… о миграции в Казахстане
|
Миграция в Казахстане: кто останется?
|
В последнее время из поля зрения общественности выпал
такой с виду незаметный процесс, как миграция населения. Нужно отметить,
что данный процесс имеет несколько характерных черт, присущих Республике
Казахстан.
Это - сезонность, и социально-политическая ситуация
в республике и в регионе и экономическое положение внутри страны.
Влияние миграции на изменение численности и структуры населения
в последние годы постоянно ослабевает. Резко сократился поток населения
как внутри стран Центральной Азии, так и в миграции за их пределы.
Это стало возможно только по причине фактического исхода
населения, готового сменить место жительства. Но эти обнадеживающие
слова прослеживаются из успокаивающих источников, имеющих свое начало
в государственных структурах, призванных проводить мониторинг ситуации,
связанной с миграционной активностью населения.
Тем не менее, в странах Содружества в последние годы
складывалось отрицательное сальдо миграции. Так, в 1997 году наиболее
высоким был уровень оттока из Казахстана - 18 человек на 1000 населения.
В последующие годы интенсивность оттока из Казахстана ослабела и
в 2000 году составила 8 человек на 1000. Несколько увеличился миграционный
отток из Киргизии - с 2 человек на 1000 жителей в 1999 году до 5
- в 2001 году.
Показательным становится факт изменения объемов традиционных
миграций между странами-членами СНГ. При этом ранее значительную
часть населения, мигрирующего из страны в страну, как ни странно,
составляли учащиеся. Однако и этот показатель в настоящее время
подвержен изменению в сторону снижения. Так, например, в 2001/2002
учебном году в общей численности студентов из стран Содружества,
получающих образование в российских вузах, граждане Казахстана составляли
47%, Украины - 14%, Белоруссии - 11%, Азербайджана - 8%, Узбекистана
- 6%, Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии и Таджикистана - 1-3%.
Нужно также принимать во внимание и тот факт, что казахстанская
статистика недоучитывает значительную долю внешней миграции, главным
образом - выезда за пределы страны. Так Комитет по статистике и
анализу Агентства по стратегическому планированию и реформам республики
отмечает, что основные миграционные потоки, как и раньше, формировались
со странами ближнего зарубежья.
Около 80% эмигрантов выехали в страны ближнего зарубежья,
в том числе в Россию - 72,4 %, Узбекистан и Украину - по 2%, Беларусь
- 1,8 %. В Германию выехали 18, 4 % от общего количества эмигрантов,
Израиль - 0, 6 %, США - 0,3 %. Значительные миграционные оттоки
населения за пределы республики наблюдаются из промышленно развитых
областей: Северо-Казахстанской (51,3 тысячи человек), Костанайской
(39,5 тысячи человек), Акмолинской (34,4 тысячи человек).
Не менее важную проблему представляет собой недоучет
внутренней миграции. Так, в сентябре 2001 года в Астане была осуществлена
акция "Я - житель столицы". В ходе ее проведения были
выявлены 153,5 тысячи человек, проживающих без регистрации в подразделениях
миграционной полиции органов внутренних дел города. В связи с этим
статистические органы Казахстана были вынуждены пересчитать данные
по межобластной миграции населения за 1999, 2000 и 8 месяцев 2001
года.
Более пристального внимания в процессе определения внутренней
и внешней миграции заслуживает сама этнополитическая ситуация в
Казахстане. По мнению специалистов, скачок в миграционных потоках
произошел в 90-е годы, когда за шесть лет Казахстан покинули более
2 миллионов человек. В 1994 году, например, по официальным данным,
из Казахстана уехали свыше 480 тысяч человек, а в 1998 году произошел
еще более мощный всплеск миграции из нашей страны.
С чем это связано? Ответ на этот вопрос - многогранен.
Так многие склоняются к мысли, что миграция из Казахстана не является
добровольной. Это можно было отнести к нестабильной социально-политической
ситуации в стране в середине 90-х годов. Например, экономический
кризис отбросил большую часть населения за черту бедности (по официальным
оценкам, ниже черты бедности живут 44% населения, на самом деле
процент безработных можно увеличить до 70-80%); уровень безработицы,
включая скрытую, по экспертным оценкам, составляет 10%, а в регионах
с конверсионными предприятиями она достигает 16-18%.
Но после миграционные настроения были связаны с ожиданием
от нового места жительства более реальной возможности реализации
своего потенциала у взрослого поколения, а также немаловажную роль
сыграл фактор заботы о подрастающем поколении.
Не секрет, что миграционные настроения у жителей Казахстана
пошли на убыль. Это обусловлено тем, что большинство людей трудоспособного
возраста уже покинули Казахстан. В стране остались преимущественно
пенсионеры, которые уже привыкли к республике. Но в настоящее время
вполне вероятен очередной рост миграционного настроения уже и у
пенсионеров.
Чем это обусловлено? А тем, что принятый Закон РК "О
пенсионном обеспечении", увеличил возраст для выхода на пенсию
гражданам Казахстана (женщинам - до 60 лет и мужчинам - до 65 лет).
Какую выгоду получает Казахстан от данного Закона?
Во-первых, чем дольше люди будут работать, тем меньше
лет им нужно выплачивать пенсию.
Во-вторых, при такой нагрузке (продолжительность возраста
выхода на пенсию) как в Казахстане и ненормированном рабочем дне,
плюс отсутствие обустроенного рабочего места, вполне вероятно, что
многие рабочие элементарно не смогут дожить до пенсии. Что также
на руку государству, которое сможет сэкономить на людях предпенсионного
возраста значительные суммы денег.
И, в-третьих, данным законом предполагается за счет
Российской Федерации, а также за счет людей предпенсионного возраста,
не желающих доживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом
скудную пенсию, и сейчас уже в 55-57 лет покидающих это государство,
сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой
труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам, в случае
продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995
году достигнет 60% в 2000 году, а в 2015 году - 80%.
Только становится непонятным позиция государственных
чиновников, которые фактически выбрасывают за порог тех граждан
предпенсионного возраста, которые многие годы трудились на благо
Казахстана. Здесь поневоле встает вопрос о патриотизме госчиновников
и о близорукости политических деятелей, которые за незначительной
выгодой могут потерять и то, что у них еще осталось.
Становится интересным то, что если в 1989 году общий
коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 человек населения)
в целом по Казахстану составлял 23,4, то в 1995 году - 17,5, а в
2001 году - 14,6. Что не может не вызывать опасения за будущее Казахстана
как суверенной республики. При этом Казахстан уже сейчас можно называть
государством со стареющей нацией. А при подобном раскладе, когда
даже пенсионеры, абсолютно не склонные к смене места жительства,
в котором они прожили 30-40 лет, начнут уезжать из республики, Казахстан
может столкнуться не только с проблемой старения населения, но и
со значительным сокращением популяции людей на территории Казахстана.
При этом мало кто задумывается над данной проблемой.
А интереснее всего позиция чиновников, разрабатывавших законопроект
"О пенсионном обеспечении", которые надеются, что старость
их не коснется…
Олег СИДОРОВ. "Gazeta.kz", 11 сентября
2003 года
|