 |
Б.Б.РОДОМАН
ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
О гуманистичном экологическом воспитании
Издание второе
М., Товарищество научных изданий КМК, 2006, 182 страницы
|
Под открытым небом, в окружении естественного ландшафта,
в туристских походах, на прогулках и экскурсиях, в самоорганизованных
коллективах, занятых осмысленной деятельностью на лоне природы,
решаются задачи гуманистичного экологического воспитания и формируются
прекрасные человеческие качества гораздо лучше, чем при целеустремлённых
занятиях в учебных помещениях по программам, расчленённым на уроки
и предметы.
Эта книжка, написанная профессиональным географом на
основе личного опыта туризма и экспедиций, предназначена для педагогов
и родителей, для преподавателей и студентов, для философов, психологов,
экологов, для руководителей и активистов различных детских и молодёжных
организаций, движений, лагерей, кружков, школ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Содержание книги. Источники материала. Публикации автора на эту
тему и места его работы (службы)
1. Ландшафт и пейзаж
Значения термина "ландшафт". Природные и антропогенные
ландшафты. Пейзаж
2. Воспитание и экология
Воспитание субъективное и объективное. Экология и экологизм. Экологический
алармизм. Псевдоэкологизм. Воспитание экологическое и ландшафтное
3. Воспитывающие свойства ландшафта
Красота, чистота, разнообразие, географическая специфика, экзотика
4. Эстетическое воспитание
Неотражателъное искусство, ландшафтная архитектура и эстетика. Ландшафт
повседневный и рекреационный. Замечать, ценить, беречь, искать,
находить, творить прекрасный ландшафт. Архитектурные традиции. Возмущение
безобразием
5. Воспитание патриотизма
Позитивный патриотизм неотделим от прочих добродетелей, может быть
невоинственным, негосударственным, относиться и к малой родине,
опираться на географические знания; допускает критику отечества,
несовместим с разрушением родного ландшафта и с шовинизмом
6. Трудовое воспитание
Воспитание, оздоровление, лечение - не процедурное, а ситуационное.
Улучшение жизни без программ и целей. Работа горожанина на даче,
в саду, огороде. Бивуачно-походное хозяйство туристов. Благоустройство
ландшафта, Правила экологического труда
7. Воспитание ценных черт характера
Способность ориентироваться. Физическая выносливость и самооздоровление.
Бережное отношение к окружающей среде. Бережливость. Способности
к самоорганизации и к лидерству
8. Половое воспитание
Устранение патологии и криминальности. Гармонизация и возвышение
полового чувства. Поощрение гетеросексуалъности. Отвлечение от сексуальной
озабоченности. Эстетичное отношение к наготе
9. Воспитание в самоорганизованных коллективах
Автономия молодёжи. Взрослый лидер в группе подростков. Семья нуклеарная
и родовая. Ослабление антагонизма поколений. Рекреационно-досуговые
компании. "Возрастные посредники". Смягчение последствий
развода родителей
Заключение
Для воспитания многих добродетелей надо сохранять и создавать соответствующий
ландшафт
Вместо приложения
Интерьер и ландшафт для самоорганизации людей
Вместилища для деятельности. Роль интерьера и мебели. Человек в
общественном транспорте. Пространственная структуризация деятельности.
Архитекторы и географы: разные подходы к ландшафту. Интимные занятия.
Право на изоляцию. Социально-территориальная сегрегация. Морфология
вместилищ. Счастливое детство среди трущоб и пустырей. Городской
двор и свободная застройка. Пространство России как "птичий
базар". Оптимизация территориальных ячеек. Структурирование
туристского маршрута. Фабрика здоровья под открытым небом
Предметный указатель
Основные термины и ключевые слова заголовков
|