|
 |
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Половина международных мигрантов вливается в ряды рабочей
силы
Каждое государство устанавливает свои условия, на которых
иностранцы могут въезжать на их территорию, оставаться на ней и
заниматься экономической деятельностью. Это создает определенные
трудности с обеспечением сопоставимости национальных статистических
данных и разработкой надежных показателей для оценки миграционных
потоков. Большинство развивающихся стран и вовсе не располагает
данными, необходимыми для проведения всеобъемлющего анализа. Поэтому
сопоставления возможны лишь по группам стран, для которых используется
сходные критерии и унифицированный методический инструментарий.
Значительное число иностранцев, прибывающих в страну,
учитывается не как трудовые мигранты, а по каким-то другим категориям.
Тем не менее, независимо от категории приема, мигранты чаще всего
вливаются в ряды рабочей силы. Трудовыми мигрантами становятся и
прибывшие в страну как воссоединяющиеся члены семей, беженцы и даже
студенты. Так, по данным МОТ, в рядах рабочей силы числится примерно
половина всех международных мигрантов, то есть 95 миллионов человек.
Австралия, Канада, Новая Зеландия и США принимают основную
массу иностранцев в качестве иммигрантов, предоставляя им право
на постоянное проживание. Иммигрантам предоставляются и обеспечиваются
такие же экономические и социальные права, как и гражданам, а после
нескольких лет постоянного проживания они могут натурализоваться
в стране. В этих странах в иммиграционных потоках высока доля мигрантов
из развивающихся стран. При приеме иммигрантов выделяются три основных
критерия:
a) наличие близких родственников, уже обосновавшихся
в принимающей стране (воссоединение семей);
b) наличие требуемой профессии; или
c) обращение за защитой в качестве беженцев или по гуманитарным
соображениям.
В 1990-2002 годах 65% иммигрантов были допущены в США
по семейным мотивам, 13% - по профессиональной квоте, 11% - по гуманитарным
соображениям. В Австралию 37% иммигрантов прибыли в рамках воссоединения
семей, 37% как специалисты и 11% - по гуманитарным каналам. В Канаде
аналогичные показатели составили, соответственно, 34%, 49% и 13%.
И в Австралии, и в Канаде доля иммигрантов, принимаемых по категории
воссоединения семей, сокращается, а по категории специалистов растет.
Многие страны принимают иностранцев с единственной целью
вовлечения их в экономическую деятельность. Обычно иностранцам дается
временное разрешение на пребывание и работу в принимающей стране,
однако род занятий при этом может быть ограничен. Трудовые мигранты
в течение срока действия разрешения на работу нередко заняты на
конкретных видах работ у конкретных работодателей и не могут их
изменить. Неквалифицированным трудящимся-мигрантам, временно находящимся
в стране, обычно не разрешается привозить с собой семьи. Высококвалифицированные
мигранты имеют больше шансов быть допущенными в страну вместе с
семьей или вызвать к себе ближайших родственников (супругу и детей
несовершеннолетнего возраста).
С годами правительства разработали целый ряд типовых
программ трудовой миграции. Помимо программ, предусматривающих набор
"контрактных работников", есть программы приема на работу
иностранцев следующих категорий:
a) стажеры, то есть лица, получающие профессиональную
подготовку по месту работы;
b) сезонные рабочие, то есть иностранцы, имеющие разрешение
на непрерывную работу на срок менее года и обязанные ежегодно не
менее чем за месяц до окончания этого срока выезжать из страны;
c) "работники по выходным", т.е. молодые люди
из конкретных стран происхождения, которые могут работать до двух-трех
лет во время посещения принимающей страны; или
d) работники транснациональных компаний, сменившие страну,
но продолжающие работать на свою компанию.
Страны могут использовать и другие категории для классификации
иностранцев, которым предоставляется разрешение на временное пребывание
в стране и работу.
Программы временного трудоустройства получают все более
широкое распространение в развитых странах. С 1990 года число работников,
принятых по этим программам, заметно выросло. С 1992 года по 2000
год их число в США увеличилось в четыре раза, в Австрии - в три
раза, в Великобритании - в два раза (рис. 9). Сезонные рабочие составляют
большинство среди временных работников, прибывающих на работу в
страны континентальной Европы, но незначительную долю среди временных
работников в Великобритании и США. В таких странах, как Австралия,
Новая Зеландия, Республика Корея и Япония, иммигранты не используются
в качестве сезонных рабочих.
Численность мигрантов в Греции, Ирландии, Испании, Италии
и Португалии за 1990-2005 годы увеличилась на 6,4 миллиона человек
и достигла 9,6 миллиона человек. В 2001 году в Греции находилось
413 тысяч иностранцев, прибывших на работу, из которых 41% составляли
женщины. В Ирландии число ежегодно выдаваемых или продлеваемых разрешений
на работу увеличилось с 1999 года по 2003 год с 6,3 до 47,6 тысячи,
а в Италии - с 21,4 до 139,1 тысячи. В Португалии численность работающих
иностранцев увеличилась почти в три раза - с 92 до 286 тысяч человек.
В Испании заметно ускорились темпы прироста трудовой миграции: численность
мигрантов, ежегодно въезжающих в страну, возросла с 1999 года по
2002 год более чем в четыре раза и достигла 443 тысяч человек, а
контингент мигрантов - с 0,8 миллиона в 1990 году до 4,8 миллиона
человек в 2005 году, причем прирост по сравнению с 2000 годом составил
3,2 миллиона человек.

Рисунок 9. Число временных трудовых мигрантов, въезжавших
в некоторые развитые страны в 1992 и 2000-2003 годы, тыс. человек
Трудовая миграция активизировалась и в ряде стране Восточной
Европы, особенно в тех из них, которые присоединились к Европейскому
Союзу в мае 2004 года. В 2003 году в Чешской Республике находилось
164 тысячи иностранных рабочих, в Венгрии - 43 тысячи. Польша выдала
в 2002 году 23 тысячи разрешений на работу. С 2000 года по 2004
год количество разрешений на работу, выданных в Российской Федерации,
удвоилось и составило почти 400 тысяч.
В Азии шесть государств - членов Совета сотрудничества
стран Персидского залива являются главной притягательной силой для
трудящихся-мигрантов из соседних стран и стран Южной и Юго-Восточной
Азии. С 1985 по 2005 год численность иностранцев в этих государствах
увеличилась почти вдвое и достигла 13 миллионов человек (табл. 1).
Таблица 1. Доля иностранных работников в составе рабочей
силы и число международных мигрантов в государствах-членах совета
сотрудничества стран Персидского залива, 1985-2005 годы
|
% иностранцев в составе рабочей силы
|
Число мигрантов, тыс. человек
|
1985
|
1995
|
2000
|
1985
|
1990
|
1995
|
2005
|
Бахрейн
|
58
|
60
|
59
|
137
|
173
|
219
|
295
|
Кувейт
|
86
|
83
|
82
|
1222
|
1551
|
996
|
1669
|
Оман
|
52
|
64
|
64
|
327
|
452
|
573
|
628
|
Катар
|
77
|
82
|
86
|
282
|
370
|
406
|
637
|
Саудовская Аравия
|
63
|
64
|
56
|
3401
|
4743
|
4611
|
6361
|
ОАЭ
|
91
|
90
|
90
|
1008
|
1330
|
1716
|
3212
|
В целом по региону
|
…
|
…
|
…
|
6377
|
8620
|
8521
|
12801
|
Численность работников, выехавших из азиатских стран
в государства - члены Совета сотрудничества стран Залива и другие
принимающие страны региона, составила в 1990-1994 годах в среднем
1,4 миллиона человек, а в 2000-2003 годах - более 2 миллионов человек
(рис. 10).

Рисунок 10. Среднегодовое число мигрантов, выезжавших
из некоторых стран Азии в поисках работы за границу в 1990-2003
годы, тысяч человек
Помимо государств - членов Совета сотрудничества стран
Персидского залива, центрами притяжения для мигрантов были Бруней-Даруссалам,
Гонконг, Китай, Япония, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Тайвань,
Таиланд и Вьетнам (табл. 2). В число этих стран в последнее время
входит и Китай. В 2000 году в составе рабочей силы в 10 этих странах
насчитывалось 3,9 миллиона мигрантов; к 2004 году их численность
может достигнуть 5,2 миллиона человек.
Таблица 2. Оценка числа трудовых мигрантов в некоторых
странах Восточной и Юго-Восточной Азии, 1997, 2000 и 2004 годы,
тысяч человек
|
1997
|
2000
|
2004
|
Бруней Даруссалам
|
…
|
90
|
…
|
Китай
|
82
|
100
|
130
|
Гонконг, Китай
|
171
|
217
|
235
|
Тайвань, провинция Китая
|
246
|
327
|
600
|
Индонезия
|
35
|
15
|
…
|
Япония
|
660
|
710
|
800
|
Малайзия
|
1472
|
800
|
…
|
Филиппины
|
6
|
6
|
…
|
Южная Корея
|
245
|
285
|
423
|
Сингапур
|
…
|
612
|
580
|
Таиланд
|
357
|
176
|
500
|
Вьетнам
|
…
|
25
|
…
|
Что касается африканского континента, то применение
труда иностранцев на временной основе давно практикуется в горнорудном
секторе Южной Африки. В 2000 году в нем работала 131 тысяча иностранцев,
или 57% от общей численности работников этой отрасли (в 1990 году
- 47%). Среди других стран континента, использующих труд иностранцев,
- Кот-Д'Ивуар, Габон и Ливийская Арабская Джамахирия.
Растущий спрос на квалифицированную рабочую силу побуждает
страны давать разрешение на временный въезд на свою территорию.
В 30 странах, в том числе в 17 развитых, разработаны политика или
программы по привлечению высококвалифицированных иностранных работников.
В США действуют три программы приема "специалистов" и
одна - высококвалифицированных рабочих. В 2000-2003 годах по всем
этим программам в страну ежегодно въезжала в среднем 201 тысяча
человек; в Японию - 139 тысяч человек, в Австралию - 44 тысячи человек.
В тех странах, где мигранты, работающие на временной
основе, могут продлить свое пребывание на законных основаниях или
даже получить разрешение на длительное пребывание, им нередко разрешается
привозить с собой ближайших родственников (в основном жен и несовершеннолетних
детей) при условии, что они в состоянии содержать их материально.
Поэтому семейная миграция получила широкое распространение, особенно
в европейских странах. В 1999-2002 годах на долю семейной миграции
пришлось более 70% всего объема миграции во Францию, примерно 50%
миграции в Данию, Норвегию и Швецию, около 45% процентов - в Швейцарию,
40% - в Австрию и Португалию, 34% - в Великобританию. В развивающихся
странах принцип воссоединения семей часто распространяется лишь
на высококвалифицированных или достаточно материально обеспеченных
мигрантов, однако конкретных оценок на этот счет не имеется.
|