Rambler's Top100

№ 109 - 110
14 - 27 апреля 2003

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
Неформальная занятость в России Часть вторая

Среди «неформалов» больше молодежи и пенсионеров

Уровень образования выше у тех, кто неформально подрабатывает

Где концентрируется неформальная занятость?

Рабочая неделя неформалов-«профессионалов» дольше, чем «любителей»

Нужно ли формализовать неформальную занятость?

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"

 

Абрам Архипов. Прачки. Abram Arkhipov. Washer women (ок. 1890) Неформальная занятость в России

Часть вторая

Над темой номера работал
Владимир ГИМПЕЛЬСОН

Уровень образования выше у тех, кто неформально подрабатывает

Распределение занятых по уровню образования показывает, что лица, лишь подрабатывающие в неформальном секторе, более образованы (44,3% имеют высшее или среднее профессиональное образование), чем занятые в нем на основной работе (соответствующая доля составляла 40,2%). Наоборот, доля работников с основным общим или начальным общим образованием была 12,9% среди подрабатывающих и 18,9% среди основных работников.

Таблица II-2. Распределение занятых в неформальном секторе по уровню образования, 2001

 

Всего в неформальном секторе

Имеют основную или единственную работу

Имеют дополнительную работу

Тысяч человек

%

Тысяч человек

%

Тысяч человек

%

Всего

9190

100

7136

100

2054

100

   Образование:

Высшее профессиональное

1038

11,3

758

10,6

280

13,6

Неполное высшее

232

2,5

202

2,8

31

1,5

Среднее профессиональное

2510

27,3

1911

26,8

599

29,2

Начальное профессиональное

1093

11,9

835

11,7

258

12,5

Среднее полное

2708

29,5

2086

29,2

622

30,3

Основное общее

1279

13,9

1051

14,7

229

11,1

Начальное общее и ниже

329

3,6

293

4,1

36

1,8

Сравнение "неформалов" с занятыми в экономике в целом показывает, что среди первых вдвое ниже доля имеющих высшее образование (рис. II-3), но доля обладателей образования на уровне среднего общего и ниже среди них значительно выше, чем во всей экономике.

Рисунок II-3. Распределение занятых по образованию, вся экономика и неформальный сектор, 2001, в %

"Покомпонентный" анализ неформального сектора (разделение на предпринимателей, наемных работников и самозанятых) лишь подтверждает полученную выше картину. Неформальный сектор неоднороден и составляющие его основные части в социально демографическом плане сильно различаются между собой. Индивидуальные предприниматели в основе своей - люди в возрасте 25-49 лет и с довольно высоким образованием (почти 2/3 из них имеют образование выше среднего профессионального). Занятые по найму у физических лиц, как правило, моложе и хуже образованы. Среднее образование для них норма, а высшее встречается нечасто. В этой подгруппе 40% работников моложе 40 лет. Наоборот, среди занятых индивидуально (в том числе на собственных огородах) много пожилых женщин с образованием средним и ниже.

Со снижением образования общий уровень занятости уменьшается, а уровень занятости в неформальном секторе, наоборот, повышается (рис. II-4). В целом, он варьирует от 4,1 до 7,5% от всего населения с соответствующим образованием в возрасте 15-72 года. Граждане с высшим образованием имеют наивысший уровень занятости (около 80%) в целом. Здесь каждый двадцатый занятый приходится на неформальный сектор. Наоборот, среди имеющих начальное (или ниже) образование, 12,5% заняты в экономике. Из них свыше 40% трудятся в неформальном секторе и заняты, прежде всего, домашним производством для последующей продажи. Вклад этого сектора в занятость у женщин превышает 50%!

Рисунок II-4. Уровни занятости в неформальном секторе в зависимости от образования, %

Какие предварительные выводы можно сделать из вышеприведенного анализа? Граждане старших возрастов и с низким уровнем образования, нашедшие себе убежище (или призвание?) в неформальном секторе, по-видимому, являются "невозвращенцами". Они вряд ли располагают достаточным человеческим капиталом для возврата в формальный сектор. Для них альтернатива - либо неактивность, либо безработица. С молодежью дело обстоит сложнее. Мы не знаем, продолжает ли она приобретать образование и навыки, необходимые для перехода в формальную экономику, лишь временно подрабатывая в неформальном секторе, или находится в своеобразной "ловушке". Тогда мы имеем дело со своего рода "неформальным гетто", особым сегментом рынка труда. Вовлекая молодых людей, неформальный сектор (прежде всего, в виде труда по найму на частных лиц) дает им заработок и специфические навыки, при этом отрезая им пути к продолжению формального общего и профессионального образования, а соответственно затрудняя выход из создавшегося положения. Прививаемая и быстро усваиваемая молодыми людьми культура труда (например, на вещевом или продовольственном рынке) может стать непреодолимым барьером для последующего перехода в формальный сектор. Однако для более детальных утверждений такого рода необходимы специальные дополнительные исследования данной профессиональной группы.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most