|
Регионы России: социальная
проекция экономического роста
|
|
Над темой номера работала
Наталья ЗУБАРЕВИЧ
|
Пока выравнивание гендерного неравенства в России возможно
только в бедности
Для регионов России не характерны проблемы гендерного
неравенства, на преодоление которых нацелены индикаторы ЦРТ: диспаритет
в несельскохозяйственной занятости и доступности образования для
женщин. Реальная гендерная проблема России - значительное отставание
средней заработной платы женщин, она составляет 60% от заработной
платы мужчин. Региональный же срез этой проблемы таков: чем выше
денежные доходы в регионе, тем выше неравенство между заработной
платой женщин и мужчин; и наоборот, в регионах с низкими доходами
неравенство минимально, а порой заработки женщин даже выше (рис.
11). Получается, что гендерное выравнивание доходов у нас возможно
лишь в бедности. Из общего тренда выбивается только Москва, где
более развитый сектор рыночных услуг дает возможность женщинам с
высокой квалификацией найти высокооплачиваемые рабочие места. За
годы экономического роста гендерное соотношение заработков практически
не менялось: сырьевая структура экономики России и экспортно-ресурсный
тип роста не способствуют гендерному выравниванию.
Рисунок 11. Отношение заработной платы женщин к заработной
плате мужчин и отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному
минимуму в отдельных регионах РФ
Еще одна проблема, которую отражает индикатор ЦРТ -
очень низкое представительство женщин во власти. Видна даже обратная
зависимость: как правило, чем богаче и крупнее регион, тем меньше
в нем доля женщин в региональных парламентах (за исключением некоторых
субъектов РФ с управляемыми выборами, где конструируется советский
тип обязательного представительства женщин). Только в каждом десятом
регионе доля женщин среди депутатов региональных парламентов превышает
20%, а в четверти регионов их менее 5% или вовсе нет. На выборах,
проходивших в 2000-е годы, картина почти не менялась. В целом экономический
рост практически не влияет на гендерное неравенство в политике и
в доступе к доходам.
* * *
Оценки социального развития регионов России с помощью
адаптированных международных индикаторов еще раз подтвердили, что
экономический рост сам по себе не может разрубить "гордиев
узел" накопившихся социальных проблем. Более того, в России
усиливаетcя дифференциация - и региональная, и социальная.
Необходимо признать, что региональное неравенство в
России - это надолго, оно обусловлено объективными факторами и особенно
устойчиво на догоняющей стадии экономического развития. Политика
перераспределения бюджетных ресурсов смягчает неравенство, но она
в основном "латает дыры" и не нацелена на стимулирование
социальной модернизации.
Для страны с огромным региональным неравенством не существует
унифицированных рецептов социальной политики, нужны разные меры
поддержки, ведь социальные проблемы Дагестана отличаются от проблем
нефтедобывающих округов или Москвы. Национальные проекты также не
могут делаться "под копирку": всем регионам машины скорой
помощи, компьютерные томографы, а остальное - на повышение заработной
платы терапевтов. Это неэффективный подход. Наряду с федеральной
поддержкой, регионам нужны более широкие полномочия и ресурсы, чтобы
повысить их ответственность за собственное социальное развитие.
И последнее. Если не стимулировать социальную модернизацию
"снизу", рост экономики по-прежнему будет сопровождаться
стагнацией (или даже деградацией) важных компонентов социального
развития, как это проявилось в негативной динамике ожидаемой продолжительности
жизни и эпидемии ВИЧ/СПИД. Без опоры на модернизационный потенциал
самого общества социальная политика государства буксует.
|