|
|
Бедность пенсионеров
|
|
Над темой номера работала Оксана СИНЯВСКАЯ
|
Пенсионное обеспечение и доступ к занятости: что важнее
для преодоления бедности?
Оценим влияние уровня пенсионного обеспечения на изменение
масштабов и глубины бедности семей, в которых проживают пенсионеры.
Для этого рассмотрим пять гипотетических сценариев: полное прекращение
выплаты пенсий, сокращение реального размера пенсии на 10%, его
рост на 10%, рост на 25%16
и запрет на получение пенсионерами заработной платы. Все расчеты
проводились при предположении, что другие денежные и неденежные
доходы домохозяйства остаются без изменения (рис. 6 и 7).
Рисунок 6. Изменение уровня бедности по отношению к
денежным доходам домохозяйств с пенсионерами в зависимости от изменения
размера пенсии и наличия ограничений на занятость пенсионеров, %
Рисунок 7. Изменение уровня бедности по отношению к
максимальным располагаемым ресурсам домохозяйств с пенсионерами
в зависимости от изменения размера пенсии и наличия ограничений
на занятость пенсионеров, %
Как видно на графиках, благосостояние домохозяйств,
в которых проживают пенсионеры, сильно реагирует на изменения в
уровне пенсионного обеспечения. Повышение или понижение реального
размера пенсии на 10% ведет к соответствующему снижению или увеличению
доли всех бедных домохозяйств примерно на 3 процентных пункта, а
доли бедных домохозяйств с пенсионерами – почти на 6 процентных
пунктов.
Гипотетическая ситуация полного отказа от выплаты пенсий
приводит к росту уровня бедности всех российских семей по показателю
денежных доходов с 49% до 72%, а домохозяйств с пенсионерами – с
43% до 83% (рис.6). Понятно, что в наихудшем положении оказываются
домохозяйства неработающих пенсионеров пенсионного возраста. Глубина
бедности заметно изменяется лишь при полном отказе от выплаты пенсий.
И напротив, при увеличении реального размера пенсии
на 25% уровень бедности всех домохозяйств сократился бы на 8 процентных
пунктов по показателю денежных доходов и на 2 проц. пункта по показателю
располагаемых ресурсов, составив, соответственно, 42 и 24,0%
всех домохозяйств.
Рис. 8 показывает, получатели каких видов пенсий больше
всего зависят от их выплаты. Прекращение выплаты пенсий сильнее
всего затронуло бы благосостояние семей с трудовыми пенсионерами
по старости (их уровень бедности по показателю денежных доходов
вырастет в этом случае на 45 процентных пунктов), с получателями
пенсий по старости, инвалидности или потере кормильца по государственному
пенсионному обеспечению (43 процентных пункта) и с пенсионерами
за выслугу лет (35 процентных пунктов). В наименьшей степени отмена
пенсий сказалась бы на положении домохозяйств с социальными пенсионерами
(увеличение на 5 процентных пунктов), а также с трудовыми пенсионерами
по случаю потери кормильца (+12 процентных пунктов) и по инвалидности
(+16 процентных пунктов), поскольку все они и в исходном варианте
демонстрировали повышенные (свыше 60%) риски попадания в состав
бедных. Следовательно, можно заключить, что пенсии по случаю потери
кормильца, пенсии по инвалидности (особенно в трудоспособных возрастах)
и социальные пенсии не справляются с задачей снижения бедности среди
пенсионеров. Напротив, традиционные виды пенсий, главным образом,
по возрасту уменьшают риски попадания в состав бедных по доходам
почти вдвое.
Рисунок 8. Изменение уровня бедности по денежным доходам
домохозяйств с получателями разных видов пенсий в зависимости от
изменения размера пенсии и наличия ограничений на занятость пенсионеров
Увеличение пенсии в наибольшей степени позволяет выводить
из состояния бедности домохозяйства с получателями трудовых пенсий
по старости, но сохраняет высокие риски попадания в состав бедных
для домохозяйств с пенсионерами по случаю потери кормильца и социальными
(рис. 7). Таким образом, политика повышения уровня пенсионного обеспечения
адресована прежде всего лицам пенсионного возраста.
Российское законодательство позволяет пенсионерам работать,
получая в полном объеме и зарплату, и пенсию, независимо от совокупных
доходов работающего пенсионера. По данным официальной статистики
в 2003 году было занято 18,5%, а в 2004 году – 20,5% всех пенсионеров,
в том числе 20,9 и 23,4% пенсионеров по старости, соответственно.
Даже среди пенсионеров по инвалидности в 2003 году имели работу
19,1%, а в 2004 году – 20,3%. В трудоспособных возрастах занятость
пенсионеров выше, например, среди трудовых пенсионеров по старости,
не достигших пенсионного возраста, работает 64,9%.
Среди всех семей, в которых живут пенсионеры, больше
всего занятых в самых «благополучных» по показателю располагаемых
ресурсов семьях с пенсионерами за выслугу лет, меньше всего – в
домохозяйствах с получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности,
что связано с более высоким возрастом этих пенсионеров. Указанные
различия воспроизводятся и в уровне оплаты труда: наибольшие почасовые
ставки наблюдаются у членов домохозяйств с пенсионерами за выслугу
лет, наименьшие – у членов домохозяйств с получателями трудовых
пенсий по инвалидности. Это свидетельствует о наличии барьеров в
доступе к трудовым доходам у тех, кто живет вместе с этими пенсионерами,
большинство из которых – инвалиды.
В бедных домохозяйствах с пенсионерами и доля занятых,
и величина доходов от занятости заметно ниже, чем в небедных. В
небедных домохозяйствах, где живут пенсионеры, заняты 12,9% пенсионеров,
в бедных – 2,9% и 4,3% пенсионеров, соответственно. Иными словами,
доступ к рынку труда выводит семьи пенсионеров из бедности.
Попробуем оценить, каков был бы эффект от введения ограничений
на занятость пенсионеров. Предположим, что законодательство запрещает
пенсионерам получать заработную плату, и они, не имея возможности
уйти в неформальную занятость, совсем покидают рынок труда. В результате
введения такого запрета в 2003 году уровень бедности всех домохозяйств
по денежным доходам увеличился бы на 4,4 процентных пункта, а домохозяйств,
в которых живут пенсионеры, – на 7,7 процентных пункта (рис. 5).
Таким образом, влияние введения ограничений на занятость пенсионеров
на уровень бедности пенсионеров оказывается даже выше, чем сокращение
реального размера пенсии на 10%.
В наибольшей степени ограничение на совмещение получения
пенсии и зарплаты задело бы благосостояние смешанных семей пенсионеров
и не пенсионеров, а среди них – тех, в которых проживают не достигшие
нормального пенсионного возраста получатели трудовых пенсий по инвалидности
и пенсий за выслугу лет (рис. 7). Уровень бедности по денежным доходам
в домохозяйствах с пенсионерами за выслугу лет, как показывают наши
расчеты, увеличился бы почти вдвое, достигнув 49%. Таким образом,
сокращение реального уровня пенсий и запрет на совмещение занятости
и получения пенсии по-разному воздействуют на семьи с пенсионерами.
Если от ухудшения условий пенсионного обеспечения, прежде всего,
страдают неработающие пенсионеры старших пенсионных возрастов, то
запрет на занятость ухудшает материальное положение тех семей, в
которых живут пенсионеры трудоспособных и младших пенсионных возрастов.
Именно для этой группы домохозяйств доступ пенсионеров к трудовым
доходам является важным источником преодоления бедности.
Выигрыш от возможности совмещать получение пенсии и
зарплаты концентрируется в смешанных домохозяйствах с пенсионерами
трудоспособных возрастов. Именно их риски бедности возрастут, если
ввести ограничения на право пенсионеров работать. Между тем само
существование такого права является источником неравенства – между
занятыми пенсионерами и не пенсионерами старших трудоспособных возрастов
и между работающими и неработающими пенсионерами. В то же время
отмена права пенсионеров работать, не подкрепленная изменениями
в возрасте и условиях назначения пенсии, очевидно, приведет к оттоку
пенсионеров с формального рынка труда, от чего проиграют и сами
пенсионеры, и государство. Решением, как нам кажется, могло бы стать
проведение политики постепенного повышения фактического возраста
выхода на пенсию, включая создание профессиональных систем для лиц,
выходящих на пенсию досрочно, совмещенное по времени с введением
ограничений на совокупный доход работающих пенсионеров.
16 Этот сценарий
примерно соответствует росту реального размера пенсии за период,
прошедший со времени проведения обследования НОБУС по 2005 год.
|