Rambler's Top100

№ 95 - 96
1 - 19 января 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Россия: население и пространство

Пространства у нас хватает

Неприятный западный дрейф

Слишком много севера

От Москвы до самых до окраин…

Городов могло бы быть и больше

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Исаак Левитан. Над  вечным покоем.  Isaac Levitan. Above the Eternal Peace. 1894 Россия: население и пространство

Над темой номера работал
Андрей ТРЕЙВИШ

Неприятный западный дрейф

Несмотря на все усилия советского периода, проблема заселения Азиатской России так и не была решена. Доля азиатской части страны в населении России, постоянно нараставшая (правда, с заметным замедлением в 60-80-е годы) увеличилась с 13,3% в 1926 до 21,9% в 1991 году. Максимальная численность населения - 32,5 миллиона человек - была достигнута там к началу 1992 года. После этого население Азиатской России стало убывать и за десять лет к началу 2002 г. - сократилось до 30,8 миллионов человек (21,4% населения России). Напомним, что к востоку от Урала находится 75% территории России, а плотность населения здесь составляет 2,5 человека на 1 кв. км.

Рисунок 2. Профиль населения России по оси Запад-Восток в ХХ веке
(На нижней оси - 7 меридиональных полос, групп регионов РФ)

Сдвиг на восток, лейтмотив ХХ века, не вывел расчетный центр тяжести населения России за Урал. Пройдя 600 км на восток - до р. Белой в Башкирии, он уже медленно пятится на юго-запад, снова удаляясь от центра территории страны, лежащего на 2400 км восточнее (в Эвенкии) и в 1200 км от центра ее обжитых земель (между Омском и Новосибирском). У Тихого океана так и не сложился мощный полюс расселения. Центр горожан 40 лет остается близ Уфы, центр больших городов (от 100 тыс. жителей) - на западе Башкирии, у более крупных он еще западнее (у миллионеров - на 630 км западнее общегородского, в Чувашии). Чем крупнее города, тем они западнее, тем их сеть становится более плотной и компактной.

Сегодня, при мало-мальски реальных сценариях, трудно ожидать смены "западного дрейфа". Поворот миграций с севера и востока страны в центр и на юго-запад вряд ли обратим. Это реакция не столько на кризис 1990-х годов, сколько на долгое, упорное расширение внутрироссийской "ойкумены", видимо достигшее предела. Переход к ее сжатию4 фиксирует смену тренда в расселении, но при скачке на восток производства, ставшего более сырьевым. Людей уже притягивает не столько производство, сколько условия жизни, труда и возможности потребления.

Сохранение нынешних темпов исхода из городов и сел России, расположенных к востоку от Енисея, даже на фоне относительно слабой естественной убыли населения (оно там не самое старое), сулит этой части России сокращение числа жителей с нынешних 14 до 7-8 миллионов человек к 2050 году, или с 9-10% до 6%. Особенно драматична ситуация на Дальнем Востоке, чья доля может упасть с 5 до 2%. За минувшие 10 лет он уже потерял 0,9 миллиона человек, проигрывая в миграционном обмене со всеми районами, включая Европейский Север, откуда люди тоже уезжают.

Рисунок 3. Широтные профили плотности населения северной Евразии в ХХ-ХХI вв. (по прогнозам ООН и авторским оценкам)

Изменить положение может приток мигрантов по версии ускоренного развития России, притягательного для соседей. Но каких? Вспомним о геополитическом мотиве сдвига на восток, а проще - о китаебоязни. На профиле Евразии (рис. 2) видна высота "демографической стены" перед малолюдными районами РФ. Отсюда - проекты новых переселений на восток. Но за счет каких людских ресурсов? И даже мгновенно удвоив население Азиатской России (на что в прежних, лучших условиях ушло 40 лет), можно сократить перепад лишь с 1:30 до 1:15. А чтобы сравняться плотностью с северным Китаем, нужны будут примерно 500 миллионов человек - вся зарубежная Европа. Где же их взять, если... не в самом Китае?


4 - См.: Пивоваров Ю.Л. Альтернативная концепция макрорегионального развития России: сжатие интенсивно используемого пространства // Мир России, 1996, № 2, с. 63-74..

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most