Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 899 - 900
19 апреля - 2 мая 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Преступность в России, 2020 год

В 2020 году число преступлений, зарегистрированных в России, увеличилось на 1,0%, а число погибших в результате преступных посягательств сократилось на 5,4%

В 2020 году число преступлений против личности снизилось на 5,1%, а против собственности - увеличилось на 4,1%

Число погибших в ДТП сократилось в 2020 году на 5%, число раненых – на 13%

В 2020 году выявлено 852,5 тысячи человек, совершивших преступления

В 2020 году число осужденных по приговорам судов, вступившим в законную силу, снизилось до 531 тысячи человек

В местах лишения свободы по состоянию на 1 марта 2021 года содержалось 479,4 тысячи человек

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Преступность в России, 2020 год // Демоскоп Weekly. 2021. № 899-900. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2021/0899/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Преступность в России,
2020 год

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Число погибших в ДТП сократилось в 2020 году на 5%, число раненых - на 13%

Число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших в них людей устойчиво снижается в России, но до сих пор остается одной из серьезных социально-экономических проблем.

Число пострадавших (погибших и раненых) в ДТП[7] резко возросло в России во второй половине 1980-х годов, увеличившись со 166 тысяч человек в 1980 году до 252 тысяч в 1992 году, а затем, после снижения в 1992-1997 годах, – почти до 326 тысяч человек в 2007 году. В 2008-2010 годах оно заметно сократилось – до 277 тысяч человек в 2010 году, но в 2011-2012 годы вновь несколько увеличилось. С 2013 года число пострадавших в ДТП устойчиво снижается, опустившись в 2019 году до 228 тысяч человек. Это меньше на 2,2%, чем в 2018 году, и на 30% меньше, чем в 2007 году. По оперативным данным Госавтоинспекции России за 2020 год[8], число пострадавших в ДТП снизилось еще на 12,6%, составив 199,1 тысячи человек.

В 2007 году, на который пришлось наибольшее число пострадавших в происшествиях с транспортными средствами, число зарегистрированных ДТП возросло до 233,8 тысячи, что на 48% больше, чем в 2000 году (157,6 тысячи). Начиная с 2008 года, оно довольно быстро сокращается (за исключением 2011-2013 годов), снизившись до 145,7 тысячи ДТП в 2020 году, что на 38% меньше, чем в 2007 году, и на 11,8% меньше, чем в 2019 году.

Массовая автомобилизация населения сопровождалась ростом доли ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств[9]: в 1995 году она составляла 52%, в 2000 году возросла до 59%, в 2005 году – до 67%, а в 2016-2020 годы составляла порядка 75%.

В последние годы вновь несколько возросла доля ДТП, произошедших по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных средств, находившихся в состоянии алкогольного опьянения: в 2020 году она составила 9,6% от общего числа ДТП против 5,6% в 2010 году.

Наиболее частыми ДТП являются столкновения транспортных средств (42,5% в 2020 году), менее частыми – с наездом на пешеходов (26,7%), на препятствие (5,8%), велосипедиста (4,0%) или при опрокидывании транспортного средства (4,3%).

Число погибших в ДТП быстро росло во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов, увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,5 тысячи человек в 1991 году и 37,1 тысячи человек в 1993 году. После непродолжительного снижения - до 27,7 тысячи человек в 1997 году, - оно вновь стало расти, увеличившись до 35,6 тысячи в 2003 году (рис. 6). Отметим, что по данным учета умерших по причинам смерти, от всех видов транспортных травм в 2003 году умерло 43,4 тысячи человек (30 на 100 тысяч человек). Начиная с 2004 года, число погибших в ДТП сокращалось, исключение составили 2007 и 2011-2012 годы.

Число раненых продолжало расти до 2007 года, когда оно достигло 292,2 тысячи человек, а с 2008 года также наметилась тенденция снижения, прерывавшаяся только в 2011-2012 годы.

По данным Госавтоинспекции России[10], на автомобильных дорогах и улицах в 2020 году погибли 16,1 тысячи человек (-4,9% по сравнению с 2019 годом), 183,0 тысячи человек (-13,2%) были ранены в дорожно-транспортных происшествиях. Доля погибших по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц, составила в 2020 году, по данным Госавтоинспекции, 75%, раненых – 80%.

Данные учета умерших по причинам смерти, в том числе от всех видов транспортных несчастных случаев и ДТП пока не опубликованы Росстатом.

Рисунок 6. Численность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 1980, 1985, 1990-2020 годы, тысяч человек

* 2015-2020 годы - по вине водителей (из-за нарушения ими правил дорожного движения) транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц

Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число самих ДТП, в которых были пострадавшие. Это означает, что тяжесть («летальность») дорожно-транспортных происшествий постепенно снижалась (рис. 7). Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до 188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. В 2011 году оно возросло до 140, а затем снижение возобновилось, с небольшими отклонениями от тренда в 2014 году, - до 103 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно немного повысилось, составив 111 погибших на 1000 ДТП.

Что касается раненых в ДТП, оно устойчиво возрастало до 2013 года (исключение составил только 2008 год), увеличившись с 1099 на 1000 зарегистрированных ДТП в 1995 году до 1270 в 2012 году. В дальнейшем оно постепенно снижалось, опустившись до 1257 на 1000 ДТП в 2015 году, но затем вновь стало расти, увеличившись до 1283 на 1000 ДТП в 2019 году. В 2020 году оно снизилось до 1262 раненых на 1000 ДТП. В целом, можно говорить об относительной стабилизации на уровне выше 1250 раненных в расчете на 1000 ДТП.

Снижение «летальности» ДТП и стабилизация числа раненых в ДТП в определенной степени связаны с обновлением и изменением парка автомобилей, среди которых возрастает доля более безопасных современных машин. Немалую роль играет и улучшение дорожной инфраструктуры. Однако в целом по России доля ДТП, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные условия содержания улично-дорожной сети[11], высока и еще недавно она увеличивалась, составив 40% в 2017 году и 41% в 2016 году против 21% в 2010-2012 годах. В 2019 году доля таких ДТП сократилась до 33%, а в 2020 году она составила 33,7%.

Рисунок 7. Число погибших и раненых на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2020 годы

Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них заметно различается по регионам России.

В 2020 году число зарегистрированных ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения[12] составило в целом по стране 99, варьируясь от 16 в Чеченской Республике до 168 в Новгородской области (рис. 8). Еще в 5 регионах оно превышало 150 ДТП на 100 тысяч человек – Республике Калмыкии (164), Камчатском крае, Магаданской, Тюменской и Владимирской областях (151-158). Только в 3 регионах-субъектах федерации число ДТП составляло менее 50 на 100 тысяч человек (помимо Чечни, в Ингушетии и Дагестане).

Однако при низком относительном числе зарегистрированных ДТП их тяжесть нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их больше в расчете на 100 тысяч населения. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете на 1000 ДТП составляло в 2020 году от 42 в Санкт-Петербурге, 43 в Севастополе и 47 в Москве до 444 в Чеченской Республике. Несколько ниже соотношение числа погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия (332), Кабардино-Балкария (229), Дагестан (212), Тыва (210) и Чукотском автономном округе (240). В остальных регионах оно не достигало 180 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими. В половине регионов-субъектов федерации это соотношение в 2020 году было выше 115 погибших на 1000 ДТП с пострадавшими, варьируясь в центральной половине регионов от 96 до 141 погибшего на 1000 ДТП.

Рисунок 8. Число дорожно-транспортных происшествий и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской Федерации, 2020 год

Список регионов


[7] Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель, характеризующий ДТП, включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или были ранены люди.
Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 года № 859 «О внесении изменений в Правила учета ДТП» (до 2009 г. - в течение 7 суток). Раненый - лицо, получившее в месте ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее суток, либо необходимость амбулаторного лечения.
[8] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/
[9] С 2015 года - по вине водителей транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц.
[10] Госавтоинспекция. Показатели состояния безопасности дорожного движения - http://stat.gibdd.ru/;
[11] На месте ДТП зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
[12] Для расчета использовались данные Госавтоинспекции России и оценка численности населения в среднем за 2020 год, опубликованная Росстатом 19 марта 2021 года.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.