|
|
С
образованием россиян не все хорошо |
|
Над темой номера работала Екатерина ЩЕРБАКОВА
|
В ходе переписи россиян спросили об их образовании
В ходе всех российских переписей населению задавались
вопросы об образовании. Их направленность постепенно изменялась
- от выяснения уровня грамотности населения до определения его образовательного
ценза (уровня) и охвата различными образовательными программами.
Изменялись и сами понятия уровней образования и образовательных
программ. Как правило, уровни образования отождествляются с окончанием
учебных заведений определенного типа или сроками обучения в них.
Вопросы переписи 2002 года об образовании при были сформулированы
в соответствии с содержанием образовательных программ, предусмотренных
Законом Российской Федерации 1996 года "Об образовании".
Они подразделяются на общеобразовательные (дошкольного, начального,
основного и среднего полного образования) и профессиональные (начального,
среднего, высшего и послевузовского образования). Этим законом установлены
следующие образовательные уровни (образовательные цензы), достижение
каждого из которых удостоверяется соответствующим документом:
- основное общее образование;
- среднее (полное) общее образование;
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование;
- послевузовское профессиональное образование.
Однако далеко не все группы населения (прежде всего,
старшие поколения родившихся до 40-х годов прошлого века) достигают
и самого первого, обязательного уровня образования (основного общего).
Лицам, окончившим лишь начальную общеобразовательную школу, а также
учащимся 4-9 классов общеобразовательных учреждений в ходе переписи
населения 2002 г. отмечалось "начальное общее образование".
По существу, программой переписи предусматривалось два
основных вопроса: "Учитесь ли Вы в образовательном учреждении?"
и "Ваше образование?" Однако на деле, чтобы учесть специфику
отдельных возрастных групп и групп по уровню образования, задавалось
пять вопросов:
8.1.
|
Для лиц в возрасте 6 лет и старше
Учитесь ли Вы в образовательном учреждении? (школе,
училище, колледже, вузе и т.п.).
|
8.2.
|
Для детей в возрасте 3-9 лет, не посещающих школу
Посещает ли ребенок дошкольное учреждение?
|
8.3. а)
|
Для лиц в возрасте 10 лет и старше
Ваше образование:
начальное общее (начальное);
основное общее (неполное среднее);
среднее (полное) общее;
начальное профессиональное (профессионально-техническое);
среднее профессиональное (среднее специальное);
неполное высшее профессиональное (незаконченное высшее);
высшее профессиональное (высшее);
послевузовское профессиональное.
|
8.3. б)
|
Для не имеющих начального общего образования,
Умеете ли Вы читать и писать?
да, нет.
|
8.3. в)
|
Для лиц в возрасте 15 лет и старше, имеющих образование основное
общее и ниже
Окончили ли Вы профессиональное или профессионально-техническое
училище?
да, нет.
|
Наиболее существенное отличие от предыдущих переписей
населения - наличие вопроса о посещении ребенком 3-9 лет дошкольного
образовательного учреждения, который был впервые задан в ходе переписи
2002 года.
Другие отличия носят более частный характер и связаны,
в основном, с изменениями в системе образования, произошедшими в
1990-е годы, и с различиями контингентов опрашиваемых. Так, в 1989
году об уровне образования спрашивали относительно лиц 6 лет и старше,
в 2002 году - 10 лет и старше. В 2002 году впервые было выделено
послевузовское профессиональное образование (аспирантура, ординатура,
адъюнктура). Но если его отнести к высшему образованию (как и было
раньше), уровни образования, выделявшиеся при прежних переписях
и выделенные при переписи 2002 года, можно считать вполне сопоставимыми.
Конечно, содержание образовательных программ в последние годы менялось,
многие учреждения высшего профессионального образования в настоящее
время готовят не только специалистов с дипломом высшего образования,
но и бакалавров и магистров, но изменения в качестве образовательных
уровней могут быть выявлены лишь с помощью углубленных специализированных
обследований. То же можно сказать об уровне грамотности. Если для
стран, достигших всеобщей грамотности, актуальной становится проблема
функциональной неграмотности (литературная, документальная, счетная
грамотность), то в России до сих пор используется в основном более
простой критерий - умение читать (хотя бы медленно).
В качестве различия между переписями 1989 и 2002 годов
можно было бы отметить также то, что вопрос об окончании профессионального
технического училища задавался в первой всем лицам 15 лет и старше,
а во второй - только тем, у кого уровень образования не превышал
среднее (полное) общее образование, что позволяло при разработке
выделить группу населения с начальным профессиональным образованием.
Число лиц с образованием этого уровня рассчитывается как сумма лиц,
окончившихся профессионально-технические училища на базе полного
или неполного среднего образования. Среднее профессиональное тождественно
среднему специальному, а основное общее - неполному среднему. Эти
уточнения позволяют сопоставлять данные переписи 2002 года с данными
предыдущих переписей.
|