|
Незарегистрированные интимные союзы: "разновидности"
брака или "альтернативы" ему? (Часть 1)
Е. Вовк
(Опубликовано в журнале "Социальная реальность" №1 2005
http://bd.fom.ru/report/cat/journ_socrea/number_1_05/gur050103)
Вряд ли требуется обстоятельно и всерьез доказывать,
что традиционный формат организации парного интимного союза - зарегистрированный
брак - уже давно не является единственным и безальтернативным форматом
организации близких личных отношений. Пары, имеющие общие кров,
хозяйство и постель, а нередко и общих детей, но не заключающие
официальный брак (иначе говоря, поддерживающие отношения-сожительство),
стали обычным явлением, нормой жизни. Все более привычными становятся
так называемые "гостевые браки" - когда двое поддерживают
прочные устойчивые отношения (в том числе сексуальные), значительную
часть времени проводят вместе и вообще мало чем отличаются от брачной
пары - за исключением того, что живут они при этом порознь и также
не регистрируют свои отношения официально.
Трансформацию переживает сама культурная модель сексуального
партнерства и парных союзов. До недавнего времени фактически единственной
легитимированной формой организации близких личных и сексуальных
отношений был официально зарегистрированный брак, в идеале предполагавший
"единственность и неповторимость" супругов друг для друга,
сохранение друг другу верности "в горе и радости" "до
гробовой доски". Конечно, реальная жизнь была весьма далека
от этого идеала. Но доминировала культурная модель, согласно которой
близкие личные отношения должны были перерасти и быть оформлены
в брак, а брак был институтом с единственным "входом".
На исходе ХХ века ситуация стала кардинально меняться: сексуальные
связи до и помимо брака стали социальной и культурной нормой, разводы
и повторные браки участились, а сожительство начало понемногу "теснить"
брак. Появились альтернативные формы организации отношений, а сам
брак стал трансформироваться в институт с несколькими "входами"
и "выходами". Постепенно грань между браком и сожительством
становилась все более зыбкой, а соответствующие понятия - все менее
отчетливыми. Сегодня сложно однозначно сказать, чем пара, прожившая
всю жизнь совместно и вырастившая троих детей, но не зарегистрировавшая
отношения, отличается от пары, прожившей всю жизнь и вырастившей
троих детей в браке; или чем браки человека, четырежды женившегося
и разводившегося, отличаются от сожительств человека, четырежды
сходившегося и расходившегося с теми, с кем он жил совместно без
регистрации отношений.
О происходящих трансформациях социального и культурного смысла брачно-интимных
отношений красноречиво свидетельствует изменение системы связанных
с ними понятий: в последние пару десятилетий в зарубежных социологических
публикациях, посвященных проблематике брака и семьи, все более говорят
не о "браке" ("marriage") как единственной модели
организации близких личных отношений, а об "интимных партнерствах"
("intimate relationships"), не о "супругах"
("spouses"), а о "партнерах" ("partners")
и "парных союзах" ("couples"). Релевантность
утратил не только критерий официальной регистрации союза, но даже
критерий совместного проживания и общего хозяйства. Значимость имеют
только сексуальная основа союза (как правило, но необязательно,
подразумевающая сексуальные отношения с этим, одним партнером) и
степень переживаемой общности жизни, исключительной значимости присутствия
другого - ощущение себя "парой".
Для России процессы культурного переосмысления и изменения
брачно-интимных отношений характерны в не меньшей степени, чем для
западных стран. Считать высокий уровень разводов и распространенность
сожительства абсолютно новым в российской культуре явлением было
бы ошибкой - как-никак, после революции в стране была Коллонтай
с теорией "крылатого Эроса", на рубеже 20-х годов - самое
либеральное по тем временам брачное законодательство, а в 60-е годы
- самый высокий в мире уровень разводов. Но все же вряд ли кто-нибудь
станет возражать против того, что сейчас в России возникает некая
новая конфигурация брачно-интимных отношений, некие культурно легитимированные
альтернативы союзу, оформленному как зарегистрированный брак.
При всем том, что незарегистрированные союзы становятся
все более частым и обычным явлением, их культурное значение, социальный
смысл и социологический статус неочевидны и неоднозначны. Вроде
бы, большинство пар сегодня начинают совместную жизнь с сожительства,
и большинство из них вряд ли полагают, что их отношения хоть чем-то
отличаются от отношений зарегистрированной пары или станут качественно
другими после регистрации. Вместе с тем, для большинства людей заключение
официального брака остается очень значимым, и нежелание партнера
заключить его может быть серьезным препятствием для дальнейшего
продолжения отношений. Впрочем, существуют и пары, для которых именно
заключение брака приводит к краху союза. Говоря иначе, с одной стороны,
сожительство выглядит как тот же брак, только "приватизированный"
и потому уже не предполагающий официальных свидетельств и брачных
церемоний, а граница между браком и сожительством кажется подвижной
и абсолютно "прозрачной". С другой стороны, сожительство
выглядит как самоценный, альтернативный браку институт (в ряде случаев
"трансформирующийся" в брак, в ряде случаев - нет), а
граница между браком и сожительством кажется четко прочерченной
и довольно "закрытой".
Эти ощущения - ощущение социальной значимости незарегистрированных
союзов и в то же время недостаточной определенности представлений
о бытовании этой практики (а может, института? или даже ряда институтов?)
в России - стали первопричиной исследования, проведенного Фондом
"Общественное мнение" в конце прошлого года. Целью этого
исследования (включавшего всероссийский опрос, с расширенной выборкой
по Москве, и три дискуссионные фокус-группы) было изучение распространенности
незарегистрированных союзов, а главное - отношения к ним, представлений
об их сходствах и различиях с зарегистрированным браком. Ниже будут
представлены "статистические" результаты исследования:
описание распространенности и половозрастной структуры разных форматов
близких интимных отношений. Вторая часть, посвященная особенностям
незарегистрированных союзов по сравнению с зарегистрированным браком,
анализу бытующего отношения к гражданским бракам, будет опубликована
в следующем выпуске журнала.
Часть I. Браки и альтернативные им союзы: форматы
близких интимных отношений в России
В российской социологии - а по большому счету, и во
всей российской культуре - отсутствуют не только аналоги англоязычным
понятиям "intimate relationships", "partners",
"couple", но вообще какой-либо словарь, пригодный для
разговора об отношениях, альтернативных традиционному зарегистрированному
браку. Слова "сожительство", "партнер", "интимные
отношения" в русском языке имеют явный привкус непристойности
или протокола: фактически, о близких личных отношениях можно говорить
либо эвфемизмами, либо оскорбительными клише. Культура, впрочем,
изобрела термины "гражданский брак" (обозначающий отношения
при совместном проживании двух людей) и "гостевой брак"
(обозначающий отношения, при которых у пары отсутствует общий кров,
общее хозяйство). Интересна попытка тем самым легитимировать, осмыслить
любые сексуальные союзы через отождествление их с браком, но не
сами по себе - любопытный показатель уровня ханжества культуры.
Пожалуй, наиболее точные русские словосочетания, эквивалентные
по смыслу английским "intimate relationships" и "couple",
- это "близкие интимные отношения" или "интимный
союз" и "пара". В дальнейшем именно их мы будем использовать
для обозначения отношений, альтернативных браку.
Все изложенные в предваряющей части соображения определенно
свидетельствуют о культурной, социальной и социологической значимости
интимных союзов, альтернативных зарегистрированному браку. Но о
существующих в России форматах организации близких интимных отношений
практически ничего неизвестно: исследований на эту тему не проводилось,
а те сведения, которые можно получить из данных переписей, крайне
скудны. Из них мы можем узнать только, что среди россиян старше
16 лет к состоящим в браке себя относят 57%, что 9% указали себя
как разведенных или разошедшихся, а 11% - как вдовых (Рассчитано
по данным всероссийской переписи 2002 года (http://perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081467)).
Благодаря тому, что в перепись 2002 года, помимо вопроса о брачном
состоянии, был включен вопрос о том, зарегистрирован ли брак, мы
можем узнать также, что 11% от общего числа заявленных россиянами
брачных союзов (как известно, перепись учитывает самоидентификацию
отвечающих, а не их брачный статус по документам) составляют незарегистрированные
браки (Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)).
Если пересчитать этот показатель на общее число переписанных мужчин
и женщин старше 16 лет, окажется, что по меньшей мере 7% россиян
брачного возраста состоят в незарегистрированных отношениях, - сходных
с браком по сути, но альтернативных ему по форме. Красноречивы данные
о подростковых браках: среди россиян моложе 16 лет, назвавших себя
состоящими в браке, более половины официально не зарегистрировали
свой союз (Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)).
К сожалению, данные о незарегистрированных браках были
собраны впервые, но косвенные показатели свидетельствуют о росте
популярности альтернативных браку интимных союзов. Так, к 2002 году
по сравнению с переписью 1989 года снизилось количество зарегистрированных
браков, а число лиц, никогда не состоявших в браке, увеличилось
на 40%. Представляется логичным предположить, что снижение доли
официальных браков не означает обесценивания близких личных отношений,
и что это снижение компенсируется ростом доли неофициальных союзов.
Данные переписи это подтверждают: за межпереписной период (1989
- 2002 годы) удвоилась доля детей, рожденных вне официального брака
(она составила 30% от общего числа ежегодных рождений), и почти
половина из них были зарегистрированы по совместному заявлению родителей
(Рассчитано по тем же данным (http://perepis2002.ru/index.html?id=7)).
Этих данных достаточно, чтобы удостовериться в распространенности
незарегистрированных интимных союзов, но недостаточно, чтобы получить
более-менее полное и цельное представление о существующих в России
альтернативных браку форматах организации отношений. Очевидно, что
нередко люди могут состоять в очень близких, длительных и тесных
отношениях, но не называть их браком - при этом они могут даже,
как упоминалось выше, не проживать под одной крышей. Проведенное
исследование позволяет учесть эти особенности.
Итак, нас интересуют брачные и альтернативные брачным союзы. Следует
подробнее описать, какие союзы мы будем считать альтернативными
браку: те, в которых мужчина и женщина поддерживают прочные отношения
(в первую очередь сексуальные), становятся друг другу близкими людьми,
ведут общую жизнь и считают, что они "вместе", "пара".
Судя по данным нашего опроса, замужними или женатыми
себя считают 59% россиян, и 7% опрошенных признают, что их отношения
не зарегистрированы (эти данные достаточно точно соответствуют данным
переписи). Но, как уже говорилось, ответов на вопрос о брачном состоянии
недостаточно для описания даже наиболее распространенных форматов
и вариантов интимных союзов: многие могут поддерживать длительные,
прочные интимные отношения, вести общую жизнь с близким им человеком,
не называя эти отношения "браком". И действительно, на
вопрос: "Сегодня нередко бывает так, что мужчина и женщина
в течение длительного времени поддерживают интимные отношения, становятся
близкими людьми, не вступая при этом официально в брак. Можете ли
Вы сказать, что у Вас есть мужчина (женщина), с которым(-ой) Вы
длительное время находитесь в близких, прочных отношениях?"
- утвердительно ответили 9% опрошенных.
Вопросы о брачном состоянии и о наличии "пары"
- прочных и продолжительных интимных отношений, как нам представляется,
достаточно полно вычленяют совокупность парных интимных союзов:
респондент либо официально состоит в браке, либо приравнивает свои
отношения к браку, либо соглашается, что у него есть близкий человек,
с которым он длительное время поддерживает прочные отношения интимного
характера. Естественно, помимо брака и альтернативных ему форматов
парных интимных союзов существуют еще разной степени близости "отношения-свидания",
но они не являются объектом нашего исследования.
Итак, согласно данным массового опроса россиян, в зарегистрированном
браке состоят 52% наших сограждан, а 16% поддерживают отношения,
в том или ином смысле альтернативные браку. Как видим, альтернативные
браку форматы интимных союзов весьма распространены в России - на
каждые три зарегистрированных брака приходится одна пара с незарегистрированными
отношениями.
Общие показатели довольно грубо описывают структуру
бытующих в России форматов интимных партнерств: очевидно, что наличие
супруга или "пары", равно как и относительная распространенность
брака и его альтернатив, тесно связаны с возрастом. Руководствуясь
предположениями о содержательных различиях "жизненных ситуаций"
и соответствующих различиях "брачного поведения" респондентов
разного возраста, мы выделили семь возрастных групп:
18 - 20 лет (9% от выборки);
21 - 24 года (7% от выборки);
25 - 29 лет (8% от выборки);
30 - 34 года (9% от выборки);
35 - 44 года (17% от выборки);
45 - 54 года (21% от выборки);
55 лет и старше (29% от выборки).
Группу до 20 лет, скорее всего, составляют респонденты,
еще не имеющие стабильного материального и социального положения
и, можно предположить, в силу возраста еще не склонные к браку.
В возрастных группах 21 - 24, 25 - 29, 30 - 34 года респонденты,
скорее всего, начинают постепенно обзаводиться супругами и детьми,
в возрастных группах от 35 до 44 и от 45 до 54 лет респонденты,
скорее всего, ведут стабильную семейную жизнь, а респонденты 55
лет и старше, скорее всего, уже закончили создавать свою брачную
биографию и склонны сохранять имеющийся статус.
И действительно, доля замужних и женатых наиболее высока
в средних и предпенсионных возрастах (30 - 54 лет), тогда как среди
молодых респондентов (до 29 лет) многие еще не успели обзавестись
супругом, а среди пожилых респондентов (55 лет и старше), по-видимому,
немало овдовевших.
|
Возраст, лет
|
18 – 20
|
21 – 24
|
25 – 29
|
30 – 34
|
35 – 44
|
45 – 54
|
55 и старше
|
Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы сейчас замужем (женаты)
или не замужем (не женаты)?"
|
Замужем (женат)
|
12
|
38
|
64
|
77
|
74
|
73
|
53
|
Более полное представление об уровне брачности дает
распределение ответов на вопрос: "А когда-нибудь раньше Вы
были замужем (женаты)?" - он задавался только тем, кто ответил,
что на данный момент не состоит в браке. Как видим, с возрастом
доля никогда не состоявших в браке (Те, кто на вопрос: "А когда-нибудь
раньше Вы были замужем (женаты)?" - отвечает "не был".)
(http://perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081467)
резко уменьшается (уровень окончательного безбрачия составляет порядка
5%), а доля состоявших в браке ранее, но не обзаведшихся супругом
повторно, возрастает. Очевидно, что если в младших и средних возрастах
основная причина завершения прошлого брака - это развод (обратим
внимание: доля имевших неудачный опыт брачных отношений достаточно
высока), то в старших - смерть одного из супругов.
|
Возраст, лет
|
18 – 20
|
21 – 24
|
25 – 29
|
30 – 34
|
35 – 44
|
45 – 54
|
55 и старше
|
Вопрос: "А раньше Вы были или не были замужем (женаты)?"
|
Был(-а)
|
2
|
6
|
12
|
14
|
21
|
21
|
44
|
Не был(-а)
|
86
|
57
|
24
|
10
|
4
|
6
|
3
|
За счет того, что гендерно различаются средний возраст
вступления в брак (женщины, как правило, выходят замуж раньше и
за мужчину старше себя) и средняя продолжительность жизни (мужчины
умирают раньше), среди женщин моложе 29 лет доля замужних заметно
выше, а среди женщин старше 35 лет - напротив, ниже, чем доля женатых
мужчин в соответствующей возрастной группе. Небольшой социологический
курьез: среди опрошенных мужчин 18 - 20 лет ни один не сообщил,
что он женат, тогда как среди опрошенных женщин этого же возраста
замужней назвала себя почти каждая четвертая.
|
Возраст, лет
|
мужчины
|
женщины
|
18–20
|
21–24
|
25–29
|
30–34
|
35–44
|
45–54
|
55 и старше
|
18–20
|
21– 24
|
25–29
|
30–34
|
35–44
|
45–54
|
55 и старше
|
Вопрос: "Скажите, пожалуйста, Вы сейчас
замужем (женаты) или не замужем (не женаты)?"
|
Замужем (женат)
|
0
|
26
|
50
|
77
|
80
|
83
|
76
|
23
|
54
|
78
|
76
|
67
|
61
|
40
|
В связи с превышением (в молодых возрастах) доли замужних
женщин над долей женатых мужчин нельзя не вспомнить получивший широкую
известность парадокс "безмужних жен": согласно результатам
переписи, замужних женщин в нашей стране больше, чем женатых мужчин
(в 1989 году этот "разрыв" составлял 28 тысяч человек,
а к 2002 году - 65 тысяч человек). Этот факт обычно интерпретируется
как следствие и свидетельство более честного, ответственного отношения
к гражданскому браку со стороны женщин и более "легкого",
безответственного - со стороны мужчин: дескать, в незарегистрированных
союзах женщины чаще чувствуют себя "обрученными", тогда
как мужчины - "свободными".
Парадокс "безмужних жен" получил столь широкую
огласку и столь активно обсуждался, что само собой напрашивается
предположение, будто приведенная выше таблица иллюстрирует именно
этот феномен. Но это объяснение - неубедительно. Во-первых, женщины
молодого возраста чаще сообщают не только о незарегистрированном,
но и о зарегистрированном браке (чего не могло бы быть, если бы
"брачная диспропорция" была следствием большей, чем у
мужчин, склонности женщин отождествлять незарегистрированные отношения
с браком), а в целом по выборке доли незарегистрированных браков
среди женщин и среди мужчин равны (по 7%).
|
Возраст, лет
|
мужчины
|
женщины
|
18–20
|
21–24
|
25–29
|
30–34
|
35–44
|
45–54
|
55 и старше
|
18–20
|
21–24
|
25–29
|
30–34
|
35–44
|
45–54
|
55 и старше
|
Вопрос: "Ваш брак официально зарегистрирован
или не зарегистрирован?"
|
Да, зарегистрирован
|
0
|
14
|
40
|
70
|
66
|
75
|
74
|
9
|
46
|
64
|
67
|
55
|
58
|
37
|
Нет, не зарегистрирован
|
0
|
11
|
10
|
7
|
14
|
8
|
2
|
14
|
8
|
15
|
9
|
12
|
3
|
2
|
Во-вторых, данные опроса не дают оснований говорить
о каких-либо значимых гендерных различиях в отношении к браку и
сожительству: и мужчины, и женщины сходным образом отвечают, обязательно
или не обязательно отношения живущих вместе людей должны быть зарегистрированы
и почему, чем незарегистрированные отношения отличаются от зарегистрированных,
и т.д.
Кстати, обратим внимание: 65 тысяч - это всего 0,2%
от общего числа замужних женщин - этот показатель (По данным переписи,
в браке состоят 33 967 тысяч женщин старше 16 лет (http://perepis2002.ru/index.html?id=39))
ни статистически, ни социологически незначим и не заслуживает того
внимания, которое ему уделяют.
Но вернемся к распределению браков и альтернативных
им форматов интимных союзов по возрастам.
Как уже говорилось, доля замужних и женатых среди молодежи
гораздо ниже, чем среди респондентов среднего и пожилого возраста.
При этом молодежь гораздо чаще других избирает незарегистрированные
союзы в качестве альтернативы зарегистрированным бракам: среди назвавших
себя замужними или женатыми респондентов 18 - 20 лет в незарегистрированных
"браках" состоят две трети (по данным переписи, такое
же соотношение наблюдается и среди "состоящих в браке"
россиян моложе 16 лет), среди респондентов в возрасте 21 - 24 лет
доля "незарегистрированных браков" составляет четверть,
среди респондентов в возрасте 25 - 29 лет - пятую долю. Но и среди
людей среднего возраста и даже относительно пожилых "незарегистрированные
браки" - не такая уж редкость.
|
Возраст, лет
|
18–20
|
21–24
|
25–29
|
30–34
|
35–44
|
45–54
|
55 и старше
|
Вопрос: "Ваш брак официально зарегистрирован или не
зарегистрирован?"
|
Да, зарегистрирован
|
5
|
28
|
52
|
68
|
61
|
67
|
51
|
Нет, не зарегистрирован
|
8
|
10
|
12
|
8
|
13
|
6
|
2
|
Подчеркнем этот факт: не только молодежь, но и люди
зрелого и пожилого возраста порой предпочитают незарегистрированные
отношения зарегистрированному браку. Продолжаются эти отношения
несколько десятков лет или сложились недавно - существенного значения
не имеет, но отметим, что некоторые пожилые респонденты действительно
прожили в незарегистрированном браке всю жизнь (об этом они говорили,
отвечая на один из открытых вопросов).
Итак, альтернативные браку незарегистрированные союзы
- не только "современная" и не только "молодежная"
практика. Это видно и по ответам респондентов на вопрос, есть ли
у них близкий человек, с которым они хотя и не вступают в брак,
но находятся в длительных, близких и прочных отношениях.
|
Возраст, лет
|
18–20
|
21–24
|
25–29
|
30–34
|
35–44
|
45–54
|
55 и старше
|
Вопрос: "Сегодня нередко бывает так, что мужчина и женщина
в течение длительного времени поддерживают интимные отношения,
становятся близкими людьми, не вступая при этом официально
в брак. Можете ли Вы сказать, что у Вас есть мужчина (женщина),
с которым (с которой) Вы длительное время находитесь в близких,
прочных отношениях?"
|
Да, могу
|
21
|
22
|
17
|
11
|
10
|
3
|
2
|
Обратим внимание, сколь многие россияне, в действительности
поддерживающие прочные и продолжительные интимные отношения, остаются
за пределами рассмотрения, если близкие интимные союзы сводятся
единственно к браку (пусть и незарегистрированному): в младших и
средних возрастных группах (до 44 лет) от четверти до половины респондентов,
не отнесших себя к замужним или женатым, тем не менее признали,
что у них есть близкий человек и длительные, прочные отношения с
ним. Конечно, не все из этих союзов можно считать "конкурентами"
и "альтернативой" браку. Некоторые (какая именно доля,
определить, к сожалению, невозможно) могут быть жениховством, "пробным
браком" и т.д. - союзами внутренне неустойчивыми, динамическими,
склонными либо к скорому распаду, либо к скорому оформлению в официальный
брак.
В целом же данные опроса свидетельствуют о том, что
форматы организации близких интимных отношений, отличные от зарегистрированного
брака, явление действительно не менее распространенное, чем брак,
и заслуживают не меньшего внимания. Достаточно взглянуть на приведенную
ниже таблицу.
|
Возраст, лет
|
18–20
|
21–24
|
25–29
|
30–34
|
35–44
|
45–54
|
55 и старше
|
Зарегистрированный брак
|
5
|
28
|
52
|
68
|
61
|
67
|
51
|
Другие форматы интимных союзов
|
28
|
32
|
29
|
19
|
23
|
9
|
4
|
Как видим, среди респондентов в возрасте до 20 лет незарегистрированные
союзы значительно популярнее зарегистрированного брака (на один
зарегистрированный брак приходится 6 пар, не регистрирующих свои
отношения). Среди респондентов в возрасте 21-24 лет незарегистрированные
союзы пользуются не меньшей популярностью, чем зарегистрированный
брак, и даже среди респондентов в возрасте 30-44 лет на каждые три
зарегистрированных брака приходится один незарегистрированный союз.
В более старших возрастных группах разрыв между долей зарегистрированных
браков и долей незарегистрированных пар становится больше, но не
настолько, насколько можно было бы ожидать. Среди 45-54-летних их
соотношение составляет 7:1, а что касается респондентов 55 лет и
старше, можно предположить, что доля незарегистрированных союзов
среди них была бы выше, если бы не ранняя смертность среди мужчин.
Ответы респондентов на вопросы о браке или о наличии
у них альтернативных браку длительных и близких интимных отношений
дают богатое, но все же недостаточно полное и детальное представление
о существующих в России практиках и форматах интимных союзов. Очевидно,
что помимо вопроса об идентификации своих отношений, ключевым для
описания брачных и альтернативных брачным союзов является вопрос
об организации проживания - совместной или раздельной.
Нам представляется, что ситуации совместного или раздельного
проживания в случае зарегистрированного брака и в случае незарегистрированных
отношений качественно различны. Кроме того, так сложилось, что в
отсутствие официальной регистрации отношений наличие общего домохозяйства
является ключевым критерием для определения типа партнерства: совместные
проживания принято относить к "сожительству", раздельные
- к так называемым LAT-союзам (LAT - сокращение от "living
apart together", в русском языке такие отношения называются
"гостевым браком") - по сути, это пары, которые ведут
общую жизнь, но живут порознь. Учитывая эти соображения, формы проживания
в зарегистрированных браках и альтернативных браку союзах мы рассмотрим
по отдельности.
Респонденты, которые состоят в зарегистрированном браке,
в подавляющем большинстве случаев (98%) проживают совместно со своим
супругом или супругой. Но были среди опрошенных и такие, кто указал,
что проживает отдельно от муже или жены, а также такие, кто временами
живет совместно с супругом (супругой), а временами - порознь (каждая
из этих ситуаций встретилась примерно в 1% случаев от общего числа
зарегистрированных браков).
Можно предположить, что проживающие отдельно от супруга
респонденты - это те, кто по факту разошелся и разорвал свой брак,
но формально не оформил развод. А вот что представляют собой браки,
в которых супруги живут то совместно, то порознь, не совсем ясно.
По-видимому, это браки, в которых оба супруга (или один из них)
по роду деятельности часто подолгу отсутствует, либо в которых супруги
по тем или иным причинам решили (или были вынуждены) поддерживать
два раздельных домохозяйства. Статистически их доля незначима -
в выборке встретились считанные единицы респондентов, практикующих
такую форму брака. Но с социологической точки зрения факт существования
таких браков небезынтересен. С одной стороны, было бы ошибкой считать
такие браки веянием нового времени (как иногда это преподносится
в публикациях, посвященных альтернативным браку формам близких интимных
союзов) - достаточно вспомнить про семьи моряков, рыбаков, геологов
и людей других профессий, связанных с отхожими промыслами. То, что
может казаться новым для браков людей "среднего класса",
для браков "рабочего класса" является абсолютно обычным
и привычным. С другой стороны, респонденты, часто отлучающиеся из
дома в командировки (или респонденты, чей супруг часто отлучается)
вряд ли стали бы говорить, что они проживают порознь. Как бы то
ни было, эти браки таковы, что жизнь в них воспринимается как временами
раздельная. Отметим, что браки такого типа встречаются во всех доходных
и возрастных группах - так что неверно объяснять их особенностями
определенного социального слоя или определенной возрастной культуры.
Среди респондентов, состоящих в незарегистрированных
близких интимных отношениях, совместно со своей "парой"
проживают немногим более половины. Порядка четверти из них проживают
порознь, остальные временами живут вместе, временами - раздельно.
В целом доля "сожительств" (тех, кто, состоя в незарегистрированных
отношениях, проживает совместно со своим партнером) составляет 9%
от выборки. По данным переписи, напомним, доля сожительств составляет
7%. Но "переписной" и наш "опросный" показатели
сложносопоставимы: в переписи не учитывались союзы, не идентифицируемые
отвечающими как браки, и не учитывалась совместная или раздельная
организация проживания в "незарегистрированных браках"
(а в опросе - учитывались).
Среди участников опроса оказалось немало респондентов,
которые, причисляя себя к состоящим в длительных и близких отношениях
с каким-либо человеком, живут с ним разными домами. Доля проживающих
порознь с партнером в целом по выборке составляет 4%; доля тех,
кто проживает то совместно, то раздельно - 3%.
С определенными оговорками все эти союзы можно было
бы отнести к LAT-союзам. Во-первых, потому, что в обоих случаях
пара не организует совместного домохозяйства, а продолжает жить
двумя раздельными домами. Во-вторых, потому, что в обоих случаях
отношения в этой паре достаточно тесные, чтобы респондент мог сказать:
хотя я и не состою в браке, у меня есть близкий человек, с которым
мы поддерживаем длительные и прочные отношения. Конечно, можно возразить,
что отношения людей, проживающих то совместно, то порознь, по сути
очень схожи с сожительством. Но отсутствие постоянной совместной
жизни, постоянного общего домохозяйства представляется нам достаточно
существенным параметром, чтобы отличать пары, проживающие то совместно,
то порознь, от пар, постоянно проживающих совместно. Ее одно возможное
возражение - что пары, проживающие раздельно, являют собой некий
не идентифицируемый однозначно тип отношений: это могут быть как
устойчивые союзы, так и люди, встречающиеся от случая к случаю и
не имеющие никакой общей жизни. Но нам представляется, что идентификация
себя как "близких людей", а своих отношений - как "длительных
и прочных" довольно значима, чтобы предположить достаточную
степень общности в таких парах и отнести их к LAT-союзам.
Вообще, весьма вероятно, что грань между "раздельным"
и "наполовину раздельным" форматами интимных союзов зыбка
и условна: тот, кто проживает совместно с близким человеком, например,
только в выходные (а среди молодежи таких немало), с равной вероятностью
может сказать и что они живут раздельно, и что они временами живут
совместно, временами раздельно. Но даже если респондент заявляет,
что проживает раздельно с партнером, наличие достаточно близких,
тесных и продолжительных интимных отношений позволяет предположить,
что партнеры часто бывают друг у друга в гостях, могут оставаться
на некоторое время и т.д., - иными словами, что присутствует целый
ряд важных признаков совместного проживания. В качестве дополнительного
аргумента можно сослаться на одно из зарубежных исследований, в
котором опрашиваемым дали возможность самим определить свои отношения
либо как LAT-союзы, либо как "отношения-свидания". К удивлению
исследователей, те респонденты, которых они без сомнений идентифицировали
бы как поддерживающих "отношения-свидания", без колебаний
говорили о себе как о поддерживающих LAT-отношения - дескать, живут
они с партнером общей жизнью, но в силу ряда причин не имеют общего
крова.
Впрочем, оставить совсем без внимания разницу в ответах
"проживаем раздельно" и "проживаем временами совместно,
временами раздельно", не следует. Даже если эти ответы не дают
совершенно определенной информации о действительной организации
проживания, они немало сообщают о переживаемой отвечающим степени
совместности и общности жизни партнеров. Кстати, и совместная, и
раздельная, и полураздельная организация проживания пары, поддерживающей
тесные прочные отношения, но не вступающей в официальный брак, в
равной мере характерна для всех возрастов: соотношения типов проживания
внутри каждой возрастной группы варьируют не так уж сильно.
|
Возраст, лет
|
18–20
|
21–24
|
25–29
|
30 – 34
|
35 – 44
|
45 – 54
|
55 и старше
|
Вопрос: "Вы и мужчина (женщина), с которым (с которой)
Вы длительное время находитесь в близких, прочных отношениях,
сейчас проживаете совместно, под одной крышей или порознь?
Или иногда совместно, иногда порознь?"
|
Совместно
|
11
|
17
|
15
|
13
|
16
|
5
|
2
|
Иногда вместе, иногда порознь
|
8
|
4
|
5
|
4
|
3
|
1
|
1
|
Порознь
|
9
|
9
|
9
|
2
|
4
|
2
|
1
|
В целом результаты опроса со всей очевидностью показывают,
что близкие интимные союзы в России не ограничиваются форматами
зарегистрированного и незарегистрированного брака. Вообще представляется,
что привычная сейчас схема категоризации близких интимных отношений
- учет только тех, которые участники этих отношений назвали браком,
и членение их только по критерию зарегистрированности, - принципиально
неполна. Эта схема неявно постулирует, что близкие интимные отношения
подразумевают совместное проживание (недаром незарегистрированные
союзы называют иначе "сожительством") и что если союз
не назван "браком", то он недостаточно прочен, а отношения
в нем - недостаточно близки и крепки, чтобы принимать такие союзы
в расчет. При такой схеме категоризации союзы, которые отвечающие
не сочли нужным назвать браком (хотя они могут быть не менее близкими,
прочными и продолжительными), остаются за границами внимания, а
пары, нарушающие "аксиому" совместного проживания, никак
не выделяются из общей совокупности.
Построение двух аналитических осей: "зарегистрированный
брак - альтернативные форматы интимных союзов" и "формы
организации проживания" - открывает более богатые возможности
для анализа проблемы совместного проживания. Так, мы можем сконструировать
четыре типологические группы: зарегистрированный брак с совместным
проживанием, зарегистрированный брак с частично раздельным проживанием
(раздельно проживающие брачные пары нас не интересуют, т.к., скорее
всего, это распавшиеся браки), незарегистрированные сожительства,
незарегистрированные LAT-союзы.
Формат организации интимного союза
|
Доля от выборки, %
|
Зарегистрированный брак с совместным проживанием
|
51%
|
Зарегистрированный брак с частично раздельным проживанием
|
1%
|
Незарегистрированные сожительства
|
9%
|
Незарегистрированные LAT-союзы
|
7%
|
То есть принятое ранее разделение на "любовь в браке"
и "любовь вне брака" - разделение не только культурное,
но и социологическое - становится крайне проблематичным.
Подробные ответы на вопросы и распределения по социально-демографическим
характеристикам можете посмотреть в таблицах по адресу:
http://bd.fom.ru/report/map/tb051029
|