Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 937 - 938
22 марта - 4 апреля 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, предварительные итоги 2021 года

По предварительным данным Росстата, миграционный прирост населения России в 2021 году увеличился в 4 раза, составив 430 тысяч человек

Наибольший миграционный прирост за 2021 год Россия получила в обмене населением с Таджикистаном – около 97 тысяч человек

Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, увеличилось в 2021 году на 2%

В 2021 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 84 регионов, за счет обмена с другими регионами России – 20

Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище продолжало снижаться в 2021 году

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2021 года // Демоскоп Weekly. 2022. № 937-938. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2022/0937/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграция в России, предварительные итоги 2021 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

По предварительным данным Росстата, миграционный прирост населения России в 2021 году увеличился в 4 раза, составив 430 тысяч человек

По данным оперативного учета за январь-декабрь 2021 года, в России усилилась тенденция роста численности населения за счет миграции - миграционный прирост увеличился в 4 раза по сравнению с аналогичными данными за 2020 год, составив 430 тысяч человек. Столь значительно возросший миграционный прирост смог компенсировать и возросшую в период пандемии COVID-19 естественную убыль населения на 41%.

Население России увеличивается за счет миграции с середины 1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики СССР стали меньше по объему обратных миграционных потоков, в основном за счет возвращения в Россию, как это принято говорить, «русскоязычного» населения[1]. После распада СССР сальдо международной миграции резко увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысячи человек, или 5,7‰ в 1994 году[2]), после чего интенсивность международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста быстро снижалась (рис. 1). В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя на уровне 0,3-0,5‰, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую долгосрочную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и в существенной степени от правил регистрации мигрантов и практики их применения. В России эти правила неоднократно менялись[3]. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), были дважды заметно увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов. После переписи населения 2010 года критерии миграции были в очередной раз расширены с целью более полного ее учета: с 2011 года в статистический учет миграции на постоянное место жительства стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[4].

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[5]. Изменение критериев долговременной миграции первоначально привело к значительному увеличению числа прибывающих и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[6], но в целом позволили более полно, чем это было до 2011 года, учитывать долговременную миграцию[7].

В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012-2014 годах число иммигрантов в Россию продолжало увеличиваться (на 15-20% в год). Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в 2017 году – 2%. В 2016 и 2018 году число прибывших в Россию даже сокращалось (на 4% и в том, и в другом году).

В 2019 году на постоянное жительство или длительное пребывание в Россию прибыли из-за рубежа более 701 тысячи человек, что на четверть (24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем 2018 году. Это самое высокое значение показателя в XXI веке, хотя оно уступает значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано[8], в результате чего соответствующие данные не всегда поступали в территориальные статистические службы[9].

В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы, разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных документов статистического учета мигрантов в органы государственной статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается без ограничения срока действия[10], что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.

В 2020 году объемы миграционных перемещений заметно сократились из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. В Россию на постоянное жительство или длительное пребывание прибыли 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем в 2019 году, но в то же время примерно соответствует значениям показателя 2015 и 2017 годов.

По данным за январь-декабрь 2021 года, в Россию на постоянное жительство или длительное пребывание прибыли из других стран 667,9 тысячи человек, что на 12% больше, чем в 2020 году, но на 5% меньше, чем в 2019 году.

Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство (длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения критериев миграции в 2011 году с определенным временным лагом по сравнению с ростом числа иммигрантов. В 2011 году число выбывших за пределы России увеличилось лишь на 13%, а в 2012 году возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным документам. В 2013-2014 годах численность выбывших из России увеличивалась ежегодно в 1,5-1,7 раза, в 2015 году – только на 15%.

В 2016 году число выбывших из России сократилось на 11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20% в 2017 году и 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов снизилось до 416 тысяч человек (-6%), а в 2020 году вновь увеличилось, поднявшись почти до 488 тысяч человек (+17%). Это - самое высокое число учтенных выбытий из России, начиная с 1993 года

По оценкам Росстата за январь-декабрь 2021 года число выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания) сократилось вдвое - до 238 тысяч человек, что существенно ниже значений показателя за 2014-2020 годы.

В результате опережающего роста учтенных прибытий после расширения критериев учета сальдо миграции за 2011 год составило почти 320 тысяч человек, что вдвое превышает значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста оно сократилось на 7,8%, а в 2013 году оставалось практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись всего на 0,3% (296 тысяч человек).

В последующие годы величина чистой миграции преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019 году она увеличилась в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД РФ, а в 2020 году вновь снизилась – в 2,7 раза, - составив 106,5 тысячи человек.

По предварительным данным за январь-декабрь 2021 года, миграционный прирост населения России увеличился в 4 раза, составив почти 430 тысячи человек, или 29,5 на 10 тысяч человек постоянного населения. Более высокие значения коэффициента миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только в 1993-1995 годах по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем они были существенно повышены в результате корректировки по итогам переписей населения. Необходимо отметить, что экстремально высокий миграционный прирост в 2021 г. был обеспечен изменением учета выбывших начиная с конца июня 2021 г. С этого времени Росстат не фиксирует выбытия по истечении срока регистрации по месту пребывания, т.к. сроки действия регистрации по месту пребывания приостанавливаются[11]. В результате выбытия во втором полугодии 2021 г. сократились почти на 90%.

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост
(на 10 тысяч человек населения), 1980-2021* годы

* за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2021 годы – оценка по новым правилам учета (2012-2020 годы – по данным годовой разработки, 2021 год - по оперативным данным за январь-декабрь); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[12]

Расширение критериев миграции со сменой постоянного места жительства (длительного пребывания) привело к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил миллион человек, а в 2019 году составил 1117 тысяч человек, что на 11% больше, чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции. В период пандемии COVID-19 фиксируемый Росстатом оборот международной миграции в России сокращался, составил около 1082 тысяч человек в 2020 году и 906 тысяч человек за январь-декабрь 2021 года.

Сведения об основных показателях миграционной ситуации в Российской Федерации ежемесячно публикует и Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России[13].

По данным за январь-декабрь 2021 года[14], на миграционный учет было поставлено почти 13393 тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе 12891 тысяча человек (96,3%) - по месту пребывания, 502 тысячи человек (3,7%) - по месту жительства. Из общего числа лиц, поставленных на миграционный учет по месту пребывания, 75% въехали в Россию с целью работы, 5% - с целью учебы, 2% - с целью туризма, 18% - с частными или иными целями.

За тот же период снято с миграционного учета 10449 тысячи человек.

За январь-декабрь 2021 года принято около 168 тысяч решений о выдаче разрешений на временное проживание и 248 тысяч решений о выдаче (первично) видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства. По действующим разрешениям на временное проживание в России проживало на конец 2021 года более 236 тысяч человек, более 550 тысяч – по действительным видам на жительство.

Значительно возросло число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации (о приеме, восстановлении, признании), - в 2021 году оно превысило 735 тысяч.

В то же время в 2021 году было направлено более 176 тысяч представлений о запрещении («неразрешении») иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию.


[1] Ж.А. Зайончковская называла этот процесс «репатриацией русских», т.к. подавляющее большинство прибывших были этническими русскими. (См., например: Население России 1998. Шестой ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 144 с.) С 2007 г. данные об этнической принадлежности мигрантов Росстат не разрабатывает.
[2] В данном случае миграционный прирост населения рассчитан как разность между числом прибывших в Россию и числом выбывших из нее. Принимаемые в текущих расчетах численности населения миграционные приросты отличаются от отчетных данных о миграции из-за поправок на недоучет некоторых случаев перемены места жительства. В частности, такой скорректированный миграционный прирост населения за 1994 год составил 997 тысяч человек, или 6,7‰. – См.: Российский статистический ежегодник. 2021: Стат. сб./ Росстат. М., 2021. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2020 гг.»; Демографический ежегодник России. 2019: Стат. сб./ Росстат. М., 2019. С. 12, 16, 200-201; Демографический ежегодник России. 2021: Стат. сб./ Росстат. М., 2021. С. 12, 16, 204-205.
[3] Подробнее см., например, Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г. Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[4] До 2011 года первичные статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[5] Данные о миграции, приводимые в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях «Численность и миграция населения Российской Федерации», согласно сопровождающим их методическим пояснениям, получены в результате разработки документов статистического учета прибытий и выбытий, поступающих от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ранее, до 2016 года – от территориальных органов Федеральной миграционной службы). Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[6] Чудиновских О.С. Административная статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[7] Население России 2018: двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 269.
[8] Старостина Ю. Мигрирующая аномалия / РБК, 23 июля 2019 г. https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/24/5d36c6ef9a7947f42d42668b ; Пятин А. Росстат объяснил аномальный рост притока мигрантов новым подходом к сбору статистики / Forbes, 23 июля 2019 г.
https://www.forbes.ru/obshchestvo/380605-rosstat-obyasnil-anomalnyy-rost-pritoka-migrantov-novym-podhodom-k-sboru ; Червонная А. В России зафиксирован скачек числа мигрантов / Ведомости, 23 июля 2019 г. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/23/807137-rossii-skachok-chisla-migrantov
[9] Население России 2018: двадцать шестой ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В. Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. С. 265.
[10]В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики, 2020.
[11] В соответствии с Указом Президента РФ от 15 июня 2021 г. «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» п. 3 «Приостановить с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
[12] Рассчитано по данным, приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2021 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2020 гг.»
[13] Министерство внутренних дел Российской Федерации - Главное управление по вопросам миграции (xn--b1aew.xn--p1ai)
[14] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 года. 25 Января 12:25 - https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/28104434 (дата обращения: 24 февраля 2022 года).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.