Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 925 - 926
14 декабря - 28 декабря 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Перепись населения 2020 

Подведены итоги первого этапа переписи населения

Мыльный пузырь за наши деньги: почему перепись населения осталась никем незамеченной

В отставку ушел один из кураторов переписи населения

40 лет от решения Совета Русского Географического Общества до проведения Первой Всеобщей переписи населения в России


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

40 лет от решения совета Русского Географического Общества до проведения первой всеобщей переписи населения в России

Пьянкова А. - специально для Демоскопа

В 1857 г. совет Русского географического общества (далее РГО) принимает специальное решение о необходимости проведения переписей на научной основе. Решение было подкреплено работой академика П.И. Кёппена «О народных переписях в России», в которой он показал недостатки ревизий как способа учёта населения. Академик П.И. Кёппен, являясь одним из учредителей РГО, представил свою работу на рассмотрение в Академию наук еще в 1848 году. Однако статья не была допущена к печати, так как, по мнению министра финансов Ф.П. Вронченко, «сочинение… совершенно противно как цели, так и основаниям на каких правительством проводятся у нас народные переписи» (Кеппен, 1889). Статья увидела свет лишь спустя 32 года. В ней международный опыт переписей населения представлен по разным темам (сроки и годы проведения переписей, категории учитываемого населения).

В 1860-1861 гг. в «Журнале Министерства внутренних дел» появились статьи, освещающие опыт переписей в Саксонии, Вюртемберге, Пруссии, Австрии, Франции. Они основывались на непосредственном опыте автора и представителе в то время Министерства внутренних дел (далее МВД), А.Б. Бушена, который в течение 1859, 1860, 1861 годов был специально командирован за границу для изучения устройства административной статистики в Пруссии, Австрии, Бельгии, Англии, Франции и Швеции и участвовал в проведении переписей населения в Англии и Франции. В 1864 г. выходит его обобщающая работа «Об устройстве источников статистики населения в России» (Бушен, 1864). Первая её часть посвящена устройству системы статистики в Швеции, Бельгии, Англии. Выбор стран объясняется наличием у них именно статистической системы, охватывающей всю территорию страны, следующей одним критериям и правилам ведения, чем достигается наибольшая полнота статистического материала по сравнению с другими странами. Автор дает подробный критический анализ ведения текущего учёта демографических событий, списков населения и переписей населения, исходя из собственного опыта, поясняет все достоинства и недоставки каждого вида статистики в рассматриваемых странах. Данная работа ценна тем, что содержит ёмкое описание и анализ совершенно разных по своей организации статистических систем, в том числе переписей населения. Несмотря на то, что и в Швеции, и в Бельгии уже тогда перепись населения проводилась на основе текущих списков населения, внимание акцентировано на принципиальном различии организации списков в этих странах. В Швеции за их ведение отвечало духовенство, тогда как в Бельгии вся административная статистика была сосредоточена в гражданском ведомстве, органах общинного управления. Такая организация позволила избежать неудобства одновременной фиксации религиозных обрядов и гражданских событий, установления между ними соответствий, в том числе по разным приходам. Именно в подобной организации всей статистики в Бельгии автор усматривает на тот момент ее общепризнанное достоинство. А.Б. Бушен отмечает особенную организацию ведения списков смертей в Англии и характеризует ее как самую полную и разнообразную, чего нельзя сказать о списках рождений и браков. Текущие же списки населения в стране в принципе отсутствовали, ввиду неприятия со стороны общества.

В 1862 г. вышла в свет статья И. Вильсона, подробно описывающая опыт проведение переписи 1861 г. в Великобритании, опыт, которой они изучали вместе с А.Б. Бушеном, «ввиду недостаточности приёмов русских ревизий» (Вильсон, 1862).

Параллельно с осознанием того, что ревизии являются несовершенным инструментом учёта населения (Кеппен, 1857, 1889), в России активно шло становление системы государственной статистики и выработка проекта новой переписи населения, не связанной напрямую с фискальными целями государства.

Так, в 1874 г. была создана комиссия сенатора А.К. Гирса при Министерстве финансов (далее Комиссия). Целью ее создания в первую очередь было «составить предположения о мерах, какие могут быть приняты для ведения на будущее время правильного счета лиц, подлежащих воинской повинности и, если будет признано необходимым провести для сего общую поголовную перепись всего населения, то определить какими способами и каким порядком она должна быть произведена» (Очерк, 1890). Таким образом, по главу работы Комиссии ставилась цель – точный учёт лиц, подлежащих воинской повинности, вытекающие задачи, в том числе и проведение переписи населения, должны были быть подчинены именно этой цели. Изначально комиссия полагала, что необходимо сохранить преемственность между предполагаемой переписью населения и ревизиями. На первом этапе ее работы были систематизированы и проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие существующий учёт населения, и характер их исполнения на местах по всем видам учёта: 1) сословий; 2) по отбыванию личных податей и сборов государственных; 3) лиц, подлежащих воинской повинности; 4) наличного населения и передвижения населения (учёт полицейский). Комиссия пришла к выводу, что ни один из существующих способ учёта населения не давал точных сведений об учитываемой группе населения, поэтому признала необходимость выработать новый способ общего народоисчисления, независимо от существующих ранее способов.

Её вниманию было представлено два проекта положений о переписи населения. Проект от Министерства внутренних дел представил П.П. Семёнов, от Министерства финансов - А.Б. Бушен, который теперь представлял именно это министерство. Проекты имели разные точки зрения на цели работы как самой Комиссии, так и на цели переписи населения.

П.П. Семёнов главной задачей работы Комиссии видел только составление проекта положений о переписи, который должен быть выработан строго на научной основе. Его проект предусматривал проведение всеобщей однодневной переписи населения во всём государстве, результаты которой дадут все необходимые сведения о населении, в том числе и для учёта воинской повинности. Он считал, что положения должны быть краткими и не содержать технических деталей, которые должны быть отражены в отдельной инструкции. Его проект содержал 25 статей и предполагал: периодичность проведения переписи 1 раз в 10 лет, в годы оканчивающиеся на «ноль»; всеобщность охвата населения; отмену ревизий; наличие критического момента; проведение переписи в зимний период (декабрь); сбор социально-демографических сведений о населении, а не только поименный учёт; разработку инструкций; создание статистического совета для наблюдения за переписью и временных комиссий на местах; научную разработку итогов переписи; составление и проверку различных списков лиц, в том числе подлежащих воинской повинности.

Проект А.Б. Бушена носил название «Устав одиннадцатой народной переписи». Нумерация прямо указывала на преемственность с ревизиями и соответственно на фискальные цели переписи. Первая статья проекта определяла цели переписи населения следующим образом: одиннадцатая ревизия или перепись производится для 1) проверки и дополнения списков десятой ревизии о лицах, подлежащих платежу прямых податей, 2) правильного учёта лиц, подлежащих воинской повинности, и 3) понимания состава и распределения населения.

В итоге Комиссия в первоначальном виде не приняла ни тот, ни другой проект. В процессе своей работы она скорректировала свое изначальное видение как на цель своей работы, так и предполагаемой переписи населения, полностью отказавшись от каких-либо фискальных её целей. В результате проект А.Б. Бушена был отклонен, поскольку он главной целью переписи видел налогообложение, а проект П.П. Семёнова доработан. Комиссия считала необходимым расширить проект П.П. Семёнова описанием технических приемов проведения переписи и прямым обозначением целей переписи. Первоочередной целью Комиссии виделось получение данных о составе и распределении населения, и только второй - установление правильного учёта лиц, подлежащих воинской повинности. Комиссия также предлагала расширить программу переписи.

В 1879 г. была образована другая комиссия для обсуждения отмены подушной подати и поиска других источников доходов для её замены (Закон «Об отмене подушной и преобразовании оброчной податей»). История учёта населения в России тесно сопряжена с развитием системы налогообложения, каждый новый этап в развитии учёта населения был обусловлен изменениями в системе налогообложения (рисунок 1). Прямая фискальная цель всех учётов населения вплоть до всеобщей переписи населения 1897 г. отрицательно сказывалась на полноте собираемых сведений. Существовавшая со времен Петра I, подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным: умершие в период между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в них. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. В свою очередь, распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учётом размера наделов, числа душ в семье.

Рисунок 1. Учёты населения в России с XIII по XIX

Примечания: * Указаны даты указов о проведении ревизий, тогда как фактическое начало ревизий было позже на 0,5-1 года.

Путь к проведению всеобщей переписи населения оказался тернист и занял с момента первых проектов А.Б. Бушена и П.П. Семёнова до ее проведения 23 года (таблица 1), а с момента решения РГО о необходимости новой переписи населения - 40 лет. Опубликованный в 1890 г. Центральным статистическим комитетом, с разрешения МВД, «Очерк развития вопроса о всеобщей народной переписи в России» (далее «Очерк…») в некоторой степени проливает свет на вопрос о том, почему так долго перепись не проводилась, несмотря на необходимость и готовность ее провести. Исходя из «Очерка…» видно, что основным камнем преткновения были решения Министерства финансов, представители которого не давали делу хода, а после отмены подушной подати в 1885 году высказывались в первую очередь за становление текущего учёта населения и списков населения. В то же время Комиссия сенатора Гирса пришла к выводу, что «только поимённые всеобщие переписи являются основой точного учёта населения, только она может служить отправной точкой для необходимых частных списков» (Очерк, 1890).

Таблица 1. История вопроса о первой всеобщей переписи населения в России

Год

Государственные решения

1 февраля 1874

Образована и начала свою работу Комиссия сенатора А.К. Гирса.

Убедились, что существующие разнообразные списки не могут давать полного представлении о численности населении. Объявлен конкурс на проект переписи.

Поступило два проекта будущей переписи населения: А.Б. Бушена и П.П. Семёнова

Комиссия переработала оба проекта.

25 июля 1876

Комиссия закончила разработку предложений. Планировали внести на рассмотрение Государственному совету осенью 1876 и производство переписи на 1878 г., но потом признали последний срок неудобным из-за широко круга необходимых подготовительных работ.

 

Получено согласие трех министров (Военного, Внутренних Дел, Государственного имущества), внесено несколько дополнений. Министры призвали не откладывать внесение документа на рассмотрение Государственного совета.

26 февраля 1877

Проект внесен в Государственный совет. Министерство финансов предложило 1879 г. для производства переписи.

30 марта 1877

Заключение Статс-секретаря князя Урусова, предложило отложить производство переписи до наступления более благоприятных событий[1].

2 мая 1877

Государственный совет признал, что «Положения о всеобщей переписи населения» требуют всестороннего и длительного обсуждения, само ее проведение в настоящее время невозможно.

1877-1881

Труды Комиссии Гирса (Проект об обязательной приписки и Положения о переписи) оставались без движения в Министерстве финансов.

1879

Образована комиссия для обсуждения предположенной отмены подушной подати.

декабрь 1881

Министерство финансов сообщило Министру внутренних дел, Н.П. Игнатьеву, что предложения приготовляются для внесения вновь в Государственный совет, одновременно направляются Министру внутренних дел, т к. ранее у него не были.

25 февраля 1882

Проект передан Министром внутренних дел для рассмотрения на Статистический совет, под руководством П.П. Семёнова.

29 сентября 1882

Новый министр внутренних дел граф Д.А. Толстой делает доклад, акцентирующий внимание на важности переписи, и считает правильным дополнительное рассмотрение. Доклад графа одобрен.

осень 1882 - сер. 1883

Статистический совет в результате работы сделал много поправок: часть положений удалил, наиболее важные с его точки зрения расширил.

нач.1883 - осень 1883

П.П. Семёнов докладывает министру внутренних дел, графу Д.А. Толстому. Министр внес два замечания, с остальным согласился.

15 октября 1883

Проект «Положений..» передан вновь в Министерство финансов с замечанием, что не видят препятствий для внесение на рассмотрение в Государственный совет ввиду настоятельной необходимости переписи населения. Однако Министерство финансов опять не сообщило делу переписи никакого движения.

28 мая 1885

Окончательно отменена подушаня подать, она преобразована в оброчную и лесные платежи. Смена объекта налогообложения.

12 июня 1886

Государственный совет признает важность переписи, но предлагает совершить прежде «все узаконения касающиеся постоянного и текущего учёта бывших податных сословий».

2 мая 1888

Министерство финансов считает, что текущий учёт населения и вопросы переписи населения должны быть переданы в Министерство внутренних дел, в связи с отменой подушной подати.

23 апреля 1889

Министерство финансов передает проект текущего учёта населения и проект «Положений..» в МВД обратно с заключением, что оно отдает предпочтение установлению нароисчисления посредствам постоянного или текущего учёта населения, что должно заметить ревизские сказки.

16 ноября 1889

Записка П.П. Семёнова Министру внутренних дел, И.Н. Дурново. В ней изложено, что все государства мира пришли к мнению, что только поименные всеобщие переписи являются основой точного учёта населения, что только она может служить отправной точкой для необходимых частных списков, ведущихся в межпереписной период. Европейские гос-ва убедились в несостоятельности учёта населения на основе регистрационных списков. Существующие в России уже 16 лет посемейные списки ведутся небрежно.

1890

Составление «Очерка развития вопроса о всеобщей народной переписи в России» при МВД.

Источник: составлено по «Очерк развития вопроса о всеобщей народной переписи в России». Б.м.: Б. и., 1890

В июне 1895 г. императором Николаем II было утверждено «Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи» (далее «Положение»). Перепись была проведена в январе-феврале 1897 г., что явилось поворотным событием в истории учёта населения в нашей стране. Что же ее отличало от предыдущих учётов населения, ревизий?

Результаты переписи не являлись прямой основой для налогообложения. «Всеобщая перепись населения Империи имеет целью привести в известность его численность, состав и местное распределение» (Высочайше утвержденное 5-го июня 1895 года Положение, 1895).Предполагался полный охват населения и территории страны переписью. Ей «подлежат все жители Империи, обоего пола, всякого возраста, состояния, вероисповедания и племени, как русские подданные, так и иностранцы» (Высочайше утвержденное 5-го июня 1895 года Положение, 1895).

Интересно отметить, что в «Положении…» нет указания на обязательность переписи для населения, хотя оба проекта «Положений…» предполагали такую норму, а также введение санкций за уклонение от переписи, как финансовых, так и уголовных. А.Б. Бушен предлагал штраф за ошибки и пропуски и неверные показания от 3 до 15 руб., за отказ отвечать на вопросы при проверке уголовную ответственность. П.П. Семёнов предлагал штраф за отказ в предоставление сведений по переписи и за неправильные данные в размере от 5 до 30 руб. по приговору мирового, такой же штраф мог налагаться на счетчиков за несоблюдение правил инструкции (Очерк, 1890). Для сравнения, отметим, что пуд пшеничной муки в 1890 году стоил 30-40 копеек. Вслед за «Положением…» были разработаны и опубликованы инструкции для счетчиков (Наставление городским счетчикам,1896).

Первая всеобщая перепись населения была проведена 1897 г. Она учитывала все три основные категории населения: наличное, постоянное («оседлое») и приписное (юридическое). Разработка материалов велась в основном по наличному населению, хотя Центральный статистический комитет предполагал разработку материалов по постоянному населению с выделением временно присутствующих, но ввиду финансовых и временных ограничений разработка состоялась только по наличному населению (История, 2013).

Литература

  • Бушен А.В. Об устройстве источников статистики населения в России. Спб.: тип. Безобразова и комп. 1864.
  • Высочайше утвержденное 5-го июня 1895 года Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. Спб: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1895. URL: https://www.prlib.ru/item/329001
  • Закон «Об отмене подушной и преобразовании оброчной податей». URL: https://doc.histrf.ru/19/zakon-ob-otmene-podushnoy-i-preobrazovanii-obrochnoy-podatey/
  • История переписей населения в России. М: Голден-Би. 2013.
  • Кёппен П.И. Девятая ревизия. Спб. 1857.
  • Кёппен П.И. Записки Императорского Русского географического общества по отделению статистики. Под ред. Охочинского. Спб.: тип. Министерства внутренних дел. 1889.
  • Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен смуты до эпохи преобразований. Спб: тип. И.Н. Скороходова. 1890.
  • Наставление городским счетчикам: обязанности счетчика по производству переписи. Спб: Печатня С.П. Яковлева, 1896. URL: https://www.prlib.ru/item/436587
  • Очерк развития вопроса о всеобщей народной переписи в России. Б.м.: Б.и. 1890.

[1] В 1877-1878 гг. шла Русско-турецкая война.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.