|
 |
Поколение,
которое теряет Россия |
 |
Над темой номера работал
Александр Арефьев
|
Курить начинают с 10 лет
Никотиновая зависимость приводит к серьезным демографическим
последствиям: пагубно сказывается на здоровье, ведет к онкологическим,
сердечно-сосудистым и к 20 другим серьезнейшим заболеваниям; может
отрицательно сказаться на здоровье будущих детей, особенно если
курит девушка; значительно усиливает риск приобщения молодежи к
потреблению таких видов наркотиков, как гашиш, марихуана, конопля8.
Результаты исследования свидетельствуют, что с 1990
по 2001 годы возраст начинающих курильщиков уменьшился с 15,2 до
10,1 года (табл. 1). Девушки, в среднем,
начинают потреблять никотин на 1,5 года позже юношей. Среди 13-летних
курит каждый второй (48%), в 16-17 лет - двое из троих (66%), а
в 18 лет - трое из четверых (75,5%)9. Среди работающей молодежи
(до 23-х лет) курильщиков 81,2%, среди тех, кто не работает и не
учится - 83,2%, а среди учащихся намного меньше - 55%.
Больше всего заядлых молодых курильщиков в бедных семьях,
где, соответственно, ниже общая культура здоровья (рис. 1).

Рисунок 1. Доля часто курящих в составе молодежи из
семей с разным уровнем благосостояния, %
Средняя норма потребления составляет 12 сигарет в день:
у юношей - 14, у девушек - 10. Больше курят те, кто и не работает
и не учится (15,7 сигарет в день) или уже работает (14,9). У учащихся
норма меньше - в среднем 10,5 сигарет. Согласно собственным признаниям,
курят часто - 31,7%, не очень часто - 23,5%, редко - 9,1%. Среди
юношей курящих 68,6%, среди девушек - 53,9%. Если распространять
результаты исследования на генеральную совокупность, получается,
что 6,7 из 11 миллионов человек изучаемой возрастной группы с той
или иной частотой потребляют никотин.
Средняя стоимость одной пачки сигарет, которую покупает
молодежь, составляет 15 рублей 21 копеек. Таким образом, получается,
что подростки и молодые люди 12-22 лет тратят на сигареты в год
примерно 700 миллионов долларов. Такого серьезного покупателя табачные
компании должным образом ценят, всячески поощряя курение, проводя
конкурсы, шоу с разыгрыванием блоков сигарет, предлагая бесплатно
насладиться вкусом и ароматом сигарет раскрученных марок. Многозначителен
и следующий факт: 60,7% опрошенных курящих покупают в основном импортные
сигареты. Однако при этом большая часть российских фабрик с их торговой
маркой является собственностью иностранного капитала10.
Это отражает тенденцию переориентации иностранных табачных производителей,
вытесняемых с западных рынков под давлением местных сторонников
здорового образа жизни, на "всеядный" российский рынок.
Укажем в этой связи, что, например, в США доля курящих сократилась
почти в два раза - до 28% среди мужчин и до 18% среди женщин. Поэтому
рост прибыли от производства и продажи сигарет внутри США у крупнейшей
американской табачной компании "Philip Morris" за 1990-2000
годы составил всего 16%, в то время как в развивающихся странах
(в данном случае в их число входит и Россия) этот показатель за
те же 10 лет достиг 256%11. Инвестиции
в российскую табачную промышленность быстро окупаются, так как величина
акцизного налога в России не поднимается выше 12% (в ряде стран
Евросоюза он достигает 57%)12. Не удивительно,
что производство и продажа табачных изделий в России постоянно растет.
Согласно данным Госкомстата России, индексы физического объема продажи
папирос и сигарет (в процентах к предыдущему году) в 2000 г. составлял
116%, в 2001 г. - 120%13, в 2002 году
рост продолжался.
8 - Медицинские специалисты в США считают табакокурение
разновидностью наркомании и относят к наркомании "злоупотребление
алкоголем, никотином, опиатами, кокаином, лекарственными препаратами
и привыкание к их чрезмерному употреблению" см. Фридман Л.С.,
Флеминг Н.Ф., Роберте Д.Х., Хайман С.Е. Наркология. М., СПб.: БИНОМ-Невский
Диалект, 2000. с.6
9 - Здесь и далее за 100% берется только та молодежь,
которая проживает в Москве, Санкт-Петербурге, областных центрах.
Примеч. ред.
10 - Например, производство популярной "Явы"
контролирует англоамериканская компания "British-American Tobacco",
она же выпускает "Герцеговину-Флор", "Российские",
"Вечерние", "Космос", "Золотое Руно"
и другие сорта сигарет; контрольный пакет акций производителя сигарет
"Петр I", "Князь", "Беломорканал",
"Русский стиль", "Космос", "Невские"
и т.д. - у японской "Japan Tabacco Inc."; американская
компания "Philip Morris" выпускает сигареты "Оптима",
"Союз-Аполлон", "Союз-Аполлон особые" и др.;
немецкая "Reemtsma АО" - сигареты с фильтром "Прима
люкс", "Прима серебряная", "Максим" и др.;
британская "Gallaher Group Pic" выпускает "Московские",
"Арбат", "Камею", "Тройку", "Приму"
(без фильтра), "Пегас", "Нашу марку", "Столичные"
и др. В 2001 году англичане купили московскую табачную фабрику "Дукат"
и планируют еще больше расширять производство и поставки сигарет
в Россию ввиду ежегодного падения спроса в самой Великобритании
11 - Аргументы и факты. 2000. № 45, 8 ноября
12 - Ведомости. 2001. 24 октября.
13 - Россия в цифрах, 2002 с.259
|