|  | Иностранные студенты в России Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, А.Л. Арефьев (Полностью материал "Состав иностранных студентов, 
              обучающихся в России" опубликован в книге "Научно-педагогический 
              потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический 
              анализ)". М., Центр социального прогнозирования. 2002, с. 29-42) В подготовке иностранных специалистов в Российской Федерации 
              после распада СССР произошли определенные изменения. Они касались 
              мотивов приезда на учебу в Россию иностранных студентов, источников 
              информации о российских вузах, степени удовлетворенности качеством 
              получаемого образования, перспектив трудоустройства с российским 
              дипломом. Согласно статистическим данным Минобразования РФ, специализация 
              иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, следующая 
              (см. таблицу 1). Таблица 1. Специальности, по которым обучаются иностранные 
              студенты, стажеры, аспиранты в вузах различных городов (регионов) 
              России, % 
               
                | Специальности | Вузы |   
                | Москвы | Санкт-Петербурга | Других городов Европейской части России | Поволжья и Северного Кавказа | Урала, Сибири и Дальнего Востока |   
                | Инженер | 25,9 | 18,9 | 29,2 | 2,5 | 14,1 |   
                | Врач | 3,5 | 8,1 | 33,3 | 42,5 | 9,4 |   
                | Культура (библиотечное дело, журналистика, дизайн и т.п.) | 4,7 | 0 | 1,4 | 5 | 0 |   
                | Менеджер | 23,5 | 8,1 | 5,6 | 7,5 | 9,4 |   
                | Педагог | 1,2 | 0 | 1,4 | 0 | 0 |   
                | Аграрий | 3,5 | 5,4 | 2,8 | 0 | 0 |   
                | Юрист | 0 | 0 | 2,8 | 5 | 9,4 |   
                | Программист | 4,7 | 2,7 | 2,8 | 0 | 1,6 |   
                | Экономист | 14,1 | 21,6 | 6,9 | 2,5 | 15,6 |   
                | Строитель, архитектор | 2,4 | 21,6 | 0 | 0 | 0 |   
                | Физик, химик, математик | 8,2 | 0 | 2,8 | 10 | 4,7 |   
                | Гуманитарные специальности | 8,3 | 13,6 | 11 | 25 | 35,8 |   
                | Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |  Согласно ведомственной статистике Министерства образования 
              РФ, профессию инженера иностранные студенты предпочитают получать 
              в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов Европейской части 
              России; профессии врача они осваивают прежде всего в Европейской 
              части страны. Изучение гуманитарных специальностей осуществляется 
              в основном в региональных вузах, а профессии менеджера, экономиста 
              - наоборот, приобретаются в столичных вузах. В советский период отечественная высшая школа готовила, 
              и в целом достаточно успешно, иностранные кадры специалистов для 
              развивающихся стран (почти 9/10 иностранных студентов составляли 
              выходцы из Азии, Африки и Латинской Америки), а также для стран 
              Восточной Европы. Однако после распада СССР их число резко уменьшилось 
              (к 1993 году в вузах России осталось всего 32 тысячи студентов из 
              стран т.н. дальнего зарубежья). Одновременно значительно сократилась 
              и численность граждан стран СНГ, начавших свое обучение в советских, 
              ставших затем российскими, вузах и автоматически попавших в категорию 
              иностранных студентов (см. таблицу 2). Таблица 2. Динамика численного состава студентов из 
              стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 1990-е годы, тысяч человек 
               
                | Страны | Годы |   
                | 1992/93 | 1993/94 | 1994/95 | 1995/96 |   
                | Всего | В т.ч. на дневных отделениях | Всего | В т.ч. на дневных отделениях | Всего | В т.ч. на дневных отделениях | Всего | В т.ч. на дневных отделениях |   
                | Всего | 103,9 | 66,8 | 80,8 | 51,8 | 58,7 | 37,6 | 39,8 | 27,1 |   
                |    В том числе из |   
                | Азербайджана | 5,8 | 3,2 | 4 | 2,3 | 2,6 | 1,5 | 1,7 | 1 |   
                | Армении | 5,6 | 2,3 | 3,6 | 1,6 | 2,2 | 1,3 | 1,7 | 1 |   
                | Белоруссии | 9,3 | 5,3 | 8 | 3,9 | 6 | 2,8 | 4,4 | 1,9 |   
                | Грузии | 11,4 | 5,4 | 7,5 | 4,1 | 4,9 | 2,9 | 3,1 | 1,7 |   
                | Казахстана | 22 | 15,1 | 19 | 13 | 14,3 | 10,4 | 11,6 | 8,9 |   
                | Киргизии | 4,8 | 3,8 | 3,5 | 2,9 | 2,5 | 2,1 | 1,7 | 1,5 |   
                | Молдавии | 2,5 | 1,6 | 2,3 | 1,5 | 2 | 1,1 | 1,5 | 0,9 |   
                | Таджикистана | 2,6 | 2 | 2,1 | 1,7 | 1,3 | 1,1 | 0,7 | 0,6 |   
                | Туркмении | 1,9 | 1,4 | 1,6 | 1,2 | 1 | 0,7 | 0,7 | 0,5 |   
                | Узбекистана | 8,1 | 6,6 | 6 | 5 | 4,5 | 3,7 | 3,2 | 2,7 |   
                | Украины | 29,9 | 19,9 | 23,2 | 14,6 | 17,4 | 10 | 9,5 | 6,4 |  Окончание таблицы 2 
               
                | Страны | Годы |   
                | 1997/98 | 1998/99 | 1999/2000 | 2000/2001 |   
                | Всего | В т.ч. на дневных отделениях | Всего | В т.ч. на дневных отделениях | Всего | В т.ч. на дневных отделениях | Всего | В т.ч. на дневных отделениях |   
                | Всего | 30,7 | 19,4 | 28,5 | 18,3 | 32 | 18,6 | 34,5 | 19,9 |   
                |    В том числе из |   
                | Азербайджана | 1 | 0,5 | 1 | 0,4 | 1 | 0,4 | 1,2 | 0,5 |   
                | Армении | 1,1 | 0,9 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 1 | 0,6 |   
                | Белоруссии | 3,1 | 1,1 | 3,3 | 0,9 | 4,2 | 0,9 | 3,4 | 0,9 |   
                | Грузии | 1,4 | 1 | 1,2 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,8 | 0,7 |   
                | Казахстана | 10,7 | 8,2 | 11,5 | 8,7 | 13,6 | 10,1 | 16,7 | 11,8 |   
                | Киргизии | 1,2 | 0,9 | 0,7 | 0,7 | 1 | 0,6 | 1,2 | 0,5 |   
                | Молдавии | 1,6 | 0,6 | 1,5 | 0,6 | 2,6 | 0,5 | 1,1 | 0,5 |   
                | Таджикистана | 0,4 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,4 | 0,2 |   
                | Туркмении | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,5 | 0,4 |   
                | Узбекистана | 2,3 | 1,8 | 2,8 | 1,5 | 2,8 | 1,4 | 3,3 | 1,1 |   
                | Украины | 4,7 | 3,9 | 5 | 3,5 | 4,7 | 3 | 4,9 | 2,7 |  Национально-этнический состав иностранных студентов, 
              обучающихся сегодня в вузах различных городов (регионов) Российской 
              федерации, согласно данным опроса1, следующий (см. таблицу 3). Таблица 3. Распределение иностранных студентов в 2001 
              году по российским вузам, расположенным в различных городах (регионах) 
              Российской Федерации, % 
               
                | Страны, из которых приехали на учебу в российские вузы 
                    иностранные студенты | Вузы |   
                | Москвы | Санкт-Петербурга | Других городов Европейской части России | Поволжья и Северного Кавказа | Урала, Сибири и Дальнего Востока |   
                | Украина | 3,5 | 2,7 | 4,2 | 0 | 3,1 |   
                | Белоруссия | 3,5 | 2,7 | 4,2 | 5 | 0 |   
                | Молдавия | 2,4 | 2,7 | 1,4 | 0 | 1,6 |   
                | Страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия) | 3,5 | 2,7 | 4,2 | 2,5 | 3,1 |   
                | Бывшие среднеазиатские республики СССР (Казахстан, Киргизия, 
                    Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) | 4,7 | 13,5 | 2,8 | 5 | 9,4 |   
                | Страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония) | 0 | 2,7 | 0 | 0 | 0,7 |   
                | Бывшие социалистические страны Восточной Европы | 2,4 | 5,4 | 4,2 | 0 | 9,4 |   
                | Страны Западной Европы, США, Канада, Япония | 5,9 | 0 | 1,4 | 30 | 14,1 |   
                | Страны Ближнего Востока и Северной Африки | 4,7 | 29,7 | 22,2 | 5 | 17,2 |   
                | Китай | 7,1 | 8,1 | 11,1 | 5 | 18,8 |   
                | Другие страны Азии | 24,7 | 5,4 | 4,2 | 15 | 18,8 |   
                | Страны Латинской Америки | 4,7 | 0 | 0 | 0 | 1,3 |   
                | Страны Африки к югу от Сахары | 32,9 | 24,4 | 40,1 | 32,5 | 2,5 |   
                | Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |  Особого внимания заслуживает новая тенденция в изменении 
              национального состава иностранных студентов из стран ближнего зарубежья 
              - на протяжении 90-х годов среди них неуклонно росла доля этнических 
              русских. Это связано с усиливающимся "выдавливанием" русскоязычного 
              населения из стран СНГ и Балтии, переходом системы образования в 
              бывших советских республиках на национальный язык обучения. Например, 
              в Туркменистане русским выпускникам туркменских школ, которые пожелают 
              в 2002 году поступить в местные вузы (срок обучения в которых - 
              два года, и еще два года - практика на производстве), предстоит, 
              помимо обычных собеседований и экзаменов, ответить и на вопросы 
              по 400-страничной "Рухнаме" (Книги Мудрости), написанной 
              президентом Сапармуратом Ниязовым и изданной только на туркменском 
              языке. А это из русских абитуриентов мало кто сможет сделать, ибо 
              туркменскому языку в школах учат весьма посредственно2. Поэтому 
              не случайно, что более половины абитуриентов из стран СНГ и Балтии 
              поступают в российские вузы с намерением после завершения учебы 
              остаться в России на постоянное жительство. Таким образом, подготовка 
              в России национальных кадров для стран СНГ в действительности превращается 
              в частичный реэкспорт специалистов интеллектуального труда. Кстати, 
              это характерно и для экономически развитых стран. Приглашая по грантам 
              на учебу граждан России, стран СНГ, иных экономически менее развитых 
              государств, страны-реципиенты стремятся в последующем трудоустроить 
              наиболее талантливых иностранных выпускников у себя. Процесс сокращения количества студентов из стран дальнего 
              зарубежья в российских вузах, достигнув "критической точки" 
              в 1993 году, остановился, и уже с 1994/95 учебного года начался 
              заметный количественный рост приема иностранцев на учебу в Россию. 
              Число иностранных учащихся достигло своего максимума (68901 студент) 
              в 1997 году, после чего, под влиянием финансового кризиса 1998 года, 
              оно стало медленно, но неуклонно снижаться. И лишь в 2001 году количественный 
              рост числа студентов из дальнего зарубежья возобновился (таблица 
              4). Таблица 4. Изменение численности иностранных студентов 
              из стран дальнего зарубежья, обучавшихся в российских вузах в 1991-2001 
              годах 
               
                | Годы | Численность иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, 
                    человек | В % к 1991 г. |   
                | 1991 | 39301 | 100 |   
                | 1992 | 35137 | 89,4 |   
                | 1993 | 32397 | 82,4 |   
                | 1994 | 38031 | 96,8 |   
                | 1995 | 44441 | 113,1 |   
                | 1996 | 56166 | 142,9 |   
                | 1997 | 68019 | 173,1 |   
                | 1998 | 57645 | 146,7 |   
                | 1999 | 56623 | 144,1 |   
                | 2000 | 54520 | 138,7 |   
                | 2001 | 61426 | 156,3 |   
              Источник: Данные Минобразования России В последние два года наметилась также тенденция организованного 
              привлечения в российские вузы, преимущественно иностранными посредниками, 
              детей бывших граждан СССР, ныне проживающих в экономически развитых 
              странах. Эту категорию иностранцев отличает от большинства иностранных 
              студентов хорошее знание русского языка, что немаловажно для успешной 
              учебы в российском вузе. По нашему мнению, в ближайшие годы эта 
              тенденция будет усиливаться, в том числе и потому, что обучение 
              в России дешевле, чем в экономически развитых странах. Кроме того, 
              в российских вузах традиционно лучше подготовка по фундаментальным 
              дисциплинам, а профессию можно "доучить", возвратившись 
              в свои страны, что в итоге обойдется значительно дешевле. Характерно, что если в начале 90-х годов более половины 
              иностранных студентов были выходцами из стран СНГ и Балтии, то в 
              2001 году соотношение студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья 
              в российских вузах оказалось в пользу последних: из общего количества 
              иностранных студентов (95957 человек) более 3/5 составляли выходцы 
              из стран дальнего зарубежья и около 2/6 из ближнего (рисунок 1). 
 Рисунок 1. Региональный состав 
              иностранных студентов, обучающихся в российских вузах в 2001 году, 
              %Источник: Российский статистический ежегодник. М., 
              2001, с. 236.
 Как видно на рисунке 1, среди иностранных учащихся доминируют 
              выходцы из стран Азии, Африки и Ближнего Востока (в целом 49,8%), 
              на втором месте по удельному весу - студенты из республик бывшего 
              СССР (37,1%). Представители европейских стран, а также США, Канады, 
              Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии составляют в целом 
              немногим более 10% контингента иностранных учащихся (12,5%). По данным наших исследований, в составе иностранных 
              граждан, прибывших на учебу в Россию, растет доля выходцев из Китая. 
              Так, если в 1994 году среди иностранных студентов (без учета стран 
              СНГ и Балтии) было 6,2% граждан Китая, то в 2001 году их доля составила 
              не менее 10%. И это не случайно. Китай входит в первую пятерку стран, 
              наиболее активно направляющих своих граждан на учебу за границу. 
              В 2000 году количество китайских юношей и девушек, обучавшихся в 
              зарубежных вузах, превысило 100 тысяч человек3. Сегодня граждане стран Азии преобладают в составе иностранных 
              студентов, обучающихся в России. Так, если включить в собирательный 
              этнический тип азиатского студента не только выходцев из Китая, 
              Индии, Пакистана, Бангладеш, Вьетнама, Индонезии, Филиппин и т.д., 
              но и граждан среднеазиатских республик СНГ: Казахстана, Киргизии, 
              Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Азербайджана, то уже 
              в 2001 году, согласно данным статистической отчетности, представляемой 
              вузами в Минобразования России, удельный вес азиатской части иностранных 
              студентов достиг примерно 56%4. Каждый пятый иностранный студент 
              был афро-арабского происхождения, а каждый четвертый - европейцем 
              (включая студентов из Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении), 
              либо выходцем из США, Канады, Латинской Америки, Австралии и Новой 
              Зеландии. Национально-этнический состав аспирантов-иностранцев, 
              обучающихся в аспирантурах российских вузов, в целом примерно такой 
              же, как и студентов. Вместе с тем обращает на себя внимание значительно 
              больший удельный вес аспирантов из стран дальнего зарубежья по отношению 
              к аспирантам из ближнего зарубежья. Так, из общего количества иностранцев, 
              обучавшихся в 2001 году в аспирантурах российских вузов за счет 
              средств федерального бюджета (1145 человек), 82,7% (947 человек) 
              прибыли из "дальних" стран Азии, Африки, Латинской Америки, 
              Европы, тогда как аспирантов - граждан СНГ насчитывалось всего 17,3% 
              (198 человек). В общем же составе всех аспирантов, обучавшихся в 
              2001 году в российских вузах за счет средств федерального бюджета, 
              включая россиян, доля граждан СНГ была очень незначительной (рисунок 
              2)5. 
 Рисунок 2. Состав аспирантов, обучавшихся в России в 
              2001 году за счет средств федерального бюджета, по странам происхождения, 
              % Это неблагоприятное для представителей стран СНГ соотношение 
              аспирантов в российских вузах по статусу гражданства наблюдается 
              среди той группы аспирантов, которые обучаются по прямым договорам 
              с оплатой физическими и юридическими лицами (иначе говоря, тех, 
              кто платит за свое обучение самостоятельно, либо за которых платят 
              различные организации, в том числе национальные министерства образования). 
              Так, из обучавшихся в 2001 году иностранных аспирантов данной категории 
              (519 человек), представителей стран СНГ насчитывалось всего 10% 
              (52 человека), в то время как граждан иных иностранных государств 
              - 90% (467 человек). В общем составе всех аспирантов данной категории, 
              включая российских граждан, обучающихся на платной основе, доля 
              представителей СНГ в 2001 году была равна 1% (рисунок 3)6. 
 Рисунок 3. Состав аспирантов, обучающихся в России в 
              2001 году по прямым договорам с оплатой обучения физическими и юридическими 
              лицами, по странам происхождения Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время 
              соотношение аспирантов из стран дальнего и ближнего зарубежья стало 
              постепенно меняться. Так, среди поступивших в аспирантуру российских 
              вузов в 2001 году для обучения за счет средств федерального бюджета 
              иностранных аспирантов (239 человек), 41% (98 человек) оказались 
              гражданами СНГ, а 59% (141 человек) - выходцами из стран дальнего 
              зарубежья. При этом более половины ставших в 2001 году аспирантами 
              российской аспирантуры граждан СНГ (56 человек) поступили в аспирантуры 
              тех же российских вузов, которые они закончили, в то время как среди 
              аспирантов - граждан стран дальнего зарубежья таких оказалось всего 
              21% (51 человек)7. Проведенный в 1999 году специалистами Минобразования 
              России анализ документов иностранных аспирантов и стажеров позволил 
              выявить еще одну тенденцию - около 90% из них являлись выпускниками 
              советских и российских вузов. Причина, по которой российские высшие 
              учебные заведения предпочитают принимать в аспирантуру или на научно-педагогическую 
              стажировку своих иностранных выпускников, считают специалисты Минобразования, 
              заключается в том, что уровень их академической подготовки в целом 
              выше, чем у их соотечественников, окончивших национальные университеты 
              на родине или получивших образование в других зарубежных вузах8. Как следует из результатов социологического опроса 2001 
              года, средний возраст иностранных студентов составляет в настоящее 
              время 22,5 года. По сравнению с данными опроса 1994 года, среднестатистический 
              иностранный студент российского вуза "помолодел" на 1 
              год. Постепенно меняется и соотношение полов среди иностранных 
              учащихся. Так, если в 1994 году только 2 из каждых 10 опрошенных 
              учащихся были девушками, то в 2001 году девушек уже 3 из каждых 
              10 учащихся-иностранцев. При этом девушки составляют более половины 
              студентов из Украины, Белоруссии, Казахстана, стран Балтии, западноевропейских 
              стран, в то время как среди приезжающих на учебу из арабских стран 
              Африки, Латинской Америки, стран Закавказья - в основном представители 
              мужского пола. Базовый уровень образования иностранных граждан, приезжающих 
              на учебу в российские вузы, за последние семь лет качественно не 
              изменился (рисунок 4). 
 Рисунок 4. Базовый уровень образования прибывших на 
              учебу в российские вузы иностранных граждан в 1994 и 2001 годах Наиболее высокий уровень базового образования - у граждан 
              стран Западной Европы, США, Канады, Японии (немалая часть из них 
              уже имеет высшее образование, полученное на родине и в других странах, 
              и приезжает в Россию либо за вторым высшим образованием, либо на 
              стажировку или в аспирантуру), а также латиноамериканских и арабских 
              студентов; наиболее низкий базовый уровень - у представителей Черной 
              Африки и среднеазиатских республик СНГ, среди которых встречаются 
              студенты с неполным средним образованием. Таблица 5. Численность иностранных студентов-госстипендиатов 
              и обучающихся в российских вузах по контракту (без учета студентов 
              из стран СНГ) в 1991-2000 годах, человек 
               
                | Годы | Госстипендиаты | Обучающиеся по контракту |   
                | 1991 | 36710 | 2591 |   
                | 1992 | 31125 | 4012 |   
                | 1993 | 25024 | 7373 |   
                | 1994 | 18592 | 19439 |   
                | 1995 | 13166 | 31275 |   
                | 1996 | 8454 | 47712 |   
                | 1997 | 5214 | 62877 |   
                | 1998 | 5465 | 52180 |   
                | 1999 | 6305 | 50318 |   
                | 2000 | 5887 | 48633 |   
                | 2001 | 7948 | 53478 |  
              Источник: Данные Минобразования РФ. За последние 10 лет соотношение иностранных студентов-госстипендиатов 
              (т.е. тех, за которых платит национальное или российское Министерство 
              образования) и обучающихся по контракту (т.е. фактически самостоятельно 
              оплачивающих свое обучение в российском вузе) коренным образом изменилось 
              (таблица 5 и рисунок 5). 
 Рисунок 5. Доля иностранных студентов-госстипендиатов 
              и обучающихся в российских вузах по контракту (без учета студентов 
              из стран СНГ) в 1991-2000 годах, % 
  1 - Опрос иностранных студентов, стажеров, аспирантов, 
              проведен Центром социологических исследований Министерства образования 
              РФ в 47 российских вузах в 21 городе Российской Федерации в октябре-ноябре 
              2001 года.2 - Разумов К. Русский в Каракумах звучит все глуше, 
              глуше...//"Российская газета". 2002. № 141. 1 августа, 
              с. 7.
 3 - "Поиск". 2000. 23 ноября
 4 - В США в 2000/2001 учебном году из 550 тысяч 
              иностранных студентов 55% также составляли выходцы из стран Азии, 
              в т.ч. 10,9% или 60 тысяч человек - китайцы, 10% - индийцы, 8,5% 
              - японцы, 8,3% - тайваньцы, 2,1% - индонезийцы, 2% - таиландцы, 
              2% - турки, 1,4% - малазийцы и т.д. - См.: Opendoors, p. 8.
 5 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского 
              профессионального образования за 2001 год. М., 2002, с. 8-9.
 6 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского 
              профессионального образования за 2001 год. М., 2002, с. 11-12.
 7 - Статистический сборник о работе сферы послевузовского 
              профессионального образования за 2001 год, с. 15.
 8 - Подготовка специалистов для зарубежных стран 
              в России, с. 44-45.
  
              
             |