Согласно базе данных ВОЗ о глобальном бремени болезней в
2002 г., количество смертей от травм, полученных в результате
аварий на дорогах Европейского региона в 2002 г., оценивается
в 127 378 случаев (Таблица А1, Приложение 2). Это составляет
примерно 10% от числа смертей в результате аварий, зарегистрированных
во всем мире. В этом регионе травмы в результате ДТП стоят
на 6-м месте по последующим годам нетрудоспособности и на
13-м месте среди основных причин смерти (Таблица А2, Приложение
2).
По показателям, представленным в транспортной базе данных
Экономической комиссии ООН для Европы, результатом 1,9 млн.
ДТП в Европейском регионе в 2001 г. стали смертельные и несмертельные
травмы при общем числе травм 2,4 млн. (Таблица А3, Приложение
2).
Из этих ДТП около 67% произошли в зонах плотной застройки.
Это показывает важность мер по безопасности движения в городских
зонах, где вероятность взаимодействия между участниками дорожного
движения повышена.
Три четверти тех, кто попадает в аварии, мужчины (Таблица
А1, Приложение 2). Это различие по полу особенно выражено
в возрастной группе молодых людей 15-29 лет; мужчины составляют
80% от общего числа жертв в этой группе. Это связано с различиями
как в частоте использования транспортных средств, так и в
склонности к рискованному поведению.
Стр. 14.
Число смертей на дорогах Евросоюза в 2001 г. оценивалось
в 40 000; при этом самые низкие и самые высокие коэффициенты
смертности на 100 000 населения по странам различались примерно
в 4 раза. В странах Евросоюза аварии на дорогах являются причиной
97% всех смертей, связанных с транспортом и более 93% стоимости
всех транспортных происшествий, а также ведущей причиной смерти
и госпитализации в группе лиц моложе 50 лет.
Средние коэффициенты смертности в странах Содружества Независимых
Государств почти в три раза выше, чем в северных странах (Дания,
Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция). Эти различия ненамного
изменились в период от середины до конца 90-х гг.
Стр. 15
Дополнительные обстоятельства, ассоциированные с травмами
на дорогах, еще больше увеличивают нагрузку на системы социального
обеспечения и здравоохранения этих стран, затрагивая отдельные
группы населения.
- Согласно проведенным оценкам, только в странах Евросоюза
ежегодно в 200 000 семей по крайней мере один член семьи
гибнет, становится инвалидом или нетрудоспособным на длительное
время.
- Мобильность граждан и возможность вести физически активный
образ жизни (велосипедные и пешие прогулки, игры на свежем
воздухе) ограничены в связи с опасными условиями на дорогах.
Отсутствие физической активности определяется как основной
фактор риска для здоровья. В Европейском регионе ВОЗ число
смертей, связанных с отсутствием физической активности,
оценивается в перспективе в 500 тыс. -1 млн. в год, что
составляет 5-10% всех смертей. Пешие прогулки и велоспорт
могут помочь поддерживать адекватную физическую активность.
- Даже в странах с высоким уровнем доходов существует социальное
расслоение в отношении частоты травм у пешеходов; четко
установлена более высокая частота травм, полученных на дорогах,
у детей-пешеходов. У детей-пешеходов, принадлежащих к этническим
меньшинствам, риск травмирования на дорогах повышен.
- По данным одного из исследований, примерно у одной пятой
пострадавших в результате ДТП развивается острая стрессовая
реакция, а четвертая часть пострадавших испытывают психологические
проблемы в течение первого года после происшествия. Длительные
психические расстройства проявляются главным образом депрессией
(примерно 10% случаев), страхом и беспокойством в связи
с необходимостью поездок (20%) и синдромом посттравматического
стресса (11%). Фобии, связанные с поездками, часто отмечались
как среди водителей, так и среди пассажиров (1,36).
Стр. 18
В нескольких работах определяли стоимость травм в результате
ДТП в Европе. Она оценивается в 180 млрд. евро в год в странах
Евросоюза, что вдвое превышает годовой бюджет на все мероприятия
и составляет примерно 2% от ВВП.
В разных исследованиях, проведенных в 90-х гг., эта сумма
оценивалась в 0,5% ВВП в Соединенном Королевстве, 0,9% - в
Швеции, 2,8% - в Италии и в среднем 1,4% - в 11 высокоразвитых
странах. В странах центральной и восточной Европы и странах
СНГ стоимость ДТП оценивается приблизительно в 1,5% ВВП или
9,9 млрд. долл. США. Различия в цифрах объясняются различиями
между странами в оценке стоимости потерянных жизней, травм
и нетрудоспособности.
Стр. 19
Важной проблемой является недооценка реального объема травматизма
на дорогах, поскольку не обо всех случаях сообщается в соответствующие
органы надзора. Это происходит по разным причинам: пострадавший
отказывается сообщать о полученной травме; полиция не регистрирует
случаи, о которых ей сообщают; больницы не сообщают о пострадавших,
которые к ним поступают; и некоторые организации, например,
военные, освобождены от обязанности сообщать о ДТП в полицию.
Неполная регистрация не является проблемой, характерной исключительно
для стран со средним и низким уровнем доходов: например, проведенные
в Соединенном Королевстве исследования по сравнению числа
зарегистрированных случаев в больницах и в полиции подтверждают,
что примерно о 36% случаев травматизма на дорогах в полицию
не сообщается. Кроме того, около 20% ДТП, о которых сообщается
в полицию, остаются незарегистрированными.
Стр. 23
Цели международного сообщества в области дорожной
безопасности в Европе
Общая цель по уменьшению смертей и травм на дорогах, которую
ставит ВОЗ в Европе, - снижение смертности и инвалидности
в результате ДТП как минимум на 30% к 2020 г.
Евросоюз одобрил план по уменьшению показателей гибели на
дорогах на 50% к 2010 г. Эта цель отражает амбициозные намерения
уменьшить число смертей быстрее, чем можно предположить на
основе тенденции, которая наблюдалась в прошлом.
Европейская конференция министров транспорта одобрила цель
уменьшить смертность на дорогах на 50% к 2012 г.; это может
служить точкой отсчета для ее 43 членов и отражать региональный
взгляд на дорожную безопасность. Европейская конференция министров
транспорта работает над созданием механизма ежегодного контроля
за прогрессом в достижении этой цели в каждой стране.
Стр. 43
В Евросоюзе число смертей в ДТП, которые можно было бы предотвратить,
если бы УАК (уровень алкоголя в крови) у водителей не превышал
0,05 г/дл, оценивается в 5-40%.
Стр. 47
|