|
Незаконная миграция в России
(по материалам конференции "Незаконные
мигранты в России: ситуация, тенденции, политика", Москва,
24 апреля 2003 года)
Миграция - неотъемлемая характеристика образа жизни
современного общества, органичная часть ее экономики. Как и во всем
мире, в России развитие миграции идет крайне противоречиво. Неэффективность
господствующей модели международной миграции выражается в огромном
размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной
рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в
громадных масштабах миграции в/через Россию вовлекают в людской
оборот миллионы человек и представляют собой часть современного
глобального миграционного режима, который обеспечивает функционирование
и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.
Для изучения феномена незаконной миграции в России в рамках Московской
исследовательской программы по миграции с июня 2001 по декабрь 2002
года, было проведено исследование, основанное на ряде социологических
опросов.
Краткие итоги опроса экспертов
Сведения о незаконной миграции в России, полученные
от 234 наиболее компетентных экспертов по проблемам миграции, редко
включают оценки, основанные на планомерном сборе данных. Они, как
правило, опираются на индивидуальный, а потому достаточно ограниченный
опыт специалистов.
Во всех регионах прослеживалась такая тенденция: чем
выше должность чиновника, который отвечает на вопросы, тем более
формальны его ответы, тем меньше в них конкретной информации (хотя
были и исключения).
Опрос экспертов показал большую неоднозначность оценки
ситуации с незаконной миграцией и политики в отношении иммиграции
в страну в российском общественном мнении. В ответах чиновников
часто проглядывает некоторая растерянность от того, что предпринимаемые
меры по борьбе с незаконной миграцией не дают ожидаемого эффекта.
Эксперты, работающие в миграционных службах МВД и других государственных
структурах, полагают, что виной неэффективности принимаемых мер
являются, главным образом, нехватка средств для осуществления поставленных
задач и коррумпированность местных органов власти. Эксперты из научной
среды, представители НПО и работодатели видят главную причину неуспешности
проводимой миграционной политики в том, что сила миграционного напора
извне и существующий спрос внутри страны требуют иной системы регулирования,
нежели только ограничительные барьеры, а гибкая система разрешения
конфликта между миграционным потоком и интересами региона/страны
не создана ни законодательно, ни институционально.
Эксперты из государственных структур в большей мере
воспринимают иммиграцию в Россию как угрозу (неуплата налогов, подпитка
теневой экономики, вывоз денег из страны, криминализация общества,
конкуренция местному населению на рынках труда) и предлагают чаще
всего ужесточение ограничительных и карательных мер. Эксперты из
научной среды, представители НПО и работодатели считают, что приезд
мигрантов выгоден региону и выступают за меры по их легализации
и упрощению процедур получения разрешений на работу. По их мнению,
сохранение нелегального статуса мигрантов выгодно для властей (поборы,
перекладывание бремени социальной защиты на самих мигрантов), но
не выгодно для региона и страны в целом.
Интересно достаточно необычное мнение одного из экспертов,
который сказал, что "...страдает облик города, так как у незаконных
мигрантов в глазах страх, озлобленность. Человек, имеющий жилье
и защищенный законом, более уверен в себе...". Это один из
тех аспектов - гуманитарный, о которых не так часто вспоминают политики,
решая проблемы миграции.
Основные итоги опроса более 3000 незаконных мигрантов.
Ситуация в регионах России
Оценка численности незаконных мигрантов в обследованных
регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону,
Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика
Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения,
в Москве она составляет более 10%. Численность незаконных мигрантов
растет и, по-видимому, будет продолжать расти вследствие уменьшения
легального пространства для внешних миграций с введением нового
российского законодательства и дефицита рабочей силы в условиях
демографического кризиса и стабилизации экономики.
Данные опроса 1225 незаконных мигрантов показали, что
около 90% потоков незаконной миграции идет в Россию из стран СНГ,
остальные - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной
Азии. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц
(около 60%) или из небольших городов (около 25%), мигрантов из села
мало (не более 15%).
Из трех составляющих нелегальной миграции (нелегальный
въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость) в России
наиболее распространена нелегальная занятость. Разрешение на работу
имеют менее 30% опрошенных, регистрацию по месту проживания - около
50%.
Анализ основных сфер занятости незаконных мигрантов
в регионах России свидетельствует о том, что российский рынок труда
структурируется так же, как рынки труда многих принимающих стран.
В России идет процесс формирования характерного для таких стран
разделения труда на основе этнической и тендерной сегрегации работников,
происходит выделение и оформление мигрантских ниш занятости. Идет
этот процесс в двух направлениях: по сферам/отраслям занятости и
по территориям.
Другой важный тренд - массовое распространение неофициальных
отношений в сферах мигрантской занятости. Это означает, что работодатели
привыкают нанимать не местных работников и работать вне правового
поля, что обеспечивает им определенную гибкость, дешевую рабочую
силу, отсутствие социальных расходов, уход от налогов. В экономическом
смысле такая "привычка" означает, что имеет место не просто
случайный найм случайного работника, а создается и воспроизводится
определенный порядок, обеспечивающий найм именно мигрантов.
Эмпирическая проверка гипотезы о том, что "мигранты
делают работу, на которую не идут местные жители", показала,
что, если руководствоваться наблюдениями самих мигрантов, то примерно
половина тех рабочих мест, которые заняты мигрантами, являются строго
мигрантскими, то есть "зарезервированы" за мигрантами
на долгие годы, а другая половина - это, так называемые, конкурентные
сектора, где существует конкуренция с местными работниками.
Неработающих нелегалов в России, по результатам опроса,
около 10%. Остальные либо работают, либо учатся, зачастую совмещая
это с работой. Чаще всего это работа в торговой сфере - более 30%
опрошенных, в сфере услуг - около 25% или в строительстве - 20%.
Из работающих нелегалов около 60% работают по найму, из них чуть
меньше половины - на постоянной основе. Работа зачастую выбирается
та, которая попадется (40%), а не та на которой больше платят (29%)
или где лучше условия труда (16%). Это труд, требующий либо средней
квалификации (52%), либо неквалифицированный (27%). Квалифицированным
профессиональным трудом (по мнению самих нелегалов) занято не более
1/5 опрошенных.
На первом месте среди причин отъезда мигрантов из своих
стран стоит отсутствие работы. Постоянную работу на их родине имели
около 30% мигрантов, около 20% были студентами и 16% имели временную
работу. Ведущие причины иммиграции в Россию - экономические. Средняя
зарплата трудовых мигрантов в России в 4-5 раз выше, чем на родине.
Более 30% мигрантов посылают часть заработанных денег на родину.
В среднем опрошенные мигранты посылают домой по 80 долл. в месяц,
в основном делается это через проводников или друзей, так что и
в этой части официальные каналы обходятся стороной. За весь истекший
период пребывания в России (к моменту опроса) средний мигрант послал
домой около 1700 долларов США.
Неофициальные и неформальные отношения и связи распространены
на протяжении всей миграционной цепочки: от способов получения информации
о возможностях миграции, затем способов поиска работы и жилья до
организации лечения и устройства детей в школы. Для 50% незаконных
мигрантов источник информации о возможности приезда - друзья, сослуживцы
и знакомые. В переезде и поиске работы более 50% мигрантов получили
помощь от соотечественников (бесплатно в 40% случаев или за деньги
в 10% случаев). Распространенность неформальных связей в процессе
организации миграции и трудоустройства в России - обратная сторона
слабости официальных структур, обеспечивающих трудовую миграцию.
Низкий уровень формализации отношений занятости у трудовых
мигрантов (только 27% имеют письменный контракт с работодателем),
безусловно, сказывается на социальной и личной защищенности работающих
мигрантов. Мигранты, занятые в неформальном секторе, практически
беззащитны перед любыми нарушениями их прав и условий договора.
Самые больные проблемы мигрантов: трудности легализации
статуса, отрыв от семьи, отсутствие медицинской помощи, плохое жилье.
К этому добавляются трудности интеграции, негативное отношение властей
и нетолерантность принимающего общества.
Интеграция мигрантов в принимающее общество - сложный
социальный процесс, требующий от привлекающего государства самостоятельного
направления социальной политики. В России пока такое направление
не сформировалось, несмотря на официально декларируемую линию на
привлечение мигрантов. В то же время уже сформировалась пока относительно
небольшая часть мигрантов - примерно 10%, - которые регулярно пользуются
всем широким спектром различных услуг и учреждений, составляющих
инфраструктуру общества. Они - отдают детей в детские сады или школы,
посещают поликлиники, пользуются услугами банков, юристов, различных
фирм бытовых и культурных учреждений. Эта часть мигрантов, как правило,
ориентирована на длительное проживание в стране или получение российского
гражданства. В то же время почти половина членов мигрантского сообщества
стараются меньше бывать в общественных местах, чтобы избежать конфликтов
с милицией и враждебного отношения общества. Большинство опрошенных
мигрантов имели конфликты с милицией, более 80% опрошенных подвергались
проверкам документов, около 1/3 - штрафам, 1/5 - задержанию, каждый
шестой имели конфликты с рэкетирами и бандитами разного толка.
Анализ миграционных ориентации и намерений мигрантов
позволил выделить две основные стратегии: 1) получить российское
гражданство и остаться в России; 2) быстро заработать и уехать домой.
Чаще всего в планах респондентов - пребывать в России около года,
однако наиболее частый срок пребывания в данный приезд составляет
около 6 месяцев.
Отдельные группы мигрантов
Наиболее уязвимой группой незаконных мигрантов являются
лица, ищущие убежища, не получившие статус беженцев в России, подавляющее
большинство которых составляют афганцы. Эти незаконные
мигранты не имеют возможности вернуться домой, где сохраняется опасность
для их жизни. Лидеры афганских общин в течение последних 7 лет оценивают
масштабы афганского присутствия в 100-150 тысяч. Это дает основание
говорить о том, что продолжения массового притока незаконных мигрантов
из Афганистана в Россию не происходит, даже военные действия США
в Афганистане его не спровоцировали.
Опросы 180 афганских семей в Москве и Санкт-Петербурге
показали, что основная проблема для афганцев - отсутствие легального
статуса. Подавляющее большинство пытались определить свое правовое
положение официальным путем (80%), из них основная часть получила
отказ (60%), который был мотивирован в 63% случаев тем, что соискатель
статуса "не подходит под определение беженца". Значительная
часть афганцев за легализацию готова заплатить деньги (42%): каждый
третий в Москве и почти 2/3 в Санкт-Петербурге. Значительная часть
афганцев уже столкнулась с проявлением агрессии (38% в Санкт-Петербурге
и 12% в Москве), некоторые из них были избиты националистами. Афганцы
сталкиваются с правоохранительными органами с частотой от нескольких
раз в месяц до нескольких раз в день: в общественных местах - более
75% опрошенных, по месту работы - более 60% и по месту жительства
- 40%. Милиция берет с них штрафы, размеры которых довольно велики:
у более 30% опрошенных в Москве она составила от 500 рублей и выше,
в Санкт-Петербурге - от 250 до 500 рублей (24% опрошенных). Как
правило, милиция штраф оформляет в очень редких случаях. Для многих
афганцев контакты с милицией носят унизительный и оскорбляющий достоинство
человека характер: 2/3 опрошенных забирали в милицию из-за отсутствия
денег; оскорбляли (61%); отнимали документы (32%); избивали или
угрожали избить (28%).
Контакты с родственниками в Афганистане они не поддерживают
(96%), не ездят туда за товаром (100%), не посылают деньги родственникам,
живущим на родине (88%), а тем более живущим в других странах (99%).
В основном они заняты в неформальном секторе из-за отсутствия правового
статуса (собственный торговый бизнес, подсобная работа в торговом
бизнесе у земляков и сфера услуг - 61%).
Миграционные намерения (планы) большинства афганцев
- уехать на Запад (59%).
По мнению экспертов, основной способ предотвращения
незаконной миграции афганцев связан с совершенствованием законодательной
системы (54%): половина из них высказалась в пользу смягчения и
доступности процедур легализации, визового режима; другая половина
- ужесточения пограничного контроля, визового режима, усиления охраны
границ. Большинство экспертов считают, что необходимо бороться с
коррупцией чиновников в ПИКах на границе, в МВД. Решать афганскую
проблему, по мнению экспертов, необходимо только гуманными методами
и принять политическое решение, основанное на моральных обязательствах
нашего государства, в отношении своих союзников по войне, проживающих
в России в совершенно бесправном положении.
Обследование 406 китайских мигрантов,
а также китайских землячеств (общин) в Москве, Иркутске, Хабаровске,
Владивостоке, а также анализ материалов, собранных в Благовещенске,
Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Барнауле и Белокурихе (Алтайский
край), показали, что Россия, как и весь мир, переживает переломный
момент - начало формирования новых условий глобального роста китайской
миграции и развития китайских землячеств. Завершился период во многом
стихийного становления и численного роста китайских землячеств и
начался этап организованного их количественного роста и развития
их предпринимательской деятельности.
В настоящее время оценка максимальной численности китайских
мигрантов в России не превышает 400 тысяч человек. Главная проблема
коренится пока не в численности китайских мигрантов, а в том экономическом
ущербе, который наносится России. В значительной мере он стал возможен
из-за быстрого становления в стране китайских землячеств.
В китайском землячестве в Москве существуют многочисленные
фирмы, занимающиеся подготовкой приглашений и визовой поддержкой
китайцев, стремящихся иммигрировать в Россию и через Россию в другие
страны. Появились фирмы, занявшиеся освоением новых городов, где
китайских мигрантов ранее не существовало, а также фирмы, занимающиеся
обменом валюты и валютными операциями, концентрацией средств китайских
предпринимателей в России и организацией с их помощью поставок в
Китай природного сырья и промышленных изделий, использованием карго-фирм
для ввоза в Россию крупных партий товаров и т.д. Огромный урон России
создается в результате фальсификации документации, необходимой для
прохождения таможенного контроля. Произошли изменения в китайском
туристическом бизнесе, ставшем новой сферой международного криминального
бизнеса и важным каналом финансирования китайских туристических
фирм в КНР и России, равно как и китайских землячеств.
Применение китайскими предпринимателями разного рода
"серых" и "черных" схем в бизнесе стало возможным
из-за серьёзных изъянов в политике и деятельности российских властей,
коррупции в органах власти и силовых структурах России.
Главная черта китайской миграции заключается в постоянстве
персонального состава основной части мигрантов, совершающих систематические
поездки в КНР и обратно в Россию. Китайские предприниматели стали
широко применять вахтовый метод работы своих работников в России.
Значительная часть мигрантов является наёмными работниками либо
доверенными лицами китайских фирм. Свыше 38% мигрантов более или
менее постоянно работают по найму. Значительная часть самостоятельных
предпринимателей, не прибегающих к найму рабочей силы, на самом
деле работает по поручению торговых и промышленных фирм, находящихся
как в Китае, так и в России. Если на протяжении большей части 1990-х
годов китайскую миграцию формировали одиночки, на собственный страх
и риск направлявшиеся на заработки в Россию, то в конце 1990-х они
стали органичной частью китайской торгово-промышленной структуры.
Опрос 185 корейских мигрантов из Южной
Кореи, КНДР, КНР и государств Средней Азии в Москве, Владивостоке
и Уссурийске (Приморский край) показал, что корейская иммиграция
в Россию в настоящее время носит ярко выраженный экономический характер.
И хотя только 30% опрошенных прямо назвали целью своего приезда
в Россию бизнес, фактически, и направленные на работу в представительства
южнокорейских фирм (11%), и приехавшие в Россию на учёбу (19%) видят
своей основной целью открытие здесь в перспективе своего собственного
дела.
По оценкам, численность корейских мигрантов в России,
сохраняющих иностранное гражданство, составляет около 50 тысяч человек,
в том числе, около 10 тысяч в Москве и Московской области, и 35-40
тысяч на Дальнем Востоке России (в Приморье и Приамурье).
Интересной особенностью южнокорейской диаспоры в России
является важная организующая роль религиозных миссионерских организаций.
Они становятся каналами пополнения землячества новыми членами, центрами
финансовой взаимопомощи и трудоустройства мигрантов. Эти организации
контролируют значительную часть мелкого бизнеса и активно пытаются
вовлечь в сферу своей деятельности миграционные потоки корейцев
из других стран, прежде всего из среднеазиатских республик.
Основной род занятий корейских мигрантов - собственный
бизнес (61%). Нынешнее экономическое положение России и перспективы
на будущее оцениваются респондентами очень оптимистично: 70% считают,
что уже настало время для масштабных корейских капиталовложений
в российскую экономику, а 67% готовы на крупные приобретения.
Наибольшее недовольство корейских мигрантов вызывают
поборы милиции, проблемы, связанные с таможенной очисткой грузов
и взяточничество в органах власти. Вторая группа проблем - это трудности
с поиском надёжных российских партнеров и плохое исполнение ими
своих обязательств. И, наконец, третьей по значимости проблемой
для корейских предпринимателей в России является сложная и часто
меняющаяся законодательная база. 20% респондентов отметили недоброжелательное
и даже плохое отношение со стороны местного населения, в частности,
издевки над детьми и угрозы физического насилия. В качестве конкретных
препятствий для расширения бизнеса анкетируемые чаще всего называли
проблему банковских переводов, дороговизну жизни, высокие налоги
и арендные ставки.
Опрос 226 вьетнамских незаконных мигрантов
в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке показал, что они в той
или иной мере опираются на помощь четырех официально зарегистрированных
организаций вьетнамской общины в России. В сфере организации бизнеса
ею пользуются 17-29% респондентов, в осуществлении инвестиций 7-12%,
в улаживании спорных проблем 14-21%, в проведении маркетинга 4-20%
(больше всего в Москве), в получении консультаций 21-30%, в защите
прав человека 12-27%. В то же время, отношение вьетнамских властей
к соотечественникам в России заметно и невыгодно отличается от пекинских.
Ханой, проявляя полную готовность принимать "дары" от
мигрантов, крайне осторожно относится к защите их прав, особенно
в конфликтных ситуациях.
Численность вьетнамских мигрантов в России оценивается
в 80-100 тысяч человек, в том числе в Москве - от 20 до 50 тысяч.
Среди респондентов только 7-19% стремятся получить гражданство
РФ, еще 20-36% хотят иметь постоянный вид на жительство и 3-16 %
(особенно много во Владивостоке) - временное разрешение на коммерческую
деятельность. От 24 до 64% опрошенных намерены вернуться во Вьетнам.
Большинство "вьеткиеу" (60-65%) проживают
в гостиницах, общежитиях и других помещениях вьетнамских фирм. Многие
такие общежития отличаются скученностью жильцов, грязью, нарушениями
правопорядка и правил пользования услугами коммунальных служб. Найм,
покупка собственной жилплощади, связанные с увеличением рисков отдельного
проживания, встречаются пока нечасто и характерны для наиболее богатых,
прочно связавших свою жизнь с Россией предпринимателей.
Отношение к себе российского населения от 32 до 60%
респондентов считают доброжелательным и нейтральным, 17-35% - не
очень доброжелательным, не более 10% признали его враждебным. Доля
негативных оценок наиболее велика в Москве.
Респонденты и эксперты считают, что запутанность и противоречивость
правового регулирования порядка миграции в РФ делают понимание и
выполнение соответствующих правил крайне затруднительным и по сути
стимулируют их нелегальное или полулегальное пребывание на территории
России. Не более половины опрошенных ответили, что хорошо знают
все правила и нормы, не встречают проблем в повседневной жизни,
23-38% хуже знают правила и сталкиваются с трудностями, а 19-40%
совсем не знают правил и регулярно попадают в сложное положение.
Данные обследований разных участков границы РФ и опроса
163 незаконных мигрантов из стран за пределами бывшего СССР,
задержанных на пограничных пунктах, показали, что основными
направлениями потоков незаконной миграции являются: а) на въезд
в Российскую Федерацию - российско-китайский, российско-монгольский
и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные
пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга; б) на выезд из Российской
Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами
Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска
Москвы и Санкт-Петербурга, основной поток незаконной миграции в
Российскую Федерацию идет через границу с Республикой Казахстан.
Основные страны исхода - Бангладеш, Шри-Ланка, Индия.
Большая часть опрошенных въехали в Россию по гостевым
(39%), туристическим (31%) и учебным (11%) визам. Часть респондентов
въехала в Россию без виз (16%), используя безвизовый режим въезда
со странами СНГ, а также незаконно пересекли границу (3%). Все опрошенные
прибегали к помощи переправщиков, на которых выходили с помощью
туристических агентств, знакомых и родственников. Несмотря на тяжелое
материальное положение, все респонденты заплатили переправщикам
(от 1 тысячи до 3,5 тысяч долларов США). Деньги на дорогу им собрали
родственники, в надежде на то, что, перебравшись на Запад, они смогут
помогать своим близким. Мигранты провели в пути от 1,5 до 3 месяцев.
Целью практически всех опрошенных было переправиться на Запад через
территорию России, затем через Белоруссию, Украину и другие приграничные
страны. Большая часть опрошенных, на вопрос о планах на будущее,
заявляли, что желают уехать обратно, на Родину, лишь десятая их
часть изъявили желание остаться в России.
Опрос 386 мигрантов из Молдавии, проведенный
в поездах Кишинев-Москва-Кишинев, на пути в Россию и при возвращении
домой, показал, что 90% общего потока составляют незаконные трудовые
мигранты. Общая численность незаконных мигрантов из Молдавии в России
оценивается в 50-100 тысяч человек. Особенностью этого потока является
большая доля выходцев из сельской местности - 34%. Три четверти
респондентов приехавших на заработки в Россию, оседают в Москве
и Подмосковье. На момент выезда из Молдовы безработным был почти
каждый второй респондент. Молдавские гастарбайтеры планируют работать
в России в среднем 5,5 месяца, фактически средняя продолжительность
пребывания в России составила чуть более 7 месяцев. Иными словами,
незаконные мигранты из Молдавии представляют поток временной трудовой,
даже преимущественно сезонной миграции в Россию. 13% респондентов
давали взятку при устройстве на работу, средний размер которой составил
150 долларов США. Чаще всего взятки дают в строительстве, где работают
около 30% респондентов. В 59% случаев респонденты работали на основе
устного договора. Лишь у 7% респондентов была возможность пользоваться
бесплатной медицинской помощью.
Средний месячный заработок мигрантов из Молдавии составил
около 270 долларов США (в настоящее время среднемесячная заработная
плата россиян - около 150 долларов), что в 3-4 раза выше того, что
они могли бы заработать у себя дома. За время пребывания в России
респондентам удалось заработать до 1,5 тысячи долларов. На ближайшую
перспективу, по мнению экспертов, трудовая эмиграция молдаван в
Россию сохранится на том же уровне, что и сегодня.
Исследование правовых аспектов проблемы незаконной миграции
Исследование показало, что действующее иммиграционное
законодательство содержит значительные пробелы, в частности, отсутствует
законодательное определение понятия "иммиграция". Тем
не менее, очевидна общая его концепция, которая направлена на укрепление
единого подхода к правовому статусу иммигрантов дальнего и ближнего
зарубежья и ужесточение режима их въезда и пребывания на территории
Российской Федерации. Концепция института гражданства, выраженная
в новом Федеральном Законе о гражданстве РФ от 31 мая 2002 года,
состоит в уравнивании правового положения российских соотечественников
из ближнего зарубежья с гражданами третьих стран в возможности приобретения
российского гражданства. Кроме того, отмечается его тесная увязка
с нормами Закона "О правовом положении иностранных граждан
в РФ" и направленность на определенное "отсеивание"
общего миграционного притока в Россию. Особенности правового статуса
нелегально въехавших лиц, которые подали ходатайство о признании
беженцем, должны быть отдельным предметом регулирования в иммиграционном
законодательстве РФ. При этом государство должно быть само заинтересовано,
чтобы это лицо ожидало результата обжалования или прохождения процедуры,
находясь на территории РФ на легальном положении.
Говоря в целом, проблема незаконной миграции в России
должна рассматриваться в тесной связи с совершенствованием действующего
миграционного законодательства и широким информированием и мигрантов,
и гражданского общества о необходимости предотвращения такой миграции.
Государству необходимы обратная связь с ними и координация с мигрантскими
организациями, общинами и группами соотечественников для поддержки
указанной деятельности.
|