Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 983 - 984
11 апреля - 24 апреля 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, предварительные итоги 2022 года

В 2022 году миграционный прирост населения России сократился на порядок, составив менее 62 тысяч человек, или 0,4 на 1000 человек

Заметный миграционный прирост за 2022 год Россия получила только в обмене населением с Таджикистаном – более 87 тысяч человек

Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, снизилось в 2022 году на 4%

В 2022 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население только 38 из 85 регионов, за счет обмена с другими регионами России – 17

Число вынужденных переселенцев и беженцев в Россию продолжало снижаться в 2022 году

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2022 года // Демоскоп Weekly. 2023. № 983-984. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2023/0983/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграция в России, предварительные итоги 2022 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В 2022 году миграционный прирост населения России сократился на порядок, составив менее 62 тысяч человек, или 0,4 на 1000 человек

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), миграционный прирост населения России[1] сократился в 2022 году на порядок, составив 61,9 тысячи человек[2], или 0,4 на 1000 человек постоянного населения с учетом итогов ВПН-2020[3]. Он компенсировал заметно уменьшившуюся естественную убыль населения (-594,6 тысячи человек) всего на 10,4%.

Более подробные предварительные данные оперативного учета миграции за январь-декабрь 2022 года, которые уже рассматривались в одном из предыдущих выпусков Демографического барометра, показывали еще более низкий миграционный прирост – 34,9 тысячи человек, или 0,2 на 1000 человек постоянного населения без учета итогов ВПН-2020. Такой миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения только на 5,8%.

Формально миграционный прирост в 2022 году оказался на беспрецедентно низком уровне, что объясняется переносом большей части, порядка 200 тыс. выбытий со второго полугодия 2021 г. на первое полугодие 2022 г. С июля 2021 г. срок действия документов мигрантов – иностранных граждан, зарегистрированных по месту пребывания, был продлен до 31 декабря 2021 г. в соответствии с Указом Президента РФ[4]. Это привело к тому, что выбытия, связанные с окончанием срока регистрации по месту пребывания, Росстат перестал фиксировать, поэтому в 2021 г. число выбывших из России резко сократилось. Регистрация этих выбытий была перенесена на первое полугодие 2022 г., в результате чего за январь-июнь Росстат фиксировал рекордную миграционную убыль в 97,6 тыс. человек. Во втором полугодии показатели стали нормализоваться, и только к концу 2022 года провал первого полугодия был перекрыт. Миграционный прирост населения в 2021 г. оказался завышен примерно на 200 тыс. человек, в 2022 г. он на ту же величину занижен.

Население России увеличивается за счет миграции с середины 1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики СССР стали по объему меньше, чем обратные миграционные потоки, за счет, в основном, возвращения в Россию русскоязычного населения. После распада СССР сальдо международной миграции России резко увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысячи человек, или 5,7‰ в 1994 году[5]), после чего интенсивность международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста, быстро снижалась (рис. 1). В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя на уровне 0,3-0,5‰, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую долгосрочную международную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и в существенной степени от правил регистрации мигрантов и практики их применения. В России эти правила неоднократно изменялись[6]. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Росстатом, были дважды заметно увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов. После переписи населения 2010 года критерии миграции были в очередной раз расширены с целью более полного ее учета: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[7].

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, Росстат опубликовал два ряда данных, и один из них был сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[8].

Изменение критериев долговременной миграции первоначально привело к значительному увеличению числа прибывших и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[9], но в целом позволило более полно, чем это было до 2011 года, учитывать долговременную миграцию[10].

В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год). Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в 2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах число прибывших в Россию даже сокращалось (на 4% и в том, и в другом году).

В 2019 году на постоянное жительство или длительное пребывание в Россию прибыли из-за рубежа более 701 тысячи человек, что на четверть (24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем 2018 году. Это самое высокое значение показателя в XXI веке, хотя оно уступает значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано[11], в результате чего соответствующие данные не всегда поступали в территориальные статистические службы[12].

В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы, разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных документов статистического учета мигрантов в органы государственной статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается без ограничения срока действия[13], что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.

В 2020 году объемы миграционных перемещений заметно сократились из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. В Россию на постоянное жительство или длительное пребывание прибыли 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем в 2019 году, но примерно соответствует значениям показателя 2015 и 2017 годов. В 2021 году число прибывших в Россию увеличилось до 667,9 тысячи человек, что на 12% больше, чем в 2020 году, но на 5% меньше, чем в 2019 году.

По данным за январь-декабрь 2022 года, в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание прибыли из других стран 703,3 тысячи человек, что больше не только, чем в 2021 году (на 5,3%), но и в 2019 году (на 0,3%). Одновременно резко увеличился обратный поток мигрантов – из России.

Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство (длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения критериев миграции в 2011 году с определенным временным лагом по сравнению с ростом числа иммигрантов. Если в 2011 году число выбывших за пределы России увеличилось на 13%, то в 2012 году возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным документам. В 2013-2014 годах число выбывших из России увеличивалось ежегодно в 1,5-1,7 раза, но в 2015 году – только на 15%.

В 2016 году число выбывших из России сократилось на 11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20% в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов снизилось до 416 тысяч человек (-6%), а в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись почти до 488 тысяч человек (+17%). Это самое высокое число учтенных выбытий из России, начиная с 1993 года. В 2021 году число выехавших из России сократилось вдвое - до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений показателя за 2014-2020 годы. Как говорилось выше, это – следствие продления статусов и отмены регистрации выбытий международных мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания во втором полугодии 2021 г.

По оценкам Росстата за январь-декабрь 2022 года число выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания) увеличилось почти втрое, превысив 668 тысяч человек и все значения показателя за 1993-2021 годы. Это – следствие переноса примерно 200 тысяч выбытий иностранных граждан со второй половины 2021 г. на первую половину 2022 г.

После расширения критериев миграции в 2011 году миграционный прирост населения России заметно увеличился из-за опережающего роста учтенных прибытий. Сальдо миграции за 2011 год составило почти 320 тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий оно сократилось на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).

В последующие годы величина чистой миграции преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019 году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД РФ, но с началом пандемии COVID-19 вновь снизилась, составив 106,5 тысячи человек в 2020 году. Тем не менее, во второй год пандемии и, отметим, год проведения переписи населения (ВПН-2020) миграционный прирост населения России, по данным Росстата, увеличился вчетверо – до 430 тысячи человек, или 29,5 на 10 тысяч человек постоянного населения. Более высокие значения коэффициента миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только в 1993-1995 годах по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), хотя в дальнейшем они были существенно повышены в результате корректировки по итогам переписей населения (ВПН-2002 и ВПН-2010).

По предварительным данным за январь-декабрь 2022 года, миграционный прирост населения России сократился в 12 раз, составив, как уже говорилось, 34,9 тысячи человек, или 2,4 на 10 тысяч человек постоянного населения. Столь низкое значение коэффициента миграционного прироста отмечалось только в 2003 году по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем оно были повышено в результате корректировки по итогам ВПН-2010.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2022* годы

* за 2011 год приведены данные по новым, расширенным (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2022 годы – оценка по новым правилам учета (2012-2021 годы – по данным годовой разработки, 2022 год - по оперативным данным за январь-декабрь); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[14]

Стоит отметить, что расширение критериев миграции со сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил миллион человек, а в 2019 году превысил 1117 тысяч человек, что на 11% больше, чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции. В период пандемии COVID-19 оборот международной миграции в России сокращался, составил около 1082 тысяч человек в 2020 году и 906 тысяч человек в 2021 году. По данным за январь-декабрь 2022 году оборот международной миграции в России увеличился в 1,5 раза, составив почти 1372 тысячи человек, но часть этого оборота была «фиктивной» даже в рамках действующей системы учета мигрантов.

Сведения об основных показателях миграционной ситуации в Российской Федерации ежемесячно публикует и Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России[15].

По данным за январь-декабрь 2022 года[16], количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства увеличилось на 26% по сравнению с аналогичными данными за 2021 год. В 2022 году на миграционный учет было поставлено более 16870 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе 16310 тысяч человек (96,7%) - по месту пребывания, 560 тысяч человек (3,3%) - по месту жительства. Из общего числа лиц, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, 72% въехали в Россию с целью работы, 5% - с целью учебы, 2% - с целью туризма, 21% - с частными или иными целями.

Одновременно увеличилось на 39% и число снятых с миграционного учета – оно составило в 2022 году 14525 тысяч человек против 10449 тысяч человек в 2021 году.

За январь-декабрь 2022 года иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено (первично) более 174 тысячи разрешений на временное проживание и 286 тысяч видов на жительство. На конец года действительные разрешения на временное проживание в России имели почти 208 тысяч человек, действительные виды на жительство - около 535 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства.

Несколько снизилось число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации (о приеме, восстановлении, признании), - в 2022 году оно лишь немногим превысило 691 тысячу (в 2021 году - 735 тысяч).

Вместе с тем, в 2022 году было направлено более 141 тысячи представлений о запрещении («неразрешении») иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию (в 2021 году – более 176 тысяч).


[1] Без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.
[2] Оценка численности постоянного населения на 1 января 2023 г. и в среднем за 2022 г. и компоненты ее изменения (с учётом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.) - (Размещено 17.03.2023) – https://rosstat.gov.ru/folder/12781 .
[3] Всероссийская перепись населения 2020 года. Сроки ее проведения дважды переносились из-за пандемии COVID-19. Была проведена осенью 2021 года, в период с 15 октября по 14 ноября по состоянию на 1 октября 2021 года.
[4] Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 2021 г. №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
[5] В данном случае миграционный прирост населения рассчитан как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из нее. Принимаемые в текущих расчетах численности населения миграционные приросты несколько отличаются от отчетных данных о миграции из-за поправок на недоучет некоторых случаев перемены места жительства. В частности, такой скорректированный миграционный прирост населения за 1994 год (с учетом итогов ВПН-2002, рассчитанный как разница между общим и естественным приростом населения) составил 997 тысяч человек, или 6,7‰. – См.: Российский статистический ежегодник. 2022: Стат. сб./ Росстат. М., 2021. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2021 гг.»; Демографический ежегодник России. 2019: Стат. сб./ Росстат. М., 2019. С. 12, 16, 200-201; Демографический ежегодник России. 2021: Стат. сб./ Росстат. М., 2021. С. 12, 16, 204-205.
[6] Подробнее см., например, Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[7] До 2011 года первичные статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[8] Данные о миграции, приводимые в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях «Численность и миграция населения Российской Федерации», согласно сопровождающим их методическим пояснениям, получены в результате разработки документов статистического учета прибытий и выбытий, поступающих от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ранее, до 2016 года – от территориальных органов Федеральной миграционной службы). Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[9] Чудиновских О.С. Административная статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[10] Население России 2018: двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[11] https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/24/5d36c6ef9a7947f42d42668b ; https://www.forbes.ru/obshchestvo/380605-rosstat-obyasnil-anomalnyy-rost-pritoka-migrantov-novym-podhodom-k-sboru ; https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/23/807137-rossii-skachok-chisla-migrantov
[12] Население России 2018: двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С. В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[13]В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики, 2020.
[14] Рассчитано по данным, приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2022 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2021 гг.»
[15] Министерство внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф
[16] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года. 18 Января 18:18 - https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/35074904 (дата обращения: 06 февраля 2023 года).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.