Прощание с Валерием Борисовичем Голофастом
(24 марта 1941 - 8 декабря 2004)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Российской академии
наук с прискорбием сообщает, что 8 декабря около 4 часов утра скоропостижно
скончался замечательный и очень талантливый человек, социолог, мыслитель
милостью божьей, кандидат философских наук, зав.сектором социально-культурных
изменений СИ РАН.
Скорбим безмерно.
Товарищи, друзья, коллеги
(www.si.ras.ru)
В течение многих лет Валерий Голофаст
был одним из интеллектуальных лидеров петербургской социологии,
этим определялось его место в социологическом сообществе города
и России. Трудно
очертить сферы его интересов и измерить глубину его знаний.
Формально - это методология социологии, урбанистика, современные
глобальные процесссы, культурные трансформации в различных обществах
и так далее.
Даже перечисленное - уже очень много.
Но столь же профессионально он ориентировался в истории социологии
и во многих методико-инструментальных разделах нашей науки. Знание
нескольких иностранных языков, четкая ориентация в мире специальной
литературы, прекрасная память были лишь предпосылками этой эрудиции.
Импульсом к познанию было само желание знать. Одновременно Голофаст
любил делиться знаниями и делал это мастерски. Дискуссии с ним завязывались
быстро и могли продолжаться бесконечно.
Первая половина 1980-х была ужасным временем
для ленинградской социологии. В Институте социально-экономических
проблем АН СССР, в котором мы тогда работали, культура семинаров
выродилась полностью, идеология в ее самой примитивной форме ограничивала
и предмет обсуждений, и многообразие разрешенных для высказывания
точек зрения, и способов аргументации. Публиковаться было негде,
но если даже такая возможность открывалась, понимание невозможности
излагать то, что хотелось, делало эти публикации бессмысленными.
Мы почти ничего тогда не публиковали.
В тех условиях научная жизнь была возможной
лишь в семинарах-беседах, и лучшим местом для этих бесед была комната,
в которой размещался сектор Голофаста, Приходил, выискивал стул,
брал стакан чаю, и многое отступало. Я помню до сих пор это чувство
нежелания прекращать обсуждения, ведь, по сути, это было возвращением
из мира социальных грез в мир социальных реалий.
Четверть века назад была опубликована
небольшая книга Голофаста "Методологический анализ в социальном
исследовании", детали некоторых его теоретических построений
уже забылись, но во мне хранится ощущение эмоциональной приподнятости,
возникавшее при чтении этой книги. Так, как писал Голофаст, дано
немногим.
Была у Голофаста в отношении к социуму
некая черта, свойственная ученым тех далеких эпох, когда они вынуждены
были знать все и когда они действительно все знали. Как назвать
ее? Затрудняюсь ответить, может быть, удивление конструктивностью
мира. Голофаст очень любил механические часы, ему нравилось их разбирать,
изучать, ремонтировать, видимо, в эти моменты ему хорошо думалось.
В последние годы мы несколько раз виделись
в Петербурге, виделись недавно, в июне. Незадолго до поездки я спросил
Голофаста, что ему привезти. Ответ был оглушительно неожиданным,
он попросил привезти Тору на хибру и английском языке. Я привез
и передал ему солидный том, через пару дней он сказал мне, что комментарии
в этом издании его удивили, в какой-то другой книге было иначе…
Я посмотрел мои публикации последних лет, чаще всего
я благодарил в них за помощь Валерия Голофаста. Спасибо Валерий,
я понимаю, что без тебя мой интеллектуальный мир станет много беднее,
а значит и все остальное будет серее…
Борис ДОКТОРОВ
http://www.pseudology.org/Golofast/Golofast_indivd2.htm
Кончина коллеги и друга - это всегда потрясение. И не
находится слов утешения или самоутешения, кроме сентенции "все
там будем". Валерий Голофаст вошёл в нашу команду, имея за
плечами филологическое образование.
Потому неслучайно феноменологический
подход к социальным проблемам был ему близок. Именно это имело неоценимое
значение в сообществе "жестких позитивистов".
Мы учились у Валерия иной методологии на практике.
Правду сказать он не очень стремился немедля публиковать
результаты своих исследований, пока не обдумает их со всевозможных
сторон. Такова определенно особенность "понимающей"
социологии и такова, по всей вероятности, его индивидуальная особенность.
Зато Валерий не скупился на разбрасывание интереснейших
идей в ходе наших споров, причем не припомню случая, чтобы он напоминал
кому-либо из коллег свое авторство. А между тем "разработчиков"
голофастовых идей было немало и среди нас и среди студентов.
Он всегда оставался добрым, великодушным и щедрым другом,
ничуть этого не подчеркивая своим поведением. Потому что это было
свойством его натуры. И другое свойство - истинная интеллигентность,
т.е независимость мышления, отсутствие самоцензуры в годы, когда
это встречалось не часто.
Мы потеряли великолепного человека - Личность, влияние
которого на каждого, кто с ним тесно сотрудничал или просто дружил,
остается как часть нашего Я до конца жизни.
Прощай, Валерий
Владимир ЯДОВ
http://www.pseudology.org/Golofast/Golofast_Yadov.htm
В круге интересов Валерия Борисовича Голофаста издавна
важное место занимала социология семьи, и это особенно сближало
его с демографами, которые хорошо знали и самого Валерия Борисовича,
и его работы. Он участвовал во многих демографических конференциях
и семинарах, его взвешенные суждения, его стремление уйти от заезженных
клише всегда привлекали внимание аудитории. Российская социология
и российская демография понесли большую потерю, тем более горькую,
что она была совершенно неожиданной. Всегда казалось, что все встречи
и споры еще впереди…
Теперь новых не будет. Вспомним же с благодарностью
те, что были.
Демоскоп

Валерий Борисович ГОЛОФАСТ и Игорь Семенович КОН во время
Советско-французского демографического семинара в Суздале в сентябре
1986 года
|