|
"Пока мы как бы со стороны наблюдаем за собой,
не зная, что с нами произойдет"
Владимир Соколин
(Опубликовано в журнале "Прогнозис" №1, Осень 2004,
с. 160-184)
Прогнозис: Как руководителю Госкомстата,
каким представляется Вам демографическое развитие России в ближайшее
время?
Владимир Соколин: Просматривая соответствующие
материалы Министерства экономического развития, я был, с одной стороны,
приятно удивлен, а с другой, если хотите, - неприятно поражен. Обычно
в прогнозах социально-экономического развития страны демография
у нас всегда идет, можно сказать, фоновым показателем. Там говорится,
какова численность населения сегодня, какой она будет завтра, -
больше о демографических показателях речь там не идет. И вот впервые
в прогнозе этого министерства уже содержатся данные, в соответствии
с которыми мы, начиная с 2006 года, начнем терять трудоспособное
население. Сейчас у нас и вообще-то население уменьшается, но главным
образом за счет низкой рождаемости, то есть не рождается то необходимое
число детей, которое нужно для восполнения живущих поколений. А
с 2006 года эта отрицательная волна демографических процессов уже
докатится до трудоспособного населения - люди будут уходить на пенсию,
но последующие поколения их восполнять уже не будут. Должен сказать,
это очень серьезная проблема, и очень жаль, что наше общество сегодня
над ней не задумывается. Человеку кажется, будто речь идет о событиях,
которые будут происходить в неопределенном будущем и не с ним. Все
это нам уже знакомо по советскому времени, когда демографы предупреждали,
что такой момент рано или поздно наступит, и в первую очередь для
европейской части СССР. Другие демографы (которые, конечно, не могли
предвидеть, что Советский Союз развалится) отвечали на это просто:
все это мы восполним за счет Средней Азии. Практика показала, что
восполнить численность населения невозможно и за счет Средней Азии
- в этом регионе были и есть свои проблемы. Скажем, в советское
время нельзя было говорить о безработице, у нас на это слово было
табу. Но статистики всегда - правда, в закрытых записках - говорили
о том, что на Кавказе, в том числе и в российской части Кавказа
(Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии), очень высокая латентная
безработица: официально все вроде бы где-то и "пристроены",
но на самом деле люди не работали - работы для них не было. Кстати,
в середине 70-х годов существовал даже проект по созданию специальных
рабочих мест для чеченцев в Сибири. Он провалился напрочь: людей
туда привезли, но они всеми правдами и неправдами оттуда уезжали,
так что через три-четыре года там уже никого из них не осталось.
А на построенных для них предприятиях работали местные люди.
Я могу высказать свое мнение: считаю, что есть проблема
так называемых избыточных трудовых ресурсов юга. Практика других
стран показывает, что очень трудно задействовать этот избыток трудовых
ресурсов для других регионов. Во-первых, в основном население не
передвигается у нас с юга на север, мы пока видим другое движение
- с севера на юг; во-вторых, есть проблема сравнительно низкого
образовательного уровня возможных мигрантов с юга. И задействовать
их в современной экономике будет крайне трудно, потому что сейчас
востребована в первую очередь квалифицированная рабочая сила. В
Чечне, например, десять лет не работали школы, и там уже выросло
целое поколение, которое не умеет даже читать и писать, - и так
не только в Чечне, это вообще характерно для юга. Поэтому у нас
очень серьезные внутренние диспропорции, усугубляющие нехватку трудовых
ресурсов. Но самое главное, почему, мне кажется, эту проблему надо
обсуждать уже сегодня - она тянет за собой целый шлейф проблем,
которые нам сейчас кажутся не важными, но на практике приведут к
нарастанию трудностей как в экономике, так и в социальной сфере.
Первая из них - это, конечно, нехватка рабочей силы.
К сожалению, а может, к счастью, в истории человечества не было
случая, когда экономика развивалась при снижающемся уровне занятых
в этой экономике. Такого не было никогда. Я не знаю насчет удвоения
ВВП - у нас еще спорят, к какому году это должно произойти. Как
раз удвоить ВВП можно, но я-то говорю не об удвоении ВВП, а о демографических
проблемах, для которых характерно то, что это проблемы не сегодняшнего
дня, не проблемы даже гою года: они встанут в полный рост начиная
с 2015, а совсем уже тяжело будет после 2020 года.
Я могу напомнить о положении в военной экономике СССР
в связи с тогдашней демографической ситуацией. Были колоссальные
людские потери, было снижение трудовых ресурсов, но экономика начиная
со второй половины 1942 года росла огромными темпами (военная промышленность
и т.д.). А первое, что произошло после войны, - это всплеск рождаемости,
но трудовые ресурсы пополнялись в основном за счет женщин и детей.
Вопрос структуры трудовых ресурсов надо изучать уже
сегодня. Складывается ситуация, когда еще немного, и наша высшая
школа поглотит всех выпускников средних школ. Практически это вполне
реально. А тогда возникает вопрос: "А кто ж будет работать
руками?". Человек с высшим образованием к станку не пойдет.
Самое главное, что идет перераспределение трудовых ресурсов в пользу
отраслей, которые обеспечивают инфраструктуру общества - это здравоохранение,
образование, информационные коммуникации: они ведь требуют людей,
причем людей грамотных. Значит, люди из реального сектора будут
уходить туда. Эта проблема может быть решена за счет приема мигрантов.
Прогнозис: И как она решается? Как обстоят
дела с миграцией в современной России?
B.C.: Как мы видим по отчетным данным
за прошедшие семь месяцев этого года, положительное сальдо внешней
миграции составило всего-навсего пять тысяч человек, то есть, по
существу, миграция сведена к нулю. Мы пошли совершенно в другую
сторону, чем весь мир, в том числе Западная Европа. Понятно, что
из бедных стран приезжают отнюдь не люди с высшим образованием,
но развитые страны в определенном смысле открывают им свои границы,
в том числе экономические границы, хотя при этом ужесточают для
них режим пребывания. И при этом не отказываются от приема мигрантов,
потому что у них в Западной Европе уже наступает ситуация, которая
и для нас не за горами. Там уже сейчас принимают меры, например,
меняют пенсионное законодательство, хотя это и непопулярная мера.
Мы, как всегда, прибегаем к популизму, защищаем труженика, а вот
о том, что следующему поколению не на что будет жить, мы забываем,
и это очень сложно объяснить людям.
Но европейцы идут этим непопулярным путем: они поднимают
пенсионный возраст. Американцы уже объявили программу по поднятию
до 2010 года пенсионного возраста. Они уже начали это делать, а
нам когда-нибудь все равно придется решать эту проблему, но только
революционным методом, а не предпочтительным - мягким и постепенным.
Прогнозис: Владимир Леонидович, можно
ли провести аналогии между нашей моделью демографического развития
и моделями других стран?
B.C.: Наша модель? Она сейчас ни к кому
не близка.
Прогнозис: Мы вообще ни с кем не можем себя сравнить?
B.C.: Я не знаю, я знаю только, что некоторые, так же как и мы,
ужесточают, грубо говоря, переход границы, въезд в страну. Я не
говорю об американской миграционной службе, которая имеет опыт работы
уже не одного десятилетия, а мы миграционную службу создали только
десять-двенадцать лет тому назад. В Советском Союзе не было миграционной
службы, точнее, была, но номинальная. В 1994 году. У нас было почти
миллионное положительное сальдо, мы уступали тогда только американцам.
Сейчас очень легко закрыть границы, а вот построить миграционную
систему более тонкой настройки, чтобы привлечь людей, очень сложно.
У нас много говорят о русскоязычном населении за рубежом, мы очень
часто любим показывать на Латвию, но мы при этом не говорим, что,
например, в Эстонии оттока русскоязычного населения уже нет. А там
его соотношение с титульной нацией примерно такое же или чуть меньшее,
чем в Латвии. Почему у эстонцев этого нет? Потому что, в отличие
от латышей (может быть, по политическим или иным причинам), как
только у них начался отток русскоязычных, они сразу ввели пост министра
по делам русскоязычного населения. Они сделали все, чтобы русскоязычное
население задержать. Ведь у эстонцев по всем прогнозам самая отчаянная
демографическая ситуация.
В Латвии тоже начали создавать такие службы, назначили
министра по делам русскоязычных (кстати, из русских - женщину с
хорошим знанием латышского языка и латышской истории). Значит, они
тоже принимают меры, чтобы это население удержать, не выпихивать
его. Эйфория - "выпихнем и останемся одни" - очень быстро
у них закончилась, когда они увидели, что их ждет дальше. Все-таки
русские - та прослойка их общества, от которой не так-то легко отказаться:
это достаточно грамотное население. Я не могу найти здесь точных
аналогов. Можно сказать только, что либо страна закрывается, как
это делает Япония (хотя там ситуация сейчас тоже серьезная: они
думают, кого впустить в страну), либо полностью открывается, либо,
наоборот, даже своих "выпихивают" (как в Индии). А мы
- ни то, ни се.
И пока мы рассуждаем, все миграционное поле, которое
находится вокруг России (и вблизи, и вдали), будет поделено между
странами, стремящимися к приему мигрантов. Сегодня уже европейцы
говорят: Северная Африка, Турция, Ближний Восток - это для нас,
да и вы сами (бывшие республики СССР) - тоже наши доноры. А для
вас - Пакистан, Афганистан, Восточная Африка, то есть самые бедные,
самые безграмотные. Мне кажется, мы уже сегодня должны занимать
в этом вопросе активную и осознанную позицию.
Еще одна нерешенная пока проблема состоит в том, что
так или иначе будет возрастать демографическая нагрузка, то есть
на работающих будет приходиться все больше и больше иждивенцев.
Если сегодня эта нагрузка более или менее сбалансирована - среди
иждивенцев есть и дети, и пенсионеры - то уже лет через десять она
придется почти на одних только пенсионеров, а это для общества гораздо
тяжелее. Дети-то пока бессловесны, а вот пенсионеры будут активно
требовать создания нормальных условий жизни. Уже есть партия пенсионеров,
и они уже поняли, что могут иметь очень серьезный электорат, причем
этот пожилой электорат, в отличие от молодого, будет активен на
выборах.
Я во многом согласен с Анатолием Вишневским - конечно,
нынешние демографические тенденции несут с собой определенные угрозы,
но вот на вопрос о том, как их отвести, однозначных ответов нет.
Эти опасные процессы начались не сегодня - они возникли еще до Великой
отечественной войны и потом продолжались. Сегодня, как показала
перепись, в стране есть около двадцати тысяч деревень, где от ноля
до десяти человек жителей. В основном это относится к центру европейской
части России. И я сомневаюсь, что можно создать для сельских жителей
всю инфраструктуру, если в деревне живет два или три человека, а
расстояния между деревнями - сто, двести или триста километров.
Есть и другая проблема - внутренняя временная миграция.
Большинство западных стран решают ее так называемым вахтовым методом.
У нас она особенно остра в далеких от центра регионах, например,
на Дальнем Востоке. Скажем, отработано и закрыто месторождение,
был поселок, где жили четыреста-пятьсот человек рабочих, а теперь
им там делать нечего. Они все уже, как правило, состарились, им
уже и физически тяжело, и они, конечно, оттуда уезжают. Ну, казалось
бы, поселок надо закрывать, а его не закрывают, потому что уже построены
дороги, проведена линия электропередачи. У меня нет однозначного
ответа на вопрос о том, как содержать такие поселки. Если даже перевезти
куда-то таких пенсионеров и построить для них какой-то дом, возникает
вопрос: где взять людей на их социальное обслуживание? Тут сразу
выстраивается целая цепочка проблем. У меня ощущение, что пока мы
как бы со стороны наблюдаем за собой, не зная, что с нами произойдет,
кто выживет, кто не выживет.
Прогнозис: Как Вы считаете, будет ли у
нас меняться структура сельского и городского населения, будет ли
продолжаться урбанизация или, наоборот, начнется отток населения
из городов, дезурбанизация? Ведь то, что было при советской власти
можно считать псевдоурбанизацией...
B.C.: Перепись показала, что у нас процесс
урбанизации закончился, как, кстати, и во всем мире.
Прогнозис: Возможно ли, по-вашему, общество
без больших городов?
B.C.: Это вопрос сложный, тут нужны какие-то
специальные исследования. У нас процессы урбанизации и деурбанизации
связаны еще и с нашими административными проблемами. Раньше ведь
у нас стремились любой поселок превратить в город, любую деревню
- в поселок рабочего типа, а после 1991 года пошел обратный процесс,
поскольку налоги на селе меньше. И потому поселки, которые были
как бы на границе между городом и деревней, сразу стали принимать
решения в пользу сельского статуса. Первое, с чем мы столкнулись
во время переписи на уровне руководства начиная с субъекта РФ -
позиция мэров крупных городов: "Насчитайте мне больше".
Задаешь ему вопрос: "А зачем?" - "Ну как же, если
я буду "миллионником", так мне сразу...". Но уже
нет прежней системы централизованного распределения ресурсов. Это
ушло, но у многих городских руководителей сохраняется инерция прошлого,
а на местах они, конечно, стремятся уйти от больших городских налогов,
да и, например, тарифы на электроэнергию у нас на селе ниже, чем
в городе.
Становится вполне возможным отток части населения из
городов. Например, в Москве принято решение, запрещающее перепланировку
квартир, а в Московской области такого решения принято не было.
Люди, которых это решение стесняет, предпочтут построить себе жилье
в двух километрах за кольцевой дорогой. Но, с другой стороны, центр
Москвы постепенно заселяется приезжими, в том числе мигрантами,
легальными и нелегальными; они пока стремятся в центр Москвы.
Прогнозис: Каковы ваши прогнозы относительно
развития семьи?
B.C.: Этот вопрос тоже сложен. В Западной
Европе институт семьи претерпевает сейчас просто революционные изменения,
начались они и у нас. Перепись показала, что примерно десять процентов
семейных пар не регистрировало брак официально. А в Западной Европе
уже есть страны, где это число давно перевалило за пятьдесят процентов.
Демографы, социологи, специалисты в области семейных отношений должны
проводить исследования, чтобы понять, с чем это связано. Раньше
для демографов признак семейственности - количество регистрируемых
браков и разводов - в первом приближении говорил о том, что произойдет
дальше с рождаемостью. А теперь они убедились, что он уже никакого
отношения к рождаемости не имеет. Если есть люди, состоящие в фактическом
браке, у них уже двое или трое детей, но они не собираются идти
в загс, то я не могу сказать точно, что это значит, но, думаю, это
тоже будет иметь какие-то социальные последствия.
Советская модель семьи при наличии острой жилищной проблемы
и материальных трудностей для молодых людей стимулировала к раннему
браку, к раннему рождению (пока родители живы, здоровы и зарабатывают).
А сейчас обратная картина, и к чему этот процесс приведет, неизвестно.
Это вопрос сложный, требующий очень серьезного изучения, но мы,
к сожалению, подобных исследований просто не проводим.
Прогнозис: Вы сейчас говорите такие очевидные
и при этом тревожащие вещи, но почему на ваши слова власть не реагирует
немедленными, решительными мерами, чтобы хотя бы в отдаленном будущем
изменить нашу катастрофическую демографическую ситуацию?
B.C.: Трудно сказать. Наверное, потому
же, почему и раньше к этому не прислушивались, ничего не предпринимали,
даже зная, что эта ситуация наступит. Я недаром начал с того, что
Министерство экономики впервые в своем прогнозе обозначило демографическую
проблему, но вы там не увидите никаких предложений. Я думаю, это
связано с тем, что, вероятно, уже потеряна группа специалистов,
которая могла бы что-то сказать об этом. Когда в США проводили конференцию
по итогам местной переписи, а в пленарных заседаниях в течение пяти
дней обсуждали проблемы американского общества, в дискуссии принимали
участие тысяча четыреста специалистов. Если бы мы захотели провести
такую конференцию в России, со всей страны набралось бы от силы
двадцать, пусть тридцать или максимум сорок человек. Кафедра демографии
осталась сейчас только в МГУ. А до 1991 года только в российских
вузах было тридцать восемь таких кафедр. Да и, кроме того, на эту
специальность не идут студенты, потому что она у нас не слишком-то
престижна и доходна.
|