|  | 
               
                |  | ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ 
                    ПОДДЕРЖКИ РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИРезультаты исследовательского проекта
 В. В. Елизаров, Е. Н. Феоктистова,
 Г. И. Климантова и др.
 М., Просвещение, 2003, 544 страницы |  
 
               
                | Доля бедных в семьях разного демографического 
                    типа в зависимости от метода оценки бедности, в % (стр. 59-60) 
                     
                      | Демографический тип семьи | Бедность по распо-лагаемым ресурсам | Бедность по лише-ниям | Субъектив-ная бед-ность | Бедность по трем оценкам |   
                      | Супруги с 1 ребенком | 28,2 | 32,0 | 34,0 | 12,6 |   
                      | Супруги с 2 детьми | 42,5 | 39,0 | 30,3 | 15,8 |   
                      | Супруги с 3 и более детьми | 50,7 | 58,0 | 55,1 | 31,9 |   
                      | Супруги с детьми только до 18 лет | 40,2 | 39,3 | 33,8 | 18,0 |   
                      | Супруги с детьми до 18 лет и взрослыми детьми | 39,3 | 44,6 | 46,4 | 19,6 |   
                      | Супруги с детьми до 18 лет и другими родственниками* | 27,0 | 31,5 | 33,7 | 9,0 |   
                      | Разведенная мать с детьми | 56,3 | 65,2 | 61,5 | 33,3 |   
                      | Вдовая мать с детьми | 46,4 | 60,7 | 55,4 | 28,6 |   
                      | Мать-одиночка | 62,0 | 54,3 | 57,6 | 33,7 |   
                      | Матери с детьми только до 18 лет | 56,3 | 61,4 | 60,8 | 31,0 |   
                      | Матери с детьми до 18 лет и взрослыми детьми | 47,4 | 68,4 | 73,7 | 31,6 |   
                      | Матери с детьми до 18 лет и другими родственниками* | 57,0 | 59,3 | 54,5 | 37,2 |   
                      | Прочие | 52,6 | 52,6 | 52,6 | 42,1 |   
                      | Все семьи | 44,6 | 46,8 | 44,0 | 22,9 |   
                      | В том числе: |   |   |   |   |   
                      | Простые (нуклеарные) только с детьми до 18 лет | 45,0 | 46,2 | 41,9 | 21,9 |   
                      | Простые (нуклеарные) с детьми до 18 лет и взрослыми 
                          детьми | 41,4 | 50,7 | 53,3 | 2,7 |   
                      | Сложные | 44,5 | 47,4 | 45,9 | 25,4 |   
                    * Наряду с другими родственниками возможно присутствие 
                      и взрослых детей. Структура услуг, оказанных в учреждениях социального 
                    обслуживания семьи и детей в Российской Федерации в 2002 году, 
                    в % (стр. 98-99) 
                     
                      | Вид учреждения | Социально-экономические | Социально-медицинские | Социально-психологические | Социально-педагогические | Социально-правовые | Социально-бытовые |   
                      | Центр социальной помощи семье и детям | 21,6 | 18,2 | 17,1 | 25,5 | 6,1 | 11,4 |   
                      | Центр психолого-педагогической помощи 
                          населению | 0,6 | 4,3 | 54,9 | 30,4 | 2,2 | 7,7 |   
                      | Центр экстренной психологической помощи 
                          по телефону | 15,3 | 1,6 | 69,4 | 1,8 | 8,9 | 3,1 |   
                      | Социально-реабилитационный центр для 
                          несовершеннолетних | 17,9 | 15,1 | 10,6 | 26,1 | 5,5 | 24,8 |   
                      | Социальный приют для детей и подростков | 14,1 | 14,8 | 10,1 | 29,3 | 4,4 | 27,2 |   
                      | Центр помощи детям, оставшимся без 
                          попечения родителей | 8,8 | 18,2 | 10,8 | 28,1 | 12,4 | 21,7 |   
                      | Реабилитационный центр для детей и 
                          подростков с ограниченными возможностями | 11,3 | 44,8 | 7,6 | 26,7 | 0,5 | 9,0 |   
                      | Центр социального обслуживания населения 
                          (отделения) | 36,8 | 12,3 | 14,3 | 22,0 | 5,2 | 9,3 |   
                      | Комплексный центр социального обслуживания 
                          населения (отделения) | 22,4 | 14,5 | 7,6 | 12,3 | 2,9 | 40,2 |   
                      | Кризисный центр для мужчин | 0,8 | 1,2 | 54,9 | 42,6 | 0,5 | 0,0 |   
                      | Кризисный центр для женщин | 36,2 | 10,8 | 26,9 | 8,7 | 3,7 | 13,7 |   
                      | Другие учреждения социального обслуживания 
                          семьи и детей | 9,7 | 46,8 | 3,8 | 17,7 | 0,9 | 21,1 |   
                      | Всего | 16,8 | 23,3 | 10,7 | 24,3 | 4,3 | 20,6 |  Удовлетворенность семей полученной социальной 
                    помощью в зависимости от формы уязвимости семей с детьми, 
                    в % (стр. 211) 
                     
                      |   | Удовлетворена ли семья оказанной ей социальной помощью |   
                      | Формы нуждаемости | да | нет |   
                      | Крайняя бедность | 65,9 | 34,1 |   
                      | Безработные в семье | 56,8 | 43,2 |   
                      | Маленькие дети (до 3 лет) или беременные женщины | 64,2 | 35,8 |   
                      | Многодетные семьи | 55,6 | 44,4 |   
                      | Матери-одиночки | 55,1 | 44,9 |   
                      | Инвалидность детей | 67,3 | 32,7 |   
                      | Инвалидность взрослых | 66,7 | 33,3 |   
                      | Переселенцы, беженцы или жертвы экологических катастроф | 54,5 | 45,5 |   
                      | Неблагополучные семьи (трудные дети или родители, асоциальность) | 61,5 | 38,5 |  Изменение уровня бедности* домохозяйств-получателей 
                    материальной поддержки (ежемесячные пособия на детей + адресная 
                    помощь) дои после введения их в текущие денежные доходя, в 
                    % (стр. 212) 
                     
                      |   | Доля бедных до по-лучения материальной поддержки | Доля бедных после получения материальной поддержки |   
                      | Степень концентрации разных форм нуждаемости 
                          в одной семье: |   
                      | 0 | 39,2 | 36,5 |   
                      | 1 | 61,5 | 59,3 |   
                      | 2 | 73,1 | 73,1 |   
                      | 3 и более | 94,9 | 90,9 |   
                      | Формы нуждаемости: |   
                      | Крайняя бедность | 78,6 | 76,9 |   
                      | Безработные в семье | 88,1 | 88,1 |   
                      | Маленькие дети (до 3 лет) или беременные женщины | 73,5 | 72,1 |   
                      | Многодетные семьи | 69,6 | 63,3 |   
                      | Матери-одиночки | 69,7 | 66,7 |   
                      | Инвалидность детей | 61,5 | 57,7 |   
                      | Инвалидность взрослых | 81,7 | 77,5 |   
                      | Переселенцы, беженцы или жертвы экологических катастроф | 83,3 | 79,6 |   
                      | Неблагополучные семьи (трудные дети или родители, асоциальность) | 76,5 | 76,5 |   
                      | Всего | 63,3 | 61,2 |  
                    * Текущие денежные доходы домохозяйства ниже регионального 
                      прожиточного минимума. Концентрация льгот в зависимости от демографического 
                    типа семьи, в % (стр. 246) 
                     
                      |   | Концентрация льгот |   
                      | 
 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 и более |   
                      | Все семьи | 100 | 35,2 | 19,1 | 16,8 | 10,4 | 6,6 | 5,2 | 6,7 |   
                      | В том числе по типам семей |   
                      | Супруги с 1 ребенком | 100 | 45,6 | 22,8 | 15,5 | 6,8 | 4,4 | 2 | 2,9 |   
                      | Супруги с 2 детьми | 100 | 42,1 | 19,3 | 15,8 | 8,3 | 4,8 | 5,3 | 4,4 |   
                      | Супруги с 3 и более детьми | 100 | 18,8 | 13 | 14,5 | 11,6 | 8,7 | 5,9 | 27,5 |   
                      | Разведенная мать с детьми | 100 | 28,9 | 17,8 | 20,7 | 15,6 | 5,9 | 6,7 | 4,4 |   
                      | Вдовая мать с детьми | 100 | 25 | 25 | 14,3 | 8,9 | 8,9 | 5,4 | 12,5 |   
                      | Мать-одиночка | 100 | 23,9 | 14,2 | 21,7 | 14,1 | 12 | 9,8 | 4,3 |   
                      | Прочие | 100 | 26,3 | 15,8 | 5,3 | 21 | 15,8 | 5,3 | 10,5 |  |  Сборник содержит материалы аналитического исследования, 
              обзор и оценку федерального и регионального законодательств, программ 
              и отдельных мер государственной социальной поддержки различным типам 
              семей, включая социальную помощь и услуги, а также предложения по 
              совершенствованию организации системы социальной поддержки семей 
              с детьми. Анализ и оценка проведены на основе изучения действующего 
              законодательства и программ социальной помощи, практики работы органов 
              социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания 
              семьи и детей, данных государственной статистической отчетности, 
              результатов социологических опросов получателей помощи и специалистов-экспертов. Издание осуществляется в рамках Проекта содействия структурной 
              перестройке системы социальной защиты населения (СПИЛ). ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1Обзор и оценка нормативно-правовой базы и программ государственной 
              социальной поддержки семей с детьми
 1.1. Федеральная нормативно-правовая база государственной социальной 
              поддержки семей с детьми
 1.2. Региональное законодательство и местная нормативная база
 1.3. Характеристика процедуры и выборки социологического исследования
 1.4. Виды программ, а также реально оказываемых услуг семьям с детьми
 1.5. Менеджмент программ социального обслуживания семьи и детей 
              (структура учреждений, кадровое обеспечение, организации-координаторы, 
              финансирование)
 1.6. Типы семей с детьми, реально получающих социальную поддержку
 Глава 2Структура, качество и доступность услуг, их роль в поддержке благосостояния 
              семьи.
 2.1. Основные проблемы семей с детьми и задачи системы социальной 
              защиты (по результатам социологического обследования)
 2.2. Оценка услуг, доступность социальной помощи и информированность 
              о ней семей с детьми
 2.3. Роль программ в поддержке благосостояния семьи
 Глава 3Основные направления совершенствования системы государственной социальной 
              поддержки семей с детьми.
 3.1. Выводы и предложения по совершенствованию нормативной правовой 
              базы государственной социальной поддержки (социальной помощи и услуг) 
              различным типам семей с детьми
 3.2. Выводы и предложения по повышению качества функционирования 
              системы социальной поддержки семей с детьми
 3.3. Рекомендации в отношении путей совершенствования системы государственной 
              социальной поддержки семьи и детей, особо нуждающихся в социальной 
              защите
 Заключение ПРИЛОЖЕНИЯ  Приложение 1. Перечень актов законодательства Российской 
              Федерации по вопросам социальной поддержки семей с детьмиПриложение 2. Виды помощи семьям с детьми, предусмотренные 
              федеральным и региональным законодательством и местной нормативной 
              базой
 Приложение 3. Программа и инструментарий социологического 
              исследования .
  
              
             |