|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Руководитель Центра по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ
|
От диагноза к лечению
«...А теперь о главном. Что у нас главное? В Министерстве
обороны знают, что у нас самое главное. Речь действительно пойдет
о любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме
современной России – о демографии». ... Так начиналась вторая
часть ежегодного Послания, представленного Президентом России Федеральному
Собранию 10 мая 2006 года1.
«Демографическая»
часть Послания-2006
была не только рекордной по объему (до этого демографические
проблемы были упомянуты в 5 из 6 Путинских посланий Федеральному
Собранию), но и принципиально отличавшейся тем, что от констатации
проблем в области демографии Президент перешел к изложению программы
улучшения демографической ситуации, предложив конкретные меры, как
более или менее очевидные, так и неожиданные.
В ежегодном Послании-2006 демографическая
проблема была названа «самой острой проблемой современной
России», демографическая ситуация – «критической».
Вопрос в демографической части Послания-2006,
следовавшей за экономической частью, был сформулирован предельно
просто: «… Для кого мы все это делаем?»
Для чего (и для
кого?) нам (России) экономический рост и удвоение ВВП, зачем нам
становиться энергетической сверхдержавой и вкладывать грандиозные
средства в модернизацию производства и сельское хозяйство, прокладывать
трансконтинентальные нефте– и газопроводы, разрабатывать оружие
новейшего поколения и т.д и т.п…если «нас, россиян, с каждым
годом становится все меньше и меньше?»
Может, что-то не
то мы закладываем в наши стратегии и не то
выдвигаем в качестве основных национальных приоритетов, если рождаемость
в России уже 40 лет как не обеспечивает уровень простого воспроизводства,
если смертность мужчин в трудоспособном возрасте высока, как и сто
лет назад? Показатель продолжительности жизни в 70 лет, которого
мы в нашей истории дважды достигали (во второй половине 60-х и в
1986-87 гг., в годы борьбы с алкоголизмом), сегодня нам кажется
достойной целью светлого будущего, в то время как полтора десятка
развитых стран уже превзошли рубеж в 80 лет (Япония, Швеция и др.)
и еще десяток вот-вот достигнут и перешагнут этот престижный рубеж,
свидетельствующий о высоком качестве жизни в этих странах.
Президент признал: «Мы неоднократно
поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали»,
обратил внимание Правительства на «медлительность и непростительный
бюрократизм в решении задач подобного рода».
В Послании-2006 было четко и
ясно сказано, что нам нужна программа, рассчитанная на срок
не менее 10 лет, нужна активная политика по всем трем направлениям:
снижение смертности, эффективная миграционная
политика, повышение рождаемости.
До сих пор в правительственных
стратегиях преобладала точка зрения, что все проблемы будущего
будут решаться привлечением в Россию сотен тысяч мигрантов. Наконец-то
из уст главы государства прозвучало, что «…никакая
миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим
надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, у нас,
в нашей собственной стране. Не примем эффективных программ поддержки
материнства, детства, поддержки семьи». Это, по нашему
мнению, важнейшая идея Послания.
Конкретные предложения
Послания-2006 уже вызвали оживленную дискуссию
как в обществе, так и в экспертных кругах. Высказывается
как одобрение мерам поддержки семей с детьми, так и сомнение в возможностях
государства влиять на демографическое поведение. «Деньги – не
главное, люди не будут рожать за деньги, а если и будут, то только
представители наиболее бедных слоев и групп риска», «Государство
не должно подталкивать женщин к рождению нескольких детей», «Эти
меры могут привести к иным результатам (росту рождаемости лишь в
тех этнических и социальных группах, где она и без того выше среднего
уровня)», «Рождаемость не повысим, а деньги потратим и инфляцию
увеличим» - подобные суждения часто встречались в комментариях
последних месяцев, причем их авторы не простые обыватели, а политики,
чиновники, специалисты. Хочется призвать экспертов и политиков воздержаться
как от эйфории по поводу скорых побед над низкой рождаемостью и
демографическим кризисом, так и от безграничного пессимизма – мол,
в богатых странах с куда как более затратной поддержкой семьи рождаемость
все равно низкая, куда нам-то.
Предложенная в Послании-2006
программа стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки
молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и вырастить
ребенка, направлена, прежде всего, на стимулирование рождения
хотя бы второго ребенка, на устранение тех причин, которые
сегодня мешают молодым семьям свободно и ответственно
принимать решения, особенно если речь идет о втором или третьем
ребенке. Эти причины были названы: низкие
доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных
возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских
услуг, качественное образование, а иногда и сомнение в том, сможет
ли она его прокормить.
Для реализации
Послания-2006 необходимо подготовить
и внести изменения в законодательство, просчитать все необходимые
на реализацию мер расходы, включить эти расходы в бюджет 2007 года.
Надеяться на то, что может быть получен
заметный результат за копейки - большое заблуждение, от которого
надо раз и навсегда отказаться. Исправление столь запущенной
демографической ситуации - дело очень дорогое, очень затратное.
И при этом никто не гарантирует, что все эти деньги будут использованы
максимально эффективно. Условно говоря, вложили 100 тысяч рублей
- получили сколько-то тысяч дополнительных рождений. Такого не будет,
к сожалению.
В некоторых исследованиях делалась
попытка оценить конкретное влияние на рождаемость политики поддержки
семей с детьми. Например, есть расчеты, что увеличение общей
суммы детских пособий на 25% дает впоследствии в развитых европейских
странах прирост СКР, равный 4%, или примерно 0,07 ребенка2.
Есть некие разумные мировые стандарты:
европейские страны тратят на материнские и семейные пособия суммы,
эквивалентные 2,5 - 3 процентам ВВП, а некоторые страны - до
4 процентов. Если сравнить наши затраты на основные виды пособий
(прежде всего из Фонда социального страхования и немного из региональных
бюджетов), вся сумма составит менее 0,3 процента. То есть масштаб
затрат на поддержку семьи у нас сегодня в 8-10 раз меньше, чем должен
быть.
Что касается конкретных мер поддержки
молодой семьи и женщин (размеры, условия и т.п.), то это - область
необходимых дискуссий и выработки конкретных предложений, реалистичных
и результативных.
1
См: http://www.kremlin.ru/appears/2006/05/10/
1357_type63372type63374type82634_105546.shtml
2 A.H.Gauthier,
J.Hatzuis. Family benefits and fertility : an econometric analysis.
Population studies, N° 51, 1997.
|