Rambler's Top100

№ 239 - 240
20 марта - 2 апреля 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Преступление и наказание в России

Преступность в России 100 лет назад

Была ли ликвидирована преступность при социализме?

Преступность в годы Великой Отечественной войны

Холодное лето 1953-го и последующие годы

Преступность и судимость

Как наказывали в СССР

Тюремное население в СССР

Постсоветский кризис преступности

Как и где сидят в современной России

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Винсент Ван Гог. Узники на прогулке. Vincent Van Gogh. La ronde des prisonniers (1890)

Преступление и наказание в России

Виктор ЛУНЕЕВ

Виктор ЛУНЕЕВ

Постсоветский кризис преступности

Характерные тенденции соотношения уровней преступности и судимости, появившиеся в конце существования СССР, были "унаследованы" Россией. А после распада Союза они продолжали углубляться (рис. 9 и 10).

Рисунок 9. Число зарегистрированных преступлений, выявленных правонарушителей и осужденных в России в 1985-2003 годах

Рисунок 10. Соотношение чисел зарегистрированных преступлений, выявленных правонарушителей и осужденных в России в 1985-2003 годах

Тенденции соотношения учтенной преступности, выявленных правонарушителей и осужденных в России практически повторяли общесоюзный рисунок, а после распада СССР продолжили их в направлении, заданном до 1992 года. Доля выявленных правонарушителей и осужденных в структуре учтенной преступности в этом году достигла за всю предшествующую историю минимума - 41,6 и 23%, соответственно. Контроль над преступностью переживал самый настоящий кризис. В 1993 и в последующие годы формально эти показатели росли, но из предыдущего анализа мы знаем их реальную цену: кризис продолжался и статистически камуфлировался. Первые попытки реального выхода из него начались в 1995-1996 годах.

Но и после этого продолжался тот же процесс: снижение уровня выявленных преступников и уровня судимости. В 2003 году при дальнейшей криминализации общества и интенсивном разрастании численности персонала системы уголовной юстиции (особенно судов) удельный вес выявленных преступников оказался самым низким - 44,8% от уровня учтенной преступности, а удельный вес осужденных преступников составил всего 28,1% от уровня той же учтенной преступности. Если же сопоставить число выявленных и осужденных преступников с реальным уровнем преступности в стране, то в России в настоящее время системой уголовной юстиции выявляется не более одного из 10-12, а осуждается примерно один из 16-20 реальных преступников. Таким образом, даже при существенно гуманизированном уголовном законодательстве последних лет уголовная ответственность становится еще более выборочной. Общепревентивная роль уголовного закона, уголовной ответственности и уголовного наказания в условиях "героизации" преступников не только на телеэкране, но и в жизни, практически сводится на нет.

Кризис поразил систему законотворчества и законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью. Он еще больше усугубил давний кризис всей системы уголовной юстиции. Беспомощность и законодательства, и его применения стала особо очевидной в связи с террористическими актами 2002-2004 годов.

С принятием нового УК РФ тенденции в судимости сохранились. Ножницы между преступностью и судимостью, между тяжестью совершаемых преступлений и тяжестью применяемых за их совершение уголовных наказаний продолжали увеличиваться.

Общий вывод из анализа тенденций мер уголовного наказания в России за период ее суверенного развития неоднозначен. С одной стороны, идет противоречивый процесс демократизации системы уголовной юстиции и гуманизации уголовной ответственности, расширения альтернативных лишению свободы мер уголовного наказания, снижения их тяжести. И все это работает, нравится нам это или не нравится, на ослабление уголовно-правового контроля над преступностью и, к сожалению, на увеличение ее реальной безнаказанности и самодетерминации. С другой стороны, преступность интенсивно растет, в большей мере тяжкая и особо тяжкая, и никто определенно не знает, что с ней делать. В связи с этим и в советское время, и особенно в современный период под влиянием зарубежных критиков, иных идеологических и политических обстоятельств, а также в связи с перегруженностью системы уголовной юстиции, переполненностью мест заключения идет непрерывная "перетряска" системы и видов уголовных наказаний (рис. 12).

Рисунок 11. Основные меры уголовного наказания в России в 1988-2003 годах, тысяч человек

Примечание. Число приговоренных к смертной казни и пожизненному заключению по абсолютному значению невелико и не улавливается на графике (минимум - 93 в 2003 году, максимум - 223 в 1990).
При вступлении в Совет Европы 28 февраля 1996 году Россия подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую наша страна подписала в 1998 г. Протокол № 6 до сих пор не ратифицирован. В том же, 1996 году, был издан Указ Президента РФ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Вынесение приговоров о наказании в виде смертной казни приостановлено в связи с постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г., запретившего назначение смертной казни, так как обвиняемому в преступлении, за совершение которого ему грозит смертная казнь, должно быть по Конституции РФ обеспечено право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей. А поскольку такие суды действовали только в девяти субъектах РФ, то до их введения на всей территории России наказание в виде смертной казни назначаться не может.

В основе этих перетрясок лежат не научные основания совершенствования исправления виновных, не общая и частная превенция преступлений, не повышение реальной эффективности борьбы с преступностью, а политические, идеологические, экономические, организационные и даже коррупционные соображения. А иногда - просто игра в видимость якобы принимаемых мер борьбы с преступностью. Поэтому самые частые изменения и дополнения УК в последние 50 лет были связаны именно с разделами наказания и освобождения от уголовной ответственности и наказания. Что-то усилят, что-то ослабят, что-то сократят, что-то увеличат. Все это дает основания сказать: "Меры приняты". Поэтому удельный вес осужденных по видам наказания "скачет". В настоящее время в связи с подобными изысканиями реально никакой системы как "целостного множества видов наказаний"19 практически нет. В УК РФ хотя и значатся 12 видов наказания, но реально (по данным 2003 года) применяются только два: лишение свободы на определенный срок (30-35%) и условное осуждение к лишению свободы (до 57%), которое к видам наказания, строго говоря, не относится, а является одной из форм назначения лишения свободы и некоторых других видов наказания.

На все остальные виды наказания (в основном штраф и исправительные работы) приходится всего 10-12%. Исправительные работы, например, - давний, гуманный и действенный вид наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Но по новому УК они могут применяться только к осужденным, не имеющим основного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления. А таких мест практически нет. При этом исправительные работы как вид уголовного наказания существуют более 70 лет. По УК РСФСР, например, они отбывались по месту работы осужденного либо в иных местах, но в районе жительства осужденного. В структуре наказаний они составляли 25-30%.

Какими соображениями руководствовался законодатель, фактически исключая этот вид наказания, ответить трудно. Ясно одно: научных оснований для такого решения никаких. Ответственности за принятие порочных законов (хотя бы моральной) тоже никто не несет. То же можно сказать и про ограничение свободы, для которого надо еще создать специальные учреждения. И остальные виды наказания в силу нерешенности многих вопросов, возникающих в связи с их исполнением, практически не могут применяться. И уж совсем не имеет никакого научно-практического обоснования (кроме коррупционного) келейное исключение из УК РФ в 2003 года такого гуманного и эффективного в борьбе с корыстными, экономическими и организованными преступлениями вида, как конфискация имущества, которая существует во всех уголовно-правовых системах различных стран мира и в международных конвенциях. Свой разрушительный вклад в превентивную ценность уголовного наказания вносят ежегодные политизированные и экономизированные амнистии.


19 - См.: Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. М., 2002. С. 27-32.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.