Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 943 - 944
3 мая - 16 мая 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России, 2021 год

В 2021 году число преступлений, зарегистрированных в России, сократилось на 1,9%, но число погибших в результате преступных посягательств увеличилось на 1,8%

В 2021 году число преступлений против личности снизилось на 0,9%, число преступлений против собственности - на 2,0%

Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число погибших снизилось на 7,9%, число раненых – на 8,3%

В 2021 году выявлено 848 тысяч человек, совершивших преступления

В 2021 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено более 565 тысяч человек

В местах лишения свободы по состоянию на 1 марта 2022 года содержалось 466,6 тысячи человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России, 2021 год // Демоскоп Weekly. 2022. № 943-944. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2022/0943/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Преступность в России, 2021 год

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Число пострадавших в ДТП продолжает сокращаться: число погибших снизилось на 7,9%, число раненых - на 8,3%

Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей устойчиво снижается, но до сих пор остается одной из серьезных социально-экономических проблем России.

Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[7] резко возросло в России во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем, после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в 2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось (277 тысяч человек в 2010 году), но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось. С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается, опустившись в 2020 году до 199 тысяч человек. Это на 12,6% меньше, чем в 2019 году, и на 39% меньше, чем в 2007 году. По оперативным данным Госавтоинспекции России за 2021 год[8], число пострадавших в ДТП снизилось еще на 8,3%, составив 182,7 тысячи человек.

В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается (за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 133,3 тысячи ДТП в 2020 году, что на 43% меньше, чем в 2007 году, и на 8,1% меньше, чем в 2020 году.

Быстрая автомобилизация населения сопровождалась ростом доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств[9]: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005 году – до 67%, а в 2016-2021 годы составляла порядка 75%.

В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП, произошедших по вине водителей индивидуальных транспортных средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: В 2020 году она составила 9,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году. В 2021 году она немного снизилась, опустившись до 8,4%.

Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных средств (44,7% в 2021 году), менее частыми – с наездом на пешеходов (26,8%), на препятствие (4,9%), велосипедиста (3,6%), стоящее транспортное средство (3,1%) или при опрокидывании транспортных средств (2,4%).

Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 8). По данным учета умерших по причинам смерти (демографической статистике), в том же 2003 году от всех видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число погибших в ДТП сокращалось, исключение составили 2007 и 2011-2012 годы.

Число раненых быстро росло в 2000-2007 годах, и в 2007 году оно превысило 292,2 тысячи человек. Начиная с 2008 года преобладает тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.

По данным Госавтоинспекции России[10], на автомобильных дорогах и улицах за январь-декабрь 2021 года погибли 14,9 тысячи человек (-7,9% по сравнению с аналогичными данными за январь-декабрь 2020 года), 167,9 тысячи человек (-8,3%) ранены в дорожно-транспортных происшествиях. Доля погибших по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц, составила в 2021 году, по данным Госавтоинспекции, 75%, раненых – 79%.

Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП, пока не опубликованы Росстатом.

Рисунок 8. Численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980, 1985, 1990-2021 годы, тысяч человек

* 2015-2021 годы - по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть («летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 9). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно несколько увеличилось, составив 140 на 1000 ДТП, а затем снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 году. В последние два года оно вновь немного повысилось, составив 111 погибших на 1000 ДТП в 2020 году и 112 в 2021 году.

Что касается раненых в ДТП, оно устойчиво возрастало до 2013 года (исключение составил только 2008 год), увеличившись с 1099 на 1000 зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262 раненых на 1000 ДТП, а в 2021 году – до 1259 на 1000 ДТП. В целом, можно говорить об относительной стабилизации на уровне выше 1250 раненных в расчете на 1000 ДТП.

Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненых в ДТП в определенной степени связаны с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети[11], высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля таких ДТП сократилась до 33%, но в последние годы вновь стала увеличиваться, составив 33,7% в 2020 году и 34,3% в 2021 году.

Рисунок 9. Число погибших и раненых на 1000 дорожно-транспортных происшествий, 1995, 2000-2021 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России.

В 2021 году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения[12] составило в целом по стране 91, варьируясь от 15 в Чеченской Республике до 159 в Тюменской области без автономных округов (рис. 10). Еще в 6 регионах оно превышало 140 ДТП на 100 тысяч человек – Республике Калмыкии (155), Камчатском крае, Нижегородской, Магаданской, Новгородской области и Республике Тыве (142-147). Только в 7 регионах-субъектах федерации число ДТП составляло менее 50 на 100 тысяч человек (помимо Чечни, в Чукотском, Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округе, Ингушетии и Дагестане, Томской области).

При низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2021 году от 39 в Санкт-Петербурге, 42 в Москве и 55 в Севастополе до 411 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших и числа дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия (280), Тыва (234), Кабардино-Балкария (228), Дагестан (223), Адыгея (2015) и Брянской области (205). В остальных регионах оно не достигало 195 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это соотношение в 2021 году превышало 115 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 100 до 135 погибших на 1000 ДТП.

Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2021 год

Список регионов


[7] Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП» (до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[8] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/
[9] С 2015 года - по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.
[10] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/;
[11] На месте ДТП зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
[12] Для расчета использовались данные Госавтоинспекции России и оценка численности населения в среднем за 2021 год, опубликованная Росстатом 19 марта 2022 года.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.