|
Социальные лифты в России: вам наверх?
Коротко о главном:
- Топ-5 наиболее «рабочих» социальных лифтов по мнению россиян:
спорт (88%, +5 п.п. к 2020 г.), наука и образование (84%, +7 п.п.
к 2020 г.), военная служба (83%), бизнес (80%, +12 п.п. к 2018
г. и к 2020 г.) и общественные организации (79%, +6 п.п. к 2020
г.).
Застряли или приехали?
Социальные лифты способствуют продвижению людей в обществе.
Как правило, речь идет о восходящем движении — к более высокому
социальному статусу. На этот процесс существенно влияют общественные,
экономические и технологические изменения: одни лифты становятся
неэффективными, им на смену приходят новые. В наши дни топ-3 наиболее
«рабочих» социальных лифтов в представлениях россиян выглядит следующим
образом: спорт (88%, + 5 п.п. к 2020 г.), наука и образование (84%,
+7 п.п. к 2020 г.), военная служба (83%). Эти лифты россияне считают
«работающими» в течение последних пяти лет. Их лидерство, по-видимому,
определяется не только культурно-историческими особенностями российского
общества, но и понятными, прозрачными механизмами «подъема», социальной
мобильности. Это либо конкуренция и объективные достижения, как
в спорте, либо продолжительность обучения, признанные заслуги, как
в науке, либо четкая иерархия, как в армии.
Есть лифты, которые год от года «работают» то лучше,
то хуже. Например, культура: в 2018 г. ее называли в числе эффективных
лифтов 69%, но в пандемийный 2020 г. показатель снизился (64%).
Эпидемиологические ограничения на массовые мероприятия ощутимо ударили
по шоу-бизнесу. Сегодня эта сфера полностью реабилитировалась в
глазах наших сограждан (71%).
В 2020 г. россияне ставили более низкие оценки еще одному
социальному лифту — общественным организациям (2018 г. — 80%, 2020
г. — 73%, 2023 г. — 79% г.). Общественные организации, которые обычно
активно взаимодействуют с обществом, могли оказаться менее видимыми
для россиян в этот период.
Некоторые лифты со временем начинают «ехать медленнее»,
например Русская православная церковь (61%, ?6 п.п. к 2018 г.).
А другие, напротив, «ускоряются», прежде всего это бизнес (80%,
+12 п.п. к 2018 г. и 2020 г.). Возрастающая оценка бизнеса как социального
лифта отражает важность предпринимательства для российского общества.
Сегодня он все чаще рассматривается как сфера возможностей для достижения
высокого социального статуса.
В числе других набирающих очки социальных лифтов — государственное
и муниципальное управление (59%, +9 п.п. к 2020 г.) и политика (54%,
+7 п.п. к 2018 г. и 2020 г.). Сегодня с помощью интернета, в том
числе социальных сетей, люди получили возможность быстро и легко
получать информацию о политических событиях и принимать участие
в их обсуждении, что способствует формированию представлений о важности
государственного и муниципального управления и политики. Свою роль
сыграла и политическая ситуация в стране и мире. Перемены и вызовы
стимулируют интерес и активное участие граждан в политической жизни.
Непредсказуемость и сложность современного общества могут вызвать
желание разобраться в политических процессах, влиять на принимаемые
решения и более осознанно участвовать в государственном управлении.
Мобильность для молодых
Россияне из разных социально-демографических групп немного
по-разному смотрят на возможности социальных лифтов в нашей стране.
Можно выделить следующую специфику:
- Специфика возраста — в большей степени в возможность
достичь высокого социального статуса за счет своих усилий и талантов
при помощи социальных лифтов верят те, кто сам полон стремлений
и амбиций, самая юная часть российского общества — молодежь. Она
чаще других отмечала все перечисленные лифты, особенно это касается
бизнеса (91% в группе 18-24 лет, 88% в группе 25-34 лет vs. 81%
среди всех россиян) и шоу-бизнеса (87% в группе 18-24 лет, 80%
в группе 25-34 лет vs. 71% среди всех россиян). Это можно объяснить
тем, что современные молодые люди — поколение интернета. Для многих
современных бизнесменов, блогеров, артистов интернет стал каналом,
который помог им продвинуть себя, свои товары или услуги. При
этом большая часть успешного контента строится на таланте и харизме
автора.
- Специфика образования — чем выше уровень образования, тем чаще
граждане не верят в возможности социальных лифтов. В политику
«не верят» 41% имеющих высшее или неполное высшее образование
vs. 20% среди граждан с неполным средним образованием. Это же
касается культуры (22% vs. 7%), церкви (11% vs. 5%), государственного
и муниципального управления (37% vs. 13%), общественных организаций
(11% vs. 6%) и пр. Люди с высшим образованием могут иметь более
реалистическое представление о том, что достижение высокого социального
статуса может быть сложным процессом. Например, образование не
всегда гарантирует успешную карьеру, а другие факторы, такие как
связи, везение или социальный статус, могут играть большую роль
в достижении успеха.
- Специфика дохода — уверенность в своем материальном положении
подкрепляет веру в возможности социальных лифтов. Россияне с хорошим
уровнем дохода убеждены, что благодаря своим талантам можно преуспеть
в бизнесе (89% vs. 64% среди граждан с плохим материальным положением),
политике (69% vs. 34%), науке (90% vs. 72%), государственном и
муниципальном управлении (72% vs. 42%), шоу-бизнесе (80% vs. 57%)
и т.д. Такие различия объясняются тем, что люди с хорошими финансовыми
возможностями имеют больше жизненных шансов, больше свободы в
выборе профессии, образования или бизнеса, что способствует их
вере в успех социальных лифтов.
- Специфика урбанизированности — жители Москвы и Санкт-Петербурга
в меньшей степени, чем остальные россияне, склонны верить в возможности
социальных лифтов в нашей стране. Например, они реже считают «рабочим»
лифтом бизнес (74% vs. 81% среди всех россиян), политику (45%
vs. 53%), государственное и муниципальное управление (48% vs.
59%), культуру и шоу-бизнес (63% vs. 71%), общественные организации
(69% vs. 80%) и военную службу (69% vs. 83%). По всей видимости,
такие различия объясняются высокой конкуренцией, которая в обеих
столицах наблюдается во всех сферах жизни, включая работу, образование
и карьеру. Высокий уровень конкуренции может создавать барьеры
для социальной мобильности и вызывать скептицизм или недоверие
к системе социальных лифтов.
По Вашему мнению, в нашей стране человек может сам, благодаря
только своим способностям преуспеть, добиться высокого положения
в следующих сферах? (закрытый вопрос, один ответ, % от
всех опрошенных)
|
2018
|
2020
|
2023
|
Предпринимательство, бизнес
|
Может / скорее может
|
68
|
68
|
80
|
Не может / скорее не может
|
28
|
27
|
14
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
5
|
6
|
Политика
|
Может / скорее может
|
47
|
47
|
54
|
Не может / скорее не может
|
47
|
47
|
36
|
Затрудняюсь ответить
|
6
|
6
|
10
|
Наука и образование
|
Может / скорее может
|
83
|
77
|
84
|
Не может / скорее не может
|
14
|
19
|
11
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
4
|
5
|
Государственное и муниципальное управление
|
Может / скорее может
|
56
|
50
|
59
|
Не может / скорее не может
|
38
|
44
|
31
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
6
|
10
|
Культура, искусство, шоу-бизнес
|
Может / скорее может
|
69
|
64
|
71
|
Не может / скорее не может
|
24
|
30
|
20
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
6
|
9
|
Спорт
|
Может / скорее может
|
89
|
83
|
88
|
Не может / скорее не может
|
9
|
14
|
7
|
Затрудняюсь ответить
|
2
|
3
|
5
|
Общественные организации
|
Может/ скорее может
|
80
|
73
|
79
|
Не может/ скорее не может
|
13
|
22
|
12
|
Затрудняюсь ответить
|
7
|
6
|
9
|
Военная служба
|
Может / скорее может
|
85
|
81
|
83
|
Не может / скорее не может
|
10
|
13
|
9
|
Затрудняюсь ответить
|
5
|
6
|
8
|
Русская православная церковь
|
Может / скорее может
|
67
|
62
|
61
|
Не может / скорее не может
|
13
|
17
|
10
|
Затрудняюсь ответить
|
20
|
20
|
29
|
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен
13 ноября 2023 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте
от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной
случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных
номеров, задействованных на территории РФ.
ВЦИОМ, 18 декабря 2023 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnye-lifty-v-rossii-vam-naverkh
|