Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 913 - 914
21 сентября - 4 октября 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Перепись населения 2020 

Правительство утвердило новые сроки Всероссийской переписи населения

Утверждены сроки проведения ВПН

Задачи перед стартом: в Правительстве РФ обсудили подготовку к переписи

В Якутии закончился августовский этап переписи в ТДР

О росте численности населения города Севастополя и парадоксах статистики


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

О росте численности населения города Севастополя и парадоксах статистики

О.С. Чудиновских – специально для Демоскопа

В начале 2021 года Росстат опубликовал оценки численности населения субъектов Российской Федерации. По сравнению с данными на января 2019 года, население страны в целом сократилось на 577 тысяч человек. Убыль имела место и в большинстве регионов. В некоторых субъектах Федерации наблюдался незначительный – в пределах от 0,1 до 1,7 процента - прирост. Но внимание специалистов (и не только) привлек невероятный на общем фоне, стремительный рост численности населения г. Севастополя за 2020 год, достигший 60,9 тысяч человек или 13,5 процентов к показателю 2019 г. Ни в одном другом субъекте Федерации даже приблизительно подобной динамики не наблюдалось.

Эта тема обсуждается в профессиональных кругах и в средствах массовой информации[1]. К сожалению, Росстат до сих пор не сделал официальных разъяснений по своим информационным каналам. Лишь из СМИ и частных бесед со специалистами Росстата известно, что корректировки были произведены по инициативе региональных властей, потому что, по их мнению, несколько десятков тысяч долгосрочных мигрантов на протяжении ряда лет оставались неучтенными в органах МВД и не зарегистрированными по месту жительства. Росстат скорректировал текущую оценку численности населения, но не стал этого делать с показателями миграции за 2020 год.

На мой взгляд, научное сообщество России, к которому Росстат регулярно обращается за консультациями, имеет право задать национальной статистической службе несколько вопросов и получить на них ответы, поскольку речь идет о прецеденте в статистике населения, который может иметь далеко идущие негативные последствия.

Первый вопрос, который лежит на поверхности, связан с заявлением региональных властей о необходимости переоценки численности населения г. Севастополя для более точного прогнозирования. Но прогнозирование предполагает получение оценок численности населения не как абстрактной массы, а, по крайней мере, распределенного по полу и возрасту. В этой связи хотелось бы узнать, каким образом (кем, на основании каких первичных данных и т.д.) осуществлялся ввод сведений о неучтенном ранее населении, в том числе - демографических характеристиках и сведений о прежнем месте жительства. Пока это выглядит своего рода «черным ящиком», где на входе - заявление региональных властей г. Севастополя о необходимости включить в оценки весьма значительные контингенты населения, а на выходе – новая оценка численности населения, опубликованная Росстатом.

Второй вопрос связан с обоснованием корректировок, на которые Росстат позволил себя «уговорить». Поскольку региональные власти Севастополя мотивировали переоценку численности населения корректировками в данных МВД, то было бы логично предположить, что МВД в первую очередь внесет соответствующие исправления в свою отчетность. На момент публикации Росстатом текущих оценок численности населения на 1 января 2021 года, ГУВМ МВД разместило на сайте свою ведомственную отчетность за 2020 год по форме 1-РД, в которой имеется показатель «Число лиц, состоящих на учете по месту жительства на конец отчетного периода». Этот показатель для г. Севастополя на 31 декабря 2020 года составил 457123 человека, а на аналогичную дату 2019 года - 443119 человек (табл. 1). Таким образом, имел место прирост в размере 14 тысяч, но никак не 60 тысяч человек.

В последующие месяцы и с ведомственной отчетностью МВД начали происходить метаморфозы. Уже в отчете на конец января показатель МВД по г. Севастополю был увеличен до 513,1 тыс. человек, в отчете за февраль он оставался неизменным, а в марте был скорректирован с точностью до одного человека по оценке Росстата на 1 января 2021 года и составил, соответственно, 509992 человек. Причем он остается неизменным на протяжении нескольких месяцев: в отчете на конец июня и июля цифра была той же. И это обстоятельство вызывает большое разочарование и новые вопросы.

Таблица 1. Число лиц, состоящих на учете по месту жительства на конец отчетного периода,
январь-июль 2020-2021 гг.

 

Россия,
млн. человек

г. Севастополь,
тыс. человек

2021

2020

2021

2020

31 декабря предыдущего года

148,933

148,954

457,123

443,119

январь

149,326

147,734

513,149

443,119

февраль

148,758

147,761

513,149

443,119

март

149,222

148,019

509,992

443,119

апрель

148,090

147,871

509,992

443,119

май

нет данных

июнь

149,309

147,354

509,992

449,119

июль

147,807

147,229

509,992

449,119

Источник: форма 1-РД ГУВМ МВД России

Во-первых, абсолютное совпадение показателей МВД и Росстата невозможно, потому, что ведомства ведут учет населения по существенно отличающимся методикам и на основании разных источников данных, о чем мы подробно писали в начале этого года[2]. Одно из важнейших различий состоит в том, что при текущем учете мигрантов Росстат к таковым относит в большинстве случаев лиц, зарегистрированных не по месту жительства, а по месту пребывания (на 9 месяцев и более). Показатель в форме 1-РД ГУВМ относится только к тем, кто зарегистрирован по месту жительства.

Во-вторых, вопросы вызывают не только скачки в показателях МВД по месяцам текущего года, но и их абсолютная идентичность за ряд месяцев 2021 года и неизменность в течение всего 2020 г. На конец каждого месяца с января по ноябрь 2020 года число состоявших на регистрационном учете в г. Севастополе составляло 443119 человек.

Вполне возможно, что сотрудники территориального органа по вопросам миграции г. Севастополя не учитывают (или не могут технически учесть) того простого обстоятельства, что численность населения, состоящего на регистрационном учете по месту жительства – не постоянная величина. Показатель должен меняться в соответствии с движением населения – постановкой на регистрационный учет в связи с рождением или прибытием из другого места жительства и снятием с регистрационного учета по смерти или в связи с выбытием в новое место жительства. Это движение можно видеть на примере данных по России в целом, показатели по месяцам меняются, одинаковых нет, что совершенно естественно. Нужно отметить, что по другим регионам за ряд месяцев также имеют место неизменные величины числа лиц, состоящих на регистрационном учете по месту жительства. Это свидетельствует о произвольной практике заполнения формы 1-РД на местах и отсутствии контроля со стороны центрального аппарата, по крайней мере, в отношении этого показателя.

На основании вышесказанного можно предположить, что иначе, как подгонкой и «рисованием» показателей, сделанные корректировки назвать нельзя. И здесь возникает вопрос о предназначении ведомственной статистики ГУВМ, по крайней мере, в отношении показателя «численность населения, состоящего на регистрационном учете по месту жительства». Мы видим, что в случае г. Севастополя эта статистика не формируется и не обновляется ежемесячно на основании сведений о зарегистрированных и снятых с регистрационного учета, а просто подгоняется для «соответствия» оценкам Росстата, что в целом приводит к ситуации нонсенса.

Специалистам Главного управления по вопросам миграции можно адресовать и другие вопросы. Чем можно объяснить, что столь значительные потоки мигрантов оказались вне статистического учета, методика которого отлажена и не представляет трудностей? Согласны ли работники региональных органов МВД с подобной критикой в их адрес, и будут ли сделаны какие-то дисциплинарные выводы из-за подобных недочетов в работе?

Нельзя не задуматься и о возможных последствиях созданного прецедента: другие субъекты Федерации могут попытаться последовать этому примеру, поскольку для всех регионов численность населения является бюджетообразующим показателем. Каким образом Росстат будет вести себя в таких случаях, если аргументы со стороны региональной власти будут точно такими же, какие использовала администрация г. Севастополя?

В свете вышеизложенного вызывает тревогу судьба предстоящей переписи населения, если её результаты будут зависеть от интересов местных чиновников и степени их влияния на территориальные органы (и центральный аппарат) Росстата. В сочетании с намерениями руководства Росстата активно использовать административные источники данных при проведении переписи[3], риски получения искаженной информации возрастают. Пока что у нас нет никаких доказательств тому, что в России есть отлаженные системы автоматизированного учета всего населения, на основе которых можно получать полноценную статистику населения. Базы данных отдельных ведомств не являются альтернативой регистру населения, уповать на их широкое использование преждевременно.

Подводя итог, можно сделать неутешительные выводы. Приведенные примеры корректировок федеральной и ведомственной статистики сигнализируют о том, что статистика становится не объективным мерилом реальности, а предметом достаточно бесцеремонного вмешательства человеческого фактора. При этом практически игнорируются соображения правдоподобия и смыслового содержания показателей. Видя подобные «арт объекты», опытные пользователи утрачивают доверие к официальной статистике, а неопытные анализируют данные непонятного качества и делают соответствующие умозаключения. Если мы еще верим в то, что статистика - это основа для принятия управленческих решений, то следовало бы оберегать ее от подобных манипуляций. И конечно желательно, чтобы производители статистики - Росстат и МВД в подобных случаях давали разъяснения научной общественности, делились своими аргументами при проведении столь радикальных корректировок. Возможно они окажутся вполне убедительными (в отличие от озвученных ранее). Не зная всех обстоятельств, заставивших Росстат изменить показатели, наблюдая очевидные и необъяснимые нестыковки в данных, мы вряд ли сможем давать адекватные рекомендации и советы, за которыми к нам регулярно обращаются специалисты Росстата.


[1] Ломская Т. Севастополь установил 20-летний рекорд по наплыву мигрантов: что с этим не так. Forbes, 26 июля 2021 г. https://www.forbes.ru/obshchestvo/
435149-sevastopol-ustanovil-20-letniy-rekord-po-naplyvu-migrantov-chto-s-etim-ne-tak
[2] Чудиновских О. К вопросу о создании регистра населения и использовании административных данных для нужд государственной статистики. Вопросы статистики, 2021, № 1.
[3] Сайт Оренбургстата https://orenstat.gks.ru/storage/mediabank/7BAJK92V/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B7
_%D0%9F%D0%9A%D0%A4_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80
%D0%B8%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3.pdf

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.