|
 |
Где
хотят жить выпускники российских вузов?
|
Над темой номера работали
|
 |
 |
Ольга ЧУДИНОВСКИХ
|
Михаил ДЕНИСЕНКО
|
Мотивы выбора места жительства
Распределение ответов на вопрос "Почему Вы выбрали
именно это место для будущего жительства" показало, что первую
позицию в рейтинге причин занимает вариант "Это мой родной
город (населенный пункт)". Причины, связанные с потенциальной
занятостью и зарплатой также оказались среди лидирующих, причем
возможность получить интересную работу часто была более значимой,
чем вероятность получения высокой заработной платы. В табл. 3 приводятся
распределения ответов на вопрос о причинах выбора места будущего
жительства среди разных групп респондентов, в зависимости от их
миграционных установок.
Таблица 3. Обоснование выбора места жительства студентов
с разными миграционными установками (% ответов)
Обоснование выбора
|
Предполагают жить
|
В городе, где находится вуз
|
В городе, из которого приехали
|
В другом городе России
|
В другой стране
|
Затруднились ответить
|
Это мой родной город
|
34
|
42,6
|
0,9
|
0
|
30,7
|
Это родной город супруга
|
1,9
|
2,7
|
6
|
2,9
|
2,2
|
Хочу продолжить учебу именно там
|
6
|
0
|
13,8
|
18,4
|
6,7
|
Там могу найти интересную работу
|
20,8
|
6,8
|
29,3
|
27,2
|
20,6
|
Там могу рассчитывать на хорошую зарплату
|
17,1
|
5,4
|
24,1
|
27,2
|
17,2
|
Имею/получаю там жилье
|
5,5
|
14,2
|
2,6
|
0
|
5,7
|
Мне просто нравится это место
|
10
|
15,5
|
15,5
|
22,1
|
11,3
|
У меня нет выбора
|
3,8
|
11,5
|
2,6
|
0
|
4,1
|
Другое
|
0,1
|
0,7
|
0,9
|
0
|
0,2
|
Затрудняюсь ответить
|
0,7
|
0,7
|
4,3
|
2,2
|
1,3
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Многие исследования причин миграции, проведенные в нашей
стране в разные годы, показали, что устойчивым фактором, влияющим
на миграционную подвижность населения, является наличие жилья. Институт
прописки, высокие цены на недвижимость, недоступность для иногороднего
молодого человека или девушки приобретения или аренды квартир в
крупных городах, заставляют их возвращаться в родные места, несмотря
на отсутствие определенных перспектив в отношении работы и, тем
более, зарплаты. Этим обстоятельством определяется и относительно
высокий процент респондентов, назвавших причиной возвращения на
родину наличие жилья. Возможность найти интересную работу или расчет
на хорошую зарплату среди таких потенциальных "возвращенцев"
почти втрое ниже, чем в среднем по выборке.
Среди потенциальных эмигрантов за рубеж высок удельный
вес назвавших причины, связанные с карьерой, - учебу, возможность
получения интересной работы и хорошей зарплаты (соответственно 18,4%,
27,2% и 27,2% против 6,7%, 20,6% и 17,2% в среднем по выборке).
Иногородние студенты также оценивали возможную заработную
плату, на которую они могли бы рассчитывать в случае возвращения
на родину. В среднем возможная зарплата в родном городе (населенном
пункте) по оценкам иногородних студентов была в три раза меньшей,
чем в городе, где располагался вуз. В интервью многие иногородние
студенты отмечали, что хотят остаться жить в том же городе, где
они учились несколько лет, в первую очередь из-за разнообразия видов
деятельности и жизненных перспектив, связанные далеко не в первую
очередь с более высоким заработком. Часто при этом также отмечалось,
что содержание работы не играет большой роли. Однако экономическая
сторона вопроса оказалась весьма важной, поскольку респонденты достаточно
ясно оценивают перспективы материального благополучия в случае возвращения
домой и в случае закрепления в городе, где они учились.
В городе, где находится вуз, возможности трудоустройства считают
хорошими или очень хорошими более 60% иногородних респондентов.
В родном городе такими находят перспективы трудоустройства только
24% ответивших. И напротив, 42% студентов этой группы полагают,
что в "своем" городе вероятность найти работу неопределенная
или низкая, и только 12% думают то же самое о поисках работы в городе,
где они учились и намерены остаться по окончании обучения.

Рисунок 1. Оценка перспектив трудоустройства по специальности
иногородними студентами, намеревающимися по окончании вуза остаться
в городе, в котором учились (%)
|