|
Иммиграционная политика и экономическое развитие стран
принимающих мигрантов (на примере действия программы "Зеленая
карта" в Германии)
Алешковский И.А.1
(Опубликовано в книге: Политика народонаселения: настоящее и
будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов / Ред.
В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. М.: МАКС Пресс, 2005. с. 187-192)
Одной из основных задач иммиграционной политики в странах,
принимающих мигрантов, является регулирование миграционных потоков
с целью стимулирования их экономического развития. При этом государство
стремится всячески поощрять въезд в страну тех категорий работников,
потребность в которых испытывает экономика страны в настоящее время.
Характерным примером иммиграционной политики, направленной
на стимулирование экономического развития страны, является программа
«Зеленая карта» (Green Card für IT-Fachkrafte), осуществлявшаяся
в Германии в 2000-2004 годах.
Причиной появлений этой программы стала ситуация, сложившаяся
в секторе информационных и телекоммуникационных технологий в Германии
в конце 1990-х годов: количество компаний в этом секторе выросло
во второй половине 1990-х годов почти на 30% (в сравнении с 8% ростом
для всей экономики Германии в целом), а их оборот увеличился почти
на 60% (в сравнении с 17% по экономике в целом). В результате к
1999 году в Германии возникла гигантская потребность в специалистах
в области высоких технологий, оцениваемая более чем в 500 тысяч
вакансий. В то же время, к примеру, в 2000 году вузы Германии выпустили
всего 7900 выпускников в этой сфере и теоретически могли бы удовлетворить
этот спрос только через 7-8 лет (с учетом среднего срока обучения
по этой специальности и ежегодного количества выпускников)2!
Ввиду особого приоритета сектора информационных и телекоммуникационных
технологий для Германии (который, наряду с автомобилестроением и
электротехникой, относится к трем крупнейшим отраслям экономики
страны) 23 февраля 2000 года на открытие компьютерной ярмарки CeBIT
в Ганновере федеральный канцлер Германии Герхард Шредер выступил
с инициативой выдачи т.н. «зеленых карт», позволяющих иностранным
ИТ-специалистам (прежде всего программистам, специалистам в области
баз данных и специалистам по системным исследованиям) из стран,
не входящих в ЕС3,
находиться и работать в Германии сроком до пяти лет.
Стоит отметить, что эта инициатива была одним из редких
случаев, когда в обществе не возникло серьезных разногласий: правительство,
работодатели и профсоюзы признавали необходимость такого решения
для экономики Германии в среднесрочной перспективе.
Программа «Зеленая карта» начала действовать 1 августа
2000 года. Основным условием участия в программе являлось наличие
у претендента высшего образования по специальности «Информационные
и телекоммуникационные технологии» (университетский или политехнический
диплом) или же высокой квалификации в данной области, подтверждением
которой выступала договоренность с предполагаемым работодателем
о годовой зарплате (до вычета налогов) в размере не менее 51 тысячи
евро. Отметим, что знания немецкого языка не является обязательным
условием для участия в программе4.
Реализация программы «Зеленая карта» была поручена Федеральному
ведомству по вопросам труда (Bundesanstalt far Arbeit). С целью
уменьшения бюрократических формальностей и повышения эффективности
программы на веб-сайте последнего была создана электронная биржа
труда (с английским и немецким интерфейсом) для специалистов в области
компьютерных технологий ("Vermittlungsborse fur IT-Fachkrafte").
На этой oniine-площадке иностранные специалисты и немецкие предприятия
могли вступить в контакт друг с другом.
Квота для выдачи разрешений на работу в рамках программы
«Зеленая карта» изначально была установлена в размере 10000 «зеленых
карт», однако в июле 2003 года она была увеличена до 20000. При
этом получить «зеленую карту» могли также, не выезжая из Германии,
иностранные студенты-выпускники немецких вузов по соответствующей
специальности5.
Заявление на участие в программе могло быть подано в
период с 1 августа 2000 года по 31 декабря 2004 года6.
Благодаря упрощенной административной процедуре7
заявления рассматривались очень быстро. Так, заявление на выдачу
въездной визы рассматривалось в течение недели. Отбор претендентов
осуществлялся в соответствии со специально разработанной балльной
системой оценки характеристик мигрантов8.
Период действия визы и разрешения на работу был ограничен сроком
действия контракта иностранного работника с немецким предприятием
(но не более пяти лет).
В результате действия программы в период с августа по
декабрь 2000 года 4341 специалист по информационным технологиям
получил «зеленую карту», 6409 специалистов — в 2001 году, 2623 специалиста
— в 2002, 2285 специалистов — в 2003 году, и 1128 специалистов —
за первую половину 2004 года. Таким образом, почти за четыре года
действия программы около 16,8 тысяч иностранных ИТ-специалистов
получило разрешения на жительство и работу в Германии9.
Среди ИТ-специалистов, получивших немецкую «зеленую
карту» к 31 декабря 2003 года, преобладающее большинство составляют
мужчины (свыше 90%) и работники в возрасте до 35 лет (свыше 75%).
Большинство трудящихся-мигрантов, получивших «зеленую карту», являются
выходцами из Индии (27,7%), вторую по численности группу образуют
граждане России, Белоруссии, Украины и стран Балтии (12,3%), за
которыми следуют специалисты из Румынии (6,9%), а также Чешской
и Словацкой Республик (6,4%). При этом около 16% «зеленых карт»
было выдано иностранцам, окончившим немецкие вузы по специальности
«Информационные и технологии» (см. таблицу 1).
Таблица 1. Распределение «Зеленых карт», выданных с
1.08.2000 года по 31.12.2004 года по гражданству, полу и месту нахождения
на момент въезда иностранного ИТ-специалиста
гражданство
|
Всего
|
в том числе
|
мужчин
|
женщин
|
выдано «зеленых карт» для въезда из-за границы
|
Выдано «зеленых карт» выпускникам немецких вузов
|
Индия
|
4346
|
4028
|
318
|
4118
|
228
|
государства бывшего СССР
|
1927
|
1692
|
235
|
1740
|
187
|
Румыния
|
1079
|
910
|
169
|
1014
|
65
|
Чехия / Словакия
|
1002
|
947
|
55
|
960
|
42
|
государства бывшей Югославии
|
773
|
635
|
138
|
651
|
122
|
Венгрия
|
524
|
480
|
44
|
486
|
38
|
страны Магриба
|
457
|
421
|
36
|
158
|
299
|
Болгария
|
441
|
355
|
86
|
364
|
77
|
Южная Африка
|
395
|
307
|
88
|
325
|
70
|
Пакистан
|
219
|
214
|
5
|
174
|
45
|
другие страны
|
4495
|
3763
|
732
|
3287
|
1208
|
Итого
|
15658
|
13752
|
1906
|
13277
|
2381
|
Источник: Bundesagentur fur Arbeit.
Стоит отметить, что 92,4% выданных «зеленых карт» предназначено
для предприятий более развитых «старых» федеральных земель (прежде
всего, Гессен (25,2%), Бавария (24,2%), Баден-Вюртемберг (18,9%)
и Северный Рейн-Вестфалия(14,4%)), тогда как предприятия «новых»
федеральных земель привлекли по этому программе всего 1164 иностранных
ИТ-специалиста.
Как показали проведенные исследования, программа «Зеленая
карта», в целом, оказала позитивное влияние на развитие немецкой
экономики и повышение ее конкурентоспособности. Так, по данным исследования
Wimmex AG (середина 2001 года), каждый обладатель «зеленой карты»
создал в среднем 2,5 новых рабочих места в Германии; свыше 82% опрошенных
предприятий указали, что программа позволила им повысить их конкурентоспособность;
свыше 36% предприятий увеличили объем своих внутренних инвестиций.
Наибольшее значение программа оказала на развитие малых и средних
предприятий (по данным портала www.bundesregierung.de).
Вместе с тем ухудшение экономической конъюнктуры в Германии
в 2000-е годы не обошло стороной и сектор информационных технологий.
Так, согласно исследованию М. Верана, около 22% обладателей «зеленой
карты» были за время своей работы в Германии, как минимум, один
раз безработными10.
Программу «Зеленая карта», прекратившую свое действие
31.12.2004 года, заменил вступивший в действие 1 января 2005 года
новый иммиграционный закон (Zuwanderungsgesetz). Выданные «зеленые
карты» сохраняют свою силу до окончания срока их действия. Новый
закон упрощает процедуру получения вида на жительства в Германии
для высококвалифицированных иностранных специалистов и предпринимателей,
готовых вложить более 1 млн. евро и создать более 10 новых рабочей
мест, усложняя ее в то же время для беженцев и вынужденных переселенцев,
этнических немцев и членов семей иммигрантов. В законе оговаривается,
что условием предоставление иностранному специалисту разрешения
на работу в Германии является потребность экономики в работниках
этой профессии, которую невозможность удовлетворить только с помощью
немецких граждан или граждан ЕС. При этом в новом законе отсутствуют
особые правила для представителей отдельных профессий11.
1
Кафедра народонаселения Экономического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва
2 Следует
отметить, что с июля 1999 году Министерством занятости, образования
и конкурентоспособности ФРГ также осуществляется программа «Инициатива
по сокращению нехватки специалистов в области высоких технологий»
«Offensive zum Abbau des IT-Fachkraftsmangels»), основной
задачей которой является увеличение в немецких вузах мест по специальности
информационные технологии с 14000 до 55000 студентов к 2005 году.
Источник: SOPEMI (2004) Trends in international Migration 2003.
Paris: Sopemi, OECD; Zahlenkompass (2004). Für die Bundesrepublik
Deutschland. Wiesbaden: Statistisches Bundesamt, 2004.
3 Действие
программы не распространялось на граждан ЕС-15, которые, в соответствии
с принципом «четырех свобод» (провозглашающим беспрепятственное
передвижение людей, товаров, услуг, капитала и инвестиций в пределах
ЕС) и так могут без ограничений передвигаться по территории ЕС и
выбирать место жительства и работы.
4 Migrationbericht
der Integrationsbeauftragten (2004). Im Auftrag der Bundesregierung.
Berlin und Bonn. S. 65.
5 Migrationbericht
Deutschlands 2004 (2005). Bericht des Sachverstandigenrates flir
Zuwanderung und Integration im Auftrag der Bundesregierung. Berlin
und Bonn. S. 63).
6 Первоначально
срок подачи заявок был установлен до 31 июля 2003 года, однако из-за
задержки со вступление силу нового закона об иммиграции в Германии
этот срок был продлен
7 "Для
реализации программы в первой половине 2000 года было принято два
постановления Правительства ФРГ, регулирующие порядок выдачи разрешений
на жительство и работу в Германии для участников программы «Зеленая
карта»: "Die Verordnung über die Arbeitsgenehmigung für
hoch qualifizierte auslandische Fachkrafte der Informationstechnologie
(IT-ArGVI" (т.е. «Постановление о разрешении на работу для
высококвалифицированных иностранных работников в области информационных
технологий») и "Die Verordnung Über die Aufenthaitsgenehmigungen
für hoch qualifizierte ausiandische Fachkrafte der Informations-und
Kommunikationstechnologie (IT-AV)" (т.е. «Постановление о разрешениях
на жительство для высококвалифицированных иностранных работников
в области информационных и телекоммуникационных технологий»).
8 Денисенко
М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. Иммиграционная политика в России
и странах Запада. М. 2003, с. 135.
9 Migration
und Asyl in Zahlen (2005). Bonn: Bundesamt für Migration und
Fluchtinge s. 66.
10 Verana
Mathias Green Card für ausländische IT-Fachkrafte. Forschungsbericht
im Auftrag des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Arbeit. Marplan,
2004. s. 45
11 Подробную
информацию о новом законе об иммиграции можно найти на специальном
веб-сайте www.zuwanderung.de.
|