Rambler's Top100

№ 179 - 180
22 ноября - 5 декабря 2004

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Газеты пишут о ... :

"Thе Guardian" о прогнозах мирового населения
"Время новостей" о рецептах ФАО по противодействию голоду в Африке
"Профиль", "RBC daily" и "Труд" о демографических проблемах России
"Профиль" о проблемах демографии и рынка труда в России
"RBC daily" о перспективах рынка труда в России
"Российская газета" о пенсионном возрасте в России
"Телеграф" о пенсиях в странах ЕС
"The Washington Post" о мужской сверхсмертности в России
"Российская газета" о производственном травматизме
"Новые Известия" о самоубийствах в СНГ
"Новые Известия" о смертности от денатуратов
"Известия" и "Труд" об ограничении потребления пива
"RBC daily" о СПИДе
"Новые Известия" о человеческом потенциале в России
"Новые Известия" о детских пособиях

"Новое время" о рождаемости и материальном благосостоянии
"Зеркало недели" о репродуктивном здоровье мужчин
"The Times" о донорстве спермы
"The Times" и "Московский комсомолец" об усыновлении российских детей иностранцами
"Молодежь Эстонии" о браках в Эстонии
"Российская газета" о браках и безбрачии в Японии
"RBC daily" об отношении к мусульманам в Европе
"Время новостей" о национализме и пользе занятий бегом
"Новые Известия" о двойном гражданстве
"Независимая газета" о двойном гражданстве и призыве в российскую армию
"Известия" об украинцах и новациях в системе регистрации в Москве
"Время новостей" о бушизме и миграции США-Канада
"Новые Известия" о потеплении в Арктике

… о человеческом потенциале в России

Зато мы - сильные духом

По данным ООН, Россия остается страной, непригодной для проживания

В минувший четверг в МГУ состоялась презентация 9-го национального доклада о развитии человеческого потенциала в РФ, созданного ведущими отечественными учеными под эгидой Программы развития ООН (ПРООН). В этом докладе эксперты ООН фактически оценили общее положение дел в экономике и социальной сфере России. Выводы, к которым они пришли, неутешительные.
"За последние 10 лет Россия окончательно превратилась в сырьевой придаток развитых стран, - заявил на презентации доклада постоянный представитель ПРООН в РФ Стефан Василев. - Доля сырьевого сектора в экономике, по самым скромным подсчетам, составляет 70-80%. Пресловутый рост ВВП осуществляется исключительно за счет высоких цен на нефть". Однако долго так продолжаться не может. Даже если цены на энергоресурсы сохранятся на нынешнем, совершенно фантастическом уровне, через 7-11 лет сами ресурсы все равно кончатся, о чем уже предупредило Минпромэнерго. Экономику страны постигнет коллапс. Единственный способ его избежать - уже сейчас начать строить когнитивную экономику (экономику, основанную на знаниях), благо все необходимое для этого у России есть.
Наука - двигатель прогресса
Наша страна все еще обладает значительным научно-техническим потенциалом. "Вопреки заявлениям министра образования г-на Фурсенко, результативность российской науки чрезвычайно высока, если, конечно, оценивать ее не по количеству патентов на душу населения, а по соотношению затрат и отдачи. Одно то, что российская наука сумела просуществовать десять лет в условиях хронического недофинансирования, а наши ученые до сих пор являются лидерами в целом ряде областей, говорит о многом, - считает заведующий лабораторией Центрального экономико-математического института РАН, доктор экономических наук, профессор Александр Варшавский. - Однако долго так продолжаться не может. Через пару лет люди старшего поколения уйдут, и на российской науке можно будет ставить крест, ведь молодежи в ней практически нет".
Исправить ситуацию можно, незамедлительно увеличив расходы на науку, благо средства для этого, в виде стабилизационного фонда, у государства есть. "Однако правительственные чиновники предпочитают складывать деньги в кубышку, вместо того чтобы инвестировать их в будущее страны", - отмечает профессор Варшавский. Впрочем, Стефан Василев полагает, что уповать на государство бессмысленно, и призывает российское научное сообщество обратить внимание на частный капитал, который во всем мире с большим удовольствием вкладывает деньги в науку. Большинство ученых его энтузиазм не разделяет. "К великому моему сожалению среди российских олигархов нет ни одного Билла Гейтса или Джорджа Сороса, которые бы заработали свой первый миллион собственным трудом и мозгами. Это люди, на которых богатство упало внезапно, с неба. Они умеют только прожигать жизнь. Им проще выстроиться в очередь на "Бентли", чем профинансировать какую-нибудь научную программу", - подвел итог дискуссии Александр Варшавский.
Еще более серьезная проблема - неспособность российской экономики переварить открытия ученых. Как метко заметил Стефан Василев: "Чип для мобильного телефона был изобретен в России, но сотовую связь в ней так и не создали". Между тем когнитивная экономика невозможна без национальной инновационной системы (НИС), воплощающей последние достижения науки и техники в реальную жизнь. Будущее России, по мнению первого заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений, член-корреспондента РАН, доктора экономических наук, профессора Александра Дынкина, за "увеличением производства и экспорта наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью". Несмотря на все сложности, подобные, инновационные предприятия в России уже есть. Однако для их дальнейшего развития государство должно разработать "новую налоговую политику в отношении высокотехнологичных отраслей и видов деятельности, которая создаст условия для накопления капитала, обновления инфраструктуры, а также меры по стимулированию внутреннего спроса". Правительственные чиновники необходимость этого вроде бы понимают, но дальше громких заявлений дело не идет.
Чему же учит школа?
Не все благополучно и в сфере образования, другом краеугольном камне когнитивной экономики. Основу современного экономического развития, базирующегося на знаниях, составляет третичное образование, включающее в себя среднее и высшее профессиональное образование, а также послевузовское образование (аспирантура и докторантура). С 1992 года спрос на этот вид образования в стране быстро увеличивался. В результате к настоящему времени россияне являются самым образованным народом мира, обогнав по этому показателю таких общепризнанных лидеров, как США, Норвегия и Нидерланды. При этом по уровню жизни, по данным американского журнала The Economist, Россия занимает 105-е место из 111 возможных, опередив только Зимбабве и еще несколько стран третьего мира ("НИ" писали об этом). Этот феномен заставил ученых задуматься: "Все ли в порядке в российском образовательном королевстве?"
Главная беда, по мнению экспертов, в том, что россияне ценят формальную образованность, а не знания. "Диплом является необходимым условием повышения социального статуса, карьеры и роста материального благосостояния. В то же время престиж знания, как такового, и тех профессиональных групп, которые заняты его производством - ученых, преподавателей, учителей, чрезвычайно низок", - рассказывает старший преподаватель социологического факультета МГУ, кандидат социологических наук Владимир Николаев. В результате выпускников вузов у нас в стране много, вот только их дипломы на мировом рынке труда не котируются. Ситуация осложняется также тем, что Россия так и не привела свою систему образования в соответствие с Болонским протоколом. На внутреннем рынке труда девальвация образования проявляется в уменьшении спроса на высококвалифицированную рабочую силу и уменьшении дифференциации оплаты труда, то есть размера доплаты "за образованность".
На качестве подготовки специалистов сказывается и тот печальный факт, что хорошее образование основной массе населения просто недоступно. "Надо расстаться с иллюзиями о том, что в нашей стране все еще существует бесплатное образование, - без обиняков заявила на презентации доклада ПРООН директор Независимого института социальной политики, кандидат экономических наук Татьяна Малева. - Платить приходится абсолютно за все. Разница только в том, что за обучение в коммерческих вузах население платит "по белому", а за обучение на бюджетных местах "по черному". Но страшно даже не это, а то, что в стране происходит резкая региональная дифференциация. "Ребенок даже из очень обеспеченной семьи, проживающий в регионе со слабыми учебными заведениями, не может получить хорошее образование", - считает профессор Малева. А вот, по мнению заведующего сектором Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктора экономических наук, профессора Андрея Полетаева, угрозу национальной безопасности страны представляет отсутствие системы поиска талантов. До недавнего времени пропуском в вуз для талантливой молодежи являлись медали, однако в последние годы их количество в некоторых регионах превысило все разумные пределы. Дошло до того, что на каждое место в вузе претендуют несколько медалистов. Сейчас надежды возлагаются на предметные олимпиады, но смогут ли они эффективно выявлять потенциальных Эйнштейнов, покажет время.
Утечка "мозгов" продолжается
И все-таки главная составляющая когнитивной экономики - человеческий потенциал, развитие которого оценивается по продолжительности жизни, грамотности взрослого населения и количеству поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения, а также уровню жизни населения, оцениваемого по ВВП на душу населения при паритетной покупательной способности (ППС) доллара США. Здесь-то и зарыта собака!
"На момент распада СССР Россия имела развитый человеческий потенциал, однако в последующие годы он постоянно ухудшался, - считает Стефан Василев. - Утечка "мозгов" приобретает угрожающие масштабы. Ученые не могут найти приложения своим талантам внутри России и вынуждены либо уезжать за рубеж, либо работать на иностранные фирмы по грантам внутри России, либо просто оставлять науку. Продолжительность жизни населения России сокращается с каждым днем. Громадное число людей инфицированы ВИЧ, через пару лет СПИД начнет собирать свою кровавую жертву. Основа основ - семья разрушена. На сегодняшний день в России 500 тысяч беспризорных детей, которыми не интересуются ни родители, ни общество, ни государство. Еще десять лет назад среднее образование было обязательным, а теперь во многих регионах России из-за проблем с финансированием в массовом порядке закрываются школы. Растет количество платных образовательных услуг, которые не по карману большинству населения. Если так пойдет и дальше, через пару лет подавляющая масса россиян вообще не будет иметь доступа к образованию".
Что касается уровня жизни, то 2003-й стал первым годом, когда доходы россиян реально увеличились. Произошло заметное сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Беда только, что доходы богатых также выросли, а в результате индикаторы доходного неравенства приблизились к уровню самых неблагополучных 1997-1999 годов. Если расслоение общества по имущественному признаку продолжится, социального взрыва не миновать, предупреждают ученые. Настораживает и тот факт, что подавляющее большинство населения (бюджетники, студенты, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды и т.д.) по-прежнему выключены из реальной экономики. "Население России вообще считает, что сейчас идет какой-то странный экономический и социальный эксперимент, в который лучше не ввязываться, с тоской вспоминает времена СССР и жаждет возвращения в социализм, - предупреждает преподаватель экономического факультета МГУ, доктор экономических наук, профессор Александр Саградов. - Если в ближайшее время нам не удастся реанимировать социальную сферу, об экономике, основанной на знаниях, можно забыть".

Елена ЖУРАВЛЕВА. "Новые Известия", 22 ноября 2004 года

<<<Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)
Программы MOST ЮНЕСКО - www.unesco.org/most (2001)