|
|
Неформальная
занятость в России
Часть вторая
|
|
Над темой номера работал
Владимир ГИМПЕЛЬСОН
|
Уровень образования выше у тех, кто неформально подрабатывает
Распределение занятых по уровню образования показывает,
что лица, лишь подрабатывающие в неформальном секторе, более образованы
(44,3% имеют высшее или среднее профессиональное образование), чем
занятые в нем на основной работе (соответствующая доля составляла
40,2%). Наоборот, доля работников с основным общим или начальным
общим образованием была 12,9% среди подрабатывающих и 18,9% среди
основных работников.
Таблица II-2. Распределение занятых в неформальном секторе
по уровню образования, 2001
|
Всего в неформальном секторе
|
Имеют основную или единственную работу
|
Имеют дополнительную работу
|
Тысяч человек
|
%
|
Тысяч человек
|
%
|
Тысяч человек
|
%
|
Всего
|
9190
|
100
|
7136
|
100
|
2054
|
100
|
Образование:
|
Высшее профессиональное
|
1038
|
11,3
|
758
|
10,6
|
280
|
13,6
|
Неполное высшее
|
232
|
2,5
|
202
|
2,8
|
31
|
1,5
|
Среднее профессиональное
|
2510
|
27,3
|
1911
|
26,8
|
599
|
29,2
|
Начальное профессиональное
|
1093
|
11,9
|
835
|
11,7
|
258
|
12,5
|
Среднее полное
|
2708
|
29,5
|
2086
|
29,2
|
622
|
30,3
|
Основное общее
|
1279
|
13,9
|
1051
|
14,7
|
229
|
11,1
|
Начальное общее и ниже
|
329
|
3,6
|
293
|
4,1
|
36
|
1,8
|
Сравнение "неформалов" с занятыми в экономике
в целом показывает, что среди первых вдвое ниже доля имеющих высшее
образование (рис. II-3), но доля обладателей образования на уровне
среднего общего и ниже среди них значительно выше, чем во всей экономике.
Рисунок II-3. Распределение занятых по образованию,
вся экономика и неформальный сектор, 2001, в %
"Покомпонентный" анализ неформального сектора
(разделение на предпринимателей, наемных работников и самозанятых)
лишь подтверждает полученную выше картину. Неформальный сектор неоднороден
и составляющие его основные части в социально демографическом плане
сильно различаются между собой. Индивидуальные предприниматели в
основе своей - люди в возрасте 25-49 лет и с довольно высоким образованием
(почти 2/3 из них имеют образование выше среднего профессионального).
Занятые по найму у физических лиц, как правило, моложе и хуже образованы.
Среднее образование для них норма, а высшее встречается нечасто.
В этой подгруппе 40% работников моложе 40 лет. Наоборот, среди занятых
индивидуально (в том числе на собственных огородах) много пожилых
женщин с образованием средним и ниже.
Со снижением образования общий уровень занятости уменьшается,
а уровень занятости в неформальном секторе, наоборот, повышается
(рис. II-4). В целом, он варьирует от 4,1 до 7,5% от всего населения
с соответствующим образованием в возрасте 15-72 года. Граждане с
высшим образованием имеют наивысший уровень занятости (около 80%)
в целом. Здесь каждый двадцатый занятый приходится на неформальный
сектор. Наоборот, среди имеющих начальное (или ниже) образование,
12,5% заняты в экономике. Из них свыше 40% трудятся в неформальном
секторе и заняты, прежде всего, домашним производством для последующей
продажи. Вклад этого сектора в занятость у женщин превышает 50%!
Рисунок II-4. Уровни занятости в неформальном секторе
в зависимости от образования, %
Какие предварительные выводы можно сделать из вышеприведенного
анализа? Граждане старших возрастов и с низким уровнем образования,
нашедшие себе убежище (или призвание?) в неформальном секторе, по-видимому,
являются "невозвращенцами". Они вряд ли располагают достаточным
человеческим капиталом для возврата в формальный сектор. Для них
альтернатива - либо неактивность, либо безработица. С молодежью
дело обстоит сложнее. Мы не знаем, продолжает ли она приобретать
образование и навыки, необходимые для перехода в формальную экономику,
лишь временно подрабатывая в неформальном секторе, или находится
в своеобразной "ловушке". Тогда мы имеем дело со своего
рода "неформальным гетто", особым сегментом рынка труда.
Вовлекая молодых людей, неформальный сектор (прежде всего, в виде
труда по найму на частных лиц) дает им заработок и специфические
навыки, при этом отрезая им пути к продолжению формального общего
и профессионального образования, а соответственно затрудняя выход
из создавшегося положения. Прививаемая и быстро усваиваемая молодыми
людьми культура труда (например, на вещевом или продовольственном
рынке) может стать непреодолимым барьером для последующего перехода
в формальный сектор. Однако для более детальных утверждений такого
рода необходимы специальные дополнительные исследования данной профессиональной
группы.
|