|
|
Dinesh Sethi, Francesca Racioppi, Francesco Mitis
ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЕВРОПЕ
Информация о политике
Рим, ВОЗ, 2007, 46 страниц
|
http://www.euro.who.int/Document/E90142R.pdf?language=Russian
Ежегодно в результате дорожно-транспортных несчастных случаев в Европейском регионе ВОЗ погибают 127000 человек. Отмечаются также тяжелые последствия помимо смертельных исходов: многие миллионы пострадавших нуждаются в медицинской помощи, из них свыше 2 млн. – в стационарном лечении, в значительной части случаев наступает постоянная инвалидность. В масштабах Европейского региона дорожно-транспортный травматизм приводит к утрате 3,6 млн. лет здоровой жизни вследствие преждевременной смертности и стойких нарушений здоровья (показатель DALY). Общество вынуждено платить высокую цену: экономический ущерб от дорожно-транспортного травматизма составляет около 2% внутреннего валового продукта. Для Европейского региона суммарные издержки, включая расходы на лечение и реабилитацию пострадавших, достигают 100 миллиардов евро.
Стр. 2.
Ранжированный перечень 10 основных причин и общее число случаев смерти среди детей и молодежи (0-24 лет) в Европейском регионе ВОЗ (2002 г.) (стр. 5)
Мес-то в ран-жиро-ван-ном пере-чне
|
<1 года
|
1-4 года
|
5-9 лет
|
10-14 лет
|
15-19 лет
|
20-24 года
|
0-24 года
|
1
|
Перинатальная патология
65 635
|
Инфекции нижних дыхательных
путей
6 467
|
Дорожно-транс-портный
травматизм
2 132
|
Дорожно-транс-портный
травматизм
2 560
|
Дорожно-транс-портный
травматизм
10 441
|
Дорожно-транс-портный
травматизм
15 001
|
Перина-тальная патология
65 692
|
2
|
Врожденные аномалии
26 085
|
Болезни детского возраста
3 142
|
Инфекции нижних дыхательных
путей
2 111
|
Инфекции нижних дыха-тельных
путей
1 682
|
Самоповре-ждения
7 552
|
Самоповре-ждения
12 056
|
Инфекции нижних дыхательных
путей
38 459
|
3
|
Инфекции нижних дыхательных
путей
25 504
|
Врожденные аномалии
2 575
|
Утопление
1 382
|
Утопление
1 481
|
Насилие
2 900
|
Насилие
5 844
|
Дорожно-транс-портный
травматизм
31 830
|
4
|
Диарейные болезни
10 560
|
Утопление
1 708
|
Лейкоз
855
|
Самопов-реждения
1 431
|
Утопление
2 174
|
Отравления
4 283
|
Врожденные аномалии
31 626
|
5
|
Менингит
8 199
|
Дорожно-транс-портный
травматизм
1 387
|
Врожденные аномалии
798
|
Лейкоз
910
|
Отравления
1 643
|
Вооруженные конфликты
3 474
|
Самопов-реждения
21 211
|
6
|
Инфекции верхних дыхательных
путей
2 022
|
Диарейные болезни
1 267
|
Нарушения мозгового
кровообращения
400
|
Врожденные аномалии
730
|
Инфекции нижних дыха-тельных
путей
1 472
|
Утопление
3 037
|
Диарейные болезни
12 242
|
7
|
Болезни детского возраста
1 770
|
Менингит
1 114
|
Отравления
367
|
Насилие
505
|
Нарушения мозгового
кровооб-ращения
1 355
|
Туберкулез
2 468
|
Менингит
10 484
|
8
|
Эндокринные расстройства
795
|
Пожары
764
|
Пожары
327
|
Нарушения мозгового
кровооб-ращения
448
|
Лейкоз
1 314
|
Нарушения мозгового
кровооб-ращения
1 633
|
Насилие
10 048
|
9
|
Воспалите-льные поражения
сердца
563
|
Отравления
761
|
Эпилепсия
306
|
Отравления
443
|
Вооруженные конфликты
852
|
Падения с высоты
1 446
|
Утопление
9 891
|
10
|
ВИЧ/СПИД
397
|
Лейкоз
708
|
Лимфомы, множественная
миелома
267
|
Эпилепсия
381
|
Падения с высоты
843
|
Нарушения здоровья вследствие
употребле-ния наркотиков
1 285
|
Отравления
7 760
|
...Среди детей младше 15 лет максимальная смертность от дорожно-транспортного травматизма приходится на пешеходов (48%), пассажиров легковых автомобилей (32%), а также велосипедистов, в том числе пассажиров (8%). В возрастной группе от 15 до 24 лет эти соотношения значительно меняются: максимальное число жертв отмечается среди водителей и пассажиров легковых автомобилей (59%) и двухколесных моторных транспортных средств (19%); доля пешеходов составляет 17%. Эти различия отражают тот факт, что дети в большей степени подвержены риску в качестве пешеходов и велосипедистов, а подростки и молодежь в возрасте от 15 до 24 лет – в качестве водителей и пассажиров автомобилей, мотоциклов и мопедов. Эти особенности имеют ключевое значение для целевого планирования профилактических мер в отношении наиболее уязвимых групп.
Стр. 6.
Существует ряд факторов риска, которые повышают
вероятность получения травм в результате дорожно-транспортных
происшествий вне зависимости от возраста. К ним относятся:
- неопытность начинающих водителей;
- превышение скорости;
- отсутствие защитного шлема;
- вождение в нетрезвом виде;
- неиспользование ремней безопасности и детских кресел в машинах;
- опасное несовершенство дорожной планировки;
- несовершенная система аварийной безопасности транспортного средства;
- недостаточная заметность на дороге.
Стр. 12.
Ключевые направления действий
- Более строгий контроль за соблюдением существующих законов
- Контроль превышений скорости
- Ступенчатое предоставление водительских прав
- Снижение допустимого уровня алкоголя для начинающих водителей
- Стимулирование использования шлемов мотоциклистами всех возрастов
- Внедрение программ популяризации ремней безопасности и детских сидений, в том числе их субсидированного предоставления
- Ограничение скорости и интенсивности движения в пределах определенной территории, создание зон, свободных от автомобильного движения
- Устройство безопасных игровых площадок для детей
- Устройство велосипедных дорожек и выделенных полос, а также создание пешеходных зон
- Внедрение мер транспортной политики и землепользования, направленных на содействие пешему и велосипедному передвижению
- Совершенствование эпиднадзора с использованием данных медицинской отчетности
- Устранение социально-экономических неравенств
- Значительная интенсификация научных исследований по проблемам защиты уязвимых участников дорожного движения
Стр. 22.
|
В вопросах повышения дорожной безопасности дети и молодые взрослые заслуживают особого внимания, так как они относятся к категории уязвимых и неопытных пользователей дорогами. В Европейском регионе ВОЗ каждый год дорожно-транспортные происшествия уносят жизни 32000 молодых людей до 25 лет, что делает их третьей ведущей причиной смерти в этой возрастной группе. Примерно половина погибших в возрасте до 15 лет – это пешеходы, в то время как в возрасте 15–24 лет большинство погибших – это пользователи автомобилей или мотоциклов. В данной брошюре выделяется ряд факторов, которые подвергают молодых людей повышенному риску таких серьезных дорожно-транспортных происшествий, как высокая скорость, употребление алкоголя, тот факт, что участники дорожного движения не пользуются светоотражающими знаками и плохо заметны, недостаточное использование средств безопасности, например, защитных шлемов, ремней безопасности (в том числе для маленьких детей), а также дорожная инфраструктура и транспортные средства без встроенных средств безопасности. Для снижения этого вида смертности уже имеется множество экономически эффективных подходов. Более того, Европейский регион располагает большим опытом принятия эффективных мер в этой области и всеми возможностями его применения на практике в более широком масштабе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ
АББРЕВИАТУРЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОСНОВНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ДОКУМЕНТА
2. КАКОВЫ МАСШТАБЫ ПРОБЛЕМЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ЕВРОПЕ?
2.1 От детства до молодости: меняющаяся уязвимость
2.2 Дорожная безопасность для детей и молодежи: неравная ситуация в пределах Региона
2.3 Социально-экономические неравенства внутри стран по показателям смертности в результате дорожно-транспортных происшествий
2.4 Боязнь опасных дорог: недостаток физической активности и рост проблемы ожирения
2.5 Дорожная безопасность для детей и молодежи: различный риск у различных категорий участников движения
3. ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ? ФАКТОРЫ РИСКА И СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ
3.1 Снижение риска для молодых водителей
3.2 Превышение скорости и риск тяжелых травм и смерти
3.3 Рост использования защитных шлемов
3.4 Меры против управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения и под действием наркотиков
3.5 Использование ремней безопасности и детских сидений
3.6 Улучшение дорожной среды
3.7 Более безопасная конструкция транспортных средств для защиты людей в случае ДТП
3.8 Повышение степени заметности участников движения на дороге
3.9 Повышение качества травматологической помощи
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ДЕЙСТВИЙ
4.1 Совершенствование национальных планов и укрепление служб, отвечающих за дорожную безопасность
4.2 Улучшение эпидемиологического надзора
4.3 Наращивание национального потенциала: роль специалистов
4.4 Содействие научно обоснованной практике путем стимулирования обмена фактическими данными
4.5 Выявление пробелов в имеющихся знаниях и содействие научным исследованиям по вопросам защиты уязвимых групп
4.6 Развитие мультисекторальных подходов к формированию политики
5. ВЫВОДЫ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
|