать данную способность
женщин - 11,1% (4,6% девушек).
Таблица
3. Убеждения молодежи относительно некоторых женских способностей
Убеждения о способностях
|
По всей выборке
|
Мужчины
|
Женщины
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Могут ли женщины работать столько же, сколько мужчины?
|
Не могут
|
294
|
29,4
|
186
|
37,2
|
108
|
21,6
|
Почти также могут
|
340
|
34
|
169
|
33,8
|
171
|
34,2
|
Также могут
|
366
|
36,6
|
145
|
29
|
221
|
44,2
|
Могут ли женщины быть такими же настойчивыми и напористыми,
как мужчины?
|
Не могут
|
78
|
7,8
|
55
|
11
|
23
|
4,6
|
Почти также могут
|
269
|
26,9
|
163
|
32,6
|
106
|
21,2
|
Также могут
|
653
|
65,3
|
282
|
56,4
|
371
|
74,2
|
Могут ли женщины быть такими же выносливыми, как и
мужчины, когда нужно делать неприятную работу?
|
Не могут
|
199
|
19,9
|
135
|
27
|
64
|
12,8
|
Почти также могут
|
384
|
38,4
|
208
|
41,6
|
176
|
35,2
|
Также могут
|
417
|
41,7
|
157
|
31,4
|
260
|
52
|
Установлены выраженные
различия тендерных убеждений о женской способности быть выносливой
и выполнять неприятную работу, когда это необходимо. Девушки-респондентки
имеют более либеральные гендерные убеждения, чем юноши, относительно
тендерного ролевого поведения.
Трудовые стратегии
молодых мужчин опосредованы априорным признанием патриархальности
распределения ролей в семье: муж - кормилец, жена - домохозяйка.
В связи с разрушением системы государственного патернализма, сопровождающегося
изменением ролевых норм для социальных полов, часть мужчин не смогла
войти в роль кормильцев и за достаточно короткий промежуток времени
перестроить модели занятости, модели заработков. Многие российские
мужчины не могут выдержать правила конкурентной игры в рыночной
среде, имеющей неразвитую рыночную инфраструктуру, слабое государственное
регулирование трудовых процессов, девальвацию образовательного потенциала,
четко выраженный криминальный характер перемен, неуправляемую скрытую
безработицу.
А требования такого
рода к ним, тем не менее, предъявляются. Во-первых, средства массовой
информации демонстрируют так называемую "нормальную" семью
- полная семья с неработающей женой и высоким жизненным уровнем.
Во-вторых, трудовая практика (выталкивание женщин с рынка труда,
сегрегация женщин на рынке труда) и государственное законодательство
(гендерно нейтрально) приводят к ситуации, при которой жена невольно
оказывается домохозяйкой. В-третьих, советская модель полной занятости
в сочетании с распространенным ручным трудом, тяжелыми условиями
труда и низким бытовым сервисом породили так называемую женскую
перезанятость, сформировали установки незанятости в общественном
производстве для женщин определенных социальных групп.
Неумение или невозможность
справиться с новой ролью "единственного кормильца" в семье
приводит мужчин к стрессам. Отсюда рост мужской смертности по причинам:
сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи, отравления,
травмы, убийства, самоубийства.
Трудовые стратегии молодежи опосредованы мотивацией
труда (табл. 4), которая является важным показателем направленности
воспроизводственных процессов и гендерной идентичности. В современной
социологии она рассматривается как решающий фактор социальной эволюции5.
Таблица
4. Ответы респондентов на вопрос: "Что ожидаете от будущей
работы?»
Варианты ответов
|
Общее распределение
|
По всей выборке
|
Муж.
|
Жен.
|
Сумма
|
%
|
Ранг
|
Чел.
|
%
|
Чел.
|
%
|
Хорошая оплата труда
|
839
|
28,5
|
1
|
420
|
28,6
|
419
|
28,3
|
Возможность профессионального роста
|
484
|
16,4
|
2
|
244
|
16,6
|
240
|
16,2
|
Самореализация, самоутверждение
|
246
|
8,3
|
3
|
82
|
5,6
|
164
|
11,1
|
Престижность
|
226
|
7,7
|
4
|
139
|
9,5
|
87
|
5,9
|
Ощущение независимости
|
221
|
7,5
|
5
|
114
|
7,8
|
107
|
7,2
|
Возможность общения
|
218
|
7,4
|
6
|
82
|
5,6
|
136
|
9,2
|
Развитие способностей
|
184
|
6,2
|
7
|
96
|
6,5
|
88
|
6,0
|
Возможность чувствовать себя при деле
|
135
|
4,6
|
8
|
71
|
4,8
|
64
|
4,3
|
Минимум физической нагрузки,комфортные условия труда
|
118
|
4,0
|
9
|
66
|
4,5
|
50
|
3,4
|
Принести пользу обществу
|
116
|
3,9
|
10
|
57
|
3,9
|
59
|
4,0
|
Полное использование своих знаний
|
115
|
3,9
|
11
|
67
|
4,6
|
48
|
3,2
|
Решения бытовых проблем
|
47
|
1,6
|
12
|
29
|
2,0
|
16
|
1,1
|
Исследования подтверждают
тенденцию 1990-х годов - переориентация молодежи от предпочтения
нематериальных ценностей к материальным6:
лидирующим мотивом у юношей и девушек является хорошая оплата труда.
Возможность профессионального роста находится на втором месте в
ранжированном ряду требований, предъявляемых к работе. Юноши больше,
чем девушки выделяют значимость зарплаты/дохода и профессионального
роста. Это может быть связано как с традиционным воспитанием, так
и с более ранним вступлением юношей в активную экономическую жизнь,
с большим интересом к этой сфере.
Гендерная специфика
представлений о требованиях, предъявляемых к работе, зафиксирована
в третьем по значимости факторе: для юношей - престижность работы,
а для девушек - самореализация, самоутверждение. Далее следует независимость.
Следовательно, работа весьма важна для идентификации девушек/женщин.
Она дает им чувство собственной востребованности, значимости, нужности
и общественной полезности, служа источником общения и поддержки,
даже когда сама работа неприятна и приносит мало удовлетворения.
Такое поведение
может привести к успеху. Но если нет, юноши/мужчины рискуют оказаться
на нисходящей спирали. То же относится к безработным юношам/мужчинам,
выжидающим работу, которую считают "достойной". Если "законный"
статус и средства самореализации им недоступны, юноши/мужчины часто
прибегают к традиционному решению "мужиков": пьянству.
В других случаях они просто оказываются деморализованными и впадают
в депрессию (женщины подвержены пьянству и деморализации реже чем
мужчины). Живущие одиноко, без сильных социальных связей юноши/мужчины
все больше маргинализируются или вынуждены превращаться в зависимых
лиц. Это может заставить их жен брать на себя роль "кормильцев
поневоле", хотя иногда такие юноши/мужчины становятся зависимыми
от родителей.
Таким образом,
на фоне прагматических ценностей содержание работы является наиболее
значимым фактором для девушек. Для юношей значимы внешние атрибуты
профессии (статусная/инструментальная функция будущей/настоящей
специальности).
На основании полученной
информации о предпочтениях современной молодежи в трудовой сфере
можно сделать следующие выводы.
Молодежь ориентируется на прагматические ценности (более
свойственно для юношей). Образование позволяет в перспективе улучшить
"качество жизни", завоевать определенный социально-экономический
статус. Ориентация на образование проявляется больше у девушек.
Содержательная мотивация на фоне престижа госструктур более характерна
для девушек, молодые люди предпочитают трудоустройство в коммерческой
сфере при статусной мотивации. Жизненное самоопределение девушки
связывают с профессиональной сферой на партнерских взаимоотношениях
с юношами/мужчинами. Отмечена асимметрия в установках юношей/мужчин
относительно сферы занятости - все женское традиционно продолжает
ассоциироваться с семьей, домашним хозяйством. Гендерные стереотипы
и установки начинают формироваться в раннем возрасте посредством
социализации под воздействием ее агентов - семьи, СМИ и т.д., а
в молодежном возрасте становятся основой для реального поведения.
1 СКУТНЕВА
Снежана Владимировна - кандидат социологических наук, преподаватель
кафедры "Социальные технологии" Тольяттинской государственной
академии сервиса
2 Дидковская Я.В.
Динамика профессионального самоопределения студентов // Социол.
исслед. 2001. № 7. С. 132-135; Культурные миры молодых россиян:
три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000; Социально-экономические
проблемы тольяттинской молодежи // Информационно-аналитическое издание
МУ "Центр социальных технологий". 2000. № 9. С. 29-45;
Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социол. исслед.
1998. №3. С. 31-40; 95.
3 Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии
занятости и их гендерные особенности // Социол. исслед. 2002. №
11. С. 36-47.
4 Калабихина И.Е.
Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала //
Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С. 71-183.
5 Культурные миры
молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: Изд-во МГУ, 2000. С.
95; Социально-экономические проблемы тольяттинской молодежи // Информационно-аналитическое
издание МУ "Центр социальных технологий". 2000. № 9. С.
32
6 Калабихина И.Е.
Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала //
Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999. С. 95
|