|
|
Может
ли помочь развитым странам замещающая миграция? |
|
Над темой номера работал
Михаил ДЕНИСЕНКО
|
Почему возникла проблема замещающей миграции?
Весной 2000 года Отделом народонаселения Департамента
по экономическим и социальным вопросам ООН был подготовлен доклад
под названием "Замещающая миграция: является ли она решением
проблемы сокращения численности и старения населения?" 1
Под "замещающей миграцией" в докладе понимается
такой миграционный прирост, который компенсирует - "замещает"
- недостаток рождений, необходимый для поддержания в некоторый период
времени в данной стране постоянства либо численности - наподобие
того, как его может поддерживать "замещающая рождаемость"
("replacement fertility"), либо каких-либо других количественных
характеристик населения.
Более конкретно в докладе понятие "замещающая миграция"употребляется
в трех разных смыслах: (1) это миграционный прирост, при котором
численность населения не меняется; (2) это миграционный прирост,
при котором численность трудоспособного населения не меняется;
(3) это миграционный прирост, при котором доля лиц в старших
возрастах не увеличивается.
Проблема замещающей миграции - порождение двух становящихся
все более всеобщими в некоторых частях мира тенденций - тенденции
к прекращению роста населения многих стран и даже к его убыли (депопуляции)
и тенденции демографического старения.
Опасения депопуляции звучали еще во французской литературы
XIX века, но как реальная угроза многим странам он стал осознаваться
сравнительно недавно. Тем не менее, уже выполненные в начале 1970-х
годов долгосрочные демографические прогнозы с достаточной определенностью
предсказывали убыль населения в некоторых из развитых стран в первой
половине XXI века.
Депопуляция самым непосредственным образом связана с
другим демографическим процессом - старением населения. Сперва оно
дало о себе знать в западноевропейских странах, но уже в начале
50-х годов демографы заговорили о нем, как о глобальном процессе.
И депопуляция, и старение обусловлены одними и теми же причинами.
Во-первых, это устойчивое снижение уровня рождаемости, который в
большинстве промышленно развитых стран мира, но не только в них,
опустился ниже порога, обеспечивающего простое воспроизводство населения.
Во-вторых, - снижение смертности в старших возрастных группах и
продолжающийся рост ожидаемой продолжительности жизни.
Постепенно под влиянием этих двух процессов предсказания
демографов стали приобретать реальные очертания (табл. 1). Согласно
оценкам ООН к 2050 году численность населения сократится более чем
в 30 странах, в основном европейских. Наиболее заметно - примерно
на одну треть - население уменьшится в Болгарии, Италии, Латвии,
и Эстонии. Напротив, население, США, согласно прогнозным оценкам,
увеличится почти на четверть благодаря высокому миграционному приросту
и более высокой по сравнению с европейскими странами рождаемости.
Население Европейского Союза, превышавшее население США в 1995 году
на 105 миллионов человек, в 2050 станет меньше его на 18 миллионов.
Таблица 1. Депопуляция и старение населения в некоторых
странах мира,
2000-2050
Страны
|
Численность населения
(млн. человек)
|
Сокращение численности населения
(млн. человек)
|
Доля лиц в возрасте от 60 лет и старше
(в %)
|
2000
|
2050
|
В млн.
|
В %
|
2000
|
2050
|
Австрия
|
8 080
|
6 452
|
-1 628
|
-20
|
20,7
|
41
|
Армения
|
3 787
|
3 150
|
-637
|
-17
|
13,2
|
39,5
|
Барбадос
|
267
|
263
|
-4
|
-2
|
13,4
|
35,4
|
Белоруссия
|
10 187
|
8 305
|
-1 882
|
-18
|
18,9
|
35,8
|
Бельгия
|
10 249
|
9 583
|
-667
|
-7
|
22,1
|
35,5
|
Болгария
|
7 949
|
4 531
|
-3 419
|
-43
|
21,7
|
38,6
|
Босния и Герцеговина
|
3 977
|
3 458
|
-519
|
-13
|
14,9
|
37,7
|
Великобритания
|
59 415
|
58 933
|
-482
|
-1
|
20,6
|
34
|
Венгрия
|
9 968
|
7 486
|
-2 481
|
-25
|
19,7
|
36,2
|
Германия
|
82 017
|
70 805
|
-11 212
|
-14
|
23,2
|
38,1
|
Греция
|
10 610
|
8 983
|
-1 627
|
-15
|
23,4
|
40,7
|
Грузия
|
5 262
|
3 219
|
-2 043
|
-39
|
18,7
|
35,8
|
Дания
|
5 320
|
5 080
|
-240
|
-5
|
20
|
31,8
|
Испания
|
39 910
|
31 282
|
-8 629
|
-22
|
21,8
|
44,1
|
Италия
|
57 530
|
42 962
|
-14 568
|
-25
|
24,1
|
42,3
|
Казахстан
|
16 172
|
15 302
|
-871
|
-5
|
11,2
|
25,4
|
Куба
|
11 199
|
10 764
|
-435
|
-4
|
13,7
|
34
|
Латвия
|
2 421
|
1 744
|
-677
|
-28
|
20,9
|
37,5
|
Литва
|
3 696
|
2 989
|
-707
|
-19
|
18,6
|
37,3
|
Македония
|
2 034
|
1 894
|
-140
|
-7
|
14,4
|
33,8
|
Польша
|
38 605
|
33 370
|
-5 235
|
-14
|
16,6
|
35,6
|
Португалия
|
10 016
|
9 006
|
-1 010
|
-10
|
20,8
|
35,7
|
Молдавия
|
4 295
|
3 577
|
-718
|
-17
|
13,7
|
32,5
|
Россия
|
145 491
|
104 258
|
-41 233
|
-28
|
18,5
|
37,2
|
Румыния
|
22 438
|
18 150
|
-4 288
|
-19
|
18,8
|
34,2
|
Словакия
|
5 399
|
4 674
|
-724
|
-13
|
15,4
|
36,8
|
Словения
|
1 988
|
1 527
|
-461
|
-23
|
19,2
|
42,4
|
Украина
|
49 568
|
29 959
|
-19 609
|
-40
|
20,5
|
38,1
|
Финляндия
|
5 172
|
4 693
|
-479
|
-9
|
19,9
|
34,4
|
Хорватия
|
4 654
|
4 179
|
-474
|
-10
|
20,2
|
30,8
|
Чехия
|
10 272
|
8 429
|
-1 842
|
-18
|
18,4
|
40,1
|
Швейцария
|
7 170
|
5 607
|
-1 563
|
-22
|
21,3
|
38,9
|
Швеция
|
8 842
|
7 777
|
-1 066
|
-12
|
22,4
|
37,7
|
Эстония
|
1 393
|
752
|
-642
|
-46
|
20,2
|
35,9
|
Югославия
|
10 552
|
9 030
|
-1 522
|
-14
|
18,3
|
32,5
|
Япония
|
127 096
|
109 220
|
-17 876
|
-14
|
23,2
|
42,3
|
Источник: United Nations, World Population Prospects,
The 2000 Revision. Volume 1: comprehensive tables. New York, 2001
В первой половине XXI века показатели старения населения
достигнут самых высоких отметок из когда-либо наблюдавшихся в истории
человечества, а Европа и впрямь превратится в "старушку".
К 2050 году почти треть жителей большинства стран, перечисленных
в таблице 1, будут составлять люди в возрасте старше 65 лет, а в
Италии и Испании доля пожилых превысит 35%. Средний возраст жителя
Италии увеличится с 41 года в 2000 г. до 53 лет в 2050. К 2050 году
коэффициент демографической поддержки пожилых, показывающий количество
лиц в трудоспособных возрастах (в данном случае - от 15 до 64 лет),
приходящихся на одного человека в возрасте 65 лет и старше, во многих
странах сократиться более чем наполовину: с 4 или 5 до 2.
Став реальностью, кардинально меняющийся возрастной
состав населения Западной Европы и Японии, замедление темпов или
отсутствие демографического роста в этих странах поставили вопрос
о неотложном реформировании или адаптации к новой демографической
реальности прежней социально-экономической системы. Речь идет о
реформах в системе пенсионного обеспечения, трудового законодательства,
здравоохранения и др. В то же самое время стали раздаваться голоса
о коррекции демографического развития, об активизации демографической
политики, направленной на сдерживание старения и предупреждение
сокращения численности населения.
Но что можно и что нужно корректировать?
Демографический рост и возрастная структура населения
определяются тремя компонентами: рождаемостью, смертностью и миграцией.
Однако цели и возможности управления каждой из компонент заметно
различаются.
Если говорить о перспективах рождаемости в развитых
странах, то, по оценкам специалистов, рассчитывать на то, что ее
уровень в ближайшие десятилетия будет обеспечивать простое воспроизводство
населения этих стран, не приходится. Все признают нынешнюю низкую
рождаемость и ее дальнейшее снижение нежелательными, но никто не
знает, как добиться ее повышения до уровня, хотя бы стабильно обеспечивающего
простое воспроизводство населения. Ожидается, что коэффициент суммарной
рождаемости будет колебаться здесь, в лучшем случае, в пределах
от 1 до 2, при том, что даже при самой низкой смертности для поддержания
простого воспроизводства населения он должен быть несколько больше,
чем 2.
Тенденции в области смертности, хотя они тоже вносят
вклад в старение населения, в целом соответствуют интересам общества,
и, разумеется, никто не станет добиваться роста смертности, чтобы
замедлить процесс старения. Напротив, в новом столетии ожидается
дальнейшее сокращение уровня смертности, в частности, в старших
возрастных группах, и увеличение средней продолжительности предстоящей
жизни, в том числе и пожилых. В прогнозе ООН предполагается, что
за первые 50 лет XXI века ожидаемая продолжительность жизни в мире
увеличится с 65 до 76 лет, в том числе в более развитых регионах
мира с 74,9 до 82,1 года.
Остается миграция, воздействовать на которую легче,
чем на рождаемость. Величина миграционного притока может регулироваться
в широких пределах, которые определяются социально-политическими
факторами. К тому же миграционная политика быстро приносит результаты,
сразу же сказывается на возрастной структуре и численности населения
страны. К ней неоднократно прибегали для решения самых разнообразных
проблем, например, для увеличения численности трудоспособного населения
в странах Западной Европы в 1960-х годах или нефтедобывающих центрах
Персидского залива в 1970-1990-х. Поэтому миграцию часто рассматривают
как средство для сглаживания многих проблем, обусловленных старением
и депопуляцией, причем не только в краткосрочной, но и долгосрочной
перспективе.
Однако каковы реальные демографические возможности
миграционной политики с точки зрения сдерживания старения и сокращения
численности населения в развитых странах? Этот вопрос, по сути,
был главным в докладе Отдела народонаселения ООН, что следует из
полного названия доклада - "Замещающая миграция: является ли
она решением проблемы сокращения численности и старения населения?".
Ответ на этот вопрос предполагалось дать, прогнозируя демографическое
развитие при различных гипотезах миграционного прироста. В качестве
объектов исследования были выбраны восемь крупнейших стран с низкой
рождаемостью (Германия, Италия, Республика Корея, Россия, Великобритания,
США, Франция и Япония) и два региона (Европа и Европейский Союз).
1 - United Nations (2000), "Replacement Migration:
Is A Solution to Declining and Ageing Populations?", New York,
ESA/P/WP.160.
|