
… о миграционных проблемах
Москвы глазами советника Мэра

|
Бесконтрольная миграция
|
Контроль за иностранными рабочими не предусмотрен на
законодательном уровне, а структуры, которая бы могла эффективно
следить за ситуацией с миграцией, в Москве сейчас нет. Между тем
число "лиц нерусской национальности" в столице уже превысило
значимый для демографов 15-процентный уровень. Об этом рассказал
"Газете" советник управления аппарата мэра Москвы Юрий
Архипов.
Москва - город интернациональный и многоконфессиональный. Каково
влияние миграции на национальную структуру города?
По оценкам экспертов, за последнее время численность нерусского
населения столицы превысила 15-процентный рубеж. Доля русских с
1989 по 2004 годы сократилась с 90,5 до 82,3%. Сократилась также
численность прибалтийских народов, евреев, поляков, чехов. В то
же время возросла численность китайцев - в 35 раз, вьетнамцев -
в 14, таджиков - в 12, чеченцев - в 7, ингушей - в 6, молдаван -
в 5, азербайджанцев - примерно в 5, армян и грузин - в 2,8, арабов
- в 2,7, корейцев - в 2,3 раза.
Строители ориентируются на иногородних
Многие аналитики считают, что без мигрантов нечего и думать о прирастании
населения России новыми гражданами. Вы разделяете эту точку зрения?
В Москве миграционный прирост стал основным источником роста населения
столицы, который восполняет продолжающуюся естественную убыль населения
(в 2004 году - 39,2 тысячи человек). Существенным фактором увеличения
рождаемости в Москве становятся рождаемость иногородних и иностранных
жителей столицы, в том числе мигрантов. Число родившихся у немосквичей
детей выросло почти в 5 раз, и их доля среди всех новорожденных
в Москве увеличилась до 13,5%. В настоящее время каждый седьмой
ребенок рождается у женщин, не являющихся постоянными жительницами
столицы.
Как новые жители влияют на экономику столицы?
Мигранты все больше проникают на рынок недвижимости, участвуя в
формировании ценовой политики большинства строительных компаний.
Значительная доля коммерческого жилья все больше ориентируется на
возрастающий спрос со стороны мигрантов, имеющих достаточно средств
для приобретения квартир в Москве. Часть строительных компаний лоббируют
интересы тех или иных мигрантских общин, которые в последнее время
стали основными инвесторами московского жилищного строительства.
Мигранты живут изолированно
Считается, что в столице сложилась достаточно эффективная система
взаимодействия городских властей с национальными общинами. Это так?
Не совсем. Вопрос формирования и сосуществования общин в московском
социуме решается в основном без участия городских властей. Этнические
общины сами изыскивают пути "уживаемости" и компромисса
при разделе сфер влияния. В среде мигрантов, преимущественно живущих
изолированно в мини-анклавах, проявляются особенности асоциального
поведения в быту и общественных местах (агрессивность, наглость,
неуважение местных традиций), что по-прежнему формирует негативное
отношение к ним.
"Контроль не предусмотрен... "
Нелегалов задерживают, высылают, штрафуют. Но на ситуацию в целом
это, похоже, никак не влияет.
Согласен. Усиление запретительных мер в новом федеральном законодательстве
не дает желаемых результатов. Дело в том, что указанный в нем механизм
административного выдворения иностранцев, нарушающих установленные
правила пребывания и трудовой деятельности, малоэффективен и не
имеет необходимого организационно-технического обеспечения. Так,
институт административного выдворения приводит к тому, что иностранцы,
подвергнутые административному наказанию, в большей своей части
не выезжают согласно постановлению суда, а продолжают находиться
на территории страны.
Реально ли сделать что-то для эффективного управления миграцией?
Сейчас органы исполнительной власти субъектов Федерации фактически
отстранены от решения проблем миграции, которая происходит непосредственно
на их территории. Дело в том, что до сих пор четко не определены
не только полномочия, но и элементарная степень их участия в этом
сложнейшем процессе. Более того, уровень взаимодействия федерального
центра с субъектами по вопросам миграции снизился до взаимодействия
территориальных органов МВД России и Федеральной государственной
службы занятости населения, хотя они объективно, в том числе и функционально,
не могут решать все проблемы миграции.
Но есть же структуры, контролирующие сейчас работу гастарбайтеров?
Должен вас разочаровать: на законодательном уровне контроль за иностранными
работниками не предусмотрен. Территориальные органы службы занятости
отслеживают лишь общее положение на рынке труда, абстрагируясь от
реальных проблем. И пока государство раздумывает, мигрантские сообщества
формируются как неформальные объединения, деятельность которых направлена
на то, чтобы удержать в своих руках прибыльные сферы.
Кто, по-вашему, должен заниматься вопросом миграции?
По моему глубокому убеждению, миграционная служба, которая, безусловно,
должна обладать всей необходимой информационной и организационной
базой для этой работы. Однако проблема в том, что предприятиям невыгодно
предоставлять достоверную информацию по рабочим местам: владельцы
предприятий умышленно занижают уровень предлагаемой заработной платы,
чтобы понизить спрос на рабочие места со стороны москвичей. Я считаю,
что субъекты Федерации должны оценивать состояние своего рынка труда
и баланс трудовых ресурсов, а также потребность в дополнительной
рабочей силе, а служба занятости должна обеспечить эти потребности,
как это делается во всем цивилизованном мире.
Столичные законодатели пытаются направить все возрастающие миграционные
потоки в законодательное русло. Удается ли справиться с ситуацией?
Органы государственной власти Москвы активно пользуются возможностью
осуществлять собственное влияние на миграционные процессы, протекающие
в городе.
Однако затянувшееся формирование единой базы данных относительно
всех категорий иностранцев, рутинный способ ввода в нее информации
из миграционных карточек и регистрационного учета порождает массу
структур, пытающихся небезуспешно подменять регистрационные органы,
что снижает действенность контроля как за пребыванием, так и за
выездом иностранцев из Москвы.
В этой связи одной из главных и серьезных задач является получение
объективной информации об иммигрантах путем расширения сотрудничества
префектур с подразделениями УПДМ ГУВД города Москвы, уполномоченными
участковыми, а также между собой.
"Газета", 4 октября 2005 года
|