Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 895 - 896
22 марта - 4 апреля 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Российский демографический барометр 
Миграция в России, предварительные итоги 2020 года

В 2020 году миграционный прирост населения России снизился на 63%

Наибольший миграционный прирост за 2020 год Россия получила в обмене населением с Украиной - 53 тысячи человек

Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, снизилось в 2020 году на 13%

В 2020 году за счет миграционного обмена со странами СНГ увеличилось население 58 регионов, за счет обмена с другими регионами России – 25

Число вынужденных переселенцев, беженцев и получивших временное убежище продолжало снижаться в 2020 году

См. также Архив выпусков Российского демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2020 года // Демоскоп Weekly. 2021. № 895-896. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2021/0895/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Миграция в России, предварительные итоги 2020 года

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

В 2020 году миграционный прирост населения России снизился на 63%

По данным оперативного учета за январь-декабрь 2020 года в России сохраняется тенденция роста численности населения за счет миграции, хотя миграционный прирост снизился на 63% по сравнению с аналогичными данными за 2019 год и смог компенсировать возросшую естественную убыль населения лишь на 15%.

Миграционный прирост населения России наблюдается с середины 1970-х годов, когда потоки мигрантов из РСФСР в другие союзные республики СССР стали меньше по объему обратных миграционных потоков, в основном за счет возвращения в Россию русскоязычного населения. После распада СССР сальдо международной миграции резко увеличилось, достигнув наибольшей величины в середине 1990-х годов (846 тысяч человек, или 5,7‰ в 1994 году[1]), после чего интенсивность международного миграционного обмена, а в результате и миграционного прироста быстро снижалась (рис. 1). В середине 2000-х годов отмечалась относительная стабилизация показателя, которая в конце десятилетия сменилась ростом, а затем стабилизацией на более высоком уровне и очередным снижением.

Представленные на рис. 1 показатели характеризуют регистрируемую долгосрочную миграцию со сменой постоянного места жительства. Ее объем зависит не только от имеющегося миграционного потенциала возможных стран выезда, социально-экономической ситуации в странах въезда и выезда, но и от правил регистрации мигрантов и их реализации на практике. В России эти правила неоднократно изменялись в последние годы[2]. Кроме того, оценки миграционного прироста, публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), были дважды заметно увеличены ретроспективно в процессе корректировки численности населения по итогам Всероссийских переписей населения (ВПН) 2002 и 2010 годов[3]. После переписи населения 2010 года критерии учитываемой Росстатом миграции были в очередной раз расширены с целью более полного ее учета: с 2011 года в статистический учет долгосрочной миграции стали включать лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более[4].

Рисунок 1. Число прибывших в Россию и выбывших из нее (тысяч человек) и миграционный прирост (на 10 тысяч человек населения), 1980-2020* годы

* за 2011 год приведены данные по новым (2011н) и прежним правилам учета (2011); 2012-2020 годы – оценка по новым правилам учета (2012-2019 годы – по данным годовой разработки, 2020 год - по оперативным данным за январь-декабрь); миграционный прирост рассчитан: МП (нетто)- как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из России по текущему учету; МП (с корректировками) - как разность между общим и естественным приростом населения России с учетом итогов ВПН-2010[5]

При публикации оперативных данных помесячной отчетности за 2011 год из общего числа прибывших (выбывших) на постоянное место жительства или длительное пребывание были выделены мигранты, зарегистрированные (снявшиеся с регистрационного учета) по месту жительства. Таким образом, Росстат опубликовал два ряда данных, один из которых сопоставим с данными предшествующих лет. В дальнейшем данные о регистрации по месту жительства уже не выделялись[6]. Изменение критериев долговременной миграции привело к значительному увеличению, в первую очередь, числа прибывающих и чистой миграции (миграционного прироста). В дальнейшем из-за введенных изменений (прежде всего, автоматического счета выбывших по истечении срока пребывания и усиления санкций за нарушение миграционного законодательства) в большей степени увеличивалось число учтенных выбытий. Новые правила учета прибывших и выбывших, по мнению экспертов, привели к появлению значительных объемов «виртуальной» миграции (учет событий регистрации и снятия с регистрационного учета, а не самих переездов)[7].

В 2011 году после введения новых правил учета число прибывших в Россию из других стран на постоянное место жительства или с целью пребывания сроком 9 месяцев и более увеличилось, по данным Росстата, в 2,6 раза, составив почти 357 тысяч человек против 139 тысяч человек по прежним правилам учета. В 2012 году число мигрантов, прибывших в Россию, увеличилось еще на 17%, в 2013 году – на 15%, в 2014 году – на 20%.

Однако в 2015 году, в условиях введения санкций, экономического кризиса и значительного ослабления рубля, рост числа иммигрантов в Россию существенно замедлился - прирост составил всего 3%, а в 2017 году – 2%. В 2016 и 2018 годах числа прибывших в Россию даже сокращалось - на 4% и в том, и в другом году.

В 2019 году на постоянное жительство или длительное пребывание в Россию прибыли из-за рубежа более 701 тысячи человек, что на четверть (24%) больше, чем было зарегистрировано в предшествующем 2018 году. Это самое высокое значение показателя в XXI веке, хотя оно уступает значениям 1980-х и первой половины 1990-х годов. Специалисты Росстата связывали такой рост с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД в результате введения в 2019 году форм федерального статистического наблюдения вместо листков статистического учета прибытия/выбытия, предоставление которых статистическим органам не было строго регламентировано[8].

В то же время отмечалось, что нормативные правовые документы, разработанные в целях реализации Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регламентирующие порядок оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, не содержат порядка составления и передачи первичных документов статистического учета мигрантов в органы государственной статистики. Кроме того, с 1 ноября 2019 года вид на жительство выдается без ограничения срока действия[9], что не может не отразиться на полноте учета по месту пребывания.

В 2020 году после введения ограничительных мер в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 объемы миграционных перемещений заметно сократились. По данным за январь-декабрь 2020 года в Россию прибыло из других стран на постоянное жительство или длительное пребывание 594,1 тысячи человек, что на 15% меньше, чем по аналогичным данным за тот же период 2019 года (696,4), но примерно соответствует значениям аналогичного периода 2017 года (589,0 тысячи).

Число мигрантов, выбывших из России на постоянное жительство (длительное пребывание) в другие страны, увеличивалось после расширения критериев миграции с определенным временным лагом по сравнению с ростом числа иммигрантов. В 2011 году число выбывших за пределы России увеличилось лишь на 13%, а в 2012 году возросло в 3,3 раза, что напрямую связано с изменением порядка учета долгосрочной миграции, поскольку в число выбывших стали автоматически попадать мигранты, срок пребывания которых в России закончился согласно разрешительным документам. В 2013 году число выбывших из России увеличилось еще на 52%, в 2014 году – на 66%, в 2015 году – на 15%.

В 2016 году число выбывших из России сократилось на 11%, но в последующие два года вновь стало увеличиваться - на 20% в 2017 году и на 17% в 2018 году, когда была учтена почти 441 тысяча эмигрантов. В 2019 году число эмигрантов снизилось на 6%, составив 416 тысяч человек.

По данным за январь-декабрь 2020 года число выехавших из России в связи со сменой места жительства (пребывания) вновь возросло – почти до 488 тысяч человек, или на 17% по сравнению с 2019 годом (411 тысяч человек).

Что касается чистой или нетто-миграции, отметим, что в результате опережающего роста учтенных прибытий миграционный прирост населения России за 2011 год составил почти 320 тысяч человек, что вдвое превысило значение показателя за 2010 год. В 2012 году из-за более быстрого роста числа выбытий величина миграционного прироста сократилась на 7,8%, а в 2013 году оставалась практически на том же уровне, что и в 2012 году, увеличившись на 0,3% (296 тысяч человек).

В последующие годы величина миграционного прироста преимущественно снижалась, опустившись в 2018 году до 125 тысяч человек. В 2019 году миграционный прирост населения России увеличился в 2,3 раза - до 285 тысяч человек в связи с более полным предоставлением информации территориальными органами МВД РФ, а в 2020 году, по предварительным данным за январь-декабрь, снизился в 2,7 раза, составив менее 107 тысячи человек. Коэффициент миграционного прироста снизился до 7,3 на 10 тысяч человек постоянного населения против 19,4 в 2019 году. Более низкие значения коэффициента миграционного прироста в период после 1990 года отмечались только в 2001-2004 годах по данным текущего учета миграции (МП (нетто) на рис. 1), но в дальнейшем они были существенно повышены в результате корректировки по итогам переписей населения.

Стоит отметить, что расширение критериев миграции со сменой постоянного места жительства (долгосрочной) привело к росту миграционного оборота – суммы числа прибывших и выбывших мигрантов. В 2018 году оборот международной миграции в России превысил миллион человек, а в 2019 году – 1117 тысяч человек, что на 11% больше, чем в 2018 году и почти втрое больше, чем в 2011 году (393 тысячи человек), когда впервые были применены новые критерии миграции. По данным за январь-декабрь 2020 года оборот международной миграции в России составил около 1082 тысяч человек.

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран – бывших республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств (СНГ), Балтии и Грузии (вышедшей из СНГ в 2009 году) составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97% (рис. 2). Среди иммигрантов, учтенных по критериям, измененным в 2011 году, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии немного снизилась - до 90-92%.

По данным за январь-декабрь 2020 года доля иммигрантов, прибывших в Россию из стран, расположенных на территории бывшего СССР («ближнего зарубежья»), составила 91,4%, в том числе из стран СНГ – 90,2%.

Большинство мигрантов, прибывших в Россию до 2011 года, являлись ее гражданами (не менее трех четвертей, в отдельные годы эта доля превышала 90%[10]). Среди иммигрантов, учтенных по новым правилам, доля российских граждан снизилась вдвое, составив 40% в 2011 году. В последующие годы она продолжала сокращаться, опустившись до 23% в 2014 году, но затем вновь стала расти, увеличившись до 35% в 2018 году[11]. В 2019 году она оказалась несколько меньше – около 29%[12].

В то же время доля граждан других стран СНГ среди иммигрантов, въезжающих в Россию, напротив, более чем удвоилась, увеличившись с 20% в 2010 году до 50% в 2011 году. К 2014 году она возросла до 68%[13], а затем постепенно снижалась, опустившись до 58% в 2017-2018 годах. В 2019 году она немного повысилась, увеличившись до 61%[14].

Среди эмигрантов из России доля направляющихся на постоянное место жительства в страны ближнего зарубежья была заметно ниже до 2011 года, варьируясь от 46% (2004 год) до 67% (2007 год). В 2011 году она составила 61% среди эмигрантов, учтенных при снятии с регистрационного учета по месту жительства, и 65% среди всех эмигрантов, учтенных по новым правилам (по месту жительства и месту пребывания сроком 9 месяцев и более). В 2012 году доля выбывших в страны СНГ и Балтии, Грузию, Абхазию и Южную Осетию превысила 80% от общей численности эмигрантов из России и, постепенно увеличиваясь (за исключением 2016 года, когда она снижалась до 84%), достигла почти 89% в 2019 году.

По данным за январь-декабрь 2020 года доля эмигрантов, выбывших из России в страны ближнего зарубежья, составила 86,7%, в том числе в страны СНГ – 85,5%.

Среди учтенных эмигрантов из России до 2012 года преобладали российские граждане (94-96% в 2002-2010 годах, 80% в 2011 году). Автоматическое снятие с регистрационного учета по завершении срока пребывания привело к росту доли иностранных граждан среди мигрантов, выбывающих из России - до 84% в 2015 году против 18% в 2011 году и 2-4% в предшествующие годы. Затем она немного снизилась, составив 80% в 2016 году, 81% в 2017 году, 83% в 2018 году и около 82% в 2019 году. Доля россиян среди эмигрантов, выезжающих за пределы России, напротив, сократилась до 15% в 2015 году. В 2016 году она составила 19% и 17-18% в 2017-2019 годах.

В миграционном приросте населения России доля граждан России вновь начала расти. В 2000-е годы она составляла от 72 до 89%. После расширения критериев миграции она снизилась, сократившись до 27% в 2012 году. Затем она стала повышаться: в 2014 году превысила 30%, в 2015-2016 годах составила почти половину, в 2017 году - 61%, а в 2018 году миграционный прирост за счет граждан России даже несколько превысил общий миграционный прирост населения (125,1 против 124,9 тысячи человек)[15].

Рисунок 2. Число прибывших и выбывших из России (международная миграция) в 1997-2020* годах, тысяч человек

* за 2011 год приведены данные по новым и прежним правилам учета долгосрочной миграции; 2012-2020 годы – по правилам учета, измененным в 2011 году; 2020 год – по данным за январь-декабрь

Помимо Росстата сведения об основных показателях миграционной ситуации в Российской Федерации ежемесячно публикует Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел России. По данным за январь-декабрь 2020 года[16], на миграционный учет в регионах России было поставлено 9802 тысячи человек (на 50% меньше, чем за январь-декабрь 2019 года), в том числе 9341 тысяча человек, или 95%, - по месту пребывания, почти 462 тысячи человек, или 5%, - по месту жительства. Из общего числа поставленных на миграционный учет по месту пребывания первично (4181 тысяча человек) 56% въехали в Россию с целью работы, 6% - с целью учебы, 9% - с целью туризма, 28% - с частными или иными целями.

Среди поставленных на учет по месту пребывания в 2020 году еще в большей степени, чем в 2019 году (56% против 40%) преобладали выходцы из Узбекистана (3405 тысяч человек, или 36%) и Таджикистана (1829 тысяч человек, или 20%). Относительно многочисленными (почти по 8%) оставались выходцы из Киргизии (723 тысячи человек) и Украины (719). Число поставленных на учет по месту пребывания из других стран было, по крайней мере, вдвое меньше.

Среди зарегистрированных по месту жительства преобладали мигранты, прибывшие из Таджикистана (105 тысяч человек), Украины (72), Узбекистана (57), Казахстана (51), Азербайджана (42), Армении (39), Молдавии (20), Белоруссии и Киргизии (по 15 тысяч человек), которые в сумме составили 87%.

Из любой другой страны на постоянное место жительства в Россию переехало не более 7 тысяч человек.

За январь-декабрь 2020 года снято с миграционного учета 8973 тысячи человек (на 46% меньше, чем в 2019 году), принято около 126 тысяч решений о выдаче разрешений на временное проживание (-46%) и 223 тысячи решений о выдаче (первично) видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (на 21% больше).

По действующим разрешениям на временное проживание в России проживало на конец 2020 года почти 307 тысяч человек (на 27% меньше, чем на конец 2019 года), более 620 тысяч (-1%) – по действительным видам на жительство. В то же время было направлено более 189 тысяч представлений о запрещении («неразрешении») иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию (-24%).

Значительно возросло число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации (о приеме, восстановлении, признании), - оно превысило 656 тысяч (на 32% больше, чем в 2019 году, что, в свою очередь, было на 85% больше, чем в 2018 году).


[1] В данном случае миграционный прирост населения рассчитан как разность чисел прибывших в Россию и выбывших из нее. Принимаемые в текущих расчетах численности населения миграционные приросты отличаются от отчетных данных о миграции из-за поправок на недоучет некоторых случаев перемены места жительства. См.: Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб./ Росстат. М., 2019. Приложение «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2019 гг.»
[2] Подробнее см., например, Население России 2012: двадцатый ежегодный демографический доклад / отв. ред. А.Г.Вишневский. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. С. 343-350; Население России 2013: двадцать первый ежегодный демографический доклад / отв. ред. С.В.Захаров. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. С. 296-297, 329-332.
[3] В частности, такой скорректированный миграционный прирост населения за 1994 год составил 997 тысяч человек, или 6,7‰. – См.: Демографический ежегодник России. 2019: Стат. сб./ Росстат. М., 2019. С. 4-5, 16, 200-201.
[4] До 2011 года первичные статистические учетные документы на мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания, вне зависимости от срока пребывания не обрабатывались, как отмечалось, например, в «Демографическом ежегоднике России. 2012» (с. 402). Тем не менее, сведения о численности мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на срок 1 год и более, собирались территориальными органами статистики и определенным образом учитывались при оценке миграционного прироста. Об этом, в частности, упоминалось в предисловиях к ежегодным выпускам статистического бюллетеня «Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам» за 2005-2010 годы.
[5] Рассчитано по данным, приведенным в Приложении к Российскому статистическому ежегоднику. 2020 «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2019 гг.»
[6] Данные о миграции, приводимые в ежемесячных докладах Росстата «Социально-экономическое положение Российской Федерации» и ежегодных статистических бюллетенях «Численность и миграция населения Российской Федерации», согласно сопровождающим методическим пояснениям, получены в результате разработки документов статистического учета прибытий и выбытий, поступающих от территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (ранее, до 2016 года – от территориальных органов Федеральной миграционной службы). Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства и при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.
[7] Чудиновских О.С. Административная статистика международной миграции: источники, проблемы и ситуация в России / Вопросы статистики. 2016 № 2. С. 42-43.
[8] Старостина Ю. Мигрирующая аномалия. РБК, 23 июля 2019 года https://www.rbc.ru/newspaper/2019/07/24/5d36c6ef9a7947f42d42668b; Пятин А. Росстат объяснил аномальный рост притока мигрантов новым подходом к сбору статистики. Forbes, 23 июля 2019 года https://www.forbes.ru/obshchestvo/380605-rosstat-obyasnil-anomalnyy-rost-pritoka-migrantov-novym-podhodom-k-sboru; Червонная А. В России зафиксирован скачок числа мигрантов. Ведомости, 23 июля 2019 года https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/23/807137-rossii-skachok-chisla-migrantov
[9]В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство» от 2 августа 2019 г. № 257-ФЗ. Этот закон вступил в силу с 1 ноября 2019 года. – См. Предисловие к статистическому бюллетеню «Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году». М., Федеральная служба государственной статистики, 2020.
[10] См., например, «Демографический ежегодник России. 2010». М., 2010. С. 482-483.
[11] Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году. Табл. 2.18.
[12] Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году. Табл. 2.18.
[13] «Демографический ежегодник России. 2017». М., 2017. С. 231.
[14] Численность и миграция населения Российской Федерации в 2017 году. С. 133; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году. Табл. 2.18; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году. Табл. 2.18.
[15] «Демографический ежегодник России. 2019». М., 2019., с. 229.
[16] Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года. 21 Января 17:2 - https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689548; https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/22689602/ (дата обращения: 25 марта 2021 года).

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.