|
Население Китая на рубеже XXI века
Проблемы корректировки политики рождаемости
в Китае
Чэнь Юхуа
(Чэнь Юхуа. Чжунго шэнъюй чжэнцэ тяочжэн яньцзю
// Жэнькоу яньцзю. - Пекин, 1999. - №6. - С.21-27. - Кит. яз. Опубликовано
в РЖ "Китаеведение" №1 2001. Реферирование: Я. М. Бергер)
Автор, кандидат наук, сотрудник комитета по планированию
семьи провинции Цзянсу, отмечает, что при введении в Китае политики
"одна семья - один ребенок" говорилось, что она рассчитана
на одно поколение. Сегодня возникает необходимость оценить эффективность
этой политики и целесообразность ее корректировки.
В настоящее время в действительности по-прежнему придерживаются
"политики одного ребенка" небольшое число провинций, "политики
полутора детей" - большинство провинций, "политики двух
детей" - отдельные провинции и "политики многих детей"
- меньшинство провинций. При введении этой политики в течение какого-то
времени она была четко ориентирована. Политика планирования семьи
(ППС) способствовала значительному сокращению числа рождений и размеров
семьи. С вступлением в брачный и детородный возраст населения, родившегося
после принятия курса на планирование семьи, особенно единственных
детей в семье, число и пропорция тех, кому разрешено иметь двух
детей, значительно возрастают. Так, в Шанхае, если не изменится
нынешняя политика, правом иметь двух детей будут обладать абсолютное
большинство супругов. Поэтому политика требует пересмотра.
Введение курса на то, чтобы женщины рожали "позже,
реже и меньше", в 70-х годах в общем соответствовало китайской
реальности, было легко принято населением и дало хорошие результаты.
Однако в начале 80-х годов политика "одна семья - один ребенок"
уже не отвечала действительности, с трудом воспринималась народом.
Поэтому начиная с 1984 года пришлось "открывать небольшие лазейки",
чтобы уменьшить сопротивление курсу. Судя по практическим результатам,
все большее число людей принимают нынешнюю ППС, следовательно, ее
еще можно в основном продолжать. Это, однако, не означает, что на
этом пути нет трудностей. Фактически существенное сопротивление
оказывается в деревне. И по этой причине также политика требует
изменений.
С 1984 года ряд провинций стал вносить в ППС некоторые
поправки, чтобы, с одной стороны, строго ограничить чрезмерно быстрый
рост населения, а с другой - учесть интересы народа и его способность
воспринимать политику. Нынешняя ППС сделала большой шаг вперед по
сравнению с курсом "одна семья - один ребенок", но это
не означает, что в ней нет нерациональных моментов. Последние проявляются,
во-первых, в неполном учете разницы условий города и деревни; во-вторых,
в слишком больших различиях в правах китайского населения и национальных
меньшинств; в-третьих, в том, что недостаточно всесторонне продуманы
обстоятельства, связанные с рождением второго ребенка; в-четвертых,
в чрезмерной усложненности некоторых положений, что мешает разобраться
в них низовым органам. Все это должно получить разрешение в будущей
ППС.
С началом в 70-х годах работы по планированию семьи
произошли довольно крупные изменения во взглядах людей на рождаемость.
Они проявились главным образом в очевидном уменьшении желания иметь
много детей. Вместе с тем люди еще не полностью согласны с требованиями
проводимой ныне ППС. "Родить по меньшей мере двух детей - мальчика
и девочку" - таково минимальное стремление подавляющего большинства
супружеских пар в настоящем и будущем.
Вместе с тем результаты исследований намерений в области
деторождения оставляют сомнения. Пропаганда и реализация ППС способствуют
формированию некоторых установок. В нынешних условиях людям трудно
представить, что государство может позволить им самим свободно определять,
сколько детей они хотели бы иметь, поэтому, отвечая на этот вопрос,
они в большей или меньшей степени подпадают под влияние действующего
официального курса.
Репродуктивные установки населения складываются в течение
длительно времени, и полностью изменить их за короткий исторический
срок невозможно. Курс на рождение одного ребенка, провозглашенный
в начале 80-х годов, имел целью ограничить численность населения
к 2000 году в пределах 1,2 млрд. человек. По разным причинам этого
достичь не удалось, и предельное число стало формулироваться как
"примерно 1,2 млрд. человек". Сегодня оно определяется
в 1,3 млрд. человек.
Плановый коэффициент суммарной рождаемости неизбежно
отличается от фактического. В настоящее время первый составляет
примерно 1,6, а второй - около 2,0. Это означает, что численность
населения Китая будет еще в течение длительного времени возрастать,
и предельные ее значения, определенные Центром по изучению положения
страны Академии наук Китая в 1,6-1,7 млрд. человек, будут неизбежно
преодолены довольно быстро.
Некоторые исследователи считают, что разница между плановой
и фактической рождаемостью столь велика из-за слишком жесткой политики
в отношении планирования семьи, и если разрешить супружеской паре
иметь двух детей, то эта разница значительно сократится или вообще
исчезнет. Вряд ли это так. В Гуандуне ППС изначально была довольно
либеральной, сельским женщинам повсеместно разрешалось рожать по
меньшей мере двух детей, и тем не менее в гуандунской деревне довольно
часто нарушался установленный порядок, и разница между плановой
и фактической рождаемостью была довольно велика.
При корректировке ППС необходимо проявлять осторожность.
В прошлом этот курс часто менялся, что вело к волнообразным колебаниям
рождаемости в 80-х годах. Платой за снижение рождаемости в Китае
является старение населения и утрата равновесия между полами новорожденных.
Если эта плата оказывается слишком высокой и неприемлемой социально-экономически
и психологически, то изменение становится неизбежным.
При такой корректировке необходимо принимать во внимание
следующие обстоятельства. Во-первых, рождаемость в Китае в настоящее
время действительно низка, однако достигнуто это главным образом
благодаря планированию семьи, при отсутствии базы модернизации,
поэтому положение отличается неравновесием и нестабильностью. Во-вторых,
при столь огромной базисной величине и инерции роста населения,
даже если суммарный коэффициент рождаемости в расчете на одну женщину
сохранится на сегодняшнем низком уровне, рост народонаселения в
Китае может быть остановлен только через несколько десятилетий.
В-третьих, даже если нынешняя ППС останется неизменной, плановая
рождаемость все равно будет повышаться, особенно в городах. Все
эти три фактора предопределяют, что у Китая нет иного выбора, кроме
как осуществлять довольно жесткий контроль роста населения.
Корректировка курса не должна делать его более жестким.
В целом в этом нет необходимости, хотя в отдельных случаях большая
строгость целесообразна, чтобы ППС во всей стране была единообразной.
Либерализация курса предполагает два возможных варианта.
Первый - разрешить иметь двух детей тем супружеским парам, где один
из супругов был единственным ребенком; второй - дать такое разрешение
всем.
Первый вариант может быть осуществлен в городе и деревне
по-разному. Что касается последней, то здесь этот курс фактически
проводится в жизнь. Вплоть до 2010 года плановый коэффициент суммарной
рождаемости в деревне будет составлять 1,6, а фактический - 2,1.
В городе же положение иное. С начала 70-х годов, когда стал проводиться
довольно жесткий курс в отношении планирования семьи, коэффициент
суммарной рождаемости в расчете на одну женщину быстро сократился
почти до планового уровня, и подавляющее большинство детей были
в семьях единственными. Именно эти дети сегодня уже вступили или
вступают в брачный и детородный возраст. Поэтому изменение курса
не может привести к существенному повышению фактической рождаемости.
До 2010 года плановый коэффициент суммарной рождаемости в городе
будет составлять 1,8, а фактический - 1,85, в то время как по стране
в целом первый - 1,8, а второй - 2,0. Таким образом - это предпочтительный
вариант курса.
Второй вариант также по-разному затрагивает город и
деревню. В городе до 2010 года он лишь незначительно повысит (на
0,2) плановую рождаемость по сравнению с первым вариантом. В деревне
же плановая рождаемость увеличится с 1,6 примерно до 2,0. По стране
в целом плановая рождаемость составит 2,0, а фактическая - 2,3.
Такой вариант явно неприемлем.
|