… о человеческом потенциале
в России
|
Зато мы - сильные духом
|
По данным ООН, Россия остается страной, непригодной
для проживания
В минувший четверг в МГУ состоялась презентация 9-го
национального доклада о развитии человеческого потенциала в РФ,
созданного ведущими отечественными учеными под эгидой Программы
развития ООН (ПРООН). В этом докладе эксперты ООН фактически оценили
общее положение дел в экономике и социальной сфере России. Выводы,
к которым они пришли, неутешительные.
"За последние 10 лет Россия окончательно превратилась в сырьевой
придаток развитых стран, - заявил на презентации доклада постоянный
представитель ПРООН в РФ Стефан Василев. - Доля сырьевого сектора
в экономике, по самым скромным подсчетам, составляет 70-80%. Пресловутый
рост ВВП осуществляется исключительно за счет высоких цен на нефть".
Однако долго так продолжаться не может. Даже если цены на энергоресурсы
сохранятся на нынешнем, совершенно фантастическом уровне, через
7-11 лет сами ресурсы все равно кончатся, о чем уже предупредило
Минпромэнерго. Экономику страны постигнет коллапс. Единственный
способ его избежать - уже сейчас начать строить когнитивную экономику
(экономику, основанную на знаниях), благо все необходимое для этого
у России есть.
Наука - двигатель прогресса
Наша страна все еще обладает значительным научно-техническим потенциалом.
"Вопреки заявлениям министра образования г-на Фурсенко, результативность
российской науки чрезвычайно высока, если, конечно, оценивать ее
не по количеству патентов на душу населения, а по соотношению затрат
и отдачи. Одно то, что российская наука сумела просуществовать десять
лет в условиях хронического недофинансирования, а наши ученые до
сих пор являются лидерами в целом ряде областей, говорит о многом,
- считает заведующий лабораторией Центрального экономико-математического
института РАН, доктор экономических наук, профессор Александр Варшавский.
- Однако долго так продолжаться не может. Через пару лет люди старшего
поколения уйдут, и на российской науке можно будет ставить крест,
ведь молодежи в ней практически нет".
Исправить ситуацию можно, незамедлительно увеличив расходы на науку,
благо средства для этого, в виде стабилизационного фонда, у государства
есть. "Однако правительственные чиновники предпочитают складывать
деньги в кубышку, вместо того чтобы инвестировать их в будущее страны",
- отмечает профессор Варшавский. Впрочем, Стефан Василев полагает,
что уповать на государство бессмысленно, и призывает российское
научное сообщество обратить внимание на частный капитал, который
во всем мире с большим удовольствием вкладывает деньги в науку.
Большинство ученых его энтузиазм не разделяет. "К великому
моему сожалению среди российских олигархов нет ни одного Билла Гейтса
или Джорджа Сороса, которые бы заработали свой первый миллион собственным
трудом и мозгами. Это люди, на которых богатство упало внезапно,
с неба. Они умеют только прожигать жизнь. Им проще выстроиться в
очередь на "Бентли", чем профинансировать какую-нибудь
научную программу", - подвел итог дискуссии Александр Варшавский.
Еще более серьезная проблема - неспособность российской экономики
переварить открытия ученых. Как метко заметил Стефан Василев: "Чип
для мобильного телефона был изобретен в России, но сотовую связь
в ней так и не создали". Между тем когнитивная экономика невозможна
без национальной инновационной системы (НИС), воплощающей последние
достижения науки и техники в реальную жизнь. Будущее России, по
мнению первого заместителя директора Института мировой экономики
и международных отношений, член-корреспондента РАН, доктора экономических
наук, профессора Александра Дынкина, за "увеличением производства
и экспорта наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью".
Несмотря на все сложности, подобные, инновационные предприятия в
России уже есть. Однако для их дальнейшего развития государство
должно разработать "новую налоговую политику в отношении высокотехнологичных
отраслей и видов деятельности, которая создаст условия для накопления
капитала, обновления инфраструктуры, а также меры по стимулированию
внутреннего спроса". Правительственные чиновники необходимость
этого вроде бы понимают, но дальше громких заявлений дело не идет.
Чему же учит школа?
Не все благополучно и в сфере образования, другом краеугольном камне
когнитивной экономики. Основу современного экономического развития,
базирующегося на знаниях, составляет третичное образование, включающее
в себя среднее и высшее профессиональное образование, а также послевузовское
образование (аспирантура и докторантура). С 1992 года спрос на этот
вид образования в стране быстро увеличивался. В результате к настоящему
времени россияне являются самым образованным народом мира, обогнав
по этому показателю таких общепризнанных лидеров, как США, Норвегия
и Нидерланды. При этом по уровню жизни, по данным американского
журнала The Economist, Россия занимает 105-е место из 111 возможных,
опередив только Зимбабве и еще несколько стран третьего мира ("НИ"
писали об этом). Этот феномен заставил ученых задуматься: "Все
ли в порядке в российском образовательном королевстве?"
Главная беда, по мнению экспертов, в том, что россияне ценят формальную
образованность, а не знания. "Диплом является необходимым условием
повышения социального статуса, карьеры и роста материального благосостояния.
В то же время престиж знания, как такового, и тех профессиональных
групп, которые заняты его производством - ученых, преподавателей,
учителей, чрезвычайно низок", - рассказывает старший преподаватель
социологического факультета МГУ, кандидат социологических наук Владимир
Николаев. В результате выпускников вузов у нас в стране много, вот
только их дипломы на мировом рынке труда не котируются. Ситуация
осложняется также тем, что Россия так и не привела свою систему
образования в соответствие с Болонским протоколом. На внутреннем
рынке труда девальвация образования проявляется в уменьшении спроса
на высококвалифицированную рабочую силу и уменьшении дифференциации
оплаты труда, то есть размера доплаты "за образованность".
На качестве подготовки специалистов сказывается и тот печальный
факт, что хорошее образование основной массе населения просто недоступно.
"Надо расстаться с иллюзиями о том, что в нашей стране все
еще существует бесплатное образование, - без обиняков заявила на
презентации доклада ПРООН директор Независимого института социальной
политики, кандидат экономических наук Татьяна Малева. - Платить
приходится абсолютно за все. Разница только в том, что за обучение
в коммерческих вузах население платит "по белому", а за
обучение на бюджетных местах "по черному". Но страшно
даже не это, а то, что в стране происходит резкая региональная дифференциация.
"Ребенок даже из очень обеспеченной семьи, проживающий в регионе
со слабыми учебными заведениями, не может получить хорошее образование",
- считает профессор Малева. А вот, по мнению заведующего сектором
Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктора
экономических наук, профессора Андрея Полетаева, угрозу национальной
безопасности страны представляет отсутствие системы поиска талантов.
До недавнего времени пропуском в вуз для талантливой молодежи являлись
медали, однако в последние годы их количество в некоторых регионах
превысило все разумные пределы. Дошло до того, что на каждое место
в вузе претендуют несколько медалистов. Сейчас надежды возлагаются
на предметные олимпиады, но смогут ли они эффективно выявлять потенциальных
Эйнштейнов, покажет время.
Утечка "мозгов" продолжается
И все-таки главная составляющая когнитивной экономики - человеческий
потенциал, развитие которого оценивается по продолжительности жизни,
грамотности взрослого населения и количеству поступивших в начальные,
средние и высшие учебные заведения, а также уровню жизни населения,
оцениваемого по ВВП на душу населения при паритетной покупательной
способности (ППС) доллара США. Здесь-то и зарыта собака!
"На момент распада СССР Россия имела развитый человеческий
потенциал, однако в последующие годы он постоянно ухудшался, - считает
Стефан Василев. - Утечка "мозгов" приобретает угрожающие
масштабы. Ученые не могут найти приложения своим талантам внутри
России и вынуждены либо уезжать за рубеж, либо работать на иностранные
фирмы по грантам внутри России, либо просто оставлять науку. Продолжительность
жизни населения России сокращается с каждым днем. Громадное число
людей инфицированы ВИЧ, через пару лет СПИД начнет собирать свою
кровавую жертву. Основа основ - семья разрушена. На сегодняшний
день в России 500 тысяч беспризорных детей, которыми не интересуются
ни родители, ни общество, ни государство. Еще десять лет назад среднее
образование было обязательным, а теперь во многих регионах России
из-за проблем с финансированием в массовом порядке закрываются школы.
Растет количество платных образовательных услуг, которые не по карману
большинству населения. Если так пойдет и дальше, через пару лет
подавляющая масса россиян вообще не будет иметь доступа к образованию".
Что касается уровня жизни, то 2003-й стал первым годом, когда доходы
россиян реально увеличились. Произошло заметное сокращение доли
населения с доходами ниже прожиточного минимума. Беда только, что
доходы богатых также выросли, а в результате индикаторы доходного
неравенства приблизились к уровню самых неблагополучных 1997-1999
годов. Если расслоение общества по имущественному признаку продолжится,
социального взрыва не миновать, предупреждают ученые. Настораживает
и тот факт, что подавляющее большинство населения (бюджетники, студенты,
пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды и т.д.) по-прежнему выключены
из реальной экономики. "Население России вообще считает, что
сейчас идет какой-то странный экономический и социальный эксперимент,
в который лучше не ввязываться, с тоской вспоминает времена СССР
и жаждет возвращения в социализм, - предупреждает преподаватель
экономического факультета МГУ, доктор экономических наук, профессор
Александр Саградов. - Если в ближайшее время нам не удастся реанимировать
социальную сферу, об экономике, основанной на знаниях, можно забыть".
Елена ЖУРАВЛЕВА. "Новые Известия",
22 ноября 2004 года
|