|
"Ренессанс" экономической миграции на Западе1
И. Цапенко
(Опубликовано в журнале "Вопросы экономики" №11, 2002
год, с. 108-121)
Хотя в последние десятилетия, особенно после трагедии
11 сентября 2001 года в США, иммиграционная политика западных стран
стала более рестриктивной и жесткой, но в ней явно прослеживаются
"экспансионистские и инклюзивные"2 тенденции, проявляющиеся
в привлечении экономически активного населения из других государств.
На рубеже двух тысячелетий западные страны переживают своеобразный
"ренессанс" экономической миграции, который характеризуется
селективным расширением приема востребованных рынком категорий иностранных
работников и поощрением притока инвесторов и предпринимателей.
Основные этапы и формы миграции рабочей силы
Использование труда иностранцев в развитых странах имеет
давнюю историю. Формы и средства привлечения иностранной рабочей
силы, география и состав миграционных потоков претерпели значительные
изменения и отличаются заметной спецификой в различных регионах
и странах.
Начало формированию мировой системы миграции трудовых
ресурсов было положено западноевропейскими странами. Как отмечает
X. Расмуссеп, "европейцы создали гигантскую миграционную систему,
охватившую практически весь мир"3. Первые крупные миграции
иностранных работников были связаны с работорговлей и носили принудительный
характер. В XVI-XVIII века Англией, Португалией, Францией, Голландией
и Данией были насильственно вывезены из родных мест для работы в
Новом Свете около 15 миллионов жителей западной Африки (40 миллионов
потомков которых проживают и поныне в США и странах Карибского бассейна).
Отмена рабства в начале XIX века внесла существенные
изменения в сложившуюся схему перемещений людей, дав сильный толчок
их дальнейшей интенсификации. Колониальные державы стали широко
привлекать на свои заморские территории иностранных работников на
контрактных условиях. Основную часть таких мигрантов составляли
выходцы из Азии, в первую очередь из Индии и Китая, - так называемые
кули, которые направлялись преимущественно в европейские колонии
в Америке, Азии и Африке. По оценкам МОТ, в подобную миграцию в
XIX - начале XX века были вовлечены в общей сложности от 12 миллионов
до 37 миллионов человек.
Одновременно усилилась эмиграция и из самой Европы.
Если после открытия Америки до 1800 года в Новый Свет переехали
около 2 миллионов европейцев, то в 1846-1939 годы в условиях демографического
подъема - уже 60 миллионов человек, из которых 38 миллионов направились
в Америку, 7 миллионов - в Канаду, 7 миллионов - в Аргентину, 4,6
миллиона - в Бразилию4. Вплоть до середины прошлого века европейцы
составляли большинство всех международных мигрантов.
После второй мировой войны система международной экономической
миграции подверглась кардинальным изменениям. В составе миграционных
потоков стремительно повышался удельный вес уроженцев развивающихся
стран. Например, в США в 1951-1990 годах доля выходцев из стран
Латинской Америки и Азии увеличилась с 12 до 88% от общего числа
иммигрантов, доля же европейцев упала до 10%5. Западная Европа,
испытывая в послевоенный период огромную нехватку наемных работников,
превратилась из донора населения в крупный центр его притяжения.
При этом усложнялась и структура экономической миграции, в которой,
согласно классификации В. Бенинга6, выделяются четыре основных типа:
- миграция неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей
силы для временной работы по контракту;
- миграция для постоянной работы за рубежом и с целью создания
рабочих мест;
- циркуляция профессиональных, технических и управленческих работников,
бизнесменов и лиц, занятых реализацией заграничных проектов, включающая
индивидуальную миграцию профессионалов и бизнесменов по собственному
усмотрению; передвижение менеджеров и технических специалистов
в рамках транснациональных предприятий; перемещения высокопоставленных
профессиональных, технических и управленческих специалистов наряду
с квалифицированными и неквалифицированными работниками для подрядной
работы, связанной главным образом со строительными проектами;
- миграция с целью получения профессионального образования и практической
подготовки, организуемая более развитыми государствами для продвижения
на зарубежные рынки и последующего использования своих технологий,
оборудования, материалов, опыта работы и т.д.
Первые два типа миграции в западные государства характеризуются
наибольшей массовостью. В 1950-е годы западноевропейские страны
инициировали крупномасштабный импорт полуквалифицированной рабочей
силы. В общей сложности за два с небольшим десятилетия в регион
прибыли около 20 миллионов иностранных работников. Причем 2/3 из
них, не являвшихся выходцами из тогдашней шестерки стран ЕС, были
сосредоточены в Германии и Франции, в которых они составляли 10-12%
рабочей силы. Привлечение рабочей силы из-за рубежа осуществлялось
западноевропейскими странами двумя способами: временный прием иностранных
работников на принципах ротации; прием поселенцев.
К первому типу относилась иммиграционная политика Германии.
В стране с большим размахом был организован прием временных иностранных
работников, разработана соответствующая юридическая база, создано
специальное ведомство по делам гастарбайтеров и сформирована (с
финансовым участием предпринимателей, использовавших иностранную
рабочую силу) необходимая инфраструктура для рекрутирования и проживания
трудовых мигрантов. Правительство ФРГ подписало соглашения о найме
иностранных работников с Италией (1955 год), Испанией и Грецией
(1960 год), Турцией (1961 год), Тунисом и Марокко (1965 год) и рядом
других стран. Полевые рекрутинговые агентства были открыты в Афинах,
Мадриде, Стамбуле, Белграде, Касабланке. Для расселения таких мигрантов
были подготовлены общежития казарменного типа, подчеркивавшие их
временный статус.
Напротив, Великобритания, придерживавшаяся принципа
свободы перемещения населения в рамках Содружества, удовлетворяла
потребности в дополнительных трудовых ресурсах за счет поселенческой
иммиграции жителей своих территорий, автоматически являвшихся ее
гражданами. Однако интенсивный приток иноэтнических мигрантов, в
первую очередь выходцев из Индии, Пакистана, стран Карибского бассейна
и Кении, сопровождавшийся обострением расовых противоречий, побудил
правящие круги страны ввести в 1962 году ограничения на иммиграцию
небелого населения.
В иммиграционной политике Франции сочетались оба подхода.
С одной стороны, использовались временные работники, прежде всего
из Южной Европы с учетом их этнической и культурной совместимости
с местным населением. С другой, - принимались на постоянное местожительство
иммигранты из колоний, главным образом из Алжира, являвшиеся французскими
гражданами.
В 1960-е годы трудовая миграция (исключая жителей колоний
Великобритании и Франции) носила, как и предусматривалось, возвратный,
обусловленный экономической конъюнктурой характер (о чем, например,
свидетельствует тот факт, что в 1966-1967 годы во время первого
послевоенного спада примерно 300-500 тысяч иностранных работников
добровольно покинули ФРГ). Однако в последующие годы, особенно после
прекращения западноевропейскими странами в период экономического
кризиса начала 1970-х годов импорта рабочей силы, все больше мигрантов
стали уклоняться от возвращения на родину.
Для репатриации иностранным работникам предоставлялись
единовременная финансовая помощь, а также возможность прохождения
курсов переподготовки, организованных совместно со странами-экспортерами
рабочей силы. Однако такие меры не принесли ожидаемых результатов
и вскоре от них отказались. Из 20 миллионов трудовых мигрантов,
работавших в Западной Европе, на родину вернулась в общей сложности
только половина. Остальные поселились в этих странах на постоянное
жительство.
Но и после прекращения импорта рабочей силы миграция
в Западную Европу продолжалась. В 1974-1988 годах нетто-иммиграция
в ФРГ составила 1 миллион человек, а в общей сложности в данный
период в страну прибыли около 7 миллионов иностранцев7. По проторенным
иностранными работниками путям туда устремились воссоединяющиеся
члены их семей, а также лица, ищущие убежища. Сформированные мигрантами
сети неформальных социальных связей облегчали массовое проникновение
в западноевропейские страны и нелегальных иммигрантов из числа их
соотечественников, придавая иммиграции все более спонтанный и трудно
контролируемый характер.
Самопроизвольное превращение временной миграции в постоянную,
в цепной процесс, обладающий внутренней динамикой и фактически необратимый,
оказалось для западных стран в условиях экономического спада неприятной
неожиданностью, вскрывшей просчеты в практике временного найма иностранных
работников и миграционной политике в целом. Опасаясь непредвиденных
последствий гастарбайтерства и введя с начала 1970-х годов жесткие
иммиграционные ограничения, западноевропейские страны в течение
длительного периода воздерживались от возобновления импорта рабочей
силы.
Тем не менее, и в условиях антииммиграционных рестрикций
1970-1980-х годов правительства под давлением предпринимателей иногда
все же соглашались на частичное удовлетворение их заявок на приглашение
иностранных работников8. И, несмотря на то что граждане ЕС еще в
1968 году получили право свободы передвижения и занятости на его
территории, по сравнению с численностью мигрантов из третьих стран
численность граждан ЕС, работавших за пределами стран происхождения
(около 2,5 миллиона человек), была постоянно ниже, не превышая 44%
иностранного наемного персонала европейских предприятий.
Широкое использование иностранного труда в Западной
Европе в 1970-1980-е годы свидетельствовало о его востребованности
даже в условиях экономической депрессии. Однако расширение по гуманитарным
соображениям приема мигрантов привело к увеличению числа иждивенцев
в ущерб работающим иностранцам. Так, в ФРГ доля занятых среди иностранцев
упала с 65,3% в 1972 году до 17% в 1981 году, тогда как среди немцев
в 1981 году этот показатель составлял 44%9. Экономическая ущербность
подобной структуры иммиграции становилась все более очевидной.
В послевоенные годы в США трудовая иммиграция, осуществлявшаяся
в отличие от Германии и Франции главным образом по частным каналам,
также приняла большой размах. Хотя официально политика крупномасштабного
рекрутирования иностранных работников в США не проводилась, правительственные
акты и программы, в частности, программы "Брасеро" и "Специальных
сельскохозяйственных рабочих", а также иммиграционные преференции
на основе профессионально-квалификационных критериев сыграли заметную
регулирующую роль в их привлечении.
В соответствии с программой "Брасеро", инициированной
еще в годы второй мировой войны и осуществлявшейся до 1964 года,
мексиканским рабочим - брасеро (от испанского слова "brazo"
- рука) разрешалось временно работать в США. За время ее действия
было принято на законных основаниях около 5 миллионов работников,
которые были заняты главным образом в сельском хозяйстве юго-западных
районов США. Примерно столько же мексиканских мигрантов, получив
отказ в официальном разрешении на работу в США, прибыли в этот период
в страну нелегально, что послужило поводом для прекращения действия
программы.
В условиях продолжавшегося и после ее завершения роста
численности нелегально занятых брасеро - так называемых "специальных
сельскохозяйственных рабочих" - власти США под натиском сельскохозяйственного
лобби официально согласились на их временное пребывание на территории
страны. Тем самым незаконная трудовая миграция была фактически узаконена
па целых два десятилетия - вплоть до 1986 года, когда, наконец,
были введены санкции против предпринимателей за наем нелегальных
мигрантов, а самим нелегальным мигрантам было предложено подать
прошение об амнистии.
Преференции для приема мигрантов на основе профессионально-квалификационных
признаков в США были установлены в 1965 году законом "Об иммиграции",
которым были введены две новые категории иммиграционных виз с количественным
ограничением в 27 тысяч человек каждая: 1) для высококвалифицированных
специалистов с дипломом бакалавра, ученых, артистов и т.п.; 2) для
неквалифицированных и квалифицированных рабочих, на которых существовал
повышенный спрос.
В 1960-1970-е годы страна испытывала острую нехватку
врачей, медицинских сестер и других медицинских работников в результате
введения программ Medicare и Medicaid, а также математиков, специалистов
в области компьютеров, физиков, химиков, инженеров. Вступление в
силу данного закона стимулировало "утечку умов" из развивающихся
стран, в первую очередь из Индии, Филиппин, Кореи, а также Китая.
Тем не менее, иммигранты, принятые в соответствии с квалификационными
признаками, составляли только 5% общего числа выходцев из стран
третьего мира, прибывших в США в 1965-1990 годы, что свидетельствовало
о сохранении гуманитарных приоритетов иммиграционной политики в
ущерб экономически обоснованному привлечению работников из-за рубежа.
Хотя для миграции профессионалов характерно в первую
очередь движение из бедных стран в богатые, отмечаются также и обратные
потоки и циркуляция между развитыми государствами. Так, в последние
десятилетия наблюдалась в отличие от Западной Европы интенсивная
возвратная миграция из США, главным образом в Южную Корею и на Тайвань,
обусловленная быстрым экономическим ростом в этом регионе. В середине
1990-х годов ежегодно страну покидали 200 тысяч американцев иностранного
происхождения, значительную часть которых составляли профессионалы.
В общей сложности из США уезжала 1/3 всех иммигрантов, причем 20%
- в течение первых 10 лет их пребывания в стране.
Интенсивные перемещения граждан развитых стран осуществляются
в рамках ТНК. Однако подобная занятость за рубежом характеризуется
сравнительно небольшими масштабами. Например, доля американских
граждан, занятых в 1989 году в зарубежных филиалах ТНК (в основном
на высших должностях), не превышала в среднем 0,3% их персонала.
Это обусловлено высокими расходами на содержание таких служащих
за границей, более выгодными условиями найма местного высококвалифицированного
персонала10, а также активным использованием
передовых средств связи11.
Роль иностранной рабочей силы в современных западных
обществах
На рубеже двух тысячелетий в большинстве развитых стран
вновь обострилась проблема нехватки трудовых ресурсов, вызванная
в первую очередь падением рождаемости и усилением структурных диспропорций
на рынке рабочей силы. В 1995 году коэффициент рождаемости в среднем
в странах ЕС составлял 1,43, а самые низкие показатели отмечались
в католических странах Южной Европы: 1,17 -в Италии и 1,18 - в Испании.
Сейчас каждый седьмой житель Европейского союза - старше 65 лет,
а к 2020 году будет каждый пятый, доля людей старше 50 лет повысится
с 31,3 до 42,2%. Численность экономически активного населения "стареющего
континента" сократится со 145 миллионов в 1990 году до 135
миллионов человек в 2020 году. При этом в ЕС 30-45% людей в возрасте
55-64 лет уже уходят с рынка труда, а в группе 65-69 лет продолжают
работать лишь 10%12 .
Такие активно используемые западными странами методы,
как строительство предприятий за рубежом и экспорт рабочих мест,
модернизация производства и повышение производительности труда национальных
кадров, мобилизация экономически неактивного населения (женщин,
пожилых работников) и др., могут лишь частично решить проблему нехватки
рабочей силы. Ситуация усугубляется и деформацией структуры иммиграции,
обусловленной притоком воссоединяющихся членов семей и беженцев,
которые не в полной мере востребованы экономикой принимающих стран.
Основной дефицит наемных работников ощущается в группах квалифицированных
рабочих среднего уровня и высококвалифицированных специалистов технического
профиля.
Так, в 1990-с годы в Нидерландах в числе наиболее трудно
заполняемых были вакансии слесарей и сварщиков, строительных рабочих
и работников пищевой промышленности, причем прежде всего это относилось
к секторам с худшими условиями труда (минимальная зарплата, тяжелый
характер и плохая гигиена труда, нерегулярные формы занятости и
др.). В США в этот период наблюдался острый недостаток молодых квалифицированных
и высококвалифицированных специалистов, прежде всего компьютерных
профессий. Только на фирмах хай-тека не хватало около 150 тысяч
техников, программистов и инженеров.
Общепризнано, что система подготовки и переподготовки
кадров в силу своей инертности не может обеспечить экономику необходимыми
ей работниками в короткие сроки, особенно, когда речь идет о редких,
уникальных специалистах, талантливых ученых и т.д. Поэтому в условиях
обострения мировой конкурентной борьбы в инновационной сфере переманивание
"зарубежных умов", прежде всего из стран с развивающейся
и переходной экономикой, а также из менее развитых западноевропейских
стран становится одним из наиболее эффективных ее методов.
Наконец, среди самих граждан развитых стран растет обеспокоенность
усилением нелегальной иммиграции и притоком иноэтнических поселенцев,
прибывающих на законных основаниях на постоянное местожительство.
В этой ситуации представляется перспективным расширение временного
приема иностранных работников на принципах ротации.
Доля нетто-иммиграции в приросте населения развитых
стран достигает почти половины, причем в странах Западной Европы
она превышает 80%. В основных странах иммиграции на иностранцев
приходится 5-20% их населения и 10-25% рабочей силы (см. таблицу
1).
Таблица 1. Удельный вес иммигрантов в населении и рабочей
силе развитых стран в 1996 году
|
Иностранное население (ИН)* (тысяч человек)
|
Доля ИН в структуре населения (%)
|
Иностранная рабочая сила (ИНР)* (тысяч человек)
|
Доля ИНР в составе рабочей силы (%)
|
Австралия
|
3908
|
21,1
|
2238
|
25
|
Бельгия
|
912
|
9
|
196
|
6,5
|
Великобритания
|
1972
|
3,1
|
878
|
3,4
|
Германия
|
7314
|
8,9
|
2559
|
9,1
|
Италия
|
109,1
|
2
|
332
|
1,7
|
Канада
|
4971
|
17,4
|
2681
|
18,5
|
США
|
24600
|
7,9
|
11564
|
9,4
|
Франция
|
3597
|
6,3
|
1573
|
6,2
|
Швейцария
|
1338
|
19
|
709
|
17,9
|
Япония
|
1415
|
1,1
|
88
|
0,1
|
* В США, Австралии и Канаде в эти данные включается вес население,
родившееся за границей, в том числе натурализованные иммигранты,
в остальных странах - только иностранное население, то есть лица,
имеющие иностранные паспорта.
Источник: Stalker P. Workers without Frontiers. Boulder, 2000, p.
42.
Хотя средний уровень образования иммигрантов обычно
ниже, чем коренного населения, их профессионально-квалификационная
структура имеет более выраженную поляризацию, отражающую дихотомию
современного спроса на иностранную рабочую силу: с одной стороны,
на высококвалифицированных специалистов, а с другой - на временных,
в том числе сезонных, рабочих. В США среди иммигрантов, прибывших
в страну в 1975-1980 годы, лица с высшим и неоконченным высшим образованием
составляли 19,7%, а удельный вес иммигрантов, не имевших диплома
об окончании средней школы, достигал 40,7%. В 1995-1998 годы на
долю указанных категорий среди иностранцев приходилось соответственно
40,9 и 35,0% (среди граждан аналогичные цифры составляли 49,3 и
15,7%)13.
Иммигранты вносят весомый вклад в развитие экономики
принимающих стран. Так, в ФРГ в 1972 году, в пик трудовой миграции,
иностранные работники произвели свыше 30% ВВП. В США они дают чистую
прибыль в 10 миллиардов долларов в год. Широкое использование дешевого
низкоквалифицированного иностранного труда явилось основой функционирования
ряда традиционных отраслей (хотя в некоторых случаях это замедляет
процесс модернизации производства14). Например, в Бельгии иммигранты
составляют половину всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных
рабочих15, в США - 70% работников, занятых в сельском хозяйстве16.
Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено
привлечением высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Только
в компаниях Силиконовой долины США трудятся более 2 миллионов квалифицированных
иностранцев - программистов, инженеров-компьютерщиков и др. Исследование,
проведенное в конце 1990-х годов и охватившее 4500 высокостатусных
ученых и инженеров, работавших в США, выявило среди них чрезвычайно
высокую долю иммигрантов. Иностранное происхождение имели 60% американских
авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30% - по другим естественным
наукам. Примерно 1/4 основателей или президентов биотехнологических
компаний были уроженцами других стран17.
Благодаря развитию современных средств коммуникации,
в первую очередь Интернета, наряду с традиционными формами использования
иностранной рабочей силы на территории принимающей страны возникли
ее новые - дистанционные формы, позволяющие высококвалифицированным
специалистам из других государств работать на иностранных заказчиков,
не покидая своей родины.
Так, индийские инженеры и чертежники, принимая из США
по спутниковой связи заказы на архитектурные проекты и отправляя
подобным же образом результаты выполненной работы, могут получать
приличную зарплату, не уезжая из своей страны. Некоторые финансовые
компании США привлекают специалистов, живущих в странах Карибского
бассейна, для ввода информации в компьютерные базы данных и ее последующей
пересылки в США по электронным средствам связи. Активно трудятся
на иностранных работодателей с помощью Интернета и отечественные
ученые.
Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит
и так называемый этнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей
и работников. Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли,
в первую очередь в таких их видах, как уборка улиц и помещений,
транспортные перевозки, ресторанный, гостиничный и туристический
бизнес, торговля продуктами питания, одеждой и изделиями из кожи,
оказание бытовых услуг в системе прачечных, ателье, парикмахерских,
а также в банковской, страховой и других сферах. Производственные
предприятия создаются иммигрантами главным образом в швейной, кожевенной
и пищевой промышленности, строительстве, издательском бизнесе, сфере
телекоммуникаций и информатики.
Благодаря предпринимательской активности иммигрантов
в США появились многие быстро развивающиеся деловые зоны, такие,
как "Кориатаун" и "Маленький Сайгон" в Лос-Анжелесе,
"Чайнатаун" в Окленде или "Маленькая Гавана"
в Майами. Например, па предприятия, принадлежащие испаноязычным
американцам, приходится 3% всех фирм и 1% валового дохода страны.
Причем, когда в стране в период с 1982 по 1987 год общее количество
фирм возросло на 14%, число предприятий, находящихся в собственности
испаноязычных американцев, увеличилось на 81%, фирм, принадлежащих
американцам азиатского происхождения, - на 87%. В Германии в 1991
году турецкие фирмы создали 700 тысяч рабочих мест, инвестировали
6 миллионов марок и обеспечили объем продаж в 25 млрд. марок18.
Хотя пришлое население в местах своего сосредоточения
оказывает сильное давление на государственную сферу социальных услуг
и выплат, в национальном масштабе, согласно исследованиям Дж. Симона
и А. Акбари19, проведенным на основе статистики США и Канады, иммигранты
в целом получают меньше социальных выплат и платят больше налогов
и взносов, чем коренное население. Чистое финансовое сальдо их пребывания
для государственной казны положительно. Исключив при расчетах государственные
расходы на пенсионное обеспечение по старости и на образование,
обусловленные возрастными параметрами населения, эти исследователи
показали, что статус мигранта не влияет на степень нуждаемости в
социальных выплатах. При одинаковых демографических характеристиках
объем выплат коренным и пришлым жителям примерно эквивалентен и
заметно уменьшается у иммигрантов по мере увеличения продолжительности
их пребывания в стране, а также повышения доли высокообразованных
и снижения доли низкообразованных мигрантов.
Хотя широко распространено мнение, что иммиграция ведет
к уменьшению заработков и занятости среди коренного населения, воздействие
иммиграции в этой области в действительности минимально и в ряде
случаев позитивно. Так, согласно результатам исследования, проведенного
Е. Соренсен в США в начале 1990-х годов20, влияние 10-процентного
увеличения численности иммигрантов на количество отработанных коренным
населением недель статистически незначимо. Дифференцированное влияние
увеличения численности различных категорий иммигрантов в США на
занятость и заработки разных групп коренного населения мужского
пола (см. таблицу 2), вероятно, можно объяснить тем, что в одних
случаях экономические иммигранты в силу своей профессии и квалификации
непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют
ниши, комплементарные в производственном процессе нишам коренных
жителей.
Таблица 2. Влияние иммиграции на занятость и заработки
коренного населения США (в % )*
Категории иммигрантов
|
Динамика занятости коренного населения**
|
Динамика заработков коренного населения**
|
Белые амери-канцы
|
Афроамери-канцы
|
Испано-язычные американцы
|
Белые американцы
|
Афроамери-канцы
|
Испано-язычные американцы
|
Вес иммигранты,
|
-0,01
|
-0,01
|
-0,7
|
0,3
|
-0,7
|
-0,4
|
в том числе:
|
Экономические иммигранты
|
-0,5
|
-0,2
|
0,9
|
-1
|
1,4
|
1,6
|
Воссоединяющиеся члены семей
|
0,6
|
1,1
|
-0,3
|
2,1
|
2,1
|
-0,3
|
Прочие летально проживающие иностранцы
|
0,5
|
0,6
|
1,3
|
0,6
|
1,5
|
1,8
|
Нелегальные иммигранты
|
-0,02
|
0,4
|
-0,6
|
0,2
|
-0,7
|
-0,9
|
Натурализованные иммигранты
|
-0,9
|
-0,9
|
-2
|
-1,8
|
-3,8
|
-3
|
* Влияние 10-процентпого увеличения численности иммигрантов на
количество отработанных коренным населением недель.
** Работники мужского пола.
Источник: Immigrants and Immigration Policy: Individual
Skills, Family Tics, and Group Identities, p. 251-255.
Сферы занятости высококвалифицированных мигрантов и
местных жителей в значительной степени пересекаются, у низкоквалифицированных
работников они, напротив, заметно различаются. Так, в системе общественного
питания иммигранты в основном заняты на низших должностях в ресторанах,
тогда как коренные жители чаще работают в сети "быстрого питания";
в сфере торговли первые трудятся в небольших магазинах, вторые -
в супермаркетах; в строительстве иностранные работники заняты в
неюнионизированном ремонтно-реставрационном секторе, местные - в
более солидных строительных фирмах. Этой дифференциации способствует
особая роль, которую в занятости иммигрантов играют системы социальных
связей и неформального профессионального обучения. Кроме того, в
анклавах формируются специфические возможности занятости иммигрантов,
отличные от ниш, существующих для коренных жителей.
Современные подходы к экономической миграции в западных
странах
В последние десятилетия миграционная политика западных
стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного
подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности,
иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением
их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных
межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних
мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов
(внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете
угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия
приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю,
усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной
безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.
Вместе с тем иммиграционная политика активно выполняет
и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением
производства. Миграционное законодательство благоприятствует въезду
высокообразованных специалистов, а также некоторых групп квалифицированных
рабочих, пользующихся повышенным спросом, отдавая все большее предпочтение
их временной работе перед постоянным жительством. При этом оно оставляет
ниши и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных
работников. Приток коммерческих иммигрантов, обладающих капиталом
и ориентированных на предпринимательство и инвестирование, даже
поощряется.
В США в 1990 году квота ежегодно принимаемых на постоянное
местожительство экономических мигрантов была повышена до 140 тысяч
человек21. Однако в середине 1990-х годов заполняемость этой квоты
характеризовалась заметными колебаниями (она снизилась до 85,3 тысячи
человек в 1995 году и вновь повысилась до 117,5 тысячи человек в
1996 году), что было связано с предоставлением в 1994 году статуса
постоянных жителей значительной части квалифицированных мигрантов,
временно проживавших в США, а также иностранных студентов, обучавшихся
в стране. Доля экономических мигрантов в структуре всего поселенческого
потока составляла в 1998 году лишь 12%. При этом число мигрантов,
прибывших в страну для временной работы, достигало в конце 1990-х
годов 600 тысяч человек в год, из которых около 80% приходилось
па квалифицированных работников. Североамериканское соглашение о
кооперации в сфере труда, принятое в 1993 году в рамках НАФТА, предусматривает
квотированную миграцию инвесторов, высококвалифицированных работников
и служащих ТНК между странами-участницами соглашения.
При предоставлении неиммиграционных виз иностранцам,
позволяющих им в течение определенного времени работать в США, приглашающие
их предприниматели должны не только спонсировать приезд, но и доказать,
что среди граждан США или постоянных жителей подобных работников
найти невозможно.
С 1998 года американские компании лоббируют увеличение
количества виз для специалистов в области информационных технологий,
нехватка которых, как они отмечают, замедляет экономический рост,
и резко протестуют против любых попыток законодательного ограничения
въезда квалифицированных специалистов22.
Под давлением компьютерных компаний было решено выдавать в 2001-2003
годы дополнительно 36250 виз высококвалифицированным работникам
из-за рубежа, желающим работать в компьютерной индустрии США. Им
будет облегчено получение разрешений на работу и вида на жительство
в стране. Значительная часть профессионалов привлекается на американские
фирмы рекрутинговыми агентствами и они работают на фактически кабальных
условиях, как "техно-брасеро"23.
За каждого приглашенного иностранного специалиста американские
компании должны будут отчислять в госбюджет США 2 тысячи долларов,
а если доля иностранной рабочей силы в компании превысит 15%, то
- 3 тысячи долларов. На вырученные деньги предполагается создавать
центры по подготовке и переквалификации самих американцев, которые
захотят работать в данной сфере. Предприниматели, нелегально нанимающие
иностранцев, подвергаются штрафу до 10 тысяч долларов.
Таким образом, происходящие в американской иммиграционной
политике изменения знаменуют постепенный отход от доминировавшей
до последнего времени системы семейной иммиграции в пользу приема
мигрантов на основе профессионально-квалифицикационных признаков24,
являющихся приоритетными в других традиционных странах иммиграции.
В Канаде, где на иностранных работников, принимаемых
на рейтинговой основе, приходилась в 1998 году 1/4 всех мигрантов,
прибывающих на постоянное местожительство, планируется увеличить
их долю до 1/2. Прием иммигрантов в эту страну осуществляется в
зависимости от числа оценочных баллов за образование, возраст, знание
английского языка и профессиональную квалификацию, набранных соискателем.
Канадское правительство, в частности, охотно выдает визы на постоянное
местожительство квалифицированным специалистам, имеющим среднее
специальное и высшее образование, а также ученые степени в различных
областях математики, инженерных наук, вычислительной техники, естественных
наук и обладающим опытом работы в соответствующей области.
Иммиграционные преференции для зарубежных предпринимателей
и инвесторов получили наибольшее развитие в Канаде и США, где действуют
специальные программы коммерческой и инвестиционной иммиграции.
В целях привлечения потенциальных предпринимателей в
канадское законодательство еще в 1977 году была введена категория
"коммерческий иммигрант". Под нее, в частности, подпадали
лица, обладающие возможностями и способностями (документированное
наличие имущества или средств в размере 300 тысяч канадских долларов,
2-3-годичного опыта предпринимательства или работы на высоких руководящих
должностях) основать, купить либо инвестировать в предприятие, которое
позволит создать или сохранить рабочие места для одного или более
постоянных жителей Канады, не считая самого предпринимателя и членов
его/ее семьи. В эту категорию включались также самостоятельно занятые:
консультанты, художники, музыканты и др., намеревающиеся основать
либо купить в Канаде коммерческое предприятие, на котором сможет
трудоустроиться сам владеющий им соискатель25.
С 1986 года в канадском законодательстве введена новая
категория бизнес-иммигрантов - инвесторов и стимулируется их приток.
Инвестор должен сделать безотзывные и не гарантируемые государством
капиталовложения в тот или иной одобренный правительством проект
на сумму от 250 тысяч канадских долларов и сроком минимум на 3 года.
Соискателю необходимо представить документально подтвержденные доказательства
своих достижений в предпринимательской деятельности, иметь денежные
средства и имущество на сумму более 500 тысяч канадских долларов,
которые были заработаны собственными силами, прямо или опосредованно
в ходе работы на руководящих должностях в коммерческих предприятиях,
а не получены, скажем, по наследству. Кроме того, он должен доказать
легальность этих доходов.
Позднее под инвестиционные проекты стали предоставляться
и государственные гарантии, но лишь тем иммигрантам, которые располагали
суммой в 700 тысяч канадских долларов и могли вложить до 500 тысяч
долларов сроком до 5 лет 26 В результате действия указанной программы
в конце 1980 - начале 1990-х годов в Канаду ежегодно прибывало около
тысячи инвесторов. В 1987-1991 годы только иммигранты из Гонконга
вложили в экономику страны 6,5 млрд. канадских долларов27 и создали
десятки тысяч полноценных рабочих мест.
В США, согласно программе инвестиционной иммиграции,
реализуемой с 1990 года, предоставляется статус постоянных жителей
("грин кард") иностранным инвесторам и членам их семей.
Американским законодательством предусмотрено ежегодное выделение
7 тысяч виз для лиц, инвестирующих от 1 миллиона долларов в городских
районах США, и 3 тысячи виз - для инвестирующих более 500 тысяч
долларов в сельской местности и создающих как минимум 10 рабочих
мест для американских работников. Однако высокий уровень инвестиций
по сравнению с конкурирующей программой в Канаде и отсутствие широкой
информации о программе ограничили круг ее участников в первой половине
1990-х годов всего 700 инвесторами, среди которых наибольшую активность
проявляли выходцы из Великобритании, Германии, Израиля, Канады,
Китая, Южной Кореи, Тайваня и Индии28.
Западноевропейские страны активно используют Европейскую
службу занятости для найма иностранных работников из других стран
региона. Однако с сокращением трудовой миграции из Португалии, Испании
и Италии возобновилась практика заключения соглашений о найме иностранных
работников-неграждан ЕС на принципах ротации, в первую очередь выходцев
из бывшей Югославии и других восточноевропейских государств, а также
Турции и стран Магриба.
В соответствии с двусторонними программами приграничной
работы чехам, словакам и полякам, живущим на расстоянии не более
50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии,
что они ежедневно возвращаются домой. Кроме того, в целях привлечения
специалистов в области информационных технологий, главным образом
из Индии, ФРГ ежегодно выделяет 20 тысяч виз.
Тенденция к повышению доли высококвалифицированных работников
в общей структуре иммиграции, наметившаяся в Западной Европе еще
в условиях иммиграционных рестрикций, когда прием иностранных работников
был сведен к минимуму (во Франции с 1982 по 1990 год численность
иностранных высококвалифицированных работников возросла на 81,5%,
тогда как прочих категорий иностранных работников - всего на 0,8%),
ныне приняла четкие очертания. Во Франции и Великобритании для высококвалифицированных
специалистов введена ускоренная процедура выдачи разрешений на работу.
При этом западноевропейские страны проявляют большую избирательность
с точки зрения географии рекрутирования иностранных работников.
Так, швейцарские власти в соответствии с законодательством 1992
года благоприятствуют притоку экономических мигрантов из ЕС и ЕАСТ,
сохраняя "нейтралитет" в отношении выходцев из США, Канады
и Восточной Европы и создавая барьеры на пути мигрантов из стран
"третьего мира".
Межгосударственная миграция рабочих и специалистов,
осуществляемая в рамках мирового рынка труда, стала неотъемлемым
элементом функционирования развитых экономик. Современная политика
западных стран обеспечивает селективное расширение приема востребованных
рынком категорий экономически активного населения, содействуя смягчению
диспропорций в сложившейся структуре иммиграции, а также иностранного
населения и заполнению ниш в составе национальной рабочей силы.
1 - Статья подготовлена при финансовой поддержке
РГНФ, проект № 02-02-00145а.
2 - Freeman G. Modes of Immigration Politics in
Liberal Democratic States. International Migration Review, 1995,
No 4, p. 881.
3 - Rasmussen H. No Entry Immigration Policy in
Europe. Copenhagen, 1997, p 63
4 - Rasmussen H. Op Cit , p 64.
5 - The Economist, 1997, July 19-25, p 43
6 - Abella M. Sending Workers Abroad. Geneva, ILO,
1997, p 113-114.
7 - International Migration Review, 2000, No 130,
p. 360.
8 - Во Франции еще в середине 1970-х годов было
одобрено 90% заявок предпринимателей на снятие с них ограничений
на рекрутироваие иностранных рабочих (Hollificld J. Immigrants,
Markets and States. The Political Economy of Postwar Europe. Cambridge,
1982, p. 81).
9 - Андреюк В. Экономическая стратегия иммиграционной
политики ФРГ в 60-80-е годы XX века. М., 1997, с. 11.
10 - В США в 1994 году оплата труда квалифицированного
инженера достигала 100 тысяч долларов в год, а на Тайване местные
кадры аналогичного профиля были доступны за 25 тысяч долларов, в
Индии и Китае - за 10 тысяч долларов
11 - Менеджеры завода Даймлер-Крайслер в Алабаме
ежедневно проводят двухчасовую телеконференцию с головным офисом
в Штутгарте. Rasmussоn H. Op. cit, p. 139-141.
12 - Rasmussen H. Op. Cit., p. 139-141
13 - OECD Economic Outlook, 2000, No 68, December,
p. 189.
14 - В ФРГ, например, в 1960-1970-е годы иммигранты
были заняты в так называемых отраслях роста: автомобильной, химической,
электроэнергетической и сталелитейной промышленности. Модернизация
производства в этих секторах проводилась в ускоренном темпе, и гастарбайтеры,
сконцентрированные на периферийных участках в сфере неквалифицированного
труда, не были ей помехой. Однако широкое применение труда иммигрантов
на небольших предприятиях с устаревшим оборудованием в таких отраслях,
как угледобывающая, судостроительная, сталеплавильная и текстильная,
а также строительство, действительно не способствовало обновлению
производства. В 1980-е годы эти секторы, рекрутировавшие иностранных
рабочих в наибольшей степени, понесли крупные потери в ходе структурной
перестройки экономики.
15 - Киреев А. Международная экономика, ч.1. Москва,
1997, с. 322.
16 - Stalker P. Op. cit, р. 44.
17 - The Economist, 1999, August 21-27, p. 40.
18 - Castles S., Miller M. The Age of Migration:
International Population Movements in the Modern World. L., 1993,
p. 180.
19 - Simon J., Akbari A. Determinants of Welfare
Payment Use by Immigrants and Natives in the United States and Canada.
In: Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family
Ties, and Group Identities. Greenwich, 1996, p. 79-102.
20 - Sorensen E. Measuring the Employment Effects
of Immigrants with Different Legal Statuses on Native Workers. In:
Immigrants and Immigration Policy: Individual Skills, Family Ties,
and Group Identities, p. 245-264.
21 - 40 тысяч виз предоставляются "приоритетным
категориям, обладающим выдающимися способностями" (ученым,
деятелям культуры, спортсменам, бизнесменам и т.д.); еще 40 тысяч
- работникам с высоким уровнем образования и квалификации или исключительными
способностями и 40 тысяч - разного рода рабочим и специалистам.
При этом специалисты должны иметь как минимум степень бакалавра,
а квалифицированные рабочие - двухлетний период профессиональной
подготовки. Еще 10 тысяч виз резервируется для "людей на яхтах"
- потенциальных инвесторов. Остальные 10 тысяч виз отводятся так
называемым специальным мигрантам, в число которых входят, например,
священнослужители.
22 - OECD Economic Outlook, 2000, No 68, December,
p. 192.
23 - Stalker P. Op. at, p. 114.
24 - Очевидно, стремительное увеличение в структуре
иммиграции в США доли высококвалифицированных специалистов, в том
числе и иностранных студентов, которые быстрее, чем менее образованные
категории мигрантов, осваивают язык и обычаи принимающей страны,
а также в меньшей степени обременяют систему социального страхования,
обусловлено не абстрактной предпочтительностью профессионалов для
страны, а ее потребностями в их конкретных группах (ясно, что для
общества гораздо полезнее может быть не врач, который будет жить
и практиковать в богатом квартале, а, например, няня для детей,
дефицитная в кварталах среднего класса, где женщины стремятся работать).
25 - Гусман Т. Зеркало иммиграции: Канада. М.,
1999, с. 21-26.
26 - Винарова Н., Гавриловец А. Иммиграция в Канаду,
или Welcome to Canada. М., 1997, с. 52-53.
27 - International Migration Policies. N.Y., 1998,
p. 83.
28 - Иванов М. Законодательное регулирование "инвестиционной
иммиграции". США: экономика, политика, идеология, 1996, № 7,
с. 83.
|