|
Что изменилось за 10 лет рыночных реформ?
С началом рыночных преобразований основной задачей системы
социальной защиты стала оперативная реакция на обостряющиеся социально-экономические
проблемы (рост числа бедных и безработных, появление беженцев и
мигрантов, невыплаты заработной платы и пенсий и пр.). В результате
появились новые виды социальных пособий и льгот на федеральном,
региональном и местном уровнях. Но основные социальные обязательства
и принципы социальной поддержки советского периода были сохранены,
разного рода льготами было охвачено около 70% всего населения. По
оценкам Минтруда РФ, к 2000 году они распределялись на 10 крупных
категорий (см. таблицу).
Основные категории лиц, получавших социальные
льготы в 2000 году
Категории льготников
|
Доля в %
|
Учащиеся школ
|
27,9
|
Ветераны труда
|
22,2
|
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны (ВОВ)
|
12,9
|
Инвалиды, включая детей
|
8,6
|
Дети в возрасте до 3 лет
|
4,6
|
Военнослужащие (включая членов их семей) и граждане, уволенные
в запас, сотрудники МВД
|
4,5
|
Учащиеся общеобразовательных школ из многодетных семей
|
2,4
|
Лица, проживающие на территориях с льготным социально-экономическим
статусом
|
1,9
|
Участники ВОВ, инвалиды ВОВ и члены их семей
|
3,8
|
Прочие льготные категории
|
11,2
|
Всего
|
100,0
|
К настоящему времени в России сложилось огромное и едва
ли оправданное многообразие различных форм и видов социальной поддержки.
Только на федеральном уровне установлено около 156 видов социальных
выплат, льгот, пособий и дотаций, оказываемых 236 категориям населения.
Закономерным следствием такой политики стало несоответствие обязательств
государства реальным бюджетным возможностям: в 1999 г. обязательства
только по федеральным льготам и пособиям составили 15% ВВП, при
этом реальные расходы консолидированного бюджета по статьям раздела
"Социальная политика" составили 1,7% ВВП, или 6% суммарных
расходов консолидированного бюджета. Это означает, что право значительной
части получателей льгот оказалось не реализованным.
|